Использование различных материалов в продуктивной образовательной деятельности дошкольников
статья по аппликации, лепке на тему

Трепс Маргарита Евгеньевна
История аппликации, содержание работы, задачи, нетрадиционные материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование различных материалов в продуктивной образовательной деятельности дошкольников

Из истории аппликации

 Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Понятие “аппликация” включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения.

 Материалы для выполнения аппликации могут быть самыми различными:

бумага, солома, засушенные растения, ткань, вата, береста, кожа, мех, войлок, тополиный пух и многое другое.

 Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

 Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. До сих пор ее используют многие народы, несмотря на то, что есть более быстрые и дешевые фабричные способы оформления изделий.

 Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

 Кого и что изображали люди в аппликации?

Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

 

 Со временем аппликация становилась всё более разнообразной по использованию материалов. Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя – бархат, атлас, шёлк.

 С изобретением бумаги в моду входят бумажные аппликации-силуэты, которые вырезались из тёмной бумаги. Плоские профильные силуэты были популярны как у знатных, так и бедных людей. Силуэтные изображения стали предметом искусства, из бумаги вырезались целые сценки-иллюстра-

ции, батальные и бытовые сюжеты. Это были высокохудожественные, тонко выполненные изображения.

 Не только профессиональные художники занимались силуэтной апплика-

цией. На протяжении многих веков искусство бумажной вырезной апплика-

ции жило в народе. На Украине и Белоруссии и сейчас делают бумажные силуэты – вытинянки, или вырезанки. Выполняют их ножницами без предварительного рисунка. Самую простую вырезанку сделает даже малыш:

кто из вас не вырезал снежинки к новогоднему празднику?

 Итак, аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Аппликацией можно украсить памятные открытки и сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения, праздничный костюм, с ее помощью можно оформить выставку, создать свое оригинальное панно, орнамент или картину, выполнить наглядное пособие.

 Аппликация может быть предметной, то есть состоящей из отдельных изображений предметов (цветок, дерево, животное, человек, машина, дом и т.д.), сюжетной, в которой отображено какое-либо событие, действие (праздник, повседневность) и декоративной, украшающей орнаментом различные предметы.

 Кроме бумаги, материалом для аппликаций могут послужить природные материалы (ракушки, семена растений, засушенные растения, опилки, песок, яичная скорлупа, перья и т.д.), бросовые материалы (фольга, нитки, пуговицы), пластичные материалы (глина, пластилин, пластика).

Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах

 В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

1.  Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

2.  Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

3.  Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

4.  Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

 Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

 Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая,
блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит.

2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

 Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.

 Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц.

 Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним  деятельности.

Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

 Действия детей с бумагой постепенно усложняются.

 Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).

3. Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

 Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

4. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

5. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

 В средней группе решаются более сложные задачи:

1.  Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.

2.  Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.

3.  Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

4.  Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

 В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

 Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).

 Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т.д.

 Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

 Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

 В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

 Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.

 Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.

 Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.

 Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

Задачи к занятиям по ручному труду и аппликации из различных материалов

Работа с крупами

- Познакомить детей с различными видами круп (греча, манная, пшено, фасоль, горох).

- Научить применять эти крупы в аппликационной, мозаичной работе, используя и дополнительные материалы для основы своей работы – клей ПВА, пластилин.

- Развивать эстетический вкус (умение подбирать цвета, составлять узор).

- Развивать мелкую моторику, аккуратность, точность, усидчивость.

Работа с бумагой

- Познакомить детей с разновидностью аппликации из бумаги (способ обрывания, скатывания комочков, выкладывания изображения из кружочков).

- Развивать умение пользоваться ножницами,

обводить трафарет по контуру.

- Воспитывать экономное отношение к бумаге.

- Развивать зрительно-моторные координации, глазомер.

- Учить аккуратности, точности в работе.

Аппликация из листьев

- Продолжать знакомить детей с природным материалом для изготовления поделок (аппликаций).

- Использовать в работе засушенные листья.

- Развивать фантазию, воспитывать аккуратность, эстетическое восприятие.

