Программа по тестопластике "Веселое тесто"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Программа расчитана на дополнительное развитие творческих способностей детей, художественно - эстетического вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
г.ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД №124
Авторская педагогическая разработка
Программа
«Весёлое тесто»
Автор разработки:
Волкова Светлана Михайловна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 124»
2015 год,
город Иркутск.
Пояснительная записка
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные лепные фигурки и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества: ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, и в любой момент изменяет поделку без ущерба для ее замысла и качества. Лепка дает ребенку удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно – пластичных образах.
В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. Лепят везде – в школе, в детском саду. Новое увлечение быстро распространилось среди домохозяек. И это не удивительно. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. К тому же, все необходимые материалы легко доступны: соль, мука и вода – всегда под рукой. А, слепив фигурку, ее можно разукрасить, покрыть лаком, если надо – нарядить в лоскутки, добавить природный материал.
Актуальность
Соленое тесто – экологически чистый продукт, поэтому комок светлого, мягкого, теплого теста можно смело доверить любому малышу. Этот комок дает ощущение чего то - живого. И лепка вызывает самые приятные чувства. Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Тесто – удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий, в отличие от пластилина, не пачкает руки.
Обобщая опыт работы с детьми в области лепки из соленого теста. хочется поддержать интерес к данному виду декоративно – прикладного творчества. Типовых программ по “ Тестопластике “ не существует. Это и явилось причиной разработки дополнительной программы кружка по тестопластике «Весёлое тесто».
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям представление о разных видах техники тестопластики. Сразу же хочется придумать что-то ещё, и ещё, и ещё!!! А если в тесто добавить пищевой краситель или гуашь, Ваша работа сразу же будет цветная!!!
Программа составлена на основе анализа существующих программ по лепке Министерства образования и науки РФ, изучения научно – методической литературы, опыта коллег и личного опыта по данному направлению декоративно – прикладного творчества.
Урбанизация, чрезмерное внутреннее напряжение, конфликтность, свойственные современному обществу, разрушающе действуют на детскую психику, способствуя развитию у ребенка чувства нервозности, неуверенности, незащищенности. Эти негативные качества подавляют самостоятельность мышления и фантазии, подчиняя их сиюминутным интересам. Эти внутренние конфликты во многом можно решить, смягчить, занимаясь творческим делом, например, лепкой из соленого теста.
Современное воспитание служит формированию общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе. Поэтому педагоги организуют новые методы обучения, применяют новые технологии с учетом личностно – ориентированного подхода к ребенку.
Занятия лепкой помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, и еще открывают детям прекрасный мир народного искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.
Цель программы - способствовать созданию условий для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески – активной личности через систему занятий по изучению техники лепки из соленого теста.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
Обучающие:
- Дать необходимые теоретические знания по данному виду творческой деятельности;
- Научить ребенка последовательной деятельности в процессе создания художественного образа (работе с соленым тестом);
- Научить работать с соленым тестом различными способами и техническими приемами.
Развивающие:
- Развивать гибкость кистей рук и мелкую моторику;
- Развивать чувство цветовой гармонии, композиционного построения, основ познания формы, пластики и объёма;
- Развивать эстетические чувства, воображение, фантазию, глазомер.
Воспитательные:
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, прививать навыки работы в коллективе поощрять доброжелательные отношения друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, подарков, декоративных композиций;
- Воспитывать стремление к разумной организации своего собственного времени.
Методологическая основа разработки:
Программа «Весёлое тесто» разработана для детей дошкольного возраста (6-7 лет), рассчитана на год. Занятия проходят 1 - 2 раза в месяц по 35 - 40 минут в группах по 10 – 12 человек.
Основная форма организации – творческое занятие, т. е. работа в мастерской. Это обусловлено логической поэтапностью работы процесса выполнения изделий из соленого теста.
Отличительные особенности программы
Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями лепки - из пластилина, т.к. знакомство с лепкой на занятиях начинается уже в группах раннего возраста. Для старших детей я решила дополнительно ввести новый вид лепки – из солёного теста, для этого я составила перспективный план работы на год и соответственно ему разработала календарное планирование занятий.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к лепке из соленого теста как форме коллективной и индивидуальной творческой деятельности и потребность в этой деятельности.
