ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ (ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА)
статья (старшая группа)
«Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…”
(В.А.Сухомлинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_duhovnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_cherez.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ
ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ (ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА)
Дмитриева Галина Эдуардовна, воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №175»
«Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…”
(В.А.Сухомлинский)
Что такое духовность? Многие думают, что духовность – это культура.
«Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных,
интеллектуальных интересов над материальными». [11,
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/53858]. Духовность – это посыл нравственности.
Духовность может быть разной, и какой Дух приемлет педагог, такое и воспитание
нравственности у детей.
Средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить
доступ к духовности, являются:
- слово;
- родительский авторитет, авторитет педагога;
- познавательная, опытно-экспериментальная деятельность;
- природный и предметный мир;
- обычаи, традиции, народные праздники;
- общественное мнение (родителей, сверстников);
- духовный и моральный климат семьи;
- фольклор, художественная литература.
На протяжении двухсотлетней истории развития кубанского народа, на основе
народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков,
чувство коллективизма, любви к миру, природе.
Настало время, когда необходимо «вернуть» современных родителей и детей к
истории кубанского народа, богатству природных ресурсов, к его культуре, традициям,
обычаям, быту.
Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и
перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков,
их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю и его истории
традиции осуществляется успешно, если созданы такие педагогические условия:
1. Формировать у детей систему элементарных знаний об истории родного края.
2. Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками
привычного морального поведения.
3. Давать знание в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей
совместно со взрослыми.
Сегодня переживают свое второе рождение и все больше и больше современных
людей начинают интересоваться народной культурой и традициями Кубани. И домашние
предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся
популярными и востребованными.
В результате данной работы реализованы следующий из поставленных задач:
привлечены родители для принятия участия в изготовили макет мини – музея и предметов
быта; презентовали и поделились опытом изготовления мебели; дети познакомились с
разнообразием ткани и ролью тряпичной куклы в крестьянском быту, освоили технологию
изготовления куклы «Пеленашки», «Зайчик на пальчик», «Веснянка», «Коза», проведен
мастер – класс для родителей по изготовлению куклы для развития мелкой моторики рук
«Девчушка – веселушка»; создана презентация проекта и мини – музея для родителей и
педагогов ДОО.
Детство есть счастливейшее время жизни: время органической
непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»;
время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной
искренности, время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства. Чем любовнее
и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей
сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь.
Необходимо отметить и важность в процессе воспитания связи таких явлений, как
духовность и эмоциональность. Ребенок по сути своей склонен к эмоциональности.
Поэтому, если его духовный опыт будет эмоционально приятным, то больше надежды, что
он закрепится в сознании ребенка и духовность для него будет не только пустым словом.
Поэтому были проведены: музыкальный досуг «Посиделки в Кубанской хате»,
развлечение «Масленица»; викторины, сюжетно – ролевые игры «Кубанская семья»,
«Дом», «У бабушки в гостях»; совместное посещение музея им Е. Д. Фелицына.
Развитию речи детей дошкольного возраста способствуют: беседы «Быт кубанского
народа», «Праздники на Кубани»; составленные творческие рассказы «Что мы увидели в
музее»; занятие «Путешествие в прошлое клубочка»; опыты и эксперименты: «Глиняные
игрушки», «Игрушки из ниток», «Мир ткани»; дидактические игры: «Угадай на ощупь,
что внутри», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Что бывает из соломы (камыша,
лозы), дерева, ткани», «Где что стоит в хате?», «Составь орнамент», «Что лишнее?
78
Прививая любовь к здоровому образу жизни, были изучены кубанские подвижные
игры («Гори-гори ясно», «Переглядки», «Петух», «Достань платок») активными
движениями, дающими ребенку ощущение «мышечной радости». Получая
положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.
Задача педагогов – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье
должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности,
созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Главная цель духовного воспитания - обретение внутренней системы ценностей в
соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам
поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской
народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо
обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь
содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито
веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня,
русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе,
стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. Из народных кубанских
сказокдети узнают, что грехом считаются нравственные преступления: ложь, клевета,
зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не
совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные
ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно
судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют
своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам
идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского
человека. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества
личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности,
несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра. Народное
искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок
79
вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает
колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры,
хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит
тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство
защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее,
источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми кубанской культуры, творчества,
фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое
развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую
духовную культуру. И нaчинать приобщение к ценностям кубанской нaродной культуры
необходимо с мaлых лет.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной
культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в
национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие
детей.
У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс
формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть
не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить
драгоценное зерно в душу ребёнка.
Список использованных источников:
1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. –
2008. – № 9. – С. 10-13.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.
3. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010г.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П.; Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и
эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной.- 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера,
2013.
5. Н. В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство -пресс, 2011 г.
6. И. Н. Котова, А.С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. -СПб: «Паритет»,
2008г.
7. Железнова Е. Р. Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного
возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
8. «Знай и люби свой край». Учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений Краснодарского края. Составитель - Васнева А. Г.
Краснодар, 2002 год.
9. Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. 2-е изд. – Краснодар: ОИПЦ
«Перспективы образования», 2008.
10. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель Воронин В. В. ООО «КАРГИЛЛ ЮГ».
Краснодар, 2011.
11. Интернет ресурсы (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/53858)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Родительское собрание на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №42" Родительское собрание на тему:«Развитие речи д...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ
Актуальность проблем, связанных с формированием духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, бесспорна. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления ду...
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»
Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с ...
Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...
"Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к народной культуре"
В наше время, полное тревог и противоречий, когда бесчеловечность, силовое давление и бездуховность становятся нормой в сообществе, возврат к истокам народной мудрости и традиций сможет помочь ребенку...
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»
Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая...