Развитие мелкой моторики у дошкольников - условие успешной их подготовки к письму.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему

Фазылова Анфиса Магсумовна

Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. В методической разработке даны рекомендации по использованию занятий художественно-эстетической деятельности, пальчиковых игр, упражнений для графических умений, консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка253.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12» города Усинска Республики Коми

Методическая разработка

«Развитие мелкой моторики у дошкольников – условие успешной их подготовки к письму»

подготовила

воспитатель Фазылова Анфиса Магсумовна

Г. Усинск

 2016

Развитие мелкой моторики у дошкольников – условие успешной их подготовки к письму.

    О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И. Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».

    Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Одной из основных задач дошкольника является создании условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т. е. практически строится все дальнейшее обучение. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его обучения в школе, так как нарушение письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

     Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

     Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное  при современном образе жизни, явление. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

      Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации.

   Именно поэтому я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики.

   Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:

- расширение собственных представлений об особенностях влияния мелкой моторики детей на успешность обучения в   школе.

- отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, на развитие руки ребенка.

-подбор диагностических методик для оценки уровня подготовленности руки ребенка к письму.

- работа с родителями.

    Для решения поставленных задач, мною разработана система подготовки руки к письму. В своей работе широко использовала игры и упражнения, работу с крупой, с природным материалом, работу с ниткой, пластилином, нетрадиционное рисование, работу в тетрадях, раскрасках и т. д.

     Считаю, что целенаправленная работа по подготовке руки к письму является этапом и необходимым условием для подготовки ребенка к обучению в школе. Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развитии речи, физкультминутки, пальчиковых и игровых упражнений.

   Комплекс игр и  упражнений  предусматривает работу по блокам:

  1. блок.         Пальчиковая гимнастика 

- упражнения для кистей рук

-гимнастика в стихах

-игры с палочками

  1. блок. Штриховка.

- работа с трафаретами, рамки Монтессори

-контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам)

-знакомство с тетрадью

  1. блок. Творческий.

-работа с пластилином

-работа с бумагой

-работа с ниткой

-нетрадиционное рисование

  1. блок. Диагностика.

- методика « Домик»

-методика «Дорожки»

-методика «Рисование простых узоров»

-методика «Дорисуй узор»

  Для родителей проводятся консультации:

-«Развиваем руки ребенка»

- «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики»

    Одно, несомненно: в целостной системе воспитания и обучения дошкольников, важнейшую роль играет развитие рук. Является ли этот вопрос проблемой на сегодня? Да. Потому что мы далеко не в той степени уделяем  этому внимания,  как в детском саду, так и дома. Мы учим детей самостоятельно принимать пищу, одеваться, рисовать, наконец, писать. Но в ходе обучения письму шестилетний ребенок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук. Еще в прошлом  столетии родители понимали, что руками нужно заниматься специально. В то время они с детьми выкладывали специально самые разнообразные фигуры и сюжеты из лучинок.

     Тонкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. В процессе консультирования по вопросам, готов ли ребенок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук. Родителей это беспокоит, так как очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом, и они озадачены, как же упражняют пальцы рук, развить силу и выносливость мышц кисти. В первую очередь, развитие тонкой моторики  ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

        В младшем и среднем возрасте работа сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами, что создает основу для овладения в старшем возрасте пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

       Таким образом , формирование и совершенствование тонкой моторики, кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе  дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

Система подготовки руки к письму.  

  В свою работу по подготовке руки к письму разделила на несколько этапов:

  1. Подготовительный (создание предметно- развивающей среды, изучение литературы, перспективное планирование, диагностика).
  2. Конструктивный (реализация перспективного плана).
  3. Развитие мелкой моторики  и координации рук (младший и средний возраст).
  4. Подготовка руки к письму.
  5. Подведение итогов и перспектива на будущее.

      Изучая  большое количество литературы, пришла к выводу, что подготовка руки к письму является важной частью подготовки детей к школьному обучению. Для себя выделила труды М. Монтессори, Е.Н Потаповой, так как они больше подходят для работы в дощкольных учреждениях.

      Определившись с темой, я поставила перед собой цель: подготовка руки к письму через художественно – эстетическое воспитание, как условие успешной подготовки к школе.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  1. Разработать комплекс занятий по развитию мелкой моторики дошкольников.
  2. Создать развивающую среду в группе.
  3. Формировать пространственный ориентир на листе бумаги и в окружающем пространстве.
  4. Развивать творческие способности, применяя нетрадиционные методики художественно – творческой деятельности.

      Для решения поставленных задач по подготовки руки к письму, систематически работаю над оснащением предметно – развивающей среды. Для этого в группе созданы все условия. Создала сенсорно – моторный уголок, куда поместила все то, что способствует развитию ручной умелости и координации движений рук. Это и конструкторы, и шнуровки, бросовый и природный материал, карандаши, бумаги, пластилин, краски, ножницы, бусы, нитки и т. д.  Главное требование к уголку: доступность для детей, чтобы ребенок в любое время самостоятельно мог подойти и позаниматься.

      Проведя педагогическую диагностику, я составила перспективный план по развитию мелкой моторики и координации движений рук работы на старший возраст.  Работу над развитием мелкой моторики рук и координации движений, в качестве подготовительного этапа подготовки рук к письму, начала в младшей группе с детьми 3-4 летнего возраста.

 Поставила перед собой следующие задачи:

  1. Развивать умение выделять сенсорные признаки в предметах и изображениях: цвет, форма, размер.
  2. Активизировать моторику рук в ходе пальчиковых игр.
  3. Учить детей правильно держать карандаш.
  4. Учить видеть контур.
  5. Способствовать приобретению навыков элементарного самообслуживания.
  6. Развивать координацию движений рук.
  7. Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым, усидчивость, аккуратность.

   Сенсорика – основа полноценного развития движений руки дошкольника, то есть является основой методики Е.Н. Потаповой. Особенно важно сенсорное воспитание в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличительные качества окружающих предметов. Сенсорные игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Поэтому в младшем возрасте я много внимания уделяла именно сенсорным играм, то есть играм на восприятие цвета, формы, величины: («Воздушные шары», « Игрушки», «Каждую бусинку на свою ниточку», «Чудесный мешочек», «Рамки и вкладыши Монтессори» и т.д.).  Знакомила детей с основными цветами,  учила объединять предметы по цвету, форме, величине, знакомила с геометрическими фигурами. Все занятия проводила в игровой форме. Использовала  «Игры с блоками Дьенеша», палочки Кюизенера, игры с мозаикой, игры с губкой, водой.

   Хорошим средством для развития пальцевой умелости являются пальчиковые игры. В комплексы пальчиковых игр включаются активные упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряженность,  повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые игры провожу во время утреннего приема, физкультминуток, после сна по две - три минуты. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость,  умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминается.

    Трехлетние дети осваивают игры для двух рук, например в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку, а другая – мышку.

   С четырех лет дети могут играть в игры, в которых несколько явлений или действий сменяют друг друга (например, игры «Тучи», «Осенью», «Наш обед»,  «Мои игрушки»).

   Также предлагаю пальчиковые игры с разнообразным мелким подручным реквизитом – бусинами, карандашами, бумагой и т. п. (например, игры «Маленький художник», «Пирог»).

   Все пальчиковые игры начинаю с веселой разминки – сгибание и разгибание пальчиков (например, игры «Наши пальчики», «Цветок»). Помимо сжимания и разжимания пальцев уделяю внимание их расслаблению. Использую такие игры – упражнения как «Сороконожки», «Паучихи», «Рыбки» и др.

   Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребенка навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний, шнуровка и т. п.).

   Также для развития мелкой моторики использовала мелкую и крупную мозаику, конструкторы, наборы веревочек, шнурков для завязывания узелков, клубочки, пирамидки, разборные матрешки, бутылочки с закручивающимися пробками и т.д. Очень хорошо развивает кисть руки работа наматывание клубочков. Нам, взрослым, кажется, что это так легко. А для детей – это большой труд, но когда ребенок разматывает клубок и обнаруживает там небольшой сюрприз, становится интереснее трудиться.

