Тема программного материала: «Инновационный подход в области формирования у дошкольников предпосылок элементарного математического мышления. Чудесная мозаика».
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) по теме
Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. Расширение круга задач, доступных мышлению ребёнка, связано с усвоением им всё новых знаний. К знаниям относятся об части и целого, о основных элементов конструкции, её каркас. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. воображение и творческое мышление должны быть в контекст умственного и развития ребенка на его образующих. Это единство служит основанием преемственности дошкольной и школьной ступеней развивающего образования.У дошкольников познание существенных связей и зависимостей различных областей действительности происходит главным образом на основе наглядно-образного, а не понятийного мышления. Поэтому следует как можно полнее использовать возможности таких форм мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное, и не форсировать искусственно развитие понятийных форм мышления. Построение реальных пространственных моделей является источником развития умственной способности к наглядному пространственному моделированию, которая проявляется в построении модельных образов и их использовании при решении умственных задач. Развитием этой способности помогает детям в дальнейшем очень легко и быстро понимать разного рода схематические изображения и с успехом их использовать в дальнейшем.
В занимательной, игровой и творческой форме дети знакомятся с геометрическими фигурами, их расположением в пространстве, цветом. Мозаика получается очень разнообразная и многофункциональная, развивает воображение, наблюдательность, творческую фантазию и эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programnyy_innovatsionnyts_material.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161корпус № 6
Тема программного материала: «Инновационный подход в области формирования у дошкольников предпосылок элементарного математического мышления.
Чудесная мозаика».
Воспитатель: Дякина О.Ю.
Москва 2017 г.
Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. В дошкольном возрасте в умственном развитии ребёнка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности. Расширение круга задач, доступных мышлению ребёнка, связано с усвоением им всё новых знаний. К знаниям относятся об части и целого, о основных элементов конструкции, её каркас. Получение таких знаний является обязательным условием развития мышления детей.
У дошкольников познание существенных связей и зависимостей различных областей действительности происходит главным образом на основе наглядно-образного мышления.
Программа « Чудесная мозаика» включает в себя сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование его представлений о свойствах предметного окружающего мира.
На каждом занятии используются пальчиковые игры, что переключает внимание детей, чередует разные виды деятельности - умственную, двигательную, речевую. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Включение пальчиковых игр в образовательную деятельность является важной составляющей при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель: в занимательной, игровой и творческой форме дети знакомятся с геометрическими фигурами, их расположением в пространстве, цветом; развиваем воображение, наблюдательность, творческую фантазию и эстетический вкус.
Задачи:
• формировать у детей первоначальный интерес к познанию элементарных математических представлений.
• систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
• формировать навыки соотношения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном). Учим детей составлять предмет из разнообразных геометрических фигур.
• развивать мышление и творческие способности детей раннего дошкольного возраста.
• создавать для каждого ребенка ситуации успеха, что обеспечит познавательное развитие детей, сохранение и поддержку его здоровья.
• развивать внимание и память, мыслительные операции, речь.
• расширять и активизировать словарный запас детей, развивать творческие способности, эстетический вкус.
Новизна: здесь задана последовательность усвоения умственных действий, позволяющих выходить за пределы непосредственного опыта ребенка, и тем подготавливает его к усвоению собственно логических действий. Хотя занятия в целом направлены на развитие наглядно-образного мышления, в конечном итоге они направлены и на формирование предпосылок логических форм мышления. успешному решению этой задачи способствует четкость в подаче материала.
Методы: практический метод, метод моделирования и конструирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя наблюдения, выполняя действия с моделями геометрических фигур.
Возраст детей: данная программа предназначена для занятия с детьми дошкольного возраста от 3 до 5 лет.
Материальное обеспечение: картон белый и цветной, разнофактурная цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, альбомы.
