ПРОЕКТ «ВОРОНЕЖСКИЕ УЗОРЫ» (развитие мелкой моторики рук через приобщение к народному творчеству)
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Флуднева Оксана Владимировна

ПРОЕКТ «ВОРОНЕЖСКИЕ УЗОРЫ» (развитие мелкой моторики рук через приобщение к народному творчеству).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voronezhskie_uzory.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №Детский сад №119»

ПРОЕКТ

«ВОРОНЕЖСКИЕ УЗОРЫ»

(развитие мелкой моторики рук

через приобщение к народному творчеству)

Подготовил: учитель-логопед I к.к.

Флуднева Оксана Владимировна

Воронеж 2016

Актуальность: Сохранение культуры, создаваемой поколениями людей, играет большую роль в нравственном становлении личности. Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

 В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах:

  • в связи с развитием познавательных способностей;
  • в связи с развитием речи;
  • развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

         «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся   посредством кропотливого ручного труда, напрямую влияет на работу мозга, - сказал кандидат биологических  наук, заместитель директора НИИ  инновационных технологий обучения Николай  Хвалько. - На кончиках пальцев расположены  миллионы рецепторов, через которые в мозг  поступают нервные сигналы. И чем тоньше  будет ручная работа, тем быстрее будут  проходить нервные импульсы, что как бы    тренирует мозг.

Данные аспекты послужили предпосылками для создания проекта «Воронежские узоры».   Особенность данного проекта заключается в том, что во время освоения данной техники аппликации, воспитанник узнает историю народной культуры и основы рисунка и композиции, приобщается к обрядам и обычаям, развивает нравственно-эстетическое мировоззрение, формирует гражданские качества, любовь к малой Родине.

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Воронежские узоры»

Тип: Практико-ориентированный, подгрупповой.

Участники проекта: дети подготовительных к школе групп.

Количество воспитанников: 8-10 человек.

Цель проекта:  развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному творчеству.

Задачи:  

  • Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
  • Развивать способности координировать работу рук со зрительным восприятием;
  • Познакомить с основами рисунка и построения композиции;
  • Научить применять полученные знания, умения, навыки на практике;
  • Способствовать эстетическому развитию средствами декоративно-прикладного искусства;
  • Через систему и последовательность занятий воспитывать трудолюбие, терпение в работе, целеустремленность;
  • Развивать творческую активность, творческое воображение средствами декоративно-прикладного искусства.
  • Развивать  художественный вкус, художественного воображения, образного мышления.

Сроки проекта:  проект рассчитан на 3 месяца (октябрь – декабрь).

Этапы проекта:

1 этап (октябрь) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, подбор дидактического и демонстрационного материала.

2 этап (октябрь-декабрь) – реализация проекта, непосредственная работа с детьми в ходе воспитательно-образовательного процесса.

3 этап (декабрь) – анализ результатов работы.

Организация работы по проекту:

Деятельность проходит в подгруппах по 8-10 человек. Содержание проекта составляют практические работы, которые проводятся вслед за объяснением теоретического материала. В то же время  проектом предусмотрены интерактивные просмотры выставок Краеведческого музея, посвященных народному костюму Воронежского края. В основе обучения детей лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование элементарных представлений о народном промысле. Большое внимание уделено практической работе совместно  с педагогом так и самостоятельной.  В качестве ведущей деятельности педагога с детьми используется игра и практическая работа.

          Включение игровых ситуаций  мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности.  Работа  строится последовательно, постепенно, учитывая особенности и способности каждого ребенка. Используются различные методы: словесные, наглядные, игровые. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Результативность: в ходе реализации проекта были отмечены следующие результаты:

  • В ходе наблюдения за детьми, было отмечено, что движение кистей и пальцев рук стали более точными и уверенными, улучшилась зрительная координация движений.
  • Дети познакомились с историей Воронежского костюма, характерными узорами и орнаментами Воронежского края.
  • Данный проект способствовал развитию творческой активности, воображению, художественному вкусу, образному мышлению.  

Вывод: анализ проделанной работы показал, что в ходе реализации проекта была достигнута положительная динамика в работе по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....

Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить  детей с нетрадиционными  методами изобразительной дея...

Конспект родительской встречи "Художественно-эстетическое развитие детей через приобщение к народному творчеству"

В данной консультации даются примеры методических приёмов, которые воспитатели используют при ознакомлении детей с народным творчеством....

Конспект родительской встречи в средней группе "Речевая активность детей, через приобщение к народному творчеству"

Цель: способствовать речевой активности детей, путём приобщения к народному творчеству, по средствам народных сказок....

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ (ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА)

laquo;Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…”(В.А.Сухомлинский)...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, через занятия декоративно-прикладным творчеством».

Консультация для родителей«Развитие мелкой моторики рук, через занятия декоративно-прикладным творчеством»....