Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Русь, Россия –любимая моя страна»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Занятие в увлекательной игровой форме, позволяющее систематизировать знания детей о России и её символах, традициях, воспитывающее патриотические чувства. Дети изготавливают аппликацию-подарок Берёзка, используя краски и овсяные хлопья.Эти оригинальные берёзки,как подарок можно подарить гостям, если это открытое занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_rossiya-lyubimaya_moya_strana.docx | 76.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Русь, Россия –любимая моя страна»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о России, о её государственных символах: флаге, гербе, гимне.
Коррекционно- образовательные задачи:
Закрепить названия российских городов, названия рек, некоторых представителей флоры и фауны, праздников с времён Руси.
Формировать практические навыки работы с гуашью, с бросовым материалом.
Формировать культуру труда: учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Прививать интерес к искусству, декоративно-прикладному творчеству.
Формировать уважительное отношение к государственным символам.
Коррекционно- развивающие задачи:
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц.
Обогащать речь детей выразительными средствами: эпитетами, сравнениями.
Развивать диалогическую речь, память, мышление.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственное воображение.
Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от привычки доводить дело до конца, чувство радости от сделанного своими руками подарка.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о нашей Родине (Как называется? Какие народы живут? Как называется главный город?)
Словарная работа: Россия, Москва, Ярославль, Волга.
Подбор родственных слов к слову «Родина» ( родители, родственники, народ, народные, родник).
Подбор прилагательных к слову Россия (любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая, богатая, необъятная).
Рассматривание репродукции картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе.
Чтение стихов о Родине и пословиц и выборочное заучивание.
Прослушивание записей песен о Родине, разучивание слов гимна РФ.
Проведение конкурса рисунков на тему: «Моя Родина - Россия»
Материалы и оборудование:
Мультимедиа-проектор, экран, ноутбук, электронная презентация, выполненная с помощью Microsoft Power Point.
Записи: Гимн России, песни о Родине( «Гляжу в озёра синие…», «Красно солнышко» в исполнении Л.Г. Зыкиной), Ю. Антонов «Я люблю места родные»,) А. Зацепин «Тайна третьей планеты», «Во поле берёзка стояла», спокойная классическая музыка, марш, вальс, оформленный стенд по результатам конкурса рисунков «Россия – Родина моя» и конкурса иллюстраций к пословицам «Береги землю родимую, как мать любимую», ленточки трёх цветов для игры «Российский флаг», сердечко- игрушка.
Сюрпризный момент: Инопланетянин с Марса (самодельная игрушка).
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Планируемые результаты:
имеет представление о символике России,
знает название российских рек, городов, праздников;
Ход занятия:
Дети входят в зал под фонограмму отрывка песни «Гляжу в озёра синие» в исполнении Л. Зыкиной, встают, образуя круг.
Слайд 1 – изображение счастливых детей в национальных русских костюмах.
Воспитатель: Ребята, закончите предложение в рифму:
Живем мы в радостном краю,
И знать должны страну свою ... (Россию).
Всей душой
Мы любим... (Родину свою).
Воспитатель: А мы - дети России, которые живут весело и дружно.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Давайте подарим улыбку нашим гостям.
Воспитатель: А как по-другому можно назвать Россию?
(Земля, Отчизна, Родина, Отечество, мама, дом).
Звучит запись стука в дверь.
Воспитатель: Вынимает игрушку инопланетянина и говорит его голосом.
-Куда я попал?
Слайд 2 – изображение планеты Земля.
Воспитатель: Это планета - Земля. А попали в детский сад.
Инопланетянин: Ребята, я давно мечтал побывать на вашей планете. Я знаю, что на Земле много разных стран. Как называется страна, в которой вы живете?
( Россия).
Инопланетянин: А что такое - Россия?
Воспитатель: Россия- огромная страна.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
Чтобы добраться с одной части страны на другую на поезде надо ехать почти 14 дней – 2 недели.
- Давайте расскажем Марсику: что означают на карте зелёный, синий и коричневый цвета?
(Зелёный- леса, синий- моря, реки, океаны, коричневый- горы)
Красотой России восхищались многие поэты.
Читает четверостишие Карина Малахова:
Слайд 3- изображение поля с колосьями(1-2 строчки) и изображение речки(3-4 строчки)
За ясные зори, умытые росами.
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя, по- славянски назвали – РОССИЯ.
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая
Не сосчитать её добра! (В. Боков)
Воспитатель: Марсик, посмотри рисунки детей и увидишь ещё красоты (достопримечательности) нашей страны, а дети расскажут о них.
(Используя слова: любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая, богатая, необъятная составляют 2 предложения по своим рисункам).
Марсик: Вот сколько красот у Вашей Страны! А как называются люди, живущие в России?
(Россияне).
Воспитатель: Мы – граждане России, россияне любим и гордимся своей необъятной страной. Я предлагаю вам ребята и нашему гостю отправиться в путешествие по России на поезде, для того чтобы показать чем Россия отличается от других стран. Итак, отправляемся в путешествие?
