Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мелкая моторика рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_doshkolnikov_pri_podgotovke_ruki_doshkolnika_k_pismu.doc | 348 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму».
Автор:
Обыденнова Н.А.
воспитатель МБДОУ № 322
г.Нижний Новгород
2013г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические исследования развития мелкой моторики
у детей дошкольного возраста…………………………………………………..……………………5
2. Направления работы по развитию мелкой моторики у детей………………………………………………………..…………………5
3. Практическая часть ……………..………………………………. .. ……. 12
4. Работа с родителями………………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………..16
Библиография ……………………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
При поступлении ребенка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют огромное значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.
На современном этапе пристальное внимание в обучении и воспитании уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики. «Рука – это щупальца мозга» (И.М. Сеченов). Рука – это единственный орган человека, где сконцентрирована вся жизненная энергия.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления детей в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, так: физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов; исследователь детской речи – М.М. Кольцова, педагоги – М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.
Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т.В. Фадеева, С.В. Черных, А.В. Мельникова, З.И. Богатеева и многие другие.
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Моторная речь - это, прежде всего, результат деятельности мозга, которая является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, то есть составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляционного аппарата.
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.
Исследования учёных показали, что движения выпрямленных рук ребёнка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки. В возрасте от двух до трёх месяцев у ребёнка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно - тактильно - кинестетических связей. После формирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета - это стимул движения руки по направлению к нему.
Таким образом, формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнять пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Учёные установили, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов.
До 3,5 - 4 месяцев движения рук у ребёнка носит, безусловно-рефлекторный характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипные реакции организма на воздействие внешней среды, не требующие специальных условий для своего возникновения.
У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладонь ребёнка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективней происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
В 4 - 4,5 месяца у ребёнка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета его ощупывание. Однако действия рук носят ещё случайный характер, без целенаправленного волевого усилия.
В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребёнка в развитии действий с предметами наступает следующий этап - этап простого "результативного" действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. С 5 месяцев у ребёнка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца - ребёнок отводит его при схватывании. В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.
7 - 10 месяцев - это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап "соотносящего" действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определённым местом в пространстве. С 8-9 месяцев ребёнок уже прекрасно сжимает игрушку, если её хотят у него взять, берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью.
С 10 месяцев до 1года 3 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук. Тонкая моторика становится еще более совершенной, ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимать между большим и указательным пальцами. Он может засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки.
В 1год 2 месяца - 1год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трём годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.
В период раннего детства (до 3 лет) продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. В 18 месяцев дети могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, самостоятельно есть, частично самостоятельно раздеваются. В своих действиях начинают подражать взрослым - «читают» книгу, «укладывают спать» кукол, игрушечных животных. В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бросать мяч двумя руками, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.
Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).
В 5 лет развивается правильная координация движений рук.
В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.
В итоге можно сделать вывод: началу развития мышления даёт рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".
С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. С этого момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте 7-8 месяцев. В этот период нужно делать массаж: поглаживание кисти рук от кончиков пальцев к запястью, брать каждый пальчик ребёнка и по отдельности сгибать и разгибать в течение 2-3 минут ежедневно. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Можно давать малышу перебирать сначала более яркие и крупные предметы, затем более мелкие.
Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть о леворукости. Левшей называют амбидекстрами, то есть имеющими две правые руки. Действительно, левши обычно хорошо владеют обеими руками, поскольку сами они стремятся все делать левой рукой, а окружающие взрослые учат их владеть правой. Плохо это или хорошо быть левшой? Скорее, хорошо: ведь при тренировке обеих рук речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это страховкой от потери речи при поражении левого полушария.
Учитывая все это, необходимо у всех детей стараться развивать обе руки - это только полезно. Если ребенок леворукий, то, не следует ставить задачу переделать его в правшу (надо помнить, что это грозит развитием заикания и других нарушений речи), надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх.
Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Движения пальцев рук постепенно совершенствовались - из поколения в поколение люди выполняли всё более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в мозге человека. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развивалась и совершенствовалась и речевая функция человека.
Рассматривая анатомические отношения, надо обратить внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.