    В течение года учила детей правильно держать карандаш тремя пальцами (большой и средний держат карандаш, указательный придерживает). Во второй половине года предложила «разукрашки», где акцентировала внимание на умение видеть контур. Для развития координации движений рук использовала игры и упражнения с мячом, обручем, палкой и другими предметами. Вся работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться систематически, поэтому  я старалась использовать любое свободное время для занятий с детьми, заинтересовывала и вовлекала их в игры, т.к. игра является ведущей деятельностью детей.

   Для развития мелкой моторики также использовала рисование. Для облегчения процесса рисования, формирования мотивации к занятиям и достижения результата я старалась найти разнообразные способы и нестандартные изобразительные материалы.

     На первом этапе дети рисовали на мелкой (манной, пшеничной) крупе, рассыпанной тонким слоем на цветном однотонном подносе. Научились пальцем проводить прямые и извилистые дорожки; замкнутые линии (круги, овалы, облака).

     На втором этапе предложила доступные детям изобразительные материалы (тампоны, штампы из овощей, трафареты, вата и др.) и техники («пальчиковая», «ладонная», рисование тампоном, кляксография).

      Почти все работы проводятся совместно с воспитателем, для того чтобы ребенок получил удовлетворение и результат своей деятельности.

Работу по развитию движения рук я проводила регулярно, что помогло достичь положительных результатов. Задания для детей были интересными, разнообразными. Для развития  ручной умелости я использовала следующие упражнения:

  • Запускать пальцами мелкие волчки, разминать пальцами пластилин, глину.
  • Катать по очереди каждым пальцем  камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить»  по столу, сначала медленно, а потом быстро. Упражнение проводила сначала левой затем правой рукой.
  • Показать отдельно только один палец -  указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц.
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе -  разбежались).
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
  • Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомконного листа бумаги.
  • Складывание матрешек, игра с вкладышами, с песком, водой.
  • Рисовать, раскрашивать, штриховать, рисовать в воздухе, резать ножницами.
  • Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, акварелью, гуашью, рукой, углем и т.д..

   Работу продолжила в средней группе с детьми 4-5 летнего возраста  и включила следующие задачи:

1.Учить детей обводить фигуры по трафарету, составлять сюжет из нескольких фигур.

2. Продолжать учить правильно держать карандаш, видеть контур.

3. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки.

4. Учить закрашивать в одном направлении.

5. Продолжать развивать координацию движений рук.

6.Использовать конструирование из счетных палочек и палочек Кюизенера.

   Планировала работу в течение дня, старалась связать со всеми занятиями по математическому развитию, по речевому развитию и т.д. Использовала  дидактические и подвижные игры, комплексы «пальчиковых игр». Если в младшей группе нанизывали различные предметы на шнурок (колечки от пирамид, шарики с отверстиями), в средней группе ввели усложнения: наматывание толстого шнура на палку или клубок. Также учила детей завязывать и развязывать бантики – это классическое упражнение М.Монтессори, прямая цель которого овладение навыками завязывать и развязывать шнурки и бантики. В то же время ребенок учится точным движениям пальцев, последовательности операций и сосредоточение на каждом шаге работы.

    В начале учебного года начали обводку по трафаретам геометрических фигур и закрашивание. Когда дети научились обводить контур геометрических фигур, ввела дорисовку до образа.  После обводки дети закрашивали рисунки, стараясь закрашивать аккуратно, не выходя за контур. Постепенно, когда дети справились с этим заданием, ввели усложнение: закрашивать в одном направлении. Всегда старалась, чтобы обе руки были в работе, ведь если работает одна рука, идет искривление позвоночника.

    Параллельно планировала работу с пластилином. Очень много внимания уделяла лепке и на занятиях, и в свободное время, т. к. лепка замечательно воздействует на развитие мелкой моторики рук. Чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее становятся движения рук. Много работали с ножницами, т. к. это развивает глазомер и укрепляет мышцы рук.

