Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы ДОО на тему: «Коллаж. Кошка на окошке»
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
КОЛЛАЖ "КОШКА НА ОКОШКЕ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mgou_proekt_kollazh_koshka_na_okoshke_1.docx | 444.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕСИТЕТ
«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в условиях ФГОС ДО»
ГРУППА № 25
Краткосрочный проект по изобразительной деятельности
для детей подготовительной группы ДОО на тему:
«Коллаж. Кошка на окошке»
Подготовила:
Селезнёва Н.И.
педагог дополнительного образования, воспитатель
МАДОУ Шугаровский ЦРР –
детский сад «Колосок»
Ступинского муниципального района
Проверил:
руководитель курсов:
Серебрякова Любовь Григорьевна
Москва - 2018г
Содержание.
Введение ………………………………………………….. | 3 | |
Актуальность проекта ……………………………………. | 4 | |
Проблема проекта ………………………………………... | 4 | |
Цель проекта ……………………………………………… | 5 | |
Задачи ……………………………………………………... | 5 | |
Методы и приёмы реализации проекта …………………. | 5 | |
Предполагаемый результат ……………………………… | 6 | |
Материально – техническое обеспечение ……………… | 6 | |
Этапы реализации проекта ………………………………. | 6 | |
Интеграция областей …………………………………….. | 8 | |
Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности». Нетрадиционна техника – коллаж …………………………………………………….. | 9 | |
Результативность проекта ……………………………….. | 10 | |
Глоссарий …………………………………………………. | 11 | |
Литература ………………………………………………... | 11 | |
Электронные ресурсы ……………………………………. | 11 | |
Приложение ………………………………………………. | 12 | |
Приложение 1. Консультация для родителей. | ||
Приложение 2. Потешки, стихи, колыбельные. |
Введение.
«Творчество детей – условие становления их личности»
Ш. Амонашвили.
Основные характеристики коллажной работы – это возможность соединения различных цветов, различных фактур и материалов, различных по своей смысловой окраске элементов.
Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. В изобразительном искусстве коллаж – это прием, заключающийся в наклеивании на какую‐либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Рисуя, выполняя задуманные образы в лепке, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать.
Тип проекта: познавательно – творческий проект.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей, презентация.
Актуальность
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. Именно в дошкольном возрасте формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционной технике – коллаж. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.
В педагогической практике изучения и внедрение коллажа в изобразительную деятельность дошкольников широко раскрывает Лыкова И.А, Максимова Е.В.
Проблема
- традиционного подхода в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно, необходимо использовать новые эффективные технологии развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала.
(в работах детей по основной образовательной программе редко используется дополнительный художественный материал для создания композиции, сюжета. Ограничение дополнительного материала создает трудности в создании творческой работы, происходит ограничение развития фантазии, воображения.)
Цель проекта: познакомить детей с коллажем, как средством развития художественно – творческих способностей.
Задачи:
- Развивающие:
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов, поощрять и поддерживать творческие находки;
- развивать мелкую моторику рук.
- Образовательные:
- познакомить детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – коллаж, обогащать и расширять художественный опыт детей;
- побуждать ребенка экспериментировать;
- создавать в группе благоприятные психолого‐педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
- Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Методы и приёмы реализации проекта
Методы:
- наглядные - наблюдение, показ, образец;
- словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
- практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
- игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Приёмы работы в технике коллаж:
- вырезание;
- разрезание;
- наклеивание;
- работа с шаблоном;
- оформление работ.
Предполагаемый результат.
В результате деятельность дети создадут новую, оригинальную работу, проявят самостоятельность в последующих работах. Возникнут новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начнут экспериментировать, творить.
Материально – техническое обеспечение: разные виды бумаги, ленточки, клей, «глазки» - для оформления, клей, салфетки, ИКТ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Задачи | Литература. |
Подготовительный этап | |||
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. | Повысить компетентность педагога. |
| |
Подбор методической литературы для реализации проекта | Изучить литературу по теме | ||
Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, видеоролики, организация развивающей среды в группе. | Систематизировать материал для реализации проекта. | ||
Консультация для родителе. | Познакомить родителей с видами нетрадиционного рисования. | Интернет ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-izgotovlenie-kolazha-s-detmi.html | |
Разработка организованной образовательной деятельности по теме проекта. | Системно выполнить проект. | ||
Мониторинг по теме проекта. | Выявить умения детей работать в нетрадиционной техники. | Гляделова Н.С. Уроки рисования для дошкольников. Пособие для педагогов. Ростов – на – Дону, Феникс, 2015 | |
Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества. | Развивать навыки работы с различными художественными материалами. | ||
Основной этап | |||
Организованная образовательная деятельность. | Познакомить с приемами работы над коллажем. Научить выполнять работу в нетрадиционной техники. | ||
Заключительный этап | |||
Проведение диагностических исследований, мониторинг. | Выявить уровень развития знаний и умений на заключительном этапе. | ||
Выставка детских работ для детей, родителей. | Познакомить детей и родителей с результатом проекта. Повысить интерес художественному творчеству. |
Интеграция областей.
