Развитие мелкой моторики у дошкольников - условие успешной их подготовки к письму.
методическая разработка (старшая группа) на тему
У большинства детей мелкая моторика развита недостаточно для обучения детей в школе.
Поэтому необходима специально- организованная деятельность, включающая игры, упражнения и задания, направленные на развитие мелкой моторики руки ребенка, как в детском саду, так и дома.
На основе изученных методик была разработана программа по развитию мелкой моторики пальцев рук дошкольников.
Подготовка руки ребёнка к письму
Развитие мелкой моторики рук Обучение ориентировки Формирование базовых Тренировка зрительно-моторных
на листе бумаги графических навыков и слухо – моторных
координаций
Тренировка зрительно – двигательной координации.
Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей точной и чёткой координации в системе «глаз – рука». Ребёнку в процессе учёбы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание.
Многим детям такие задания даются с трудом. Они не могут скоординировать действия глаз и руки.
Развивать зрительно-моторную координацию можно путём использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений и навыков внимательно рассматривать объект, выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое.
Зрительно-моторная координация
Штриховка «Письмо в воздухе» Лабиринты Соединить рисунок по точкам
Обучение ориентировке на листе бумаги.
Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребёнка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв определяются не только входящими в них элементами, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, чтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить графический образ буквы. Ясно представить себе, из каких элементов она состоит и, в каких пространственно – количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.
Формирование базовых графических навыков письма
Низкий уровень графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:
- Низкий темп письма;
- Быстрая утомляемость при письме;
- Неровная, «дрожащая» линия;
- Слишком сильный нажим;
- Трудности воспроизведения форм элементов;
- Несоблюдение размеров графических элементов;
- Несоблюдение наклона письма;
- Большое количество исправлений и помарок, «грязное» письмо;
- Нежелание выполнять письменные упражнения.
Для подготовительных упражнений используется нелинованная бумага. Каждое задание необходимо связывать с реальным предметом или с какой – либо жизненной ситуацией: «домик улитки» (спираль), «лужи», «облака», «солнце» и его «лучи» (овал, круг), «волны», «водоросли» (волнистые линии) и др. Задания, предложенные в игровой форме, не только вызывают у детей интерес, но и за счёт положительного эмоционального настроя способствуют повышению психического тонуса, а, следовательно, и эффективности обучения в целом.
Работа по развитию мелкой моторики должна осуществляться следующих направлениях:
- Массаж кистей ладоней и пальцев рук различными способами;
- Пальчиковая гимнастика;
- Работа с раздаточным материалом (пуговицы, бусинки, горох, фасоль и др.);
- Работа с бумагой (оригами, вырезание)
- Работа с карандашами (обводка, штриховка, раскрашивание).
В своей работе использую разные виды массажа: самомассаж, массаж шестигранным карандашом, массажерами.
Всё это позволяет сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики способствует формированию готовности к письму тогда, когда в программе по развитию мелкой моторики включены различные направления работы , такие как пальчиковая гимнастика, массаж пальчиков и ладоней рук, выкладывание контуров предметов из различного мелкого материала и т.д.
Таким образом, развитие мелкой моторики занимает важное место в подготовке детской руки к письму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
Проект по развитию мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму
План работы по развитию у детей моторики кистей и пальцев рук...
«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму».
.. ООчень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходим...
Развитие мелкой моторики у дошкольника как средство подготовки руки к письму.
В наше время уже ни для кого не является секретом то, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интелле...
План по самообразованию на 2019-2020г. на тему ««Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить...
Проект по самообразованию в старшей группе"Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму"
Проектирование на год занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук,чтобы подготовить руку дошкольников к письму,используя лепку,вырезание ,дидактические игры и т,д....
Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму
Развитие руки ребенка и ее связь с развитием его речи и мышления....