Планируемые результаты:
В процессе реализации инновационного подхода планируется повысить познавательный интерес детей, развить способность к вниманию, желанию думать, самостоятельно анализировать, сравнивать и обобщать, выбирать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
ПЛАН РАБОТЫ
Октябрь |
Тема №1: «Божьи коровки». Цель: Знакомство с геометрической фигурой - круг. |
Тема №2: « Мишка с шариком ». Цель: Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, совершенствовать умение аккуратно приклеивать части картинки. |
Тема: №3 «Лошарик». Цель: Знакомство с понятием большой и маленький круг. |
Тема №4: «Большая черепаха». Цель: Развиваем фантазию, эстетический вкус, способность из многих частей формировать единую композицию. |
Ноябрь |
Тема №1: «Бабочка и цветок». Цель: Знакомство с геометрической фигурой - полукруг. |
Тема №2: «Кошка в лукошке». Цель: Закрепляем знания о геометрической фигуре – полукруг. |
Тема №3: «Мышки и сыр». Цель: Знакомство с геометрической фигурой – треугольник. |
Тема №4: «Букет для мамы». Цель: Учим понятия - центр композиции, справа, слева. Закрепляем знания о геометрических фигурах круг и треугольник. |
Декабрь |
Тема №1: «Избушка лисы». Цель: Закрепляем знания о геометрический фигурах. |
Тема №2: «Рыбки в аквариуме». Цель: Учим различать геометрические фигуры, расширяем словарный запас детей, воспитываем эстетические чувства. |
Тема №3: «Олень в зимнем лесу». Цель: Закрепить приобретённые знания, умения, навыки, развивать познавательную деятельность ребёнка. |
Тема №4: «Нарядная елочка». Цель: Учим детей творчески подходить к выполнению задания, получать чувство удовлетворённости, стремление преодолеть трудности. Повторяем геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. |
Январь |
Тема №1: «Праздничная гирлянда» Цель: Знакомство с геометрической фигурой – прямоугольник. |
Тема №2: «Снеговик в лесу» Цель: Закрепляем знания о геометрических фигурах. |
Тема №3: «Белочка» Цель: Развиваем познавательную активность ребёнка и психические процессы: внимание, логическое мышление, память. Повторяем правила дорожного движения. |
Тема №4: «Мои игрушки». Цель: Закрепляем знания о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. |
Февраль |
Тема №1: «Снегири». Цель: Развивать творческую активность, уточнить знания детей о геометрических фигурах, воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. |
Тема №2: «Ледяная и лубяная избушки». Цель: Учить детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования, поддерживать интерес к сюжетам русских народных сказок. |
Тема №3: «Слоненок на шаре». Цель: Развивать чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать любовь к |
народным промыслам. |
Тема №4: «С днем защитника Отечества». Цель: Развивать творческую активность, уточнить знания детей о геометрических фигурах, воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. |
Март |
Тема №1: «Открытка к 8 марта»». Цель: Закрепить навыки аккуратного приклеивания деталей композиции. Воспитываем эстетические чувства. Прививаем желание сделать приятное близким. |
Тема №2: «Подводный мир». Цель: Закрепляем знания о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. |
Тема №3: « Аквариум». Цель: Проверить умение детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования, поддерживать интерес к творческой деятельности, продолжать формировать геометрические представления. |
Тема №4: «Теремок». Цель: Упражнять детей в решении творческих задач, создавать радостное настроение, чувство уверенности в своих умениях. |
Апрель |
Тема №1: «Совушка-сова». Цель: Закрепить умение раскладывать фигуры в порядке возрастания, развивать внимание, память, любознательность. |
Тема №2: «Инопланетные машины». Цель: Закрепить знания о геометрических формах, величине предметов, развивать внимание, логическое мышление, сообразительность. |
Тема №3: «Далекий космос». Цель: Учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять знания о |
геометрических фигурах, развивать логическое мышление. |
Тема №4: «Весна». Цель: Закрепляем навыки правильно располагать композицию посередине листа. Выполнять работу аккуратно, оказывать взаимопомощь. |
Список литературы:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2.Лыкова И.А. Аппликация. - М., 2012.
3.Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 2007.
4.Дидактический материал «Геометрическая мозаика» 2016.
5.Янушко Е.А. «Это может ваш малыш» — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Приложение.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика. «Приветствие».
Это команда - белочки, а это команда – зайчики (пальцы левой и правой руки). Это капитан белочек, а это капитан зайчиков (большие пальцы).
Каждый капитан здоровается со своей командой. (Упражнение делаем сначала с отдельными командами, затем одновременно).
Обе команды здороваются друг с другом. (Поочередное касание парных пальцев обеих рук. Сначала зайчики и белочки, стоя прямо, затем с наклоном. Парные пальцы обеих рук при касании сгибаются – это почтительный поклон. Большие пальцы (капитаны) здороваются друг с другом (каждый зайчик со своей белочкой).
Пальчиковая гимнастика. «Пальчики».
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз – два – три – четыре – пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
А другой – давненько спит. (Загибаем пальцы, начиная с большого).