Дети и гость: Да!
Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед!
Звучит стук колес поезда. Слайд 4- изображение паровозика.
Дети имитируют движения.
Воспитатель: Станция «Географическая»
- Чем богаты леса России?
Слайд 5 – изображение деревьев.
( Деревьями).
- Назовите их.
(Сосны, дуб, берёзы, клёны).
-Чем отличаются картинки?
( Клён один, а остальные деревья нет).
2) Отгадайте загадки:
Слайд 6- картинки появляются после ответа.
а) Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
б) На поляне у дорожки
Красные горошины,
Кто мимо ни пройдет,
Всяк в рот к себе кладет... (земляника).
в) Черненькая, маленькая, сладенькая,
Ребятам миленькая... (черника).
г) Свежа, красна, полезна, вкусна:
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится - не даст простудиться.
В лес иди-ка - там ягодка... (брусника)
д) Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж.
Вот и назван-… (ежевика)
- Игра на внимание «Зимующие и перелётные птицы»
Слайд 7 – изображение птиц.
Марсик: Мне нравится с Вами играть! Ещё поиграем
- Сначала вспомним, ребята, какие реки протекают в нашем городе?
( Волга, Которосль).
- А самая длинная река России- Лена.
Слайд 8- изображение реки Лена.
- Самое глубокое озео- Байкал.
Слайд 9- изображение озера Байкал.
- А кто водится в водоёмах?
- Игра « Пятый лишний»
Слайд 10- изображения рыб и лягушки.
- Скажите: кто здесь лишний?
- Лягушка, а отальные картинки- рыбы.
- Игра «Добавь слово»:
- Папа в Волге поймал…
- огромного леща ( маленького карася, краснопёрого окуня, глазастую щуку)
- Самая высокая гора- Эльбрус.
Слайд 11- изображение горы Эльбрус.
Звучание стука колес поезда.Слайд12- паровозик.
Воспитатель: Станция «Историческая».
1) Игра «Назови атрибуты праздника»
Слайд 13- изображение праздников.
- Новый год (Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, подарки, куранты, апельсины)
- Колядки (Ряженые, песни, пляски, угощение)
- Масленица (Блины, канаты, чучело)
- Пасха (Яйца крашеные, куличи)
2) Игра «Какие блюда русской кухни я люблю?»
Слайд 14- изображение традиционных русских блюд.
- Я люблю… вкусную кашу ( пироги с мясом… зелёные щи… блины со сметаной и др.)
3) « Найди обувь, которую носили крестьяне»
Слайд 15- изображение лаптей и современной обуви.
- Внимательно рассмотрите картинки и назовите обувь, которую носили крестьяне.
- Лапти- летняя, валенки- зимняя.
- – А кто знает, что изображено на этой картинке?
Слайд 16- изображение матрёшек.
- Матрёшки- сувенир- неофициальный символ России.
Слайд 12- изображение балалайки.
- А как называется этот музыкальный инструмент?
-Балалайка.
- Самовар.
Слайд 17- изображение ромашкового поля и медведя.
- Ромашка.
-Медведь
Слайд 18- Ярославль (Ярослав Мудрый, герб, медведь, 1000-летие)
Наш город- Ярославль.
Звучание стука колес поезда. Слайд 19- паровозик.
Воспитатель: Станция «Культурная».
Назовите русских писателей и поэтов.
Слайд 20- портреты писателей.
- А.С. Пушкин, Л. Н. Толстой, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак.
- Игра «Узнай из какого произведения герои»
Слайд 21 и 22 – картинки героев.
- Продолжите русские народные пословицы:
- Хлеб... (всему голова).
При солнышке тепло, ... (при матери добро).
Дерево дорого плодами, а ... (человек делами).
- Какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о её защитниках - русских богатырях? Смотрим оформленный стенд с конкурсом иллюстраций к пословицам «Береги землю родимую, как мать любимую».
Одна у человека родная мать, (одна у него и Родина).
Человек без Родины – (соловей без песни).
Тот герой - кто за Родину горой.
Звучание стука колес поезда. Слайд 23- паровозик.
Воспитатель: Станция «Патриотическая».
- Назовите столицу России. (Москва).
Слайд 24 – изображение Москвы.
Отгадайте загадку:
Он за всю страну в ответе,
Всё решит в один момент.
Это кто скажите, дети?
-Ну, конечно… (президент)
- Как зовут президента России? (Путин В.В.).
- Где он работает? (В Кремле).
Слайд 25 – изображение В. В. Путина.
-Россия – это государство, имеет свои государственные символы. Какие?
- Герб, флаг, гимн.
Слай 26 – изображение символов.
1) Воспитатель: Какого цвета флаг России? Что означают эти цвета?
Дети: Белый –мир, синий – верность , красный – любовь.
- С чем можно сравнить?
- Белый – голубь, синий- моря, красный- кровь.