    Использовала счетные палочки и палочки Кюизенера, которые развивают координацию движений рук.  Учила брать палочку тремя пальцами рук и выкладывать узор сначала по образцу, а затем уже дети работали самостоятельно. У детей в таких упражнениях развивается не только мелкая моторика и координация движений рук, но и воображение, творчество.

   Во второй половине учебного года ввела новую технику – ниткопись. Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов. Первичное знакомство с техникой ниткописи  проводила группами детей по 3-5 человек, в свободное от занятий время. Применение ниткописи развивает у детей внимание, глазомер, фантазию и, конечно, мелкую моторику пальцев рук.

   В старшей группе, с детьми 5-6 летнего возраста, продолжила работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук, а также включила работу над чувством ритма и пространственной ориентировкой, так как именно в старшем возрасте начинается основная работа по подготовке детей к письму.

   Поставила перед собой следующие задачи:

1.Реализовывать работу с детьми на основе диагностирования их уровня готовности к овладению графикой письма.

2. Закреплять умение закрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставляя незакрашенных участков.

3. Развивать у детей согласованность действий руки и глаза.

4. Развивать изобразительных и  графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).

5. Развивать координацию движений рук посредством подвижных игр и физических упражнений.

6.Развивать у детей чувство ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

7. Воспитывать усидчивость, умение сосредотачиваться.

    На основе этих задач я составила перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста , благодаря которому смогла распределить материал таким образом, чтобы учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

     В своей работе часто использовала аппликацию. Так как это техника основана на вырезании деталей, наложении их на фон и закрепление с помощью клея. При работе с аппликацией ребенок учится правильно держать ножницы и пользоваться ими; приемам симметричного и силуэтного вырезания из бумаги, обрывной аппликации; составлять сюжетные аппликации и декоративные узоры. У меня в группе 5 «левшей». Некоторым из них работа с ножницами дается трудновато, поэтому я чаще с ними провожу индивидуальные работы. «Левши» настойчивы в осуществлении в желании, они не хотят отставать от «правшей». Также очень эмоциональны; радуются, если их работа получилась удачно. Дети с удовольствием составляли целые композиции – аппликации. Большим желанием делали поделки для своих мам и пап.

    Продолжила работу по ниткописи. Если в средней группе дети выкладывали контуры изображений разнообразных предметов, то в старшей группе – геометрические фигуры, буквы, цифры и т. п. Начали составлять сюжетные картинки с использованием разноцветных ниток (например, «Осенний пейзаж», «Моя любимая сказка»). Организовала выставку детских работ: «В мире волшебных ниток», где и дети, и родители могли увидеть результаты своей деятельности.

    Рисовали с помощью трафаретов различные композиции. Обводили готовые рисунки по намеченным точками линиям. Работа эта трудная и кропотливая, но когда ребенок  видит, что тусклый, невыразительный рисунок превращается в яркую картину, у него появляется интерес и желание потрудиться.

    При выполнении графических работ не забывали и о выполнении гигиенических правил письма, т. е. следили за соблюдением правильной посадки, положением карандаша и тетради.

   Также использовала игры со спичками, со счетными палочками и палочками Кюизенера. Работать со спичками детям интереснее, так как их можно разломить, чтобы добавить мелкие детали. Дети научились продумывать план действий, достигать цели. Кроме того спички меньше по размеру и работа с ними требует аккуратности. Выкладывали из спичек геометрические фигуры, а также цифры, буквы и короткие слова.

   Для развития координации движений рук и чувства ритма играли  в подвижные игры использовали физкультминутки и физические упражнения.

   В подготовительной группе идет активная работа по подготовке детей к школе. Исходя из этого , поставила перед собой следующие задачи:  

  1. Продолжить развивать графические навыки, рисовать по клеточкам.
  2. Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги.
  3. Учить детей различным видам штриховки.
  4. Способствовать развитию речи, логического мышления, творчества, фантазии.