Работа с пластилином

- Познакомить детей с одной из разновидностей работ из пластилина – скатывание шариков и выкладывание ими изображения.

- Развивать мелкую моторику.

- Воспитывать эстетический вкус (красиво сочетать цвета).

- Применять в изготовлении поделки знания, используя свой жизненный опыт.

Работа с ватой

- Учить детей выполнять поделку из нового для них материала – ваты (ватных шариков), выкладывая из них изображение предмета и наклеивая на фон.

- Развивать мелкую моторику.

- Оформлять работу, используя гуашь.

- Развивать эстетическое восприятие.

Применение нетрадиционных материалов в аппликации в работе с детьми дошкольного возраста.

 Аппликация – один из видов работ на занятиях по изобразительному искусству. В силу своей технической сложности, аппликация, как правило, не оставляет детям так много возможностей для свободного фантазирования и работы воображения, как рисование и лепка.

 Её основная задача – научить малыша “управляться” с материалами.

А их количество и разнообразие оказывается поистине неисчерпаемым.

 Различные материалы вызывают у детей стремление изучить, исследовать их возможности на практике. Один  и тот же предмет, изображенный разными материалами, в разной технике зрительно будет восприниматься по иному, так как каждый материал имеет свой язык выразительности, различные цвета, формы, фактуры разнообразных материалов и особенности их движения в пространстве, обогащают зрительный и тактильный опыт ребенка, стимулируют желание применить их на практике.

 В своей работе я учу детей выполнять аппликации из различных видов материалов.

Аппликация из цветной бумаги

 Аппликация из цветной бумаги – это самый доступный вид аппликации для детского творчества и дети с удовольствием выполняют этот вид работы. Это и один из видов работ с использованием бросового материала, в том числе, обрезков цветной бумаги, которые зачастую просто выбрасываются. Эти работы помогают воспитывать у детей экономное отношение к бумаге.

 Цветную бумагу предварительно лучше нарезать небольшими полосками (0,5-1см на 10-15см), а затем полоски разрезать на квадраты. Бумагу разных цветов не следует смешивать, а лучше положить в отдельные кучки по цвету. Сразу наклеивать кусочки не рекомендуется. Сначала надо уложить их по рисунку, посмотреть, хорошо ли получается, а затем приступать к наклеиванию.

 Наклеивание кусочков можно производить разными способами: либо намазать (не густо) небольшой участок рисунка и накладывать на него цветные кусочки, либо смазывать обратную сторону каждого кусочка бумаги.

 При наклеивании между кусочками необходимо оставлять небольшие просветы. Это придаст изображению специфический мозаичный вид.

 Можно не  вырезать кусочки бумаги, а отрывать их руками. Необходимо предупредить, чтобы дети отрывали не слишком большие и не слишком маленькие кусочки бумаги. Оторванные кусочки имеют неправильную форму, белые края.

Аппликация и кружков цветной бумаги

 Аппликация из кружочков цветной бумаги очень нравится детям. Так как работы, выполненные с помощью этого вида мозаики, красивые интересные. Для создания такой аппликации хорошо пользоваться клеем-карандашом, так как он не оставляет пятен клея на бумаге. На кружочек легко нанести нужное количество клея. Так как понадобиться большое количество кружочков, то делать их лучше, пользуясь приемом складывания бумаги гармошкой и одновременно вырезая несколько кружочков. Для детей среднего дошкольного возраста кружочки вырезает воспитатель.

Аппликация из комочков бумаги

 Предлагаемый вид работы интересен и необычен. Для этого вида работы лучше подойдет тонкая цветная бумага, так как она легче будет скатываться в комочки.

Комочки скатывать можно двумя способами:

  1. От листа цветной бумаги произвольно отрывается небольшой кусочек и скатывается в комочек.
  2. Лист цветной бумаги разрезается на полоски шириной 3 см, а  затем разрывается приблизительно на одинаковые части, из которых складываются комочки. При использовании этого способа получаются комочки одинаковой формы.

 Цветные комочки надо приклеивать на клей ПВА плотно друг к другу, чтобы между ними не оставалось пустого места.

 При аккуратном выполнении работы будут объемными и красивыми.

Аппликация из шариков фольги

 Аппликация из шариков фольги – это один из видов работы с бросовым материалом. Во всех шоколадных конфетах есть вкладыши из фольги, которые легко свернуть в шарики. Работы смотрятся объёмными и красивыми. Фольга хорошо крепится на клей ПВА.

Аппликация (мозаика) из гороха

 Для выполнения данного вида работ необходимо отобрать половинки недробленого гороха. Горох можно приклеивать как на клей ПВА, так и на пластилин. После приклеивания гороха работу необходимо положить под пресс до полного высыхания. Работу можно раскрашивать гуашью, красками, лаком для ногтей.

Аппликация (мозаика) из фасоли

 Для выполнения данного вида работ необходимо отобрать целую фасоль приблизительно одинакового размера. Фасоль приклеивать на клей ПВА. Работу надо смазывать частями, фасоль хорошо прижимать. Работы будут иметь привлекательный вид, если их покрасить гуашью и покрыть лаком.

Аппликация из манной крупы

 Работы из манки увлекательны и очень нравятся детям. Предлагая детям шаблоны, у каждого ребенка получается своя неповторимая работа. Для работы понадобятся плотный цветной картон, клей ПВА, гуашь, манка.

Аппликация из круп

 Для работы подойдут различные крупы: пшено, рис, гречка и т.д.

Работа выполняется с использованием клея ПВА, пластилина.

После приклеивания крупы необходимо положить под пресс.

Аппликация (мозаика) из макаронных изделий

 В продаже имеются макаронные изделия разных форм, что позволяет создавать оригинальные работы. Работу можно выполнять двумя способами: макаронные изделия приклеивать на клей ПВА или на пластилин. Начинать оклеивание следует с контура. После выполнения работы ее можно раскрасить акварельными красками или гуашью. Красиво смотрятся работы, покрытые лаком для ногтей.

Аппликация из ваты

 Работы из ваты получаются объемными и очень красивыми. Выполнению данного вида работ предшествует подготовительный этап, на котором дети заготавливают ватные шарики.  Для этого необходимо отрывать вату равномерными небольшими кусочками и скатывать в шарики. Если шарики плохо скатываются, руки можно немного смочить водой. Шарики лучше приклеивать, используя клей-карандаш. Не следует смазывать сразу всю работу, так как клей быстро сохнет. После приклеивания ваты работу можно раскрасить гуашью.

Работа с пластилином

 Одна из разновидностей работы из пластилина – раскатывание мелких шариков и выкладывание ими изображения. Для этого лучше использовать пластилин “Пчёлка”, “Флюрики”, так как он имеет насыщенные цвета и работы получаются красочными.

 Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество.

 Аппликация – один из наиболее любимых видов изобразительной деятельности детей в детском саду.

 Важно, чтобы и процесс и его результат в работе приносил радость и делал детей увереннее в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Материалы для рисования и их свойства; использование различных материалов и инструментов в процессе изобразительной деятельности»

Консультация для родителей с целью познакомить родителей с материалами для рисования и их свойствами;расскзать об использовании различных материалов и инструментов в процессе изобразительной деятельно...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРО...

Мастер-класс для педагогов "Использование набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности дошкольников

Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:познакомить педагого...

Мастер – класс «Использование технологии макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»

Мастер – класс  «Использование технологии  макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»...

Использование квест-технологии в организации образовательной деятельности дошкольников

Использование квест-технологии в организации образовательной деятельности дошкольников...

Семинар для педагогов "Использование мотивирующей оценки в организации образовательной деятельности дошкольников"

С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказывания о нем другими людьми. Мнения эти не всегда одинаковы, а порой противоречивы. И насколько эта оценка станет мотивирующей к дальнейшей деячт...