Самооброзование
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Виноградова Анна Владимировна

“Лепка как средство развития мелкой моторики у детей младшей группы”

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrozovanie.docx64.61 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование на тему:

“Лепка как средство развития мелкой моторики у детей младшей группы”

Воспитатель: Виноградова Анна Владимировна

2018-2019г.

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………        4

ГлаваI. Теоретические подходы к проблеме развития мелкой моторики посредством лепки………………………………………………………............8

1.1. Психолого-педагогические аспекты проблемы развития мелкой моторики

  • детей младшего возраста……………………………………………………….8

1.2. Понятие лепки и ее использования в ДОУ. Виды лепки. Способы

лепки……………………………………………………………………………..13

1.3. Методика обучения лепке детей младшей группы………………………18

      ГлаваII. Содержание педагогической деятельности по развитию мелкой   моторики у детей младшей группы………………………………………………22

2.1. Выявление первичного уровня развития мелкой моторики у детей младшей группы…………………………………………………………………22

План работы……………………………………………………………………..26

Методика…………………………………………………………………………29

Ведомость.………………………………………………………………………..32

Список используемой литературы……………………………………………..33

Приложение……………………………………………………………………...58


Введение

  Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

          О том, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, было известно уже во II

в. до н. э. в Древнем Китае. Японская акупунктура - еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

  • детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание,

мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая

жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.                Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму. Изобразительная деятельность детей - лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки

для развития ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее - нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Важно помнить, что для дошкольника важнее процесс, чем результат. Поэтому следует сделать этот процесс как можно более комфортным для него.

Основываясь на исследованиях по развитию мелкой моторики у детей, разработали систему занятий по лепке для детей дошкольного возраста, на которых будут совершенствоваться мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, повлияет на развитие речи и мышления, на нервную систему в целом.


Актуальность указанной мною темы и обусловила ее выбор и логику проведения и описания теоретического и эмпирического исследования.

Практическая значимость разработки данной проблематики сохраняется на протяжении уже нескольких десятилетий, не теряя своей значимости.

Противоречие мы видим между недостаточно развитой мелкой моторикой у детей 2-3 лет и необходимостью повышения уровня ее развития.

Проблема: Как развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста посредством лепки?

Объект исследования: Процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством лепки.

Предмет исследования: Пути развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством лепки.

Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние лепки на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по теме исследования и рассмотреть понятие мелкой моторики и ее развития.

  1. Подобрать диагностические задания эксперимента по изучению уровня развития мелкой моторики рук и осуществить диагностику.

  1. Организовать с детьми комплекс ОД по лепке для развития мелкой моторики рук.

  1. Проследить динамику развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки.

Исходя из поставленной цели, определения объекта и предмета мною была выдвинута

Глава 1.«Теоретические подходы к проблеме развития мелкой моторики посредством лепки»

1.1.        Психолого-педагогические аспекты проблемы развития мелкой моторики у детей младшего возраста.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания,развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак,


распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.[10,16].Н.А.Бернштейнв своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований: 1) в связи с развитием познавательных способностей; 2) в связи с развитием речи; 3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними»[6,22].

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно,что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо


напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается. Вопрос о развитии собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий будет рассмотрен при освещении особенностей развития мелкой моторики в онтогенезе. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни [5,24].

Ребёнок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с не специфической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система - речь, которая совершенствует деятельность и развитие ребёнка (А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, И.П.Павлов, И.М.Сеченов, и др.). Недостаточность двигательных средств, несформированность психомоторики в целом, равно как и различные нарушения речи, будут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения человека, на возможностях осуществления многих видов деятельности, требующих определенного уровня моторного и речевого развития. Рука маленького труженика на четвёртом году жизни освоится с множеством рамок для застёгивания -расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы - голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой


