Программа "Цветная палитра"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа "Цветная палитра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_obespechenie.docx | 18.85 КБ |
perspektivnoe_planirovanie.docx | 23.61 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 17.01 КБ |
soderzhanie_programmy.docx | 17.33 КБ |
spisok_literatury.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое обеспечение.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного "Программой воспитания и обучения в детском саду"
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
выделяют: наглядные, словесные, практические методы.
Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает
следующие методы обучения: информативно - рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод проблемного изложения материала. В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы: > рассматривание; > наблюдение; > экскурсия; > образец педагога; > показ педагога. Словесный метод включает в себя: > беседу; > рассказ, искусствоведческий рассказ; > использование образцов педагога; > художественное слово. Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: > прием повтора; > работа на черновиках; > выполнение формообразующих движений рукой. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Центральное место среди методов и приемов в дошкольном возрасте занимают игровые приемы, словесные методы и показ способа изображения.
1.Игровые приёмы и ситуации. Игровые приемы и ситуации используются: в объяснении, в руководстве самостоятельной ИЗО деятельностью, в оценке продуктов детского творчества.
В процессе самостоятельной художественной деятельности детей педагог поддерживает их интерес и включает в игру: "какое яркое солнце получилось, но мы не нарисовали лучики". Напоминания, советы, указания воспитатель использует не прямо, а опосредованно, через игру, вызывая положительные чувства, на основе которых сообщаются новые знания и развиваются ручные умения. Медленно действующих детей воспитатель при помощи игры побуждает к ускорению (все зайчики собрались, а где еще один).
При оценке детских работ игровая ситуация сохраняется. Важно сосредоточить внимание детей на положительном в их рисунке, лепке. Важно, чтобы дети запоминали удачные изображения, что легче сделать при обыгрывании работ.
Игровые упражнения способствуют развитию формообразующих движений, усилению выразительности образа (как шумит ветер, дождик)
2.Показ способа изображения.
Показ используется когда необходимо переключить внимание детей от реального образа к условному, создать представление о возможности создать или вылепить увиденное. Показ сопровождается игрой: « Возьму кисточку вот так, наберу желтую краску, как цыпленок, нарисую один кружок, это голова…» Наиболее эффективно пассивное движение - это когда ребенок действует рукой не самостоятельно, а с помощью взрослого.
3. Словесные методы и приемы.
Чтение стихотворений, потешек, пение песенок. На занятии важный метод - применение слова педагога, которое направляет детей. Главное в речевом руководстве деятельностью детей - это то, что педагог должен говорить на понятном детям языке, ласково, обращаясь к каждому ребенку по имени. Указания должны быть четкими и понятными детям, так как если ребенок не поймет направленных к нему слов, это может вызвать отказ от выполнения рисунка или другой работы.
Для большего эмоционального воздействия можно прочесть знакомое детям стихотворение.
В конце занятия педагог проводит анализ детских работ, обязательно обращая внимание на самое лучшее в каждой работе, что побуждает детей еще больше стараться.
В системе дополнительного образования дошкольников используются разнообразные формы организации занятий. Необходимо включать каждого ребёнка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью занятия и отдельных его частей.
Разделы «Осенние мотивы». «Осень в гости к нам пришла», «Зимушка-Зима», «Здравствуй, гостья Зима», «Весна в окно стучится…», «Весна идёт» начинаются с беседы педагога с детьми о сезонных изменениях в природе. Далее проводятся практические занятия, на которых дети выполняют свои работы, используя различные материалы и способы выполнения и оформления работ. По окончании каждого занятия проводится анализ детских работ. Педагог и дети обсуждают полученные работы, выделяют из них наиболее удачные, обговаривают, какие трудности испытывали при выполнении, что не совсем получилось, какие ошибки были допущены, как их избежать. После каждого раздела проводится выставка детских работ, соответствующая тематике данного раздела.
