Семинар для педагогов "Использование мотивирующей оценки в организации образовательной деятельности дошкольников"
учебно-методический материал
С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказывания о нем другими людьми. Мнения эти не всегда одинаковы, а порой противоречивы. И насколько эта оценка станет мотивирующей к дальнейшей деячтельности, к процесу самосовершенствования, напрямую зависит от взрослых, дающих эту оценку...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование мотивирующей оценки в организации образовательной деятельности дошкольников Семинар для педагогов
1 . Ориентирующая функция : ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своих действий; 2. Стимулирующая функция : определяет переживание ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности. 3. Регулирующая функция: в период дошкольного детства педагог является для ребенка непререкаемым авторитетом Основные функции оценочных воздействий:
Виды оценок: Вербальные Невербальные Прямая- выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств субъекта и адресованная непосредственно к субъекту. Косвенная - выражающаяся в одобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через непрямое соотношение его с другим лицом. Опосредованная - выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта Предвосхищающая - выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта :
Младший возраст – отрицательная оценка не воспринимается, поэтому не имеет воспитательного воздействия. Дети среднего возраста оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют проявления настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие. Поэтому негативных оценок детям среднего возраста лучше не делать, а оценивать только их успехи. Для старших детей успех является хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем. Наряду с этим на часть детей неуспех не только не оказывает отрицательного влияния, а напротив, стимулирует их – потерпев неудачу, старшие дошкольники не прекращают деятельности, а с еще большей энергией пытаются преодолеть трудности. Возрастные особенности восприятия оценки:
1. НЕЛЬЗЯ приписывать отрицательную характеристику всему человеку, давать оценку личности 2. НЕЛЬЗЯ обзывать (хамить, оскорблять, унижать, зло и ехидно высмеивать, давать обидные прозвища-ярлыки) 3. НЕЛЬЗЯ прилюдно понижать статус детей (то, что ребенок с благодарностью, спокойно и адекватно примет тет-а-тет, зачастую будет им агрессивно отвергаться при толпе «зрителей») Как ругать нельзя и вредно
1. Выражайте свое эмоциональное отношение в «я-сообщениях»: - Я сержусь, я в бешенстве, я в ярости, я раздражен, мне грустно, я сильно расстроен, я опечален... 2. Выражайте свое отношение к к онкретным словам и действиям , а не к ребенку в целом - Я сержусь, на то, что ты не собрал игрушки, хотя я просила тебя об этом. 3. Объясняйте последствия осуждаемого (ругаемого) поступка - Я сержусь, на то, что ты не собрал игрушки, хотя я просила тебя об этом. Теперь я и другие дети вынуждены помогать тебе и мы можем опоздать на музыкальное занятие 4. Завершайте конфликтную часть, выслушав и приняв извинения (если они будут), и переходите либо к паузе – чтобы успокоиться, либо к активным действиям по устранению последствий проступка. Как ругать правильно
Похвала это не простое и не однозначное средство воспитания. Она может как помогать ребенку, развивая в нем лучшие черты, так и вредить, пробуждая негативные стороны личности «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» В. Леви
Опишите , что вы видите. Скажите - что вы чувствуете. Подытожьте увиденное каким–нибудь похвальным словом. «Описательная» похвала
1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко , за то, что ему дано самой природой. 2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям . 3. Вредно, когда хвалят слишком часто , безо всякой необходимости и неискренне 4. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом . Как хвалить не следует
способствует развитию чувства долга у детей; создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим; способствует формированию трудолюбия; определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности. Оценка педагога
Спасибо за внимание Всего доброго !
Предварительный просмотр:
МДОУ № 57
Семинар для педагогов
«Использование мотивирующей оценки в организации образовательной деятельности дошкольников»
Подготовила: педагог-психолог Л.В. Казаку
Люберцы
2022 г.
Цель:
Охрана и укрепление психического здоровья детей дошкольного возраста
Задачи:
- Повышение технологической компетентности педагогов в вопросах организации познавательной деятельности детей ДОУ.
- Гармонизация эмоционально-личностных отношений детей и взрослых.