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Должны знать:
- название основных и составных цветов;
- виды и назначение изделий из соленого теста;
- необходимые материалы и инструменты;
- основные этапы изготовления изделий;
- композиционные основы изготовления изделий;
Должны уметь:
- приготавливать тесто для лепки;
- правильно использовать инструменты для лепки;
- изготавливать отдельные детали;
- соединять детали между собой для получения готового изделия;
- сушить изделие и наносить краски;
- составлять композицию из отдельных элементов;
- проводить окончательную отделку изделия, лакирование;
- определять качество готового изделия.
Формы подведения итогов: Открытые занятия для детей других групп в течение года, выставки работ.
Этапы работы:
1 этап:
- базовый – обеспечение минимальных знаний, умений и навыков по овладению технологией лепки из соленого теста;
2 этап:
- творческий - углубленное изучение технологии с выполнением творческих заданий;
3 этап:
- продуктивный - сотворчество педагога и ребенка на основе индивидуальных образовательных планов;
Принципы обучения:
- эмоционально положительное отношение детей к деятельности – основное условие развития детского творчества;
- учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий;
- последовательность усвоения материала – от простого к сложному;
- удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей;
Методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);
- эвристический (проблема ставится самими детьми , ими же предлагаются пути решения).
Структура разработки
Данная авторская разработка состоит из: пояснительной записки; методического обеспечения, включающего описание и комплексно-тематическое планирование; приложения.
Комплексно – тематическое планирование
№ п. | Тема занятия | Количество занятий |
1. сентябрь | I. Вводное занятие. Тема : «Знакомство с техникой лепки – из соленого теста, с основными материалами и инструментами, с основными этапами изготовления изделий». Цель – познакомить детей с соленым тестом, способом его приготовления, с основными материалами и инструментами, необходимыми для работы, правилами безопасности; раскрыть этапы изготовления изделий: сушка, покрытие красками и лаком. | 1 |
2. октябрь | II. Лепка мелких деталей. Тема: «Изготовление бус, браслетов, колечек, листочков, ягодок. Цель – учить детей лепить мелкие детали путем отщипывания, катания, раскатывания, вытягивания, прищипывания; развивать мелкую моторику, творческое воображение, мышление; воспитывать аккуратность и трудолюбие. | 1 |
3. ноябрь - декабрь 4. январь - март | III. Составление композиции из отдельных элементов. Тема: «Изготовление медальонов». Цель – познакомить детей с техникой изготовления медальонов разной формы (круг, квадрат и овал), учить составлять композицию из отдельных элементов: ягодок, колечек, листочков и т.д.; развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественно – эстетический вкус; воспитывать аккуратность, любовь и уважение к труду. Тема: «Изготовление подсвечников». Цель – познакомить детей с видами подсвечников, их назначением и этапами их изготовления; учить украшать подсвечники отдельными элементами: ягодками, колечками, листочками и т.д., ; развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественно – эстетический вкус; воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь и уважение к труду. IV. Объемные лепные фигуры. Тема: «Мышки на сыре», «Божья коровка на листочке». Цель – учить детей лепить из теста объемные фигуры, придавать им форму, соотносить размеры; развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественно – эстетический вкус; воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь и уважение к труду. | 1 1 4 |
5. апрель – 6. Май | V. Полуобъемные лепные фигуры на плоскости. Тема: «Поле подсолнухов». Коллективная работа. Цель – учить детей лепить полуобъемны фигуры на плоскости, правильно располагать фигуры на плоскости, придавать форму; развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественно – эстетический вкус; воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь и уважение к труду. VI. Выставка готовых работ. Подведение итогов. | 2 |
итого: | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Непоседливое тесто"
Программа разработана на 4 года, начиная работу по данному направлению с детьми второй младшей группы (3-4 года) и до подготовительной к школе группы (6-7 лет). Календарно-тематическое пла...

Программа кружка "Соленое тесто"
Программа "Соленое тесто" представляет собой систему дополнительного образования дошкольников, которая позволяет эффективно решать вопросы развития творческих способностей детей. Цель программы:...
Программа кружка "Волшебное тесто".
По данной программе работала в старшей группе. Дети с большим интересом и удовольствием работали на занятиях. Буду рада, если кому -то материал пригодиться....

Рабочая программа кружка "Волшебное тесто"
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых дл...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
Программа кружка "Волшебное тесто" для подготовительной группы (6-8 лет)
Програма кружка "Волшебное тесто" имеет художественно-эстетическую направленность.Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу дошкольников....