Это кто у нас шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите! (Шепотом).
Утро ясное придет,
Солнце ясное взойдет, (Погромче)
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать. (Громко).
Просыпайся, детвора!
В детский сад идти пора! (Все поднимают руки с раскрытыми ладонями).
Пальчиковая гимнастика. «Паучек».
А какой замечательный паучок получается из растопыренных пальцев! Перебирая лапками, он двигается совсем как настоящий. Подбирается к малышу:
Тупи-тупи-тупи-ту,
Паутинку я плету,
Паутинку я плету,
Тупи-тупи-тупи-ту.
Нюше (Васе, Маше.) ножку (ручки, ушки.) оплету,
Тупи-тупи-тупи-ту!
И "запутывает", щекочет.
Семья могучая.
В одном лесу дремучем
(Покачать руками над головой, как деревья).
Жила семья могучая.
(Сложить руки в замок).
У них был дом огромный
(Сложить ладони над головой в виде крыши).
И крыша с трубой темной.
(Поднять средние пальцы – труба).
Из трубы в колечки дым.
(«Колечки» из всех пальцев поочередно).
Плим, плим, плим!
(Пощелкать пальцами).
Пальчиковая гимнастика. «Дом».
На опушке дом стоит.
(Сложить ладони домиком над головой).
На дверях замок висит.
(Сомкнуть ладони в «замок»).
За дверями стоит стол,
(Накрыть ладонью правой руки кулачок левой).
Вокруг дома частокол.
(Руки перед собой, пальцы растопырены).
Тук – тук – тук! Дверь открой!
(Постучать кулачком одной ладони о другую).
Заходите, я не злой!
(Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной).
Под кустами еж колючий
Нагребает листьев кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
(Удары поочередно ладонями и кулачками).
Черепашка.
А еще рука может стать черепашкой, если из кулака медленно выдвигать большой палец:
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
И потом быстро убирайте "голову" обратно в "панцирь".
Белка.
Пусть ребенок вытянет руки ладошками вниз и в такт стишкам то сжимает пальцы в кулак, то раскрывает их веером:
Сидит белка на тележке
Продает она орешки.
Кому?
(Рука переворачивается ладонью вверх, пальчики, от большого к мизинцу, поочередно загибаются.)
Лисичке-сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке косолапому,
Котику усатому.
Мальчик – пальчик.
Нужно взять в свой кулак большой палец ребенка и, потряхивая его, поинтересоваться:
Пальчик-мальчик, где ты был?
А затем, отгибая от детского кулачка пальчики, отвечать:
— С этим братцем в лес ходил.
— С этим братцем щи варил.
— С этим братцем кашу ел.
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога
Указал ему дорогу.
СРЕДНИЙ пальчик — самый меткий.
Он сбивает сливы с ветки.
БЕЗЫМЯННЫЙ поедает.
А МИЗИНЧИК-господинчик
В землю косточки сажает.
Лады – ладуси.
Лады – ладуси, (Хлопки в ладоши).
Были у бабуси.
Ели кренделек, (Загибать по одному пальцы, начиная с большого).
Пили киселек.
Взяли на дорожку
Пышную лепешку.
Да в придачу - из печи
Маковые калачи!
Не хотите калачей?
Так летите! Э – ге – гей! (Взмахи руками, имитирующие полет птиц, бег по кругу).
Утречко.
Утро настало, солнышко встало. (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя солнышко).
Эй, братец Федя, буди соседей! (Пальцы сжаты в кулак, большой поднят кверху и совершает круговые движения).
Вставай, большак!
Вставай, указка!
Вставай, середка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий"
Данное пособие представляет собой методические рекомендации по формированию у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий.Методические рекомендации призваны оказать методическую помо...
Инновационные подходы в вопросах патриотического воспитания дошкольников
Патриотическое воспитание...
«Сочетание традиционных и инновационных подходов к вопросу формирования фонематического слуха у детей»
Задания для обследования фонематического слуха.•Выделение определенного звука из «цепочки» звуков;•Выделение слога с определенным звуком из ряда слогов;•Определение наличия ...
Родительское собрание на тему: «Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности посредством использования мнемотехники».
Из опыта работы...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел «Развитие элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие на остров сокровищ» Возрастная группа: старшая
Совершенствование математических знаний, умений и навыкоа посредством математической игры...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»
ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...
презентация СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»
ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...