посуду. И всё это будет косвенно готовить руку к письму. Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения - к восприятию, от восприятия - к представлению, от представления - к пониманию. Итак, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями - «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно - моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую [5,23]. Постепенно хаотичные восприятия ребёнка, накопленные за предыдущие три года жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться. На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы, например выпиливание лобзиком, вышивание крестиком, вязание крючком и др. «Выставки творчества», где демонстрируются поделки, сопровождаются рассказами о том, как это было выполнено. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов. Привлекательным занятием становится писание по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты» и подготовке руки к письму. В этом возрасте дети любят играть с завязанными глазами. «Руки видят!» - делают они открытие и готовы снова и снова перепроверять свои возможности. Для таких игр нужны буквы и цифры, вырезанные из плотного картона, металла или выпиленные из дерева. Многие дошкольники готовы к длительным наблюдениям, к экспериментам и опытам с магнитом, воздухом, водой, бумагой и т.д. Словарный запас ребёнка достигает уже двух тысяч, он пользуется всеми частями речи, кроме деепричастия, и всеми грамматическими формами. Может пересказать знакомую сказку, вспомнить и связно передать то, что произвело на него сильное впечатление, рассказать про экскурсию, поездку в гости, поход в театр. При этом руки будут приходить на помощь: заменять слова, показывая расстояние, направление

11


размеры. Так же, в 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе [4,25]. В целом проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский (1978) писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей, проведено много и доказано, что развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия. В некоторых случаях дети могут не произносить правильно один-два звука, но не из-за проблем с моторикой, а из-за незнания как эти звуки произносятся, что в данном случае коррекции поддается легко. Но это уже другой случай. Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками.

1.2. Понятие лепки и ее использование в ДОУ

Каждый родитель знает, что мелкая моторика помогает развивать умственные способности малыша с самого раннего возраста. Собственно, делают это еще до школы. Наличие необходимых навыков поможет легче решать школьные задачи, запоминать уроки и так далее. Лепка – один из основных способов развития детской моторики. Для этого нужен обыкновенный пластилин. Если вы считает это лишним в виду наличия в пластилине вредных веществ, то сильно заблуждаетесь. В таком случае ваша задача найти безопасный материал, а не лишать ребенка очень важного элемента в развитии.

Чем же так хороша лепка?

Дело в том, что пальцы рук непосредственно имеют взаимосвязь с головным мозгом. Поэтому, научившись проявлять в полной мере свою фантазию, они смогут заметно раньше научиться говорить, запоминать вещи и даже считать. И не надо никаких дошкольных учреждений и платных занятий. Итак, учим малыша лепить фигурки правильно. Во-первых, делать это нужно уже с двух-трех лет. Во-вторых, дать ему полную свободу творчества: только на начальном этапе помогать ему, показывать всевозможных животных, предметы – пусть он постепенно учиться лепить их сам. И третье правило: всегда хвалите малыша. Даже если у него кот больше похож на жирафа, все равно похвалите его за работу. У ребенка заметно повысится и самооценка. Плюс не стоит забывать и о развитии творческих способностей, речи, познании окружающего мира. Лепка из пластилина – это не только познавательный, но и очень интересный процесс. Можно сказать, совмещение приятного с полезным для своего любимого чада.


Виды лепки

Предметная лепка

  • предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепк

Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе.В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп.


Декоративная лепка

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом).Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме. Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки [25,24].

Приемы лепки

Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание        - отделение        от        большого        куска        пластилина        или        теста

небольших кусочков при помощи большого и указательного пальца руки.

«Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с

прямыми пальцами. Размах движения можно варьировать. Сплющивание - сжимание куска теста или пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющивать при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями к плоской поверхности

Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательными пальцами руки.

Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

Вдавливание - расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.

Раскатывание - формирование из куска пластилина « колбасок» путем раскатывания его движениями вперед - назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Разрезание        - деление        куска        пластилина        при        помощи        стеки        на        кусочки

меньшего размера.

Сглаживание - придание гладкой формы изделию при помощи пальцев рук.

Оттягивание - оттягивание пальцами края изделия.

Защипывание - придание рельефа и фактуры, изображение отдельных деталей при помощи щипковых движений пальцев.

Загибание - придание формы краям тарелок, ваз при помощи круговых движений пальцев рук.

