«Игровые технологии по развитию мелкой моторики рук в группе раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Кохарова Елена Михайловна

Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики, что происходит если заниматься пальчиковыми играми, варианты паальчиковых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы воспитателя Кохаровой Е.М.

«Игровые технологии по развитию мелкой моторики рук в группе раннего возраста»

 «Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш – 

Не получится пейзаж».

В. Лирясова.

D:\детский сад\игры по мелкой моторике\30.jpg

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследованиями в этой области занимались  выдающиеся ученые:   И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, В. П. Бехтерев, А. Н. Соколов, М.М. Кольцова.

   В Японии малышам уже в 2-3 месяца начинают делать гимнастику для пальчиков. И мы не забыли о русских народных играх: «Ладушки», «Братья», «Сорока» и др., в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук.

Как тут не вспомнить поговорку: «Все новое – это хорошо забытое старое».

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук.
Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

При проведении пальчиковых упражнений с детьми необходимо использовать современные образовательные технологии:

личностно-ориентированные, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка;

здоровье сберегающие, позволяющие регулировать плотность, напряжение и физическую нагрузку на пальцы и кисти рук;

развивающие, способствующие развитию возможностей ребенка;

коррекционные, позволяющие успешно восстанавливать и исправлять речевое и умственное его развитие.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

 5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения? В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

 Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики:

 1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.

3. Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый — самый лёгкий.

4. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа.

Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно, поскольку пальчиковая гимнастика воздействует комплексно, она должна использоваться в течение всего дня:

• в режимных моментах;

• на занятиях;

• в свободное время

      Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.

Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.

Пальчиковые игры

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем на ладошке ребенка)

Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)

Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)

А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)

Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!

« Моя семья»

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (тянем кисти в стороны)

Покрутили… (волнообразные движения)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)

В настоящее время появилось разнообразие атрибутов для пальчиковой гимнастики. Очень полезен в таких играх массажный мяч - иглбол, который я использую в работе с детьми, он массирует кончики пальцев ребенка шипами, развивая тактильные ощущения. Предлагаю Вам упражнение с массажным мячом.

Игра «Поиграй со мной немножко»

Мячик в руки мы возьмем

(переклад. с одной руки в другую)

Крепко накрепко сожмем

(сжимаем мяч в ладошках)

С ним немножко поиграем

(подбрасывание вверх)

В наших ручках покатаем

(катаем мяч в ладошках)

Катись мячик по ладошке,

(катаем в ладошках)

Пальцы разомни немножко.

Возьму мячик - покручу,

(покрутить мячик на ладошке)

Пальчики я разомну.

Массаж грецким орехом.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями (по кругу,приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех.

Самомассаж шестигранным карандашом.

Карандаш качу, качу,

(ребен. катает каранд. на весу)

Карандаш не уроню

(между ладошек)

Ладошка правая,

(катает каранд. на весу, правая)

Ладошка левая,

(ладонь сверху)

Катаю ловко и умело я!

(кат. каранд. на весу, левая ладонь сверху)

    С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.  Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста и правила проведения занятий

О пользе мелкой моторики для общего развития ребёнка наслышаны многие родители. Не случайно оригинальные упражнения, игры и занятия по специальным методикам интересуют современных мам и пап, придержив...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в группе раннего возраста.

Познакомить детей с пальчиковыми играми.Проработать различные приемы и виды деятельностидля развития мелкой моторики рук....

Картотека игр по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста

Картотека игр по развитию мелкой моторикиво второй группе раннего возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

Пальчиковые игры и упражнения — это уникальный способ развития детей, наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Они представляют собой своеобразный массаж и ги...

«Исследование игровых технологий в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста

Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста...