Применение игровых технологий в развитии творческих способностей детей в группе раннего возраста
учебно-методический материал по аппликации, лепке по теме

Логинова Ольга Казимировна

 В данной статье рассматривается возможность применения игровых технологий в развитии творческих способностей на занятиях в группе раннего возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий в развитии творческих способностей детей группы раннего возраста  

Ранний возраст – период активного ознакомления с окружающим миром, овладения речью, предметно-практической деятельностью, становление первичных форм игры. Именно эти направления являются содержательной основой занятий.

Изобразительная деятельность доставляет ребенку радость: он с интересом видит, как на чистом листе бумаги появляются линии, пятна, очертания простейших форм, узнает в них знакомые персонажи, предметы. Этот период в развитии ребенка важен для последующего формирования творческой личности.  

Процесс обучения изобразительной деятельности в раннем детстве не выступает как средство «отработки» технических навыков и умений, что часто имеет место в педагогической практике. Главным при обучении ребенка является создание им живого образа, самостоятельный выбор цвета краски, карандаша; постоянное сотворчество взрослого и ребенка.

Перед воспитателями группы раннего возраста стоят следующие задачи:

  • превратить обучение основам художественно-эстетической  деятельности в осознанное и интересное дело для ребенка;
  • обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Для того чтобы маленький ребенок научился рисовать, лепить, он должен овладеть главными формообразующими движениями (изображение линий, округлых форм) и лепкой базовых форм (шара, лепешки, валика). Этот процесс требует от малыша определенных упражнений, которые сами  по себе эмоционально не затрагивают ребенка.

Вот здесь и необходим мир детской игры. Маленькому ребенку необходимо знать, что он трудится не напрасно, что его труд кому-то нужен. Введение в процесс обучения детской игры позволяет:

  • вызывать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием;
  • создавать мотивацию учебной деятельности, осуществлять в игровой форме руководство их работой и ее оценку;
  • доставлять ребенку удовольствие от полученного результата, а так же от возможности использовать его в игре по окончании занятия.

Для того чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, воспитателю необходимо создать игровую ситуацию. В группе раннего возраста здесь «поможет» игровой персонаж. Перед началом занятия воспитателю необходимо вызвать у детей доброе отношение к появившемуся игровому персонажу, у которого возникла какая-то проблема и побудить детей помочь ему.  

В своей работе мы используем различные игровые ситуации. Это и появление персонажа игрушки, вымышленный рассказ «актера» пальчикового, настольного или масочного театра, и даже появление настоящей «Симки» из популярного мультфильма «Фиксики». Пальчиковые, жестовые, подвижные, музыкально-ритмичные игры могут быть прекрасной игровой мотивацией для выполнения различных учебных заданий.

Чтобы деткам захотелось научиться сплющивать комочек пластилина в ладонях, мы играем в игру «Ладушки-оладушки», а затем приглашаем ребят «испечь» оладушки из пластилина. Чтобы ребята учились отщипывать пластилин, мы играем с птичками-свистульками и предлагаем ребятам поблагодарить птичек за «пение» и сделать крошки из пластилина. Колобка лепим – поем песенку колобка, лепим котику усы – играем в котят под музыку Железновой. Занятия лепкой в группе мы проводим всегда в праздничной обстановке, чтобы полученный положительный эмоциональный заряд мотивировал ребят и далее с радостью и удовольствием лепить, рисовать, мастерить, создавать, фантазировать, развиваться.  Любой вид изобразительного искусства тем и ценен, что способен подарить ребенку огромный эмоциональный заряд. Ведь творчество детей – это всегда праздник!    

У большинства детей, поступающих в детский сад, отмечается общее моторное отставание, слабое развитие моторики рук, что, как известно, влечет за собой и отставание в развитии речи. Занятия лепкой не заменимы для преодоления данной проблемы.  

Лепка из пластилина – любимое увлечение детей, развивающее моторику рук, стимулирующее работу воображения, развивающее фантазию, творческие навыки.  

В группе раннего возраста посредством игровой ситуации выполняются следующие задачи: вызывать у детей интерес к лепке; учить отщипывать кусочек, раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (корм для птичек, яблочко для ежика), сплющивать комочек между ладонями (оладушки для бабушки), лепить палочки, соединять концы палочки, плотно прижимая друг к другу (колесо для машины, бараночка для куклы Кати).

Все проводимые с детьми занятия пронизаны художественным образным словом: широко используются фольклорные произведения, стихи, сказки, потешки, песенки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в развитии фонематических процессов детей старшего возраста.

 Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонематически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учрежде...

Развитие творческих способностей детей старшей группы дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Важность развития творческих способностей для дошкольников средствами декоративно-прикладного исксства подверждена тем, что во ФГОСТ дошкольного образования оно входит в две образовательные области: "...

Конспект игрового занятия по развитию речи для детей второй группы раннего возраста с применением ИКТ "Чтение стихотворения А. Барто "Мишка" и аннотация к нему.

Материал содержит конспект игрового занятия по развитию речи для детей второй группы раннего возраста. Конспект занятия разрабатывался в рамках курсов ИКТ. Есть также аннотация к этой работе. К конспе...

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей второй группы раннего возраста.

Дидактические игры по сенсорному развитию детей второй группы раннего возраста.На закрепление четырех основных цветов: красного, желтого, синего, зеленого....

«Игровые технологии по развитию мелкой моторики рук в группе раннего возраста»

Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики, что происходит если заниматься пальчиковыми играми, варианты паальчиковых игр....

Проект «Развитие познавательных, игровых и творческих способностей детей во IIгруппе раннего возраста в процессе знакомства с русскими народными сказками «Моя любимая сказка»

Развитие познавательных, игровых и творческих способностей детей во IIгруппе раннего возраста в процессе знакомства с русскими народными сказками...

Консультация для родителей «Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей «Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"...