Дополнительная общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа "Наклей - ка"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) по теме
В данной программе представлены цель и задачи работы, а также учебно - тематический и перспективный план занятий по развитию творческих способностей детей 5 - 7 лет через аппликативную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pedagoga.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №450 «Рябинка»
Принята на педагогическом совете № 1 «31» августа 2017 г. | Утверждено Приказом заведующего МАДОУ «Детский сад №450 «Рябинка» От «31 » августа 2017_г. №195 ____________________ Ю.Ю. Казакова |
Дополнительная общеобразовательная
дополнительная общеразвивающая
программа
«НАКЛЕЙ – КА»
Возраст детей: 5 – 7 лет
/в группах общеразвивающей направленности/
Срок реализации программы: 2 года
Автор:
Кузмина Е.С. – старший воспитатель
Баюшева Т.А. – воспитатель МАДОУ «Детский сад №450»
г. Нижний Новгород
2017
Паспорт программы
Вид образовательной программы | Дополнительная общеобразовательная |
Направленность образовательной программы | Дополнительная общеразвивающая |
Автор программы | Кузмина Е.С. – старший воспитатель Баюшева Т.А. – воспитатель |
Возраст детей, участвующих в реализации программы | 5 – 7 лет |
Срок реализации | 2 года |
Место реализации программы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №450 «Рябинка» |
Цель программы | Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством аппликации |
Ожидаемые результаты |
|
Нормативно – правовая база программы |
|
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация. Аппликация в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.
Цель работы: развитие творческих способностей детей 5-7 лет через аппликативную деятельность
Основные задачи:
- Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- Познакомить с основными приемами в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
- Побуждать детей работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;
- Обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
- Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
- Развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Форма работы с детьми:
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 25 - 30 минут.
Срок реализации программы 2 года.
Ожидаемые результаты работы:
Умение ребенком украшать свою работу различными материалами;
- Умение планировать работу по реализации замысла;
- Способность предвидеть результат и достигать его;
- Развитие активности и самостоятельности детей в художественно-эстетической деятельности;
- Умение находить новые способы для художественного изображения;
- Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- Использование различных приемов и техник при выполнении аппликации.
Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, оформление индивидуальных выставок, использование в интерьере или на участке дошкольного учреждения, подарок к празднику, участие в творческих конкурсах изобразительного мастерства.
Особенности программы: программа направлена на раскрытие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, удовлетворение собственных потребностей детей в творческом самовыражении.
Учебно – тематический план занятий (для детей от 5 – 6 лет)
№ п/п | Разделы | Количество занятий |
1. | Знакомство с разными видами бумаг | 1 |
2. | Аппликация из природного материала | 3 |
3. | Мозаичная аппликация | 4 |
4. | Накладная аппликация | 4 |
5. | Обрывная аппликация | 4 |
6. | Аппликация из ваты | 4 |
7. | Объёмная аппликация из бросового материала | 4 |
8. | Аппликация из крупы, ниток, макарон | 4 |
9. | Аппликация из цветной и гофрированной бумаги | 4 |
10. | Аппликация из ткани | 4 |
ИТОГО: | 36 часов |
Учебно – тематический план занятий (для детей от 6 – 7 лет)
№ п/п | Разделы | Количество занятий |
1. | Знакомство с разными видами бумаг, техникой безопасности при работе с ножницами | 1 |
2. | Аппликация из бросового материала | 3 |
3. | Ленточная аппликация | 2 |
4. | Декоративная аппликация | 3 |
5. | Аппликация с элементами оригами | 3 |
6. | Ажурное вырезание | 3 |
7. | Аппликация и плетение из бумажных полос | 3 |
8. | Аппликация с элементами квилинга | 3 |
9. | Силуэтная аппликация | 3 |
10. | Торцевание | 3 |
11. | Аппликация из ниток | 3 |
12. | Аппликация с элементами бумагопластики | 3 |
13. | Сюжетная аппликация | 3 |
ИТОГО: | 36 часов |
Перспективный план занятий с детьми 5 – 6 лет
Месяц | Программное содержание | Темы занятий |
Сентябрь | Формировать у детей умение создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян» развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях. |
|
Октябрь | Формировать умение работать с мелкими частями бумаги (квадраты, круги), создавая образ путём наклеивания одинаковых частиц, закрепить умение вырезать маленькие части (квадраты, круги). Развивать чувство цвета и композиции. Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел. |
|
Ноябрь | Научить накладывать и наклеивать детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру; формировать умение задумывать образ и последовательно его создавать; закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами и намазывать клеем детали аппликации. |
|
Декабрь | Познакомить детей с новым приёмом работы с бумагой: «обрыванием»; |
|
Январь | Познакомить детей с материалом для аппликации – вата. Дать представления о свойствах данного материала. Формировать умение применять в работе разные техники аппликации. Развивать чувство формы и композиции. |
|
Февраль | Привлекать детей к работе с бросовым материалом, развивать мелкую моторику, усидчивость, творчество, фантазию, воспитывать аккуратность и самостоятельность при изготовлении поделки. |
|
Март | Познакомить детей со «съедобными» аппликациями. Совершенствовать технические навыки работы с разнообразным материалом (крупа, нитки, макароны). Развивать творчество, замысел, фантазию. |
|
Апрель | Познакомить детей с гофрированной бумагой. Закрепить технические навыки вырезания ножницами. Познакомить с рациональными способами вырезания из бумаги (сложенной гармошкой, дважды пополам). Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать навыки организации и планирования работы. |
|
