Инновационные подходы в вопросах патриотического воспитания дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа города Котельнича Кировской области
Тема: Инновационные подходы в вопросах патриотического воспитания дошкольников.
Каргапольцева Светлана Николаевна,
воспитатель МДОУ Центр развития ребенка
детского сада №4 «Родничок»,
стаж работы 23 года,
первая квалификационная категория.
г. Котельнич 2010
Сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей. Идея патриотизма является тем стержнем вокруг которого формируются чувства, мнения, убеждения, позиции, стремление людей, их готовность и способность активно действовать на благо Отечества.
В проекте Национальной доктрины образования РФ подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности». Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей. Патриотическое воспитание – это еще и воспитание у дошкольников чувства уважения и заботы к защитникам Отечества.
Провела в группе анкетирование с родителями на тему: «воспитание патриотических чувств у дошкольников». По результатам анкетирования пришла к выводу, что родители имеют неполное представление о патриотическом воспитании дошкольников. По результатам диагностики - у детей мало знаний о культуре нашего народа, представлении о России, о родном городе.
Поставила цель:
- Повысить качество патриотического воспитания дошкольников через внедрение инновационных подходов.
Определила задачи:
- Создать условия для эффективного патриотического воспитания дошкольников.
- Использовать разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Организовать совместную деятельность детей и взрослых, в которой происходит взаиморазвитие и взаимообогащение.
Система работы по патриотическому воспитанию ведется одновременно в нескольких направлениях.
- «Я и моя семья»
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье.
Долгосрочный групповой проект «Большая семейная книга».
Ее разделы:
- Имя ребенка;
- Мои родители;
- Семейные традиции;
- Моя родословная и т.д.
Книга заполняется и пополняется на протяжении трех лет. В составлении принимают участие все: и дети, и родители, и воспитатель. На ее страницах можно найти интересные рассказы, истории, сказки, рисунки. В подготовительной группе книга расформировывается на индивидуальные, каждый ребенок получает в подарок первую рукописную книгу.
По инициативе родителей провели праздник посвященный Дню матери: разработали сценарий, провели семейные конкурсы пословиц, высказываний, стихов и песен о маме, признаний в любви, дети сочинили сказки о маме.
- «Родная сторонка»
Особенность работы в данном направлении заключалась в налаживании тесного контакта с учреждениями культуры, что позволило помочь ребенку сделать первые шаги в познании культурного наследия прошлого и настоящего.
Ознакомление с родным городом, Вятским краем, городами России мы начали с экскурсий, посещение выставок и читального зала библиотеки. Одним из результатов совместной деятельности детей и взрослых стала папка-коллекция «Город Котельнич глазами детей».
Эта работа заключается в совместном сборе информации о родном городе. В папку вошли детские рассказы и рисунки о любимых уголках города, фотографии с достопримечательностями, интересная информация о знаменитых людях и об истории Котельнича. Инновационная форма работы учит умению работать с различными источниками информации, а это: книга, музей, современные возможности Интернета, беседы с интересными людьми.
Необычным стало «Занятие – путешествие по России». Его участники, дети и родители, совместно представляли город, который они посетили. Познавательный рассказ сопровождался его показом на карте, демонстрацией сувениров, открыток. Дети с интересом рассматривали ракушки из Сочи, фотографии с выставки боевой техники из Перми, фотографии кремля, отведали пряников из Тулы. Такие странички из опыта семейного воспитания расширяют знания детей, вызывают интерес и развивают любознательность.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
В группе был создан уголок русского быта (русская печка, горшки, ухваты, лапти, изделия с вышивкой и т.д.). Организуются выставки предметов старины, изделий народных умельцев.
Подготовка и участие в календарно-обрядовых праздниках, познание народной мудрости стало для родителей настоящим открытием. Для закрепления и обогащения знаний детей сделала дидактическое пособие. Макет русской избы, мельницы, кузницы позволяет знакомить с внешним видом избы, внутренним убранством, орудиями труда. Постоянное применение и пополнение новыми предметами это пособие дает хорошие результаты, так как ознакомление происходит в процессе игры.
- « Я живу в России»
Совместно с работником детской библиотеки разработан цикл занятий о выдающихся людях России: полководце Суворове, царе Петре 1, великом поэте А.С.Пушкине, космонавте Ю.А.Гагарине. Занятия проводятся в читальном зале. Здесь интересной находкой для меня стало использование ресурсов библиотеки имени А.С. Пушкина.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является совместное проектирование.
К 65-летнему юбилею Великой победы мы разработали проект «Они защищали Родину». Число творческих задумок по его реализации никак не исчерпается. Вначале предполагалось собрать материалы о героях Великой Отечественной войны, создать мини-музей боевой славы. Затем поступили предложения оформить альбом «Дети и война»; Книгу памяти, содержащую рассказы детей и их родителей о членах семей - участниках войны; собрать коллекцию орденов и медалей. Собрали информацию о выпускниках детского сада, участниках Чеченской войны. Работник детского сада предоставил материал о своем сыне Чегодаеве А., мама Дениса Белых принесла детские фотографии сына. Я разработала несколько занятий о воинах, участниках боевых действий в Чечне. Выясняется, что среди пап группы есть самые настоящие герои: Д.С.Мякишев имеет 15 боевых наград. Он с удовольствием рассказал детям о своей службе, подарил в музей фотографии о жизни десантников.
Тематический вечер подвиг наших отцов (военно-спортивные конкурсы, рассказы отцов об армейской службе, инсценирование военных песен, вручение подарков). Систематическая работа дает положительные результаты. Воспитывается в детях уважение и гордость за защитников Отечества, стремление быть похожими на своих отцов.
Результаты работы:
- Диагностика детей выявила следующие показатели:
2009 год высокий – 30%, средний – 65%, низкий – 5%;
2010 год высокий – 60%, средний – 40%, низкий – 0%.
- Весной 2010 года в группе прошла акция «Книга о войне». Собранные книги подарили библиотеке.
- Опыт семьи Фокиных представлен нами на международный конкурс «Голос ребенка - 2010» с историей старой фотографии, кажется невероятным, но изображенный на ней боевой техник(прадедушка Фокину Кости) являлся членом экипажа личного самолета маршала Советского Союза К. Жукова.
- Творческой группой разработаны примерные критерии диагностики уровня ЗУН сформированности гражданско-патриотической позиции у старших дошкольников.
Критерии диагностики уровня ЗУН старших детей по патриотическому воспитанию.
Ф.И.ребенка | Родной город | Родная сторонка | Родная культура | ||||||||||
Название города | Дом. адрес | Профессии родителей | Достопримечательности | Люди земляки | Название страны | Госуд. флаг, герб | Москва – столица | Знание крупных городов и рек | Знаменитые люди | Знание народных праздников | Обычаи и традиции | Дек.-приклад. искусство | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников
В статье раскрыты этапы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников....
«Музейная технология как инновационный подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»
Сообщение из опыта работы «Музейная технология как инновационный подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В работе представлены некоторые инновационные технологии,используемые в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ...
Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников
Процесс патриотического воспитания дошкольников в современном дошкольном образовании является одним из приоритетных направлений в воспитании и обучении детей...
«Инновационные подходы к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Прозрачный мольберт»
Нетрадиционные техники рисования...
Формы взаимодействия с родителя в вопросах патриотического воспитания дошкольников.
Деление опытом работы....
Конспект на тему: «Современные инновационные подходы по нравственно- патриотическому воспитанию» во второй младшей группе.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций народов, проживающих в России, часто равнодушны к ...