Разделы «Волшебная Дымка», «Филимоновские свистульки», «Городецкие цветы», «Золотая Хохлома», «Голубая Гжель», «Русская вышивка», «Русский народный костюм», «Русская матрёшка» начинаются со знакомства детей с тем или иным промыслом . Педагог предлагает вниманию детей рассмотреть изделия народных мастеров того промысла, о котором идёт речь на данном занятии(выставка). Далее педагог рассказывает детям о происхождении промысла, его истории, особенностях. После обсуждения, дети приступают к практическим занятиям. В конце каждого занятия так же проводится анализ выполненных работ. Раздел заканчивается выполнением коллективной творческой работы , показывающей, как дети усвоили пройденную тему.
Наряду с индивидуальными занятиями проводятся и коллективные формы создания работ. Изобразительная деятельность является художественно-творческой, поэтому обстановка, в которой она протекает, должна быть эстетически организована. Так, выполняя коллективные композиции, дети могут работать у доски или за столами, поставленными полукругом; индивидуальные рисунки удобнее рисовать за мольбертами. Очень важно, чтобы во время занятия дети могли встать и подойти к окну, игровому, книжному уголку, чтобы ещё раз посмотреть на объекты, которые они изображают, и в случае необходимости уточнить представления о том или ином предмете, объекте.
По-разному следует организовывать и анализ детских рисунков, лепки, аппликации: собрав детей у доски, вокруг стола педагога или непосредственно на их рабочих местах.
Материалы для занятий включают в себя как авторские разработки, так и различные справочные материалы, а так же передовой опыт, накопленный отечественными учёными и педагогами-практиками. Разработан примерный план на два года обучения.
Для занятий с детьми используется разнообразный наглядный материал: это и различные изделия народных мастеров, и иллюстрации с изображениями промыслов, картин знаменитых художников; технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала, народной росписи; тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире; дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д.; незавершённые композиции для коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию; серия альбомов для детского художественного творчества ( «Дымковская игрушка» и т.д.).
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование на 2016/2017 учебный год
5-6 лет
Название раздела | Тема занятий | Цели и задачи |
«Осенние мотивы». |
| Формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых осенних цветосочетаний, развивать описательную речь. Учить детей воплощать в художественной форме свои впечатления от наблюдения за осенней природой, представления, переживания. Вызывать желание передавать характерные признаки объекта, создавать коллективную композицию из вырезанных листьев для интерьера группы. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации. Развивать представление о том, что через подбор красок (колорит) можно передать в рисунке определённую погоду и настроение. |
. «Волшебная Дымка». |
| Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассказать о происхождении данного промысла (г. Вятка). Закреплять знания детей о декоративных элементах дымковской росписи: точки, круги, полоски, прямые и волнистые линии. Учить украшать бумажные силуэты элементами дымковской росписи в соответствии с формой предмета. Развивать умение выполнять сюжетные композиции. |
«Зимушка-Зима» |
| Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью). Развивать чувство цвета ( находить красивые цветосочетания в зависимости от фона).Развивать наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве; вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования; развивать воображение и творчество. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы; помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии; учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка; познакомить с новым способом изображения снега-«набрызги». |
Филимоновские свистульки» | 1.Знакомство с филимоновской игрушкой. Рисование элементов фолимоновской росписи-полосок, ёлочек, цветов. 2.Рисование «Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек». 3. Рисование «Роспись бумажного силуэта филимоновской красивицы». | Познакомить детей с филимоновской игрушкой. Рассказать о происхождении промысла (д. Филимоново Тульской области). Закреплять знания детей о декоративных элементах филимоновской росписи: точки, круги, полосочки, ёлочки, солнышко. Закреплять знания детей о цветовой гамме филимоновской росписи: жёлтый, зелёный, синий, красный и малиновый цвета. Учить украшать бумажные силуэты элементами филимоновской росписи в соответствии с формой предмета; называть отличительные особенности филимоновской и дымковской игрушки. |
«Городецкие цветы» | 1.Знакомство с городецкой росписью. Рисование купавки, розана, листочка. 2. Рисование городецких птиц. 3. Рисование городецкого коня 4. Рисование «Узор для городецкого панно или шкатулки». 5. Рисование «Узоры на кухонных досках». 6. Рисование «Перо Жар-птицы» (по мотивам городецкой росписи). | Познакомить с городецким промыслом. Рассказать детям о происхождении промысла (г. Городец Нижегородской области). Расширять представления об элементах городецкой росписи: листики, купавки, розаны и т.д. Учить выделять характерные особенности данного промысла(цветы, листья, птицы украшаются «оживкой»). Формировать умение выполнять декоративные элементы городецкой росписи. Учить расписывать бумажные силуэты. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая цветную гуашь с белилами. Формировать представления о стилизованных формах народной росписи. |