Использование различных приспособлений - для придания особенностей поверхности изделия тех или иных образов (перышки, крылья, шерсть, волнистые линии, надрезы или разрезы) с помощью мелких бытовых предметов [11,23].

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог

  • игрушечным персонажем или с взрослым. Для удобства использования в практической работе в приложении приводятся конспекты занятий с примерным текстом бесед взрослого с детьми, а также стихотворения,

потешки, загадки [22,19].

Ознакомление с окружающим миром

Для занятий подбираются сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка. Они позволяют уточнять уже усвоенные им знания, расширять их, применять первые варианты обобщения.

Соблюдение мер предосторожности при работе с пластилином и бросовым материалом.

Для проведения занятия необходимо организовать место для работы: поставить столы там, где нет коврового покрытия, при использовании мелкого бросового материала необходимо пристально наблюдать за работой детей и находиться рядом, после занятия убрать пластилин, бросовый и природный материал в недоступное для детей место.

1.3. Методика обучения лепке детей младшей группы

На третьем году жизни в развитии ребенка происходят важные качественные изменения. В этом возрасте ребенок хорошо понимает словесную инструкцию, с помощью которой взрослый руководит его действиями и поведением. У двух-трехлетних детей хорошо развита и способность подражать действиям, игра начинает носить сюжетный характер. Большие изменения происходят в развитии руки, движения ребенка становятся более координированными (что подготовлено  различными видами деятельности). К этому возрасту происходят существенные накопления в сенсорном опыте детей. Они четко различают основные геометрические формы, устанавливают их сходство и различие. Все это делает возможным проведение занятий лепкой.[1,21].

В первой младшей группе воспитатель подводит детей к пониманию изобразительного характера лепки. Но прежде всего, необходимо познакомить детей с материалом (глиной или пластилином). А отношение к материалу у детей младшего возраста бывает очень разным. Одни отказываются брать глину в руки, резко отодвигают ее от себя. Эта реакция чаще всего связана с тем, что предлагаемый материал по своим внешним свойствам непривлекателен для ребенка. У других детей можно наблюдать и совершенно противоположную реакцию: им доставляет большое удовольствие просто мять глину, размазывать ее по столу, т. е. многократно производить такие действия, которые в дальнейшем не только не имеют особого значения в процессе лепки, а наоборот, оказывают отрицательное влияние, если дети слишком долго задерживаются на этих способах Поэтому очень важно знакомство с материалом провести правильно.[14,21]. Наиболее целесообразно проводить знакомство детей с материалом в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого дети могут сразу получить видимый результат. Знакомство с глиной лучше всего проводить следующим образом. Воспитатель, показывая детям глину, говорит: «Это глина. Сделаем из нее палочку. Глина мягкая, от нее можно оторвать кусочек» (отрывает от общей массы глины кусочек и раскатывает его между ладонями). Таким образом, знакомя детей с материалом, воспитатель обучает детей первому формообразующему движению — раскатыванию. Такой прием обучения связан с особенностями развития движений у ребенка на данном возрастном этапе: движения еще недостаточно координированы, ему трудно одновременно работать двумя руками. Для младшего дошкольного возраста характерно созданиеобъемных форм: цилиндра, шара, диска, поэтому обучение формообразующим движениям следует проводить через лепку простейших предметов: цилиндрической формы- палочка, колбаска; круглой - мяч, яблоко, блинчик, лепешка и др. Следует отметить, что большинство детей, раскатывая глину пальцами, не умеют соразмерять силу движений, поэтому или раскатывают слишком слабо и у них ничего не получается, или раскатывают с такой силой, что все размазывается по столу. Для того чтобы у детей формировалось чувственно-двигательное представление о результатах своих действий с глиной во время раскатывания, а в какой-то степени они научились влиять на силу движений, детям предлагают сначала раскатывать палочку, уже вылепленную воспитателем. Учитывая значение зрительной и преобладающую роль кинестетической ориентировки в выработке двигательного навыка, следует не только подсказывать ребенку тот или иной способ действия, но и производить движение его рукой, обращая внимание на движение и положение руки, что дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии.  Одновременно воспитатель обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы


 надо раскатывать ладошкой.[1,17] После того как дети освоят формообразующее движение по созданию цилиндрической формы, следует научить детей преобразованию цилиндра — сделать из палочки кольцо. Дети обязательно рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как его лепить.