Ход семинара:
Педагоги делятся на 2 команды. Выбирается капитан, придумывается название.
(Игра – «делилка» «Встаньте те, кто…»)
Каждая команда получает фишку за правильный ответ в течение семинара. В конце определяется команда-победитель.
Кроссворд:
Сегодня мы поговорим с вами о мотивирующем методе воздействия как на детей, так и на взрослых. А что это за метод, мы узнаем, разгадав кроссворд.
в | о | о | б | р | а | ж | е | н | и | е | |||||||
а | д | а | п | т | а | ц | и | я | |||||||||
с | е | м | ь | я | |||||||||||||
и | н | н | о | в | а | ц | и | я | |||||||||
д | и | а | г | н | о | с | т | и | к | а | |||||||
и | г | р | а |
Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений.
Адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды
Семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями детьми
Инновация – внедрение новых идей и технологий в педагогику
Диагностика – процедура проверки успешности освоения учебного материала
Игра – основной вид деятельности дошкольников
Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы, которых сегодня очень много.
Тем не менее в каждом из них обязательно присутствует общий компонент – оценка.
Большое внимание оценочным отношениям в своих работах уделяли Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.И. Липкин, Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коломенский, Т.И. Комиссаренко. Как педагогические, так и психологические исследования показали важность и многоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развитие самосознания.
Оценка – важнейший мотивирующий к разным видам деятельности механизм, как детей, так и взрослых.
Оценка присутствует в любом виде деятельности ребенка.
С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми (родителями, воспитателями, детьми). Мнения эти не всегда одинаковы, а порой очень противоречивы. И насколько эта оценка станет мотивирующей к дальнейшей деятельности, к процессу самосовершенствования зависит от взрослых, дающих эту оценку.
Слайд 3:
Основные функции оценочных воздействий:
1. Ориентирующая функция: ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своих действий;
2. Стимулирующая функция: определяет переживание ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
3. Регулирующая функция: в период дошкольного детства педагог является для ребенка непререкаемым авторитетом.
Слайд 4:
Виды оценок: вербальные и невербальные
Вербальные виды оценок:
- прямая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств субъекта и адресованная непосредственно к субъекту. Например: "Саша, ты очень старался при выполнении работы, и она получилась замечательной", "Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнила правильно", "Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку и ему стало грустно";
- косвенная оценка, выражающаяся в одобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через непрямое соотношение его с другим лицом. Например: «Некоторые дети ведут себя сейчас, как глупые медвежата из сказки "Два жадных медвежонка"».
- опосредованная оценка, выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта, например: "Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Инна Алексеевна", "Наша Машенька всегда старается поступать, как добрая сказочная фея";
- предвосхищающая оценка, выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта: "Ты замечательно прочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный голос" или "Я верю, у тебя все получится, если ты будешь внимательным"; отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.
Задание командам (выбирают по 2 названия оценки и придумывают примеры)
- Какие вы знаете невербальные оценки?
Невербальная оценка: погладить по голове, обнять, строгий взгляд и т.д.
Отсутствие оценки - является недопустимым в педагогической практике, и ведет к формированию неуверенности в собственных силах детей, к потере ориентировки, и в дальнейшем приводит к осознанию «малоценности». Отсутствие оценки закрепляет неправильные формы поведения ребенка. Дошкольнику необходима постоянная коррекция его поведения взрослыми, путем оценки его действий.
Слайд 5
Возрастные особенности восприятия оценки:
Младший возраст – отрицательная оценка не воспринимается, поэтому не имеет воспитательного воздействия.
Дети среднего возраста оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют проявления настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие. Поэтому негативных оценок детям среднего возраста лучше не делать, а оценивать только их успехи.
Для старших детей успех является хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем. Наряду с этим на часть детей неуспех не только не оказывает отрицательного влияния, а напротив, стимулирует их – потерпев неудачу, старшие дошкольники не прекращают деятельности, а с еще большей энергией пытаются преодолеть трудности.
Трудно переоценить значимость педагогической оценки в формировании личности дошкольника. Но практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений часто не представляют, к каким последствиям может привести использование того или иного вида оценки.