-Флаг вывешивается во время праздников, поднимается во время побед.
Игра «Российский флаг».
Дети двигаются по залу в соответствии с музыкой: марш – шагают, вальс– кружатся.
По окончании музыки строятся в три шеренги по порядку цветов российского флага – белый, синий, красный, машут ленточками над головой.
Воспитатель: Молодцы, не перепутали порядок цветов. Положите ленточки и подойдите ко мне.
2) Расскажите, что вы знаете о гербе.
Читает стихотворение Настя Мамаева:
У России величавой,
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Дети: Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаков.
Воспитатель: А что такое гимн? И что вы знаете о нем?
Дети: Гимн - торжественная песня. Его исполняют и слушают стоя. Он звучит на торжественных мероприятиях.
Звучит стук колёс. Слайд 27- паровозик
Воспитатель: Станция «Творческая».
Читает стихотворение Юля Кшукина:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную.
Воспитатель: Какой русский человек не любит березку - красавицу! Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Я предлагаю сделать подарочный вариант берёзки.
-С кем можно сравнить берёзку?
- С девушкой: ствол- сарафан, ветки- косы.
Сяду ровно, не согнусь.
За работу я возьмусь!
Материалы: картон, краски гуашевые, кисточки №2,4, хлопья овсяные, мастер клей.
Правила работы с клеем:
• по окончании работы с клеем плотно закрыть крышку
• при попадании клея на кожу его необходимо вытереть влажной салфеткой
• в конце работы вымыть руки с мылом. Пошаговое изготовление подарка «Берёза»:
1 шаг. Рисуем ствол и ветки березы белой гуашью.
2 шаг. Намазываем клей в верхней части веток, формируя крону.
3 шаг. На намазанный клей осыпаем овсяные хлопья.
4 шаг. Берём зелёную гуашь и красим овсяные хлопья, превращаем их в
листья.
Листья готовы. Но наше дерево не похоже ещё на берёзу. На стволе берёзы не хватает чёрных штрихов.
5 шаг. Берём чёрную краску и рисуем штрихи.
6 шаг. Чтобы наш подарок выглядел эстетичным, рисуем травку.
7 шаг. Рисуем цветы.
Слайд 28- изображение берез, с музыкой «Во поле березка стояла» Звучит во время работы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Игра «Передай сердечко и сложи словечко»
Наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки.
- А что мы можем сделать для своей страны, чтобы она процветала?
Дети: Любить её, беречь каждый кустик, дерево, травку. Защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, не допускать пожаров. Любить город, в котором живём. Жить в мире и дружбе.
Воспитатель: Запомните, ребята: люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. И тогда на Земле не будет зла, насилия, войны.
Инопланетянин: Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль. Ребята, я узнал много интересного о России. Спасибо Вам!
Воспитатель: Чтобы ты не забыл о нашей стране, мы подарим тебе визитную карточку нашей страны и символ берёзку.
- Составляем синквейн по ответам детей:
Примерный вариант:
1. Россия
2. Огромная, могущественная
3. Процветает, созидает, помогает.
4. Я горжусь своей страной.
5. Страна.
- Провожаем инопланетянина.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие по России. О чем мы говорили во время путешествия?
Дети: О Родине, о мире, о Земле. В заключении песня о Родине в грамзаписи.
Итог:
Слайд 29- изображены дети.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка».
Как понимаете?
Воспитатель: Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой.
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой.
Список литературы
1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М., «Мозаика – Синтез», 2011 .
2. Ривина Е. К. Государственная символика России. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. (Серия «Дружные ребята»)
3. Синова И. В. Герб, гимн, флаг России. – СПб: «Литера», 2006.-96 с. : (Серия «Моя Родина – Россия)
4. Степанов В. Моя родина – Россия. Издательство Фламинго, 2004. – 48 с. (Серия «Учебник для малышей»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Дорога в школу»
Программное содержание:1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение н...
Конспект мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе Тема: «Птицы», с самоанализом
Форма проведения: Экологическая викторина.Цель: Закрепление знаний детей об окружающем мире.Задачи:1. Образовательные: расширить и закрепить знания детей о птицах; вырабатывать...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и ее свойствами».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитиюречи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и еесвойствами»...
Конспект ННОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Россия родная, края дорогие…»
Цель: Создать условия для воспитания у детей любви к Родине....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе Тему "Моя семья"
Способствует формированию у детей среднего дошкольного возраста представление о семье инравственных нормах...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе Тема: «Рассказывание сказки «Бычок чёрный бочок - белые копытца».
Цель: содействие овладению умением слушать и понимать содержание литературного произведения, эмоционально воспринимать сюжет, сопереживать персонажам. Задачи:Познакомить детей с содерж...
Сценарий интегрированной ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Космическое путешествие»
Сценарий интегрированной ООД по ознакомлению с окружающим миром иразвитию речи в подготовительной группе.Тема: «Космическое путешествие»...