Май | Познакомить детей с одним из видов аппликации – аппликация из разных видов ткани. Сформировать умение работать с тканью (вырезать, наклеивать). Развивать комбинаторные и композиционные умения: составлять варианты воображений из нескольких частей, красиво размещать на композиционной основе. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции. |
|
Перспективный план занятий с детьми 5 – 6 лет
Месяц | Разделы | Программное содержание | Темы занятий |
Сентябрь 1,2,3 неделя | Аппликация из бросового материала | Закреплять навыки работы с различными материалами; |
|
Сентябрь 4 неделя Октябрь 1 неделя | Ленточная аппликация | Познакомить детей с новым видом аппликации (ленточной); формировать умение работать с бумагой: складывать её гармошкой, вырезать плавные не прерывистые линии, развивать чувство композиции. |
|
Октябрь 2 - 4 неделя | Декоративная аппликация | Познакомить детей с декоративной аппликацией, с новыми приёмами аппликативного оформления изделий – прорезным декором. Формировать умение вырезать геометрические и растительные элементы на полосе бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной многоцветной аппликации гармоничные цветосочетания) |
|
Ноябрь 1 – 3 неделя | Аппликация с элементами оригами | Познакомить детей с новым видом декоративно – прикладного искусства – оригами. Научить складывать не сложные фигуры. Оформлять работы, в композицию используя элементы аппликации. Развивать творческие способности. |
|
Ноябрь 4 неделя Декабрь 1-2 неделя | Ажурное вырезание | Познакомить детей с новой техникой вырезания (ажурное вырезание). Знакомить детей с необходимыми материалами и приемами работы. Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Формировать умение вырезать силуэт и оформлять его. Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев. Развивать глазомер, творческие способности. |
|
Декабрь 3-4 неделя Январь 1 неделя | Аппликация и плетение из бумажных полос | Познакомить детей с новым видом декоративно – прикладного искусства – плетение из бумажных полос. Совершенствовать технику аппликации: резать ножницами по прямой, не доходя до края, останавливаясь на контрольной линии сгиба; срезать по сгибам; переплетать бумажные полоски; закруглять уголки прямоугольной формы. |
|
Январь 2 – 4 неделя | Аппликация с элементами квилинга | Познакомить детей с новым видом декоративно – прикладного искусства – квилингом. Закреплять умение детей разрезать листок бумаги на тонкие полоски. Формировать умение скручивать полоски в спиральки и составлять из них композицию. Развивать мелкую моторику рук, творчество и фантазию. |
|
Февраль 1 – 3 неделя | Силуэтная аппликация | Активизировать технику силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру. Познакомить с искусством силуэта. Формировать композиционные умения. Развивать чувство формы и пропорций. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать личностное творческое начало. |
|
Февраль 4 неделя Март 1 – 2 неделя | Торцевание | Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – торцевание; ознакомить детей с техникой выполнения. Формировать умение работать с инструментами, при выполнении поделок в технике «торцевания». Воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус. |
|
Март 3 – 4 неделя Апрель 1 неделя | Аппликация из ниток | Формировать умение делать аппликацию из шерстяных ниток. Обогатить аппликативную технику (показать два разных способа создания образа: контурное и силуэтное. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к изобразительному искусству. |
|
Апрель 2- 4 неделя | Аппликация с элементами бумагопластики | Познакомить детей с новой техникой в аппликации – бумагопластика. Познакомить детей с различными приёмам и способами действий с бумагой, работе с чертежами, шаблонами. Развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного. |
|
Май 1 – 3 неделя | Сюжетная аппликация | Формировать у детей умение создавать сложную композицию из вырезанных элементов. Развивать композиционные умения: составлять изображение предмета из нескольких частей, ритмично располагать одинаковые формы в ряд, чередовать две и несколько форм; строить изображение в зависимости от композиционной основы. Формировать умение располагать вырезанные формы на листе в определённом порядке и наклеивать в соответствии с сюжетом. |
|
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- словесные;
- наглядные
- практические
Техническое оснащение занятий:
Достаточно просторное помещение для занятий с хорошим дневным освещением. Есть место для размещения выставочных работ, шкаф для хранения инструментов, материалов, образцов готовых изделий. Есть в наличии телевизор для демонстрации иллюстративного материала, фотоаппарат для фотографирования работ, чтобы впоследствии составить альбом с лучшими детскими работами, участвовать в конкурсах.
Формы работы:
- беседы
- рассматривание
- регламентированные занятия
- выставки
Наглядные пособия:
- иллюстрации
- образцы работы
Необходимые материалы:
- цветная бумага, цветная двухсторонняя бумага;
- цветные салфетки;
- крупы, пластилин, сухие листочки деревьев;
- цветной картон;
- гофрированная бумага;
- клеёнки;
- ткань;
- нитки;
- вата;
- ножницы с тупыми концами;
- клей ПВА, клеящий карандаш;
- кисточка, карандаш, линейка, фломастеры.
Список использованной литературы:
- Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
- Гусакова М.А. “Аппликация”, М.: Просвещение, 1987 г.
- Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”, М.:ТЦ "Сфера", 1999 г.
- Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
- Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г.
- Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
- Ворончихин Н.С. «Сделай сам из бумаги», Ижевск: Удмуртский университет, 1994 г.
- А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
- Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
- Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
- Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.
- Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, М., изд. «Цветной мир», 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Колесо чудес»
Образовательная и общеразвивающая программа «Колесо чудес» программа предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Программа направлена на работу с детьми мл...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .
Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических поня...
Дополнительная общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа "Ассорти"
Программа направлена на физическое развитие детей посредством чирлидинга...