«Весна в окно стучится» | 1.Лепка из солёного теста «Жаворонки» 2. Аппликация «Ветка вербы». 3. Рисование «Чудо-писанки». 4.Аппликация с элементами рисования «На волю птичку выпускаю…». 5. Аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники». 6. Рисование с элементами аппликации «Первые листочки на нашей берёзе». 7. Аппликация коллективная «Весенний букет». 8. Лепка декоративная из пластилина или солёного теста «Весенний ковёр». 9. Рисование предметное (дидактическое) «Радуга-дуга». 10. Рисование- экспериментирование «Зелёный май». 11. Рисование «Пришла весна». | Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами; воспитывать эстетическое отношение к природе. Экспериментальное освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение весенней палитры. Формирование представлений о народных традициях дня Благовещения. Познакомить с символом праздника Пасхи-святым яичком, искусством миниатюрной росписи на поверхности яйца. Воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах; поиск средств выразительности. |
Перспективное планирование на 2017/2018 учебный год
6-7 лет
Название раздела | Тема занятий | Цели и задачи |
«Осень в гости к нам пришла» |
| Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции. Создание сюжетных композиций из природного материала-засушенных листьев, лепестков, семян; развитие чувства цвета и композиции. Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки). Создание сюжетов по мотивам сказки М. Гаршина, комбинирование изобразительных техник, отражение смысловых связей и пространственных взаимоотношений. Создание плетёной корзины формы как основы будущей композиции (корзинка для натюрморта из фруктов). Совершенствование техники аппликации. |
«Золотая Хохлома» |
| Познакомить детей с хохломскими изделиями. Рассказать детям о происхождении промысла, об элементах хохломской росписи: осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики и т.д. учить выделять характерные особенности данного промысла. Формировать умение выполнять хохломской узор с помощью кисти и печати-тычка. Показать особенности кистевой росписи хохломского узора. Формировать эстетическое отношение средствами народного искусства. |
«Здравствуй, гостья Зима» |
| Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу). Знакомство с традиционным видом рождественского театра-вертепом. Учить детей с помощью различных материалов изготовить макет рождественского вертепа. Развивать умение работать в коллективе. Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, |
« Голубая Гжель» |
| Познакомить детей с историей гжельского промысла. Рассказать о происхождении данного промысла. Воспитывать уважение к народным мастерам. Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы гжельской росписи: точки, тонкие и широкие линии, капельки, цветы, птицы и т.д. Учить расписывать гжельскими узорами различные бумажные силуэты. |
«Русская вышивка» |
| Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать художественный вкус.Расширять представления о композиционном построении узора. Показать особенности эскизов вышивки, выполненных из растительных и геометрических элементов. Учить выполнять геометрические и растительные узоры на различных формах. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество. Воспитывать аккуратность. |
«Русский народный костюм» |
| Знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма. Расширять знания о русской народной культуре. Развивать эстетический вкус; формировать нравственные качества. Расширять представления детей о русском народном костюме. Показать видоизменения русского костюма. Развивать интерес к национальной культуре. Закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на листе бумаги. |
« Весна идёт…» |
| Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ весеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия весенней природы; помочь почувствовать красоту весенней природы посредством музыки, живописи, поэзии; учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Познакомить детей с пасхальными натюрмортами; учить выделять изобразительно-выразительные средства; совершенствовать умение использовать полученные знания в собственном творчестве; продолжать знакомить с русскими традициями. Оформление готовых работ как завершающий этап творчества. Создание условий для творческого применения освоенных умений. |
«Русская матрёшка» |
| Познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства. Показать характерные особенности сергиевопосадской матрёшки. Показать характерные особенности семёновской матрёшки. Показать характерные особенности полхов-майданской матрёшки Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи печатку-тычок. Формировать эстетический вкус. Расширять представления детей о разнообразии русской матрёшки. |
«Итоговые занятия» |
| Создание сложной композиции из солёного теста по фольклорным мотивам. Совершенствование рельефной лепки из солёного теста. Развитие способности к композиции. Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. Воспитание интереса к народной культуре. Учить расписывать готовые композиции. Воспитание интереса к народной культуре желания участвовать в оформлении интерьера детского сада. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Содержание программы «Цветная палитра» по ИЗО нацелено на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческих и национальных ценностей через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Полноценное формирование личности не возможно без развития в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Ведущую роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.
