Занятие по аппликации "Волшебная мастерская"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Волшебная мастерская.
«Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое».
Лев Семёнович Выготский
Пояснительная записка.
Детское художественное творчество-это выражение индивидуальных способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне.
Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс.
Этнокультурный феномен находит отражение во всех формах народного творчества: архитектура, устное народное творчество (эпос, сказки, песни, пословицы, загадки и т.д.), изобразительное искусство (древнейшим видом которого является орнамент).
Аппликация (от латинского слова applicatio) - прикладывание.
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.
Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.
В каждой аппликации берется 4-5 тонов, но подбирается так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета.
Белый цвет в народной и культовой символике ассоциируется с чистотой и благородством. Это цвет счастья и удачи.
Синий цвет – цвет неба, символизирует бессмертие, мужество, верность, преданность.
Черный цвет – противоположность белому.
Красный и желтый считались священными, одежды таких цветов носили люди духовного звания.
Красный цвет – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце.
Желтый и золотой цвет символизировали святость, постоянство.
Зеленый цвет – цвет весны, покоя и стабильности.
Остальные цвета являются производными «пяти основных».
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач:
-эстетического воспитания,
-умственного воспитания
- сенсорного воспитания
- нравственное воспитание
- трудовое воспитание
В обучении решаются следующие задачи:
-составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
-составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет;
-овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания, пришивания;
-формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;
-формировать чувство формы, пропорций, композиции.
Аппликация может быть:
- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетной, отображающей те или иные события;
- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
- съемная аппликация.
- однослойная и многослойная аппликация.
Организовывая совместную деятельность, помогаю распределить задания, направить активность каждого ребенка, способствую сотрудничеству с другими детьми, формирую чувство удовлетворения от коллективной работы в достижении положительного результата.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
«Волшебная мастерская».
Цель: учить задумывать и выполнять узор, передавая колорит и элементы орнамента и воспитывать у детей положительное отношение к аппликации с использованием нетрадиционной технике.
Задачи:
Образовательные:
• формирование умения составлять композиции из цветов с применением различных геометрических форм;
• развитие пространственного видения листа и предметов в нем.
Воспитательные:
• воспитание аккуратности, усидчивости, самостоятельности;
• воспитание положительного отношения к труду и чувства взаимопомощи.
Развивающие:
• способствовать развитию интеллектуальных и познавательных способностей: мышления, воображения, внимания;
• развитие коммуникативных навыков, навыки социального взаимодействия, сотрудничества для достижения поставленной цели.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живём?
Большая, великая наша Россия – много городов, деревень в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Послушайте такую сказку: Жила-была в одной деревне девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел. Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка. Образ Жар-птицы у всех народов являлся олицетворением света и тепла.
Отгадайте загадку
Горит , словно солнышко,
Уронила пёрышко.
Иван пёрышко поднял,
Удивился и сказал:
« Неужели мне не снится!
Настоящая - (Жар-птица)»! (Ребенок собирает аппликацию жар птицы)
Ребята хотите представить себя в роли народных мастеров и мастериц и украсить шаблоны?
В середине зала на столе стоят предметы народных промыслов.
Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
Отгадайте загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская: (ответ детей - Матрешка).
Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
(дети выкладывают узор на платке и матрешке)
Физкультминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(потянуть руки в стороны)
К солнцу тянуться цветы.
С ними потянись и ты.
(потянуться, руки вверх)
Дует ветер иногда,
Только это не беда.
(махи руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки,
(наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
(встать, потянуться вверх)
Отгадайте загадку
Здесь есть лишь место ярким краскам,
Здесь нет предела для мечты,
Преображая будни в сказку,
В руках рождаются ….. (цветы)
Цветы – одна из примет прихода весны, один из традиционных знаков внимания, любви и восхищения.
Весной уходят холода, пробуждается природа, солнце светит ярче и греет землю, появляется первая нежная трава, цветы.
А какие цветы вы знаете? (подснежник, ромашка, колокольчик и т.д.) Молодцы, а давайте теперь попробуем отгадать загадки?
• Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
• У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
• Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)
Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди, а насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят: одних насекомых – соком- нектаром, других пыльцой, третьих и тем и другим. Чтобы у растений появились семена, нужно перенести пыльцу с одного цветка на другой. Вот это как раз и делают насекомые. Прилетит бабочка сядет на цветок за сладкой капелькой нектара, к ней пыльца прилипнет, тек ее лапки опыляют цветы.
(дети собирает узор луга с цветами и бабочкой)
Итак, наша работа завершена.
Какие красивые узоры у вас получились, вы настоящие мастера.
Используемая литература:
- Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.
- Гусакова, М.А. Аппликация. - М., 2007. - с.153
- Под. редакцией Т.С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию”: “Просвещение” - Москва. 1985 г.
- З.А. Погатеева “Занятия аппликацией в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1988 год.
- «Объемная аппликация в детском саду» И.В. Новикова .2011г
- «Аппликация в детском саду» А.А.Грибовская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в творческой мастерской "Русская изба" Изготовление поясов
Знакомство детей дошкольного возраст, имеющих различную зрительную патологию, с разными способами изготовления поясов: витье,плетение, ткачество на берде....
Конспект занятия в творческой мастерской" Богатыри"
Знакомство детей дошкольного возраста с нарушением зрения с картиной В.Васнецова "Богатыри". Изготовление образов богатырей из природного материала- лыко....
Итоговое занятие по рисованию «Мастерская художников»
Итоговое открытое занятие по рисованию в старшей группе "Мастерская художников"...
Конспект занятия кружка "Волшебная мастерская" в подготовительной группе «Изготовление птичек «Веснянка» из ткани двумя способами на выбор»
Конспект занятия кружка "Волшебная мастерская" в подготовительной группе «Изготовление птичек «Веснянка» из ткани двумя способами на выбор»...
Конспект Занятия в творческой мастерской «Отдарок на подарок» Старший дошкольный возраст
Цель: развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.Программное содержание:1. Расширять знания детей о разнообразии тряпичной куклы;2. Учить д...
Конспект занятия кружка «Волшебная мастерская /квиллинг/» в старшей подготовительной группе . Тема: «Сказочная птица»
Задача занятия:познакомить детей с новым видом конструирования - квиллингом, научить изготавливать основную форму (свободную спираль) и из них составлять композицию....
Конспект занятия по изодеятельности "Мастерская художника Карандаша"
Конспект занятия по изодеятельности (рисование) в группе младшего дошкольного возраста 3-4 года "Мастерская художника Карандаша"...