При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. «У колечка должна быть дырочка, и его можно будет надеть на палочку или пальчик», — говорит воспитатель. Этот момент очень важен для воспитания у ребенка способности контролировать свои действия. Обычно дети быстро справляются с этим заданием. Поэтому можно в дальнейшем научить их изображению более сложного предмета — конуса или простой игрушечной пирамидки. На первый взгляд может показаться непонятным, почему для начального изображения рекомендуется такой сложный предмет. Однако этот предмет можно составить конструктивным путем, из известных детям форм — колец разного диаметра. В раннем дошкольном возрасте данный прием является наиболее целесообразным, так как лепка из целого куска требует от детей более сложной формы представления об образе в целом, что на третьем году для детей еще сложно. Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести через показ реального предмета или игрушки — в данном случае рассматривается пирамидка. При рассмотрении предмета воспитатель должен ставить следующие цели:сделать процесс восприятия предмета преднамеренным (воспитатель говорит детям:«Мы с вами сейчас рассмотрим пирамидку, а потом будем ее лепить»), вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к обследуемому предмету; научить выделять основные части предмета; установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением. Эти задачи решаются при обследовании всех предметов, к изображению которых мы подводим детей. Необходимо эмоционально объяснить детям, почему надо рассматривать предмет. У детей всегда есть огромное желание что-то делать, поэтому слова воспитателя; «Мы будем лепить с вами пирамидку, давайте ее внимательно рассмотрим» - вызывают у детей интерес. Кроме того, хорошо известно, что внимание и интерес к окружающим предметам у детей усиливаются, если их активно направляет взрослый, если он обращает внимание на такие свойства предмета, которые сам ребенок не заметил бы. Обследование предмета следует проводить, исходя из принципиально важной последовательности, а именно: восприятие целостного образа предмета, вычленение основных частей этого предмета, повторное целостное восприятие. Эти принципы надо соблюдать при обследовании всех других предметов, которые выбираются для изображения. Учитывая поставленную задачу, воспитатель должен стремиться установить связь между частями рассматриваемого предмета и теми формообразующими движениями, которыми раньше уже овладели дети, установить связь воспринимаемого с прошлым опытом детей и с предстоящей задачей — слепить. Например, воспитатель, показывая палочку от пирамиды, задает детям вопрос: «А вы умеете лепить палочку» — или, рассматривая кольцо, говорит: «Смотрите, какое колечко, у него дырочка есть, чтобы надеть на палочку. А вы умеете лепить колечко?» Такой способ рассматривания предмета, предназначенного в дальнейшем для изображения, целесообразен, так как он не только стимулирует детей на активное восприятие предмета в данный момент, но и устанавливает связь с тем, что дети делали на предыдущих занятиях, т. е. активизирует память детей и способствует развитию у них целенаправленного восприятия. После рассматривания дети начинают лепить предмет. Пирамидка остается на столе. Во время работы воспитатель должен постоянно руководить процессом изображения предмета, используя для этого различные приемы.


Глава II «Содержание педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей младшей группы»

2.1. Выявление первичного уровня развитию мелкой моторики у детей младшей группы.

На первом этапе я изучила методическое обеспечение ДОУ по развитию мелкой моторики у детей младшей группы. Проанализировав теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшей группы, приступила к опытно-экспериментальной работе. Работа по выявлению уровня развития мелкой моторики у детей младшего возраста была проведена.Мною были использованы следующие методы: Метод наблюдения-представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным материалом или данными. Беседа – как метод восприятия постоянно присутствует в дошкольном учреждении. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок к детям конкретной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих воспитанников к формированию у них определенных суждений, оценок. Педагогический эксперимент – специально организуемая проверка того или иного метода и приема работы. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с помощью методов, регистрирующих лишь то, что уже существует. Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть предполагаемое и проверяемое, педагогическое нововведение . Анализ собранных данных, их теоретическое осмысление и обобщение. На этом этапе исследователь старается определить случайное и частное от необходимого и существенного. Метод математической статистики. Применение этого метода анализ собранных данных помогает более точно оценить результаты экспериментов, повышает надежность выводов из них и дает больше оснований для дальнейших творческих обобщений. Диагностические методы – методики: Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера. (приложение 1)

Диагностика проводилась индивидуально в первую половину дня в игровой форме, через 6 игровых заданий.

  1. Пальчик с носиком здороваются. После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:

а) кончика носа;

б) мочки левого уха

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой. По уровню развития мелкой моторики дети распределились следующим образом.

табл.1

Ниже-нижнего

Низкий уровень

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень

  1. Уложи монеты в коробку.На  стол  ставится картонная коробка размером

10x10 см, перед которой на расстоянии  5 см раскладываются в беспорядке

20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см

По        сигналу        взрослого ребенок        должен        уложить как можно быстрее        все

монеты (нужно брать их по одной) в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. По уровню развития мелкой моторики дети распределились следующим образом.

табл.2

Ниже-нижнего

Низкий уровень

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень

  1. Нарисуй пальцами кружочки. В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях). По уровню развития мелкой моторики дети распределились следующим образом.

табл.3

Ниже-нижнего

Низкий уровень

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень

  1. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). Взрослый предлагает ребенку протянуть: а)

левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. По уровню развития мелкой моторики дети распределились следующим образом.

табл.4

Ниже-нижнего

Низкий уровень

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень


  1. «Колечко».

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой. По уровню развития мелкой моторики дети распределились следующим образом.

табл.5

Ниже-нижнего

Низкий уровень

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень

  1. «Наши пальчики».

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке. По уровню развития мелкой моторики дети распределились следующим образом.

табл.6

Ниже-нижнего

Низкий уровень

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень


План работы

ОД

Программные задачи

Совместная деятельность

«Морковка для зайчика»

Учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путем придавливания.

Координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику.

Д/И: «Определи на ощупь»

Цель: Закреплять знания об овощах и фруктах.

Пальчиковая игра с орехами.

Цель: Развивать мелкую моторику.

«Накормим петушка вкусным горошком»

Совершенствовать умение отделять меньший ком пластилина от большего.

Воспитывать интерес к лепке, аккуратность.

Развивать мелкую моторику.

Д/И: «Чудесный мешочек»

Цель: Развивать тактильные

ощущения, мелкую моторику.

Пальчиковая игра с карандашом.

«Испечем мы с бабушкой вкусные оладушки»

Продолжать учить детей раскатывать шар из соленого теста между ладонями круговыми движениями и сплющивать его ладонями для изображения предмета округлой формы.

Учить отламывать

комочки теста от целого куска.

Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения. 

Д/И: «Узнай по описанию»

Цель: Развивать мелкую моторику.

Пальчиковая игра с глиной.

«Уточка»

Познакомить с лепкой уточки.

Формировать

умение выделять характерные особенности (туловище, вытянутый клюв, хвостик)

Закреплять умение соединять части плотно прижимая их друг к другу.

Развивать мелкую моторику. 

Д/И: «Выложи по образцу»

Цель: развивать

мелкую моторику, тактильные ощущения.

Пальчиковая игра:

«Заводные машинки»

«Пропеллер»  

«Пеленашка в колыбельке»

Познакомить с видом народной куклы.

Учить создавать оригинальные композиции в лепке.

Развивать воображение, мелкую моторику. 

Д/И: «Назови лишнее»

Цель: Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.

Пальчиковая игра: «Кошка выпускает коготки» 

табл.7. Первый этап выявления мелкой моторики

Ниже   нижнего

Низкий уровень

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень

табл. 8. Второй этап выявления мелкой моторики

Ниже-нижнего

Низкий уровень

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень

Мониторинг

определения уровня развития мелкой моторики

(Материалы по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А.Венгера)

Задания для детей 2 - 3 лет:

  • Пальчик с носиком здороваются. После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

  Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

Уложи монеты в коробку. На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.