Познавательное развитие | Просмотр видеоролика «Коллаж», знакомство с художниками и рассматривание репродукций картин. |
Речевое развитие | Проговаривание потешек, колыбельной «Котя - котенька, коток» |
Физическое развитие. | Подвижная игра «Кот и мыши» |
Планируемые результаты формирования интегративного качеств
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Уровень эстетического развития детей
посредством нетрадиционных техник.
Высокий уровень развития:
Ребенок умеет использовать нетрадиционные техники рисования; соблюдает законы композиции; аккуратно выполняет работу; выбирает нетрадиционные техники и материалы самостоятельно, быстро, долго не размышляет; применяет несколько нетрадиционных техник в рисунке; легко определяет характер данных картин; к какому жанру живописи относится каждая картина; какие средства выразительности использовал автор картины; легко определяет, какая картина ему больше всего нравится; нетрадиционные техники рисования ребенку интересны; интерес сохраняется на протяжении длительного времени, хочет узнать о новых техниках, интересуется у педагога о неизвестных ему техниках; свободно и самостоятельно выбирает разные техники рисования, сочетает их в одном рисунке и в изображении объектов; самостоятельно и разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования; под руководством педагога создает печатки и штампы.
Средний уровень развития:
Ребенок недостаточно умеет использовать нетрадиционные техники рисования; недостаточно соблюдает законы композиции; работа выполнена недостаточно аккуратно, цвета и контуры предметов плохо различимы; выбирает нетрадиционные техники и материалы самостоятельно, но долго определяется в выборе; использует 1—2 нетрадиционные техники в работе; испытывает затруднения в определении характера картин; к какому жанру живописи относится каждая картина; какие средства выразительности использовал автор картины; в определении своих симпатий; нетрадиционные техники рисования ребенку интересны, но интерес неустойчивый, легко переключает внимание на другие темы; хочет узнать о новых техниках рисования, но самостоятельно не интересуется у педагога о неизвестных ему техниках; испытывает затруднения с выбором нетрадиционных техник рисования, нелегко сочетает их в одном рисунке; разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования; пользуется имеющимся набором печаток и штампов.
Низкий уровень развития:
Ребенок не умеет использовать нетрадиционные техники рисования; не соблюдает законы композиции; работа выполнена неаккуратно, цвета неразличимы, контуры предметов размыты, работа неэстетична; выбирает нетрадиционные техники и материалы с помощью педагога; использует 1-2 техники, предложенные педагогом; не определяет характера картин; испытывает затруднения в определении жанров живописи; плохо знает средства выразительности; испытывает затруднения в определении своих симпатий; нетрадиционные техники рисования ребенку неинтересны; заинтересованность не сохраняется; ребенок не применяет нетрадиционные техники рисования в своей деятельности, предпочитает традиционное рисование; испытывает большие затруднения с выбором нетрадиционных техник рисования; не знает, как можно применить несколько техник рисования в одном рисунке; использует 1-2 нетрадиционных материала для рисования.
Ф.И. ребенка | Уровень освоения программы | Уровень развития интегративных качеств ребенка | ||||||
Умение использовать нетрадиционные техники рисования | Развитие композиционных умений | Аккуратность выполнения работы | Самостоятельный выбор ребенком нетрадиционных техник рисования | Способности к эстетической оценке и суждению | Интерес к нетрадиционным техникам рисования | Способность к свободному, самостоятельному, разноплановому экспериментированию с нетрадиционными техниками рисования и материалами | ||
Результативность проекта
ООД «Художественное творчество/нетрадиционная техника»:
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Количество 18 человек
Высокий | Средний | Низкий | |
Начало проекта | 4 человека – 22 % | 10 человек – 56 % | 4 человека – 22 % |
Конец проекта | 6 человек – 33 % | 9 человек – 50 % | 3 человека – 17 % |
Анализ проделанной работы.
В результате знакомства с нетрадиционной техникой – коллаж, дети выполнили оригинальную работу «Кошка на окошке». Проявили самостоятельность в выполнении, возникли новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов.
Результат.
В ходе изучения данной техники дети научились передавать образы предметов, совершенствуя приемы работы с художественными материалами, стремятся экспериментировать, проявлять творчество.
Вывод.
Необходимо продолжить знакомить детей с видами коллажа и выполнять работы используя дополнительные материалы.
Глоссарий.
коллаж, фон, композиция.
Список литературы:
- Голубева Наталья, “Аппликация из природных материалов” - Культура и традиции, 2002.
- Дубровская Н.В. коллаж. Детство пресс, 2013.
- Лыкова И.А., Максимова Е.В. Коллаж из бумаги. Детский дизайн. Цветной мир, 2014.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Академия, К, 2001.
- Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
- Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и в начальной школе, коллаж и свобода творчества, №2, 2009.
Интернет ресурсы:
1.http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-izgotovlenie-kolazha-s-detmi.html
2. mhtml: file://A:\o коллаже в Сети “Вся жизнь – коллаж”. Mht
Приложение 1
Консультация для родителей.
В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Результатами работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Для достижения этих целей может использоваться изготовление детьми коллажей.
Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. В данной работе с детьми целесообразно выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству.
1. От создания образа – к выбору средств выразительности.
2. Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения.
3. Теория случайности – стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование.
Как показывает практика, этот вариант особенно интересен детям и вызывает восторг и неподдельное удивление. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – все это помогает ребенку создавать чудо - картины, коллажи. Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.
Изготовление коллажа с детьми – очень интересное занятие. Наверное, в каждом доме много разных старых журналов, открыток, картинок, кусочков упаковочной бумаги, ленточек, бусин и другой привлекательной мелочи.
А дети любят собирать красивые фантики. Это всё вполне сгодится нам для изготовления коллажа. Необходимо лишь выбрать время для того, чтобы совместно с ребенком изготовить его.
Вот что нам потребуется для коллажа:
- Лист ватмана или кусок обоев.
- Вырезки из газет, журналов, открыток, красочные фантики и пр.
- Клей, кисточка, салфетка.
После того, как вы с ребёнком разложили всё для изготовления коллажа, можно приступать непосредственно к его сбору.
Советы по организации работы
- Подумайте о теме своей работы. Тема — это то, что хотел сказать художник. Решите, как вы выразите свое отношение к ней — так вы определите идею произведения, уточните свой замысел.
- Одну и ту же идею можно воплотить в различных стилях, поэтому подберите наиболее подходящий для себя.
- Сделайте эскиз: это может быть и просто набросок в произвольном масштабе, и разработка в формате будущего коллажа.
- Определите, нужен ли вам живописный фон. Если нет, то что его заменит. Для создания живописного фона, если вы отдали предпочтение ему, выберите краски, подготовьте соответствующую бумагу и т. д.
- Используйте разнообразный материал. С другой стороны, умейте вовремя остановиться, чтобы не замусорить работу.
- Приступайте к наклеиванию декоративного материала.
Важно, чтобы ребёнок сам могут продумать сюжет, выбрать предмет и последовательность работы. Спустя некоторое время ваш ребёнок сможет выполнять всю работу совершенно самостоятельно. Нельзя не сказать о том, что, выполняя подобного рода аппликацию, ваше чадо учится пользоваться клеем и ножницами, активнее развивается его творческое воображение. Он с интересом теперь станет подбирать различные открытки, картинки и прочую мелочь для следующего коллажа. Четыре основных стиля коллажа:
|
|
|
|
В каждом стиле — свои средства художественной выразительности, свои приемы, свои особенности.
Пейзажный стиль. В коллажах пейзажного направления изображают природу (лес, горы, море и т. п.) и природные явления (грозу, ветер, дождь и т. п.). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток.
Вегетативный стиль. Этот стиль очень близок к пейзажному: и там и там дают картину природы. Однако в работах вегетативного направления акцент делают на изображении жизни растений, именно они становятся главными героями флористического произведения. Автор должен хорошо чувствовать сам и уметь передать зрителю красоту листьев, стеблей, изысканность форм цветков и их окраски. В вегетативном коллаже растения показаны сами по себе, они не служат для отображения явлений природы. Если к более простому фону, не изображающему ничего конкретного, представляющему собой просто приятные для глаза цветовые пятна, приклеить листья и цветки, стебли же нанести штрихами при помощи кисточки с краской, то это будет вегетативный коллаж.
Декоративный стиль. Сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. Главное — оригинальная идея. А воплощают ее при помощи ярких, выразительных элементов и красочного фона. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации.
Формо - линейный стиль. Название стиля говорит само за себя. Основную нагрузку несут выполненные из флористического материала геометрические фигуры — круг, ромб, квадрат, треугольник и т. д., а также линии. Фон также может представлять собой сочетание геометрических фигур.
Приложение 2.
Потешки, стихотворения, колыбельные о кошке.
Котя, котенька-коток, Уж ты, котя-коток, | Пошёл котик на торжок, |
Ходит кот по лавочке, | Кот в печи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект «8 марта» для детей подготовительной группы
Краткосрочный проект «8 марта» для детей подготовительной группыВоспитатель Орлова Е АЦель проекта: Способствовать воспитанию бережного отношения к самым близким людям, формированию потреб...
Краткосрочный проект по лепке для детей подготовительной группы на тему: «Кот-Воркот»
Наблюдая за детьми своей группы, я заметила что дети испытывают затруднения в лепке с натуры и по представлению знакомых предметов, особенно животных и человека. Наблюдаются затруднения в работе...
Краткосрочный проект по лепке для детей подготовительной группы на тему: «Дымковская барышня»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатств...
Краткосрочный проект «Синичкин день» для детей подготовительной группы
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в д...
Краткосрочный проект " Синичкин день" для детей подготовительной группы
Тип проекта: позновательно - продуктивныйАктуальность проекта. Проблема экологического воспитания, дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.В дошкольном возрасте происходит формирование ...
Краткосрочный проект по ПДД для детей подготовительной группы. «Город маленьких пешеходов»
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортного происшествия являются...
Паспорт краткосрочного проекта "Экскурсионное бюро" для детей подготовительной группы
Паспорт краткосрочного проекта "Экскурсионное бюро" для детей подготовительной группы....