На занятиях по программе «…» мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.
Ребёнок, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в ней явлений. Педагог помогает ребёнку «открыть глаза» на видимый им мир. Только внимательное, заботливое отношение к судьбе зависимой от людей окружающей среды обеспечивает между ними взаимопонимание и гармоничное сосуществование.
Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы – сохранение в человеке человечности.
Для жизни человека важно не только сохранение природной биологической среды, но и среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столько же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной осёдлости», для его нравственной самодисциплины и социальности.
Использование народного искусства в педагогической работе с детьми является одним из необходимых условий построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка. обладает нравственной , эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключено в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на развитие ребёнка, который по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками и звуками.
Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотизма, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством.
Наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией способствует развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребёнка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей.
Знакомство с народным ДПИ и миром природы способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, бережного и, в то же время, эстетического отношения к окружающему.
Цель программы – формирование и развитие у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, с помощью мира природы и средств народного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
- Развитие интереса к различным видам искусства (изобразительное, декоративно-прикладное искусство, литература и т.д.), формирование первых ярких представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
- Формировать художественно-образные представления и мышление, эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям природы, воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на прекрасное;
- Развивать творческие способности в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой деятельности.
- Обучать способам создания художественных образов, формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности.
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах предметы и явления окружающего мира, решение творческих задач.
- Расширять представления о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с приёмами работы народных мастеров. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
В своей работе основываюсь на программу О.А. Соломенниковой «Радость творчества» и расширяю представление детей в данном направлении.
Программа «Цветная мозаика" рассчитана на два года обучения. В каждой возрастной группе занятия проводятся с середины сентября по май включительно. В начале и в конце учебного года проводится диагностика уровня развития художественных способностей каждого ребёнка. Программа на год включает в себя 35-36 занятий( без диагностики). Занятия проводятся один раз в неделю по 20-25 минут.
Программа для детей 5-6 лет включает 6 тем: «Осенние мотивы», «Волшебная дымка», «Зимушка-Зима», «Филимоновские свистульки», «Городецкие цветы», «Весна в окно стучится».
Программа для детей 6-7 лет включает 9 тем: «Осень в гости к нам пришла», «Золотая Хохлома», «Здравствуй, гостья Зима», «Голубая Гжель», «Русская вышивка», «Русский народный костюм», «Весна идёт», «Русская матрёшка», «Дерево жизни».
Предварительный просмотр:
Содержание работы с детьми 5-6 лет.
Тема 1. «Осенние мотивы».
Формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых осенних цветосочетаний, развивать описательную речь. Учить детей воплощать в художественной форме свои впечатления от наблюдения за осенней природой, представления, переживания. Вызывать желание передавать характерные признаки объекта, создавать коллективную композицию из вырезанных листьев для интерьера группы. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации. Развивать представление о том, что через подбор красок (колорит) можно передать в рисунке определённую погоду и настроение.
Тема 2. «Волшебная Дымка».
Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассказать о происхождении данного промысла (г. Вятка). Закреплять знания детей о декоративных элементах дымковской росписи: точки, круги, полоски, прямые и волнистые линии. Учить украшать бумажные силуэты элементами дымковской росписи в соответствии с формой предмета. Развивать умение выполнять сюжетные композиции.
Тема 3. «Зимушка-Зима».
Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью). Развивать чувство цвета ( находить красивые цветосочетания в зависимости от фона).Развивать наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве; вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования; развивать воображение и творчество. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы; помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии; учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка; познакомить с новым способом изображения снега-«набрызги».
Тема 4. «Филимоновские свистульки»
Познакомить детей с филимоновской игрушкой. Рассказать о происхождении промысла (д. Филимоново Тульской области). Закреплять знания детей о декоративных элементах филимоновской росписи: точки, круги, полосочки, ёлочки, солнышко. Закреплять знания детей о цветовой гамме филимоновской росписи: жёлтый, зелёный, синий, красный и малиновый цвета. Учить украшать бумажные силуэты элементами филимоновской росписи в соответствии с формой предмета; называть отличительные особенности филимоновской и дымковской игрушки.
Тема 5. «Городецкие цветы».
Познакомить с городецким промыслом. Рассказать детям о происхождении промысла (г. Городец Нижегородской области). Расширять представления об элементах городецкой росписи: листики, купавки, розаны и т.д. Учить выделять характерные особенности данного промысла(цветы, листья, птицы украшаются «оживкой»). Формировать умение выполнять декоративные элементы городецкой росписи. Учить расписывать бумажные силуэты. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая цветную гуашь с белилами. Формировать представления о стилизованных формах народной росписи.
Тема 6. «Весна в окно стучится».
Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами; воспитывать эстетическое отношение к природе. Экспериментальное освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение весенней палитры. Формирование представлений о народных традициях дня Благовещения. Познакомить с символом праздника Пасхи-святым яичком, искусством миниатюрной росписи на поверхности яйца. Воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах; поиск средств выразительности.
Содержание работы с детьми 6-7 лет.
Тема 1. «Осень в гости к нам пришла».
Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции. Создание сюжетных композиций из природного материала-засушенных листьев, лепестков, семян; развитие чувства цвета и композиции. Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки). Создание сюжетов по мотивам сказки М. Гаршина, комбинирование изобразительных техник, отражение смысловых связей и пространственных взаимоотношений. Создание плетёной корзины формы как основы будущей композиции (корзинка для натюрморта из фруктов). Совершенствование техники аппликации.
Тема 2.«Золотая Хохлома».
Познакомить детей с хохломскими изделиями. Рассказать детям о происхождении промысла, об элементах хохломской росписи: осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики и т.д. учить выделять характерные особенности данного промысла. Формировать умение выполнять хохломской узор с помощью кисти и печати-тычка. Показать особенности кистевой росписи хохломского узора. Формировать эстетическое отношение средствами народного искусства.
Тема 3 .«Здравствуй, гостья Зима».
Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу). Знакомство с традиционным видом рождественского театра-вертепом. Учить детей с помощью различных материалов изготовить макет рождественского вертепа. Развивать умение работать в коллективе. Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и др.).
Тема 4. «Голубая Гжель».
Познакомить детей с историей гжельского промысла. Рассказать о происхождении данного промысла. Воспитывать уважение к народным мастерам. Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы гжельской росписи: точки, тонкие и широкие линии, капельки, цветы, птицы и т.д. Учить расписывать гжельскими узорами различные бумажные силуэты.
Тема 5. «Русская вышивка».
Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать художественный вкус.Расширять представления о композиционном построении узора. Показать особенности эскизов вышивки, выполненных из растительных и геометрических элементов. Учить выполнять геометрические и растительные узоры на различных формах. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество. Воспитывать аккуратность.
Тема 6. «Русский народный костюм».
Знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма. Расширять знания о русской народной культуре. Развивать эстетический вкус; формировать нравственные качества. Расширять представления детей о русском народном костюме. Показать видоизменения русского костюма. Развивать интерес к национальной культуре. Закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на листе бумаги.
Тема 7. «Весна идёт».
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ весеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия весенней природы; помочь почувствовать красоту весенней природы посредством музыки, живописи, поэзии; учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Познакомить детей с пасхальными натюрмортами; учить выделять изобразительно-выразительные средства; совершенствовать умение использовать полученные знания в собственном творчестве; продолжать знакомить с русскими традициями. Оформление готовых работ как завершающий этап творчества. Создание условий для творческого применения освоенных умений.
Тема 8. «Русская матрёшка»
Познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства. Показать характерные особенности сергиевопосадской матрёшки. Показать характерные особенности семёновской матрёшки. Показать характерные особенности полхов-майданской матрёшки Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи печатку-тычок. Формировать эстетический вкус. Расширять представления детей о разнообразии русской матрёшки.