     В целях развития пространственных представлений знакомились с тетрадями, сначала с тетрадью в крупную клетку. Обводили клетки, затем рисовали узоры и выполняли графические диктанты. У детей этого возраста графические упражнения уже могут быть приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. При этом я не обучала письму самих букв. Выполняя работу в ученических тетрадях в клетку, я учила детей видеть строчку, ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки и т.д. Степень трудности, содержание и длительность графических упражнений необходимо соотносить с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Начинали мы с простых заданий и постепенно увеличивали их сложность, длительность занятия для детей старше шести лет -10-15 минут, затем делали перерыв, выполняли упражнения для снятия напряжения и усталости с опорно – двигательного аппарата кистевого и плечевого отделов и спины.  

     Познакомила детей со штриховкой. Штриховка-это развитие мускульной памяти. Постепенно знакомила с видами штриховки:  горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми линиями, полуовалами, петлями. Для штриховки каждому ребенку приобрели альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, с фигурами животных и изображениями предметов. Вначале использовали трафареты с геометрическими фигурами. После того, как дети научились хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, ввела усложнение: мы  приступили к работе с трафаретами с изображениями предметов и фигур животных. Сначала обводили фигуры, штриховали их, затем составляли различные композиции. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомления.

    Существуют правила штриховки: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контур, соблюдать одинаковое расстояние между линиями. Штриховка укрепляет мышцы пальцев и кисти рук, формирует у ребенка представления о цвете, форме, развивает вкус, что очень важно для эстетического воспитания.

     Родители являются первыми помощниками. Они участвовали в оформлении предметно – развивающей среды группы, а именно в изготовлении нестандартного дидактического материала и пособий (игры с использованием пуговиц).

   Мною внедрялись разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы. К нетрадиционным  формам могу отнести такие:

- практикум по организации игр с детьми в домашних условиях, способствующих развитию мелкой моторики;

- тематические консультации, папки передвижки;

- совместные проведение занятий (визиты в группу).

    Создала картотеку «пальчиковых игр» для занятий дома. В родительском уголке поместила памятку «Игры с пальчиками», где давались советы по занятиям с детьми по развитию ручной умелости, которые можно проводить дома.

    Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребенка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

  • В работе с детьми следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • Пальчиковые игры и физкультминутки должны быть направлены на активизацию моторики рук, способствовать положительному эмоциональному настрою детей на занятия.
  • Необходимо придерживаться в работе этапов формирования графических навыков письма.
  • Постепенно вводить усложнения в занятия с учетом уровня знаний и практического опыта детей.
  • Создавать условия для самостоятельной ручной деятельности (организовать уголок труда у каждого ребенка дома, предоставлять время), содействовать проявлению инициативы и творчества в ходе самостоятельных занятий.

Заключение.

Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в обучении и воспитании детей, что позволяет:

- совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью.

- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

- установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

- сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время.

- повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

- все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию ,сопровождая  ее показом, затем показ устранять.

Литература:

  1. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещ. – 1993
  2. Венгер Л.А. Диагностика готовности детей к обучению в школе // Методические рекомендации. – Пермь. – 1992.
  3. Белоусова Л. Е.  Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Игры и занятия с использованием обводок. Санкт – Петербург «Детство – Пресс» - 2007.
  4. Кобитина И. Работа с бумагой. Москва 2000.
  5. Филиппова С.О. Программа подготовки руки к письму. – М, 1992.
  6. Филиппова С.О. Физические упражнения как средство подготовки графикой письма. – М.: 1992.
  7. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. Москва 2004.
  8. Вахрушева Н. « Волшебные нити» (Дошкольное воспитание. 2007 №6).
  9. Бандалина Е., Илюхина Н. «Счетные палочки» 9Дошкольное воспитание 2009 №7).
  10. Новиковская О. А. «Академия пальчиковых наук». 2006г.
  11. Нищеева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Санкт Петербург Детство-Пресс, 2008г.

Комплекс упражнений для кисти и пальцев рук.

  1. Выпрямить кисть,  плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний,  указательный,  большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях .Сначала поочередно каждой рукой, затем двумя руками одновременно.
  5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Помните эту присказку: «Мы писали, наши пальчики устали».
  6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы  сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
  7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная мизинца.
  8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
  9. Положить на стол 10-15 карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши по одному .Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.
  10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
  11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую сторону. А теперь пусть ребенок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну сторону, то в другую.