Исследования М.М. Кольцовой (1973) доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
2. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Необходимо соблюдать основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Например, безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т.е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития тонкой моторики. Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как неведущая рука оказывается ущербной. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать более активной.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Для этого используются приемы:
•систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
•последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
•все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным;
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.
В группах уже с младшего, среднего и старшего дошкольного возраста можно использовать в работе ниткопись. Сначала выполняются простые контуры: Круг, Солнышко, Грибок, далее усложняется работа: Дом, Ракета и т.д. В средней и старшей группе можно использовать ниткопись на занятиях по математике и обучению грамоте (например, выкладывается буква или цифра, уже без образца). Далее задача усложняется: например, предлагается детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.
Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами - щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.
Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Необходимо привить детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учить работать с бросовым материалом. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра Золушка (дети перебирают перемешанную крупу), Письмо на крупе.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. А так же при совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики у дошкольников, мной была проведена углубленная работа в этом направлении. И начала я эту работу задолго до поступления детей в школу (со второй младшей группы).
Цель моей работы – повысить уровень развития мелкой моторики у детей и подготовить руки дошкольников к письму.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2.Определить особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
3. Создать условия, способствующие развивать мелкую моторику рук воспитанников.
4. Провести диагностику уровня развития мелкой моторики воспитанников.
5. Разработать и апробировать комплекс занятий по развитию мелкой моторики дошкольников.
На первом этапе работы мной было обследовано 22 воспитанника второй младшей группы. Для определения уровня развития мелкой моторики у детей, я использовала диагностику предложенную учёными Н.О. Озерецким и Н.И. Гуревичем.
Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально.
Детям было предложено выполнить несколько заданий.
1 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
• «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
• «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
• «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
• «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок.
Упражнения на дорисовывание
• Дорисуй прямую линию;
• Дорисуй волнистую линию;
• Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок.
Работа с бумагой
• Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
• Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок.
Упражнения на координацию движений.
• «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
• Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
• Катание шарика.
Параметры оценки:
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
ниже 2 баллов– низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;
Ниже 2 баллов (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Были получены следующие результаты уровня развития мелкой моторики руки у детей.
Таблица № 1
№ | Ф.И. ребенка | Блоки | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | всего | ||
1 | Аверьянова Настя | 0,5 | 0,5 | 0 | 0,5 | 1,5 |
2 | Борисова Ксения | 0,5 | 0,5 | 0 | 0 | 1 |
3 | Варгин Никита | 0,5 | 0 | 0 | 0,5 | 1 |
4 | Веденеева Анна | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 3 |
5 | Головлева Диана | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2 |
6 | Головкина Ирина | 1 | 0,5 | 0 | 0,5 | 2 |
7 | Захарова Дарья | 0,5 | 0,5 | 0 | 0 | 1 |
8 | Косенков Максим | 0,5 | 0,5 | 0 | 0,5 | 1,5 |
9 | Кузнецов Илья | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0 | 1,5 |
10 | Королева Лолита | 0,5 | 0 | 0 | 0 | 0,5 |
11 | Лоськов Артём | 05 | 0,5 | 0 | 0,5 | 1,5 |
12 | Мамонова Настя | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2,5 |
13 | Массольд Валерия | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2 |
14 | Носикова Вика | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2 |
15 | Румянцев Дима | 0,5 | 0,5 | 0 | 0,5 | 1,5 |
16 | Серов Кирилл | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2 |
17 | Соколова Ксения | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 3 |
18 | Сюлялев Арсений | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2 |
19 | Широкова Яна | 0,5 | 0,5 | 0 | 0,5 | 1,5 |
20 | Шалин Сергей | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2,5 |
21 | Шевченко Даниил | 0,5 | 0,5 | 0 | 0,5 | 1,5 |
22 | Чугунов Матвей | 0,5 | 0 | 0 | 0,5 | 1 |
Оценка результатов обследования:
Уровень развития | % |
С высоким уровнем развития | 9% |
Со средним уровнем развития | 36% |
С низким уровнем развития | 55% |
Представим результаты обследования в виде диаграммы
Диагностