Авторская программа по тестопластике.
рабочая программа (аппликация, лепка) по теме

Панфёрова Елена Викторовна

Предлагаю Вашему вниманию "Авторскую программу по тестопластике"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №47

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Принято» на заседании                     «Согласовано»                                                «Утверждаю»

педагогического совета                        Директор ЦПКС ИМЦ                                 Заведующий ГБДОУ

протокол №1 от 26.09.2013                  Колпинского района                                     детский сад №47

                                                                                                                                             

                                                                  -------------------                                                   --------------------

                                                                   Р.С. Оганов                                                      О.Ф.Масленок

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ.

«Ватрушка»

(для детей 3-5 лет)

Санкт-Петербург

Колпинский район

2013 год

                           

Пояснительная записка.

 Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться. Система обучения в детском саду  строится  таким образом, чтобы  подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка,  и, в дальнейшем,  подготовке к школе. В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла  необходимость разработки образовательных программ внеурочной деятельности.

 Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Народное  искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Программа «Ватрушка (тестопластика)» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Развитие «ручной умелости» для поступления  ребенка в школу способствуют занятия по лепке. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в  котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

   Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

   Целесообразность.  Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятья лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Синхронизирует работу обеих рук;
  • Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

Еще одной специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Создание ребенком  даже самых  простых  скульптур – творческий процесс.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

   В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

  

ПРЕИМУЩЕСТВА СОЛЁНОГО ТЕСТА:

  1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
  2. Легко омывается и не оставляет следов;
  3. Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно один раз попробовав тесто на вкус, ребёнок больше не пытается взять его в рот – невкусно!!!
  4. Если оно правильно размешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
  5. Можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе;
  6. Краска пристаёт любая, а возможности для росписи – практически неограниченные;
  7. Поверх краски хорошо ещё покрывать лаком – сохраняется на века;
  8. С готовым  тестом можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:

Цели:

1)  образовательные:

  1. расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
  2. освоение системы знаний  по русскому народному творчеству и малых  жанрах культуры.

2) развивающие:

  1. развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со  скульптурой.
  2. раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии

3) воспитательные:

  1. воспитывать умение  ценить, уважать  достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
  2. информационно-познавательная компетентность  воспитывать интерес к изучению и  познанию ценностно-ориентационная компетентность декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к  малым скульптурным жанрам
  3. регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения  в обществе с детьми и взрослыми
  4. коммуникативная компетентность учить детей культуре  речевого общения, выразительной речи, эмоциональному  настроению
  5. культурно-социальная компетентность  приобщить  к уважению выполненных  работ  детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности.

Задачи:

1) образовательные:

  1. формирование представлений о народных  промыслах
  2. ознакомление со способами деятельности – лепка из глины  игрушки, барельеф, скульптура
  3. овладение основами, умениями  работы из  целого куска теста, из отдельных частей  создание образов
  4. формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
  5. обогащение  знаний детей через  изучение  декоративно-прикладного искусства – лепка из теста
  6. овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания.

2) развивающие:

  1. развитие интереса к изучению народных промыслов
  2. повышение уровня  навыков и умений в мастерстве детей в результате  своих работ
  3. активизация имеющегося опыта  на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями
  4. формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения
  5. развитие опыта и творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций
  6. развитие способности к личному самоопределению и самореализации  в дальнейшей жизни.

3) воспитательные:

  1. воспитание ответственности при выполнении работ,  подготовке к  ярмаркам,  выставкам
  2. соблюдение правил  соблюдение правил техники безопасности
  3. активное участие в ярмарках-распродажах, выставках
  4. стремление к  поиску, самостоятельности
  5. понимание необходимости  качественного выполнения образа
  6. конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера
  7. приобретение готовности  самостоятельно  выполнять все виды  игрушек,  требуемых по программе, а также скульптуре
  8. самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному  искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному  искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптуры.

 ПРИНЦИПЫ :

  • Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
  • Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  • Принцип обогащения сенсорного опыта.
  • Последовательности и систематичности.
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  • Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • Принцип организации тематического пространства(информационного поля) – основы для развития образных представлений.

 

Технологии:

  • Игровое обучение
  • Педагогика сотрудничества

 

 Методы:

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

Средства:

  • соленое тесто
  • стеки
  • доски
  • кисти
  • краска гуашь
  • шаблоны
  • формочки для теста
  • шелковые ленточки, кружева, бусинки
  • магнитные полоски

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛАМИ И ИНСТРУМЕНТАМИ:

  1. Аккуратно работать с тестом;
  2. Пользоваться салфеткой после работы;
  3. Не разбрасывать инструменты;
  4. Класть кисточку на подставку;
  5. Мыть кисточку после работы, сушить её;
  6. Класть материалы и инструменты на место;
  7. Убирать своё рабочее место.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА:

2 младшая группа:

  1. отделять от большого куска небольшие  комочки
  2. раскатывать  комок теста  прямыми движениями;
  3. раскатывать комок теста круговыми движениями;
  4. сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
  5. соединять концы;
  6. сплющивать между ладонями комок теста;
  7. соединять 2-3  знакомые формы;
  8. защипывание краев формы кончиками пальцев.

Средняя группа:

  1. скатывание прямыми движениями;
  2. скатывание круговыми движениями;
  3. расплющивание;
  4. соединение в виде кольца;
  5. защипывание  края формы;
  6. лепка из нескольких частей;
  7. пропорции;
  8. оттягивание части от основной формы;
  9. сглаживание поверхности формы;
  10. присоединение  части;
  11. прижимание;
  12. примазывание;
  13. вдавливание для получения полой формы;
  14. использование стеки.

Старшая  группа:

  1. лепка с натуры;
  2. лепка по представлению;
  3. лепка из целого куска;
  4. сглаживание поверхности формы;
  5. устойчивость изделия;
  6. выразительность образа;
  7. динамика движения;
  8. лепка из нескольких частей;
  9. пропорции;
  10. роспись;
  11. налепы;
  12. углубленный рельеф;
  13. использование стеки.

Подготовительная группа:

  1. лепка с натуры;
  2. лепка по представлению;
  3. динамика движения;
  4. выразительность образа;
  5. лепка скульптуры из 2-3 предметов;
  6. поза;
  7. пропорции;
  8. разные способы лепки;
  9. сплющивание;
  10. защипывание, соединение краев теста;
  11. оттягивание;
  12. сглаживание;
  13. вдавливание;
  14. прижимание;
  15. примазывание;
  16. раскатывание;
  17. мелкие налепы;
  18. устойчивость;
  19. рельеф;
  20. роспись;
  21. использование стеки.

Средства диагностики:

  • Отзывы родителей.
  • Наблюдение за детьми. 

 

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

(МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ).

ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА:

  1. Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;
  2. Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;
  3. Знакомить со свойствами материала;
  4. Знакомит с приёмами лепки.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ:

Групповое занятие.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Показ и объяснение. Закрепление материала.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Ответы на вопросы. Самостоятельная работа.

     

      Месяц

 

Тематика/занятия

Примерное  кол – во часов, занятий

Ожидаемый результат (какие знания, умения, навыки контролируются в конце занятия или что ребёнок должен выполнить к концу занятия)

   НОЯБРЬ

1.Замес теста. Свойства материала.

1

Должен понять: способы лепки, приёмы лепки.

Должен знать: отщипывание небольших комочков теста, раскатывание их между ладонями прямыми движениями

 2.Основные способы приёма лепки.

1

3. «Конфетки»

2

4.«Хлебная соломка»

2

   ДЕКАБРЬ

1. «Бублики»

2            

Должен понять: свёртывание и прижимание теста.

Должен знать: отщипывание и раскатывание.

2. «Баранки»

2

3. «Крендельки»

2

4. По замыслу.

2

    ЯНВАРЬ

1. «Орешки»

2

Должен понять: сплющивание, сдавливание.

Должен знать: отщипывание  теста разных размеров от большого куска.

Должен уметь: раскатывание между ладонями прямыми движениями.

2. «Печенье»

2

3.«Лепёшки большие и маленькие»

2

4. По замыслу

2

   ФЕВРАЛЬ

1.«Погремушка»

2

Должен понять: лепить предметы из нескольких частей. Расположение в порядке уменьшающей величины.

Должен знать: соединение частей, плотно прижимая их друг к другу.

2. «Пирамидка»

2

3. «Мандарины и апельсины»

2

4. «Снеговик»

2

                        МАРТ

1. «Ладошка»

2

Должен понять: соединение частей по шаблону.

Должен знать: соединение частей приёмом прижимания.

Должен уметь: раскатывать тесто между ладонями.

2. «Самолёт»

2

3. «Тюльпан»

2

4.«Два сердечка»

2

 

    АПРЕЛЬ

1. «Неваляшка»

2

Должен понять: соединение частей одинаковой формы, по разной величине.

Должен знать: при лепке круглых деталей пользоваться приёмом раскатывания теста кругообразными движениями между ладонями; при лепке продолговатых деталей пользоваться приёмом раскатывания палочек.

Должен уметь: прочно соединять части между собой, прижимая их друг к другу.

2. «Фрукты на тарелочке»

2

3. «Зайчик»

2

4. «Птичка»

2

       МАЙ

1. «Собачка – брелок»

2

Должен понять: вырезание по шаблону.

Должен знать: соединение деталей, приёмы прищипывания.

Должен уметь: раскатывание предметов прямыми и круговыми движениями.

2. «Яблочко – магнит»

2

3. «Жираф – панно»

2

4. По замыслу.

2

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

(СТАРШИЙ ВОЗРАСТ).

ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

  1. Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т. д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.);
  2. Развивать мышление и воображение.
  3. Развивать внимание.
  4. Способность развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ:

Групповое занятие.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Показ и объяснение. Закрепление материала.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Ответы на вопросы. Самостоятельная деятельность.

     

      Месяц

Тематика  /занятия

Примерное кол – во часов, занятий

Ожидаемый результат (какие знания, умения, навыки контролируются в конце занятия или что ребёнок должен выполнить к концу занятия)

   НОЯБРЬ

1.Замес теста. Свойства материала.

1

Должен понять: способы лепки, приёмы лепки.

Должен знать: соединение деталей. Что такое композиция.

Должен уметь: изобразить последовательно, вычленять целостность композиции, придавать образу выразительность, раскрасить работу.

2.Основные способы и приёмы лепки.

1

3. «Змея на пеньке»

2

4. «Сова» - брелок.

2

  ДЕКАБРЬ

1. «Ёлочка»

2

Должен знать: особенности лепки.

Должен уметь: выделить особенности формы, деталей, пропорции.

2. «Снеговички»

2

3. «Ёлочные украшения»

2

4. По замыслу.

2

   ЯНВАРЬ

1.Ознакомление с гжельской керамикой.

2

Должен знать: цвета гжели, предметы по гжели.

Должен уметь: создать форму, устойчивость, характерные детали.

2. «Чашка»

2

3. «Чайник»

2

4. «Чайная пара» - панно

2

   ФЕВРАЛЬ

1. «Золотая рыбка» - панно

2

Должен знать: строение, основные детали.

Должен уметь: выполнять форму, налепы, устойчивость.

2. «Сказочная птица»

2

3. « Бабочки»

2

4. Композиция

2

      МАРТ

1. «Собачка» - брелок

2

Должен понять: взаимосвязь скульптурных компонентов; композиционной скульптуры.

Должен знать: композиционное решение.

Должен уметь: последовательно выполнять скульптурную композицию.

2. Подарок для мамы (цветы)

2

3. Кулон – сердечко

2

4. Фоторамка  - сувенир

2

 

   АПРЕЛЬ

1. « Ёжик на поляне»

2

Должен знать: соединение деталей, что такое композиция.

Должен уметь: изобразить последовательно, уметь вычленять целостную композицию, придавать образу выразительность, раскрасить работу.

2. « Стрекоза»

2

3. «Улитка на яблоке»

2

4. По замыслу

2

 

       МАЙ

1. «Ваза с цветами» - панно

2

Должен знать: взаимосвязь композиционной скульптуры.

Должен уметь: последовательно выполнять скульптурную композицию.

2. «Хризантема» - панно

2

3. «Букет цветов» -панно

2

4. По замыслу

2

Список используемой литературы:

  1. Горичева В.С. «Изделия из солёного теста».
  2. Зайцев В.Б. « Игрушки из солёного теста». ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2011г.
  3. Анистратова А.А., Гришина Н.И. «Поделки из солёного теста». ООО «Издательство Оникс»,2011г.
  4. Лаптева Т.Е. «Соленое тесто. Оригинальные идеи для весёлого творчества». ООО «Издательство «Эксмо», Москва 2010г.
  5. Чаянова Г. «Солёное тесто для начинающих».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""

В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях  мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...

Программа кружка "Тестопластика" в детском саду

Методическая разработка программы кружка "Тестопластика"  в детском саду...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская программа по тестопластике "Волшебные пальчики"

Данная авторская программа по тестопластике разработана для детей 4 - 6 лет. Дети познакомятся с приемами лепки, а так же научатся создавать поделки из соленого теста....

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...