Гимнастика в стихах.      

«Кольцо».

Выйду на крылечко,            Вынесу колечко. Я его         Вместо игрушки                Подарить хочу Ванюшке.                            Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.

 «На работу».

Большой палец встал один. Указательный  – за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все – «Ура!» На работу им пора.    

 Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов: «Встали братцы все» – широко расставить пальцы в сторону.

«Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде – Дома и на улице. Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице.    

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Сделать то же самое с левой рукой.

«Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок!    Мы живем в одном краю –         Всех я вас приветствую!                        

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

«За работу».

Ну-ка, братцы, за работу.      Покажи свою охоту.            Большаку дрова рубить,             Печи все тебе топить,                         А тебе воду носить,                             А тебе обед варить,                            А тебе посуду мыть.                           А потом всем песни петь,        Песни петь да плясать,            Наших деток забавлять.  

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова: «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими.

«Повстречал ежонка еж…»

Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

«Зайчик и кольцо».

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко не простое –

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы сжать в кулачок, выдвинуть указательный и средний и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы

соединить в кольцо, остальные пальцы отвести в сторону.

«Очки».

Что стряслось у тети Вали?             У нее очки пропали!                

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить на переносице.

«Разминка».

Ты, утенок, не пищи!

Лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук. Можно использовать резиновые игрушки.

«Погладим котенка».

 – Киса, кисонька, кисуля!

Позвала котенка Юля.

– Не спеши домой, постой!             И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

«Кошка».

А у кошки ушки на макушке, Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты.

«Собака».

У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь поставлена на ребро, обращена к себе. Большой палец вверху. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

«Мышка».

Серенький комок сидит                   И бумажками шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты дугой и прижаты к среднему и безымянному.

«Зайка и барабан».

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам –трам - трам!

Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

«Я пеку».

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка,

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову –

Пирожками угощу.

Дети ладошками собирают «муку» в кучку, сжимают и разжимают кулачки. Перекладывают «пирожок» с руки на руку. Протягивают руки вперед вверх ладошками – предлагают угощение. Сгибают кисти рук – зовут в гости.

«Слон».

На прогулку вышел слон,   Хоботом качает он.  

Топ-топ, топ-топ…

Говорю слону я: «Стоп!»

Средний палец правой руки – «хобот», все остальные пальцы – «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли.

«Слон» останавливается.

Можно изображать слона попеременно левой и правой рукой.

«Моя семья».

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет!

Руку поднять вверх ладонью к себе, пальцы выпрямить.

Согнуть безымянный палец. Согнуть мизинец.

Согнуть средний палец.

Согнуть указательный палец. Согнуть большой палец.

Пальцы сжать в кулак.

«Маленький художник».

Раз, два, три, четыре, пять –

Я умею рисовать.

На листе и на холсте,

На свету   и в темноте.

Кисть руки расслаблена и свободно движется по поверхности стола (кисточка для рисования). Провести кистью руки по листу бумаги.

Провести кистью руки по льняной салфетке или полотенцу.

Плавно провести кистью руки по столу, листу бумаги или салфетке, имитируя движения кисти художника.

Те же движения выполняются с закрытыми глазами.

«Маленькая черепаха».

Маленькая черепаха

Путешествует без страха.

В твердом панцире живет,

На спине его везет.

Нас она не испугалась

И наружу показалась.

А когда захочет спать –

В панцирь спрячется опять.

Руку сжать в кулак (черепаха). Кулак перемещать вдоль любой поверхности (черепаха ползет).

Выставить большой палец вперед (голова черепахи).

Спрятать большой палец внутрь кулака.

«Курочка».

Как у наших у ворот

Зерна курочка клюет,

Чистую водичку пьет,

За собой цыплят ведет.

Указательный и большой пальцы соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направит вверх и слегка согнуть (гребешок). Указательным и большим пальцами, соединенными подушечками, постучать по столу (курочка клюет зернышки).