Тема 9. «Итоговые занятия»
Создание сложной композиции из солёного теста по фольклорным мотивам. Совершенствование рельефной лепки из солёного теста. Развитие способности к композиции. Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. Воспитание интереса к народной культуре. Учить расписывать готовые композиции. Воспитание интереса к народной культуре желания участвовать в оформлении интерьера детского сада.
Предварительный просмотр:
Список литературы для педагогов
Алексахин Н.Н. Матрёшка. Методика преподавания росписи матрёшки. – М.: Народное образование, 1998.
Алексахин Н.Н. Голубая сказка. – М.: Народное образование,1996.
Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. –Л.: Художник РСФСР,1988.
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф, Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995.
Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд. – М.: Просвещение,1986.
Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – СПб.: Детство-Пресс,1999.
Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребёнка к окружающему. Основы дошкольной педагогики/ под ред. А.В. Запорожца, Т.А.Марковой. – М., педагогика, 1980.
Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. Учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учебн. заведений. – М., Академия,1999.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. 2-е изд. – М.: Академия, 1998.
Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. Времена года. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс,1998.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ под ред. Л.А.Венгера, - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М.:Просвещение,1990.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А. Маркеева и др. – СПб.: Детство-Пресс,1999.
Знакомим с пейзажной живописью. Учебно- наглядное пособие/авт.-сост. Н.А. Курочкина, - СПб.: Детство-Пресс,2000.
Знаменитые русские художники. Библиографический словарь. – СПб.: Азбука,2000.
Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1961.
Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства. Альбом Т.Я.Шпикалова, Е.В.Алексеенко и др. – М.:Просвещение,1993
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.:Педагогика,1983.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,1985.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб.:Детство-Пресс,1998.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мнемозина,1995.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – 3-е изд. – М.: Просвещение,1991.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.:Педагогика,1990.
Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Иванова Л.И. и др. Изобразительное икусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России,1999.
Комарова Т.С. Как учить ребёнка рисовать. – М.:Око,1994.
Комарова Т.С., Савенков В.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство,1998.
Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – 3-е изд. – М.: Просвещение,1991.
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд. – М.: АО Столетие,1994.
Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. – М.: alma mater, 1994.
Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент,1996. – Библиотека программы «Детство».
Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. Учебно- наглядное пособие. – СПб.: Детство-Пресс,1999.
Кедрова Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – М.: Педагогика –Пресс,1992.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Красота. Радость, Творчество. – ГОУ Начальная школа – детский сад №1607,1999.
Копцева Т.А. Природа и художник. Пособие для педагога. – М.: Интерпракс, !994.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка крестом. – М.: Эксмо-Пресс,2000.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учебное пособие для учащихся пед. училищ/под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд. –М.: Просвещение,1991.
Мир прирды и ребёнок. Учебное пособие/под ред. Маневцевой Л.М., Саморуковой П.Г. – Изд. 2-е. СПб.,1998.
Мосин И.Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее. – Екатеринбург: У – Фактория,1996.
Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ под ред. Т.С. Комаровой. – М.6 Российское педагогическое общество,1997.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.,1983.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.,1995.
Орлова Л.В. Знакомство с хохломской росписью. – М., 1991.
Основы народного и декоративно-прикладного искусства. УМК. Вып.1. Дымковская игрушка. Вып.2 . Гжельская керамика/ под ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.,1992.
Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов средней школы/ под ред. В.С.Кузина – М.: Просвещение,1974.
Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение,1985.
Программы изобразительного искусства 1-9 классы. – М.: Просвещение,1994.
Программы изобразительного искусства. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-4 классы/ Науч. руководитель Т.Я.Шпикалова. – М.: Мозаика-синтез,1997.
Разина Т.М. Русское народное творчество. – М.,1970.
Рисование в детском саду/ под ред. Н.П. Сакулиной. – М.: АПН РСФСР,1951.
Русская матрёшка. – М.:Интербук,1993.
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты знятий и сценариев праздников/В.О.И.У.У. – Владимир, 1995.
