Программа кружка дополнительного образования «ПЛАСТИЛИНОВАЯ РАДУГА» (техника - пластилинография)
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Анна Михайловна Магурина

 Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилинография.

     Пластилинография – нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и скоординированность рук, но и творческую  фантазию.

    Предлагаемая программа реализует комплексный подход развития в детях  основных ключевых компетенций: коммуникативной, социального взаимодействия, информационной, критичности мышления, креативной, самопознания, управления эмоциями и стрессом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_gotovyy_-_kopiya.docx64.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Деменский детский сад «Ручеёк»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Деменский детский сад «Ручеёк»

______________ Магурина А.М.

«____» _____________ 2018 г.

Программа

кружка  дополнительного образования

«ПЛАСТИЛИНОВАЯ РАДУГА»

(техника - пластилинография)

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Магурина А.М.

воспитатель МБДОУ

«Деменский детский сад «Ручеёк»

с.Деменка,

2018г.

                            Содержание:

                1.Целевой раздел

                1.1 Пояснительная записка

                1.2Цель и задачи реализации программы

                1.3Принципы, лежащие в основе программы. Методическое обеспечение программы.

                1.4Планируемые  результаты  освоения программы «Пластилиновая радуга»

                2.Организационный раздел (Расписание кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновая радуга»)

                3.Содержательный раздел

                3.1Реализация интеграции образовательных областей

                3.2. Календарно – тематический план художественного развития  по программе дополнительного   образования «Пластилиновая радуга»

                3.3Работа с родителями

4. Список используемой литературы.

 5. Приложение

1. Целевой раздел

1.1Пояснительная записка

 «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» - утверждал В.А.Сухомлинский.

 С одной стороны, ребёнок включен в увлекательный процесс, но в тоже время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).

     Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилинография.

  Пластилинография – нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и скоординированность рук, но и творческую  фантазию.

 Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Приемы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приемы: отщипывание, размазывавние, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению этими приемами в программе уделяется особое внимание.

     Пластилинографию можно разделить на несколько видов, отталкиваясь от материала, который взят за основу куртины. Работы выполняют на бумаге, картоне, пластике, на обычном или органическом стекле, старых СD-дисках.

По способу создания изображения пластилинография бывает:

- Прямая. Выполняется пластилином разного цвета.

- Витражная или обратная. Нанесенный маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.

- Мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.

- Контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старших групп, ведь он требует усидчивости. (Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.)

- Многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоев, сочетаются разнообразные цвета и оттенки, получается объемное, сложное изображение.

Еще одной специфической чертой пластилинографии является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к данной технике, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия пластилинографией тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых картин – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Предлагаемая программа реализует комплексный подход развития в детях  основных ключевых компетенций: коммуникативной, социального взаимодействия, информационной, критичности мышления, креативной, самопознания, управления эмоциями и стрессом.

Особенной ценностью кружковой  деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных требований. Согласно новым ФГТ, наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

                                 1.2 Цель и задачи реализации программы

           Цель данной программы:

 -Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.

-Формирование и развитие  художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.

                   

                             

       ЗАДАЧИ:

                                               

       Обучающие:

-    ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина; овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;

- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

- активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;

 - содействовать развитию интереса детей к  художественному творчеству.

                           

        Развивающие:

      - развитие мелких и точных движений пальцев рук;

- развитие способности к личному самоопределению и самореализации;

- развивать память, внимание, воображение, фантазию, активизация творческого мышления;

         - развитие пространственного воображения, глазомера, развитие чувства цвета, пропорции, ритма;

- овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.

                           

      Воспитывающие:

-Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

-Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

-Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

-Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

             А также решаются   разнообразные технические   и  воспитательные задачи:

- Научиться не выходить за контур рисунка.

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина.

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца.

- Научиться аккуратно выполнять свои работы.

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

- Научиться действовать по образцу воспитателя.

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

 - Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы  и  атрибуты для его осуществления.

1.3. Принципы, лежащие в основе программы. Методическое обеспечение программы.

В основу работы положены следующие принципы: 

  • систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
  • доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
  • наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;
  • сезонности: построение программы  с учётом природных особенностей в данный момент времени;
  • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

уважение к личности каждого ребенка.

      Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем.

-методические пособия и книги по пластилинографии;

-литературные произведения (тематические).

Материалы для создания пластилиновой картины:

-Картон с контурным рисунком;

-Набор пластилина, стеки, доска, салфетки.

 -Бросовый и природный материалы.

Методы работы:

-Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной культуре).

-Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.

-Метод разнообразной художественной практики.

-Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

-Метод эвристических и поисковых ситуаций.

-Метод игровых, творческих ситуаций.

      Для успешной реализации данной программы используются современные методы  и приёмы занятий, которые помогают сформировать у  дошкольников устойчивый интерес к данному виду деятельности:

     Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой  и т.д.);

-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);

-практический (ролевые игры, изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).

    Методы создания положительной мотивации дошкольников:

-эмоциональные: ситуации     успеха,      поощрение     и   порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;

-волевые:  предъявление   образовательных   требований,  информирование  о прогнозируемых результатах деятельности.

     Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – младшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-исследовательский – самостоятельная творческая работа младших дошкольников.

1.4. Планируемые результаты освоения программы «Пластилиновая радуга»

     Результаты обучения:

 К концу учебного года воспитанники должны:

- знать правила поведения и техники безопасности в кружке;

- уметь правильно организовать своё рабочее место;

- знать правила и приёмы лепки из пластилина;

- уметь самостоятельно (при минимальной помощи взрослого)  по образцу (или самостоятельно) вылепить объёмную фигуру;

- освоить навыки и приёмы  пластилинографии;

- Укрепление мелкой моторики рук.

-Рассказывать о последовательности выполнения своей работы и работы, отвечая на вопросы педагога.

- уметь правильно пользоваться стеками и приспособлениями;

- вносить собственные творческие элементы к предлагаемому образцу.

     Диагностика и способы отслеживания результата: (Таблица 2) Устный опрос по пройденному теоретическому материалу. Аттестация воспитанников в форме игры – викторины «Пластилиновая радуга» (для оценки теоретических знаний) и контрольной  практической работы (для оценки практических умений) . Промежуточная аттестация проводится  в декабре 2018 года,  итоговая -  в мае  2019 года. Организуется  выставка творческих  работ воспитанников по итогам всего учебного года

Уровень развития интегративных качеств ребенка

Интегративные качества

Планируемый уровень развития интегративных качеств (целевые ориентиры)

Эмоционально - отзывчивый

Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).

Любознательный, активный

Принимает активное участие в продуктивной деятельности (пластилинография).

           Научится  использовать в рисовании нетрадиционную технику «пластилинографии», разные способы создания изображения.

Знакомиться с миром разных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Создает  элементарные предметы по образцу, проявляет желание создавать выразительные образы посредством объёма и цвета  из пластилина с помощью взрослого или самостоятельно.

Проявляет аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Овладевший необходимыми

умениями и навыками

          Умеет раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

Умеет пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку, пользуется стекой.

            Развивает мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

        

Таблица 2.

Критерии

(индикаторы)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Творческая активность

Повышенный интерес,  творческая активность.

Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Новизна, оригинальность

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции.

Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога.

Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.

Сенсорные способности

(чувство цвета, формы)

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция.

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

На полосе листа с незначительными элементами.

Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная умелость

Хорошо развита моторика рук, аккуратность.  

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

Самостоятельность

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

Требуется незначительная помощь.

Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.

К   концу года у детей предполагается формирование и развитие:

-навыков совместной работы;

-навыков пользования инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином;

-умения владеть различными техническими приемами и способами лепки;

-умения изготавливать из пластилина  простейшие картины;

-умения украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами;

познавательных, творческих и художественных способностей, творческой активности, самостоятельности.

-усидчивости, терпения, трудолюбия

2.Организационный раздел

(Расписание кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновая радуга»)

Срок реализации программы: сентябрь -  май 2018-2019 учебного года.

Возрастная группа: дети 5-6 лет

Количество занятий в год: 30 занятий в год

Периодичность занятий:  1 раз в неделю

Формы организации деятельности старших дошкольников: занятия в кружке, совместная деятельность; фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Длительность занятий: 30 минут

Место проведения кружка: групповая комната

       Программа предполагает совместную работу детей с воспитателем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью.

3.Содержательный раздел

                3.1Реализация интеграции образовательных областей

Занятия пластилинографией   интегрируют  в  себе  следующие                образовательные области:

«Познание». Углубляются знания детей  о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор.

«Коммуникация». Происходит развитие всех сторон речи.

«Чтение художественной литературы». Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Художественное творчество». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

 «Социализация». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.

3.2. Календарно – тематический план художественного развития  по программе дополнительного   образования «Пластилиновая радуга»

Неделя

Тема

Программное содержание

Количество часов

Октябрь

1-я

«Листики кленовые и дубовые»

Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой

1

2-я

«Гроздь рябины»

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы

1

3-я

«Яблоки поспели»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

1

4-я

«У меня в цветнике звездочки зажглись» (Осенние цветы)

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы

1

Ноябрь

1-я

«Грибочки удалые»

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

1

2-я

«Солнышко на тарелке»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

1

3-я

«Кактус в горшке»

Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности

1

4-я

«Ежик с грибами»

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество

1

Декабрь

1-я

«Новогодние шары так прекрасны и важны»

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика

1

2-я

«Праздничная елка»

Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук

1

3-я

«Снежинка»

Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении.. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина

1

4-я

« Снеговик»

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

1

Январь

3-я

«Огород  на тарелочке»

Ознакомить детей с понятием «натюрморт». Предложить им самостоятельно составить композицию из трех фруктов (овощей). Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие

1

4-я

«Творю что хочу» (самостоятельная деятельность детей)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

1

Февраль

1-я

« Снегири»

Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

1

2-я

«Золотая рыбка»

Закрепление технических и изобразительных навыков и умений. Создание выразительного сюжета в полуобъеме использование нетрадиционной техники рисования пластилином. Дидактическая игра «Поймай рыбку»

1

3-я

«Галстук для папы»

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы

1

4-я

«Лесные жители» (самостоятельная работа детей с готовым шаблоном из серии «Каляка-маляка»)

Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук

1

Март

1-я

«Украшение для мамы»

Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов

1

2-я

«Морские жители» (самостоятельная работа детей с готовым шаблоном из серии «Каляка-маляка»)

Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление

1

3-я

«Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем»

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия. Рассматривание цветных зонтов – форма, цвет, украшения, ручка.