Локоть опирается на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмично наклоняя и поднимая руку, показать, как курочка пьет водичку.

Локоть опирается на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмично покачивая кистью руки (клювом) показать, как курочка подзывает цыплят. Пальцы свободной руки быстро перемещаются по столу (цыплята бегут).


Упражнения со штриховкой.

Знакомство с тетрадью.

Игра со спичками.

   Перед каждым играющим лежат в беспорядке 15 спичек. Нужно с наибольшей быстротой перенести эти спички одну за другой на расстояние 30 см и сложить так, чтобы головки были обращены в одну сторону. При переноске спички не должны скользить по столу.

Выполнять условия этой игры:

  • Пользуясь пальцами обеих рук.
  • Пользуясь только двумя пальцами- большим и мизинцем.
  • Пользуясь любыми пальцами левой руки.
  • Пользуясь только указательным и средним пальцами.
  • Пользуясь только безымянным и мизинцем.
  • Двумя мизинцами обеих рук выложить прямую из 10 спичек.
  • Безымянным и мизинцем построить 4 треугольника.
  • Средним и мизинцем построить 3квадрата.
  • Указательным и безымянным построить «колодец» из 16 спичек.

После игры задать вопрос: «Какие пальцы развиты больше, а какие меньше?»

                

.

Работа с бумагой.

  Способствует развитию рук обыкновенная бумага. Желательно использовать писчую бумагу. Только не назидательно говорить: «Давай будем развивать твои руки». Гораздо лучше взять бумагу и начать с ней проводить самые разнообразные манипуляции. Ребенок, увидев ваши действия, обязательно приобщиться к этому. Перед каждым играющим положен скомканный лист бумаги (лист сменяют, когда он сильно изотрется).

  1. Нужно , пользуясь пальцами  обеих рук, возможно быстрее разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один край его не остался загнутым.
  2. То же самое сделать, пользуясь одной рукой.
  3. То же самое сделать, пользуясь двумя большими, затем указательными, затем средними пальцами обеих рук.
  4. Сделать то же, пользуясь только двумя мизинцами.
  5. Разгладить лист кулаками обеих рук.
  6. Разгладить лист кулаками обеих рук, затем разгладить лист большим и указательным пальцами одной руки.
  7. Разгладить лист указательным и средним пальцами одной руки.
  8. Разгладить лист средним и безымянным пальцами одной руки.
  9. Разгладить лист безымянным пальцем и мизинцем одной руки.
  10. Разгладить лист каким- либо пальцем одной руки.

Повторить все эти упражнения с закрытыми глазами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики.
   Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка  каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на владение ребенка простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Если ваш ребенок в 4 года не умеет доносить в ладошках воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. В тоже время, если ребенок в 4 месяца может из кулачка вытащить один из пальцев, это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторики, а в дальнейшем о речевом развитии.
Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь, занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой. Упражнения по мелкой моторике можно найти в различной литературе, которой много на полках книжных магазинов.
       Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Гимнастика проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.
Так же хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая так же способствует развитию мелкой моторики:
1. Застегивание и расстегивание пуговиц
2. Шнурование ботинок
3. Шнуровка на специальных рамках
4. Нанизывание колец на тесьму
5. Мозаика
6. Игры с конструкторами
7. Перебирание круп, зерен
8. И другие…
Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма, такие как:
1. Штриховка в разных направлениях
2. Обводки
3. Доведение линий до конца
4. Раскрашивание
5. Прописи
6. И другие…
Чем раньше родители поймут, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием ребенка, чем раньше родители начнут развивать ее у ребенка, тем в будущем речь у ребенка будет точной и правильной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

Развитие мелкой моторики у дошкольников - условие успешной их подготовки к письму.

У большинства детей мелкая моторика развита недостаточно для обучения детей в школе.   Поэтому необходима специально- организованная деятельность, включающая игры, упражнения и задания, напр...

Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению

Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во много...

Развитие мелкой моторики рук как условие успешного развития речи ребенка

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, тулов...