Ручная вышивка/ сост. Иванова М.. – М.: Олимп; Смоленск: Русич,1999.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. -2-е изд. –М.: Просвещение, 1982.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: Детство-Пресс,2000.
Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.,1961.
Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М.: АПН РСФСР,1961.
Флерина Е.А. Изобразительное творчество для детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М.,1983.
Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1992.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-м классе. Пособие для учителей. – М.:Просвещение,1981.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. М.: Мозаика-синтез, 1996.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник для 1-го класса четырёхлетней начальной школы. М.: Просвещение,2000.
Шпикалова Т.Я.Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: Просвещение,1979.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». – М.: Просвещение, 2000.
Эстетическое обучение и воспитание детей. Экспериментальная программа/авт. Г.В.Арзямова, З.П.Морозова, Т.Д.Стульник и другие. – М.: ИПК и ПРНО МО,1996.
Список литературы для детей.
Алёхин А.Д. Матрёшки. Книжка-картинка. – М.:Малыш.1988.
Ашикова С.Г., Ашиков В.И./конс. Комарова Т.с. Рисование 6-7 лет. Альбом. – М.:АСТ,1996.
Виноградова Е.В. С чего начинается рисунок, Альбом по рисованию для детей. – М.: Калинкин и ко,1996.
Виноградова Е.В. Рисуем храмы, дома, дворцы. Альбом по рисованию для детей. – М.: Калинкин и ко,1998.
Виноградова Е.В. Зверьё моё. Альбом по рисованию для детей. – М.: Калинкин и ко,1997.
Гжель. Книжка-раскраска/Худ. Е.Субочева. – М.: Околица,1997.
Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана/автор проекта Дорофеев Ю. – М.: Мозаика-Синтез,2001.
Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение,2001.
Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Дорожин Ю.Г., Соломенникова О.А. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
Дымка. Книжка-раскраска/Худ. Е.Субочева, - М.:Околица,1997.
Знакомим с пейзажной живописью. Учебно-наглядное пособие/Авт.-сост. Н.А.Курочкина. -СПб.: Детство-Пресс,2000.
Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. Для ст. дошк. возраста. Книга для детей, воспитателей детского сада и родителей/Худ. Л.Ф.Малышева. – М.: Просвещение: АО Учебная литература,1996.
Комарова Т.С. Рисование 5-6 лет. Альбом. – М.: АСТ,1997.
Ковальская Е.Г. Декоративное рисование в детском саду. –М.: Просвещение,1968.
Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г.Ковальской). – М.: ФМ и ЗХ,1993.
Маршак С.Я. Матрёшки. – М.: Малыш,1989.
Орлова Л.В. Научный руководитель Шпикалова Т.Я. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,1998.
Русский праздничный народный костюм/ ред.-сост. Дорофеев Ю. Худ. О.Птушкина. – М.:Мозаика-Синтез,2000.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Тетрадь творческих заданий для учащихся 1-го класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – М.: АСТ,1998.
Сурьянинова Н.С. Синие цветы гжели. Книжка-картинка. – М.: Малыш,1986.
Учимся рисовать/Научный редактор Д. Тонконогая. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – СПб.: Сова,1994.
Хохлома. Книжка-раскраска/Худ. Е.Субочева. – М.: Околица,1997.
Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка: рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства, 1-й класс четырёхлетней начальной школы. – М.: Мозаика-Синтез,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Волшебная палитра»
Художественно - развивающая программа по изобразительной деятельности. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Содерж...
Палитра. Рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей: "Как развивать у детей творческие способности"....
Программа «Волшебная палитра»
Дополнительная образовательная программа художественно - творческого развития детейстаршего дошкольного возраста...
Конспект оздоровительного занятия "Осенняя палитра"
Задачи: Формировать выразительность движений, умение ориентироваться на слова при построении действий. Подводить детей к элементарным выводам о влиянии объектов и явлений природы на настроение, самочу...
"Музыкальная палитра" программа по музыкальному воспитанию.
Программа направленна на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки....
Программа "Разноцветная палитра"
занятия по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Папка - передвижка для родителей "ЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА"
В папке содержится изобразительный и художественный материал, который пожет родителям научить своих детей различать цвета....