Игра «Хорошо-плохо» ( по командам)
- ругать детей правильно и хорошо, потому что…
- ругать детей неправильно и плохо, потому что …
Можно ли давать такие оценки? Почему?
- За плохой поступок, рассказать ребенку, что только такой плохой человек, как он, мог так сделать…
- Ели ребенок обзывался, то также обозвать его, унизить, высмеять…
- Давать негативную оценку, обязательно, чтобы слышали все дети, чтобы было неповадно так делать всем, не учитывая, что ребенок очень чуткий и обидчивый)
Слайд 6
Как ругать нельзя и вредно
1. НЕЛЬЗЯ приписывать ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ характеристику всему человеку, давать оценку личности .
2. НЕЛЬЗЯ обзывать (хамить, оскорблять, унижать, зло и ехидно высмеивать, давать обидные прозвища-ярлыки
3. НЕЛЬЗЯ прилюдно понижать статус детей (то, что ребенок с благодарностью, спокойно и адекватно примет тет-а-тет, зачастую будет им агрессивно отвергаться при толпе «зрителей»)
Слайд 7
Как правильно ругать
1. Выражайте свое эмоциональное отношение в «я-сообщениях»:
- Я сержусь, я раздражен, мне грустно, я сильно расстроен, я опечален...
Еще раз: говорите о себе и тех чувствах, что вы испытываете.
2. Выражайте свое отношение к конкретным словам и действиям, а не к ребенку в целом
- Я сержусь, на то, что ты не собрал игрушки, хотя я просила тебя об этом.
3. Объясняйте последствия осуждаемого (ругаемого) поступка
- Я сержусь, на то, что ты не собрал игрушки, хотя я просила тебя об этом. Теперь я вынуждена помогать тебе и мы можем опоздать в детский сад, а я могу опоздать на работу.
4. Завершайте конфликтную часть, выслушав и приняв извинения (если они будут), и переходите либо к паузе – чтобы успокоиться, либо к активным действиям по устранению последствий проступка.
Помните! Дети не могут возразить вам по существу, на равных в прямом конфликте, если вы не будет уважать их личность и их границы.
Педагоги выбирают для команды ситуации на карточках:
Ситуация 1: Саша баловался в туалете и налил воду на пол
Ситуация 2: Даша не спала в «тихий час» и разбудила детей
Слайд 8
Хвалить ребенка необходимо! Любое дело надо начинать с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но быть и в начале действия. Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу для профессионального педагога.
Похвала – очень не простое и не однозначное средство воспитания. Она может, как помогать ребёнку, развивая в нём лучшие черты, так и вредить, пробуждая негативные стороны личности
Однако каждый воспитатель должен ежедневно и ежечасно самостоятельно решать одну и ту же задачу: за что похвалить ребенка, какие стороны его поведения или, может быть, что из результатов сделанного ребенком (рисунок, лепка, спетая песенка и т. п.) могли бы дать повод к положительной оценке личности ребенка.
"Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!" - резонно советует в книге "Нестандартный ребенок" психиатр и психотерапевт В. Леви. Главное, что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности.
Как нужно хвалить:
Выдержка из ст. в «Учительской газете» от учителя английского языка.
«Вскоре после того, как моя старшая дочь Ольга устроилась в Америке на работу в малышовую школу ассистентом учителя, она мне, российскому педагогу с многолетним стажем, прислала удивительную таблицу. В первый же день её работы с американскими детьми Ольге директор школы выдала на руки эту таблицу или памятку для учителя. Сей документ называется "101 способ хвалить ребёнка", и там приводятся 100 вариантов похвалы. Такие памятки дают каждому американскому учителю, когда он приступает к работе в школе. Да и к тому же, в нашем взрослом российском лексиконе, как оказалось, недостаточно слов для похвалы ребёнка. Кроме того, переводить здесь особо и нечего, это всё — фразы, поддерживающие, подбадривающие, подхваливающие американского ребёнка; слова учителя, вселяющие в ученика уверенность в себе и, в конечном итоге, делающие из него успешную личность».
(Помните о том, что улыбка стоит 1000 слов!) — такими словами заканчивается памятка для американского учителя.
Игра «Похвали ребенка» (Каждая команда называет по одному «слову-похвале», кто скажет последнее слово, то выиграл)
На самом деле в нашем повседневном лексиконе всего несколько слов («молодец», «умница», «лучший», «хороший», «фантастический») Часто мы говорим их почти не задумываясь и иногда они несут в себе энергию - «оставь меня в покое».
Если мы хотим помочь детям поверить в себя и продолжить старания, научитесь просто описывать то, что видите или чувствуете, — это лучший путь к сердцу ребенка.
Используйте так называемую «описательную» похвалу. Алгоритм такой похвалы довольно прост: расскажите ребёнку, что именно вы видите, а затем поделитесь своими чувствами от увиденного. Этого уже будет достаточно. Для усиления эффекта похвалы, вы можете закончить фразу одним собирательным словом, отражающим то качество, которое вы хотите воспитать в ребёнке.
Слайд 9
Описательная похвала:
(Например: Воспитатель попросила детей убрать игрушки. Дети быстро и аккуратно выполнили просьбу.)
- Опишите, что вы видите.
(- Я вижу - все игрушки стоят на своих местах, книжки убраны на полки, все стульчики стоят у столов и задвинуты.)
- Скажите - что вы чувствуете.
(- Как приятно входить в убранную группу.)
- Подытожьте похвальное слово каким–нибудь словом.
(- Вот что я называю аккуратностью!)
Работа в командах с ситуациями на карточках. Предложить описательную похвалу в каждой ситуации:
На карточках:
Ситуация 1: Миша был очень внимателен и дружелюбен к Владу, который впервые пришел в группу. Он знакомил его с друзьями, показывал, где что находится в группе, опекал на прогулке и во время режимных моментов)
Ситуация 2: Оля и Марина хорошо справляются с обязанностями дежурных, аккуратно и правильно накрывают на столы, после еды вежливо напоминают детям, что нужно убрать за собой посуду.
Слайд 10
А теперь о том, как хвалить НЕ следует:
1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении.
Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося "гения".
2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к действию.
А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.
4. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него слишком большое самомнение и необъективно завышенную самооценку, ожидания. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.
Вообще, чрезмерная похвала родителей воспитывает в ребенке астероидные черты характера в виде чрезмерной потребности в восторженном, восхищенном признании его личности. Психологи считают, что оценка ребенком своей личности складывается из двух моментов: из того, что мы говорим детям, и из того, что ребенок сам, на основании наших слов, заключает о себе.
Слайд 11
Оценка педагога.
• способствует развитию чувства долга у детей;
• создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим;
• способствует формированию трудолюбия;
• определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности и др.
Вот почему трудно переоценить значимость педагогической оценки в формировании личности дошкольника.
Литература:
1. В.Д. Калишенко /Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста/ Журнал «Дошкольное воспитание», №10/2010.
1. Баршай, В. М. Активные игры для детей: Учебное пособие/ В. М. Баршай. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2001.
2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.
3. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.
4. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие / И. В.
Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.
5. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.
6. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2008.
7. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие. Практическое пособие для педагогов-психологов. / Авт. – сост. Е. В. Шитова: Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар - практикум "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"
" Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"...
Семинар с воспитателями «Интегрированный подход к организации образовательной деятельности».
Цель данного семинара - повысить профессиональную компетентность педагогов по организации образовательной деятельности с использованием принципа интеграции.Задачи: 1. Познакомить педагогов ...
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...
Карта оценки качества организации образовательной деятельности ДОО
В статье представлена карта оценки качества организации образовательной деятельности ДОО....
Выступление на научно-практическиом семинаре "Актуальность использования интегративного подхода в организации образовательной деятельности в ДОУ".
Выступление на научно-практическиом семинаре «Проблемы и перспективы организации интегративной деятельности детей дошкольного возраста в системе дошкольного образования», АСОУ, 2022 г.Сущн...
Выступление на методическом семинаре "Развитие детской инициативы в условиях организации образовательной деятельности в ДОУ"
Цель: Демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиямиФГОС ДО. Расширение знаний педагогов о технологиях ...
Семинар-практикум «Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности»
Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.Задачи:- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями-расширить кругозор педагогов п...