1

4-я

«Весна-красна»

Знакомство с понятием «пейзаж». Беседа об осенних приметах .Игра «Кто больше назовет?» Закрепление умений и навыков работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основу, разглаживание готовой поверхности.

1

Апрель

1-я

«Волшебное яичко»

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия

1

2-я

«Космические дали»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о космическом пространстве. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук.

1

3-я

«Божья коровка, улети на небо»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы

1

4-я

«Мир похож на цветной луг» (коллективная работа детей)

Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие

1

Май

2-я

«Радуга»

Беседа о семи цветах радуги. Закрепление приемов пластилинографии, выполнение декоративных налепов разной формы, вливание одного цвета в другой.

1

3-я

Мониторинг результатов освоения программы кружка дополнительного образования

4-я

Выставка детских работ

Итого

27 занятий

3.3Работа с родителями:

 – непосредственно  индивидуально изучается запрос  семьи  на воспитательные  и  образовательные услуги, учитываются их  пожелания;

- проводятся  консультации, беседы,  анкетирования родителей;

-организовываются  выставки  детских  работ.

 

       Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей старшего возраста, мастер – класс, беседы .

Консультации

«Пластилинография в детском саду»

«Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики дошкольника»

Наглядная информация

«Что такое пластилинография»

«Материалы и инструменты, необходимые для работы в технике пластилинографии»

«Виды пластилинографии»

Мастер-класс

«Осенняя природа». Мастер-класс по изготовлению дерева в технике пластилинография.

                                                 Результативность программы:

           Таким образом, данное программа кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновая радуга» способствует более успешному освоению образовательной программы, особенно по художественно – эстетическому развитию. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

      Дети в интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность .Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками,  потешками, пальчиковыми играми.У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине;развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

     У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, повышается эмоциональное благополучие.

    Главное  значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.

Программа «Пластилиновая радуга» - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка  с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

        Программа удобна в использовании и может быть использована другими педагогами.

4. Список используемой литературы.

 

  1. Яковлева К. «Чудо дивное, диво чудное». М.: Молодая гвардия, 1985 г.
  2.  «Учимся лепить и рисовать» / Ред.- сост. Зимина М..- С.-Петербург: изд. «Кристалл», «Валерии СПб», 1998 г.
  3. «Кружок «Умелые руки». / Ред.- сост.М. Зимина.- С.-Петербург: изд. «Кристалл», «Валерии СПб», 2000 г.
  4. Кард В., Петров С. «Пластилин». – С.-Петербург: изд. «Валерии СПД», 2001 г.
  5. Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства». – Самара: изд. «Учебная литература», 2003 г.
  6. Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская». – Самара: изд. «Учебная литература», 2005 г.
  7. Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина» -Ростов-на-Дону «Феникс», 2012г.
  8. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  9. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
  10. Колдина Д.Н. «Лепка сдетьми 5-6 лет»  -  М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  11. http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_iz_plastilina/29-1-0-2138

      Приложения

Методические рекомендации

Последовательность обучения выполнения работы:

 1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность, обращение к жизненному опыту детей, к их зрительной памяти. Например, попросить вспомнить красивые большие мячи для игр, которые у них есть или они видели в магазине.

2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм (голова – круглая, значит надо слепить шар и т. д.)

3. Поэтапная лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за педагогом..

4.  Самостоятельная лепка по образцу, выполненному в группе, или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью. Педагог может дать рекомендации относительно цвета, размеров деталей и т.д.

Лепка изделия по нотации.

  1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

2. Словесное описание действия с одновременным показом

3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер - образца можно увеличить против размеров  работ, исполняемых детьми, чтобы  хорошо были видны действия педагога.

4. Контроль исполняемого детьми  действия

5. Если действие оказалось сложным для большинства детей, следует вновь , кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Убедившись, что большинство детей справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.

6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить работу, на которой впервые встретилось это действие, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.

Первое занятий, главная задача – разбудить интерес и внимание, ознакомить детей с оборудованием, лепным материалом, его свойствами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.          Занимаясь пластилинографией, у ребенка...

Подборка пальчиковых игр к программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет.

Подборка пальчиковых игр к программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет....

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет Срок реализации 4 года

В программе «Радуга» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается...

Программа дополнительного образования " Пластилиновая фантазия"

Пояснительная записка     В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духо...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.Задачи:  ·       Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ас...

План программа дополнительного образования "Пластилиновое волшебство"

План программа "Пластилиновое волшебство" разработана для кружковой деятельности по пластилинографии с детьми 6-7 лет....

Программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо"

Презентация - отчёт о кружковой работе по художественно - эстетическому направлению....