По        сигналу        взрослого ребенок        должен        уложить как можно быстрее        все

монеты        (нужно        брать        их        по        одной)        в        коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод.Нормой считается правильность и время выполнения:

для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

Нарисуй пальцами кружочки.В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). Взрослый предлагает ребенку протянуть: а)

левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

«Колечко».

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.

Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений ( нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.

«Наши пальчики».

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.

Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.

Оценка состояния всех параметров исследования определяется по уровням и баллам:

0 баллов – ребенок не выполнил задание;

1 балл – при  выполнении задания испытывает значительные трудности;

2 балла – ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;

3 балла – четкое выполнение задания.


У р о в н и :

ниже нижнего: от 0 до 0,9;

низкий: от 1 до 1.9;

средний: от 2 до 2,5;

высокий: от 2,6 до 3.


Ведомость первичного состояния развития мелкой моторики у детей 2 младшей группы

№/ п.п

Имя ребенка

Пальчик с носиком здороваются

Уложи монеты в коробку

Нарисуй пальцами кружочки

Давай поздороваемся

Колечко,

Наши пальчики,

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22


Список литературы

1. Алекиева Н.А. Значение предварительной зрительно–осязательной ориентировки восприятий предметов и в повышении качества изобразительной деятельности В-ж: Учитель, 2012-95с.

2. Алексахин Н. А. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание. -1994-№ 9-27с.

3. Андреева С.А. Технологическая карта развития художественных способностей детей в лепке и ручном труде Ульяновск 2011. – 74с.

4. Белевич Е.К. Обучение детей младших групп лепке / Дошкольное воспитание – 2013 - №10 – 33с.

5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада.- В-ж: Учитель, 2004.- 274 с.

6. Волкова А.А. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Дошкольное воспитание – 2010 - №7 – 26 с.

7. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий.- Скрипторий, 2008.- 151 с.

8. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях. Дошкольное воспитание.- 1999. - №2

9. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. – М: Просвещение, 2007. – 54 с.

10. Исаева И.Н. Уроки пластики. Дошкольное воспитание – 2012 - № 5 – 32 с.

11. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.– М.: Просвещение,

1985-193с.

12. Казакова Т.Г. Лепка в ДОУ Дошкольное воспитание – 2011 - №4 – 23 с. 13. Каюмова Р.А. Развитие творческого воображения в лепке. Дошкольное

воспитание – 2012 - №3 – 18 с.


14.КомароваТ.С.Дети.в.мире.творчества.–М,1995.-31с. 15. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-136с.

16. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М: Педагогика, 1974. – 68 с.

17. Лилов А.А. Природа художественного творчества. – М, 1981.- 345 с.

18.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и

развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»- Издательство: Карапуз –

Дидактика, 2007. – 176 с.

19. Лыкова И.А. Я будующий скульптор. – М: ООО ТД «Издательство Мир

книги», 2008. – 48 с.

20. Нурумова Н.Ф. «Крупные возможности мелкой моторики», - Логопед. –

2010. - №7.

21. Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову. –

М: Рипол классик, 2010. – 205 с.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т II. – М: Педагогика,

1989.-328с.23. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском

саду. – М.: Просвещение, 1982-236с.

24. Флерина Е.А. Художественное творчество детей дошкольного возраста. –

М,-1956.-17с25. Халезова Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском

саду – Изд.Сфера, 2005-112с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по самооброзованию "Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста"

Презентацияhttp://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/08/razvitie_kommunikativnyh_umeniy_detey_doshkolnogo.ppt...

самооброзование

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Галимовой Гузель Ниязовны Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышен...

план по самооброзованию

План по самооброзованию...

ПЛАН ПО САМООБРОЗОВАНИЮ НА 2021-2025 Г.

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

План самооброзования

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯПО САМООБРАЗОВАНИЮИвлиевой Ольги Сергеевны Развитие не традиционной техники рисования Сентябрь 2020(Начало изучения темы) Май 2021(Окончание изучения темы) ОБЩИЕ С...

Самооброзование 2021г-2022г.

quot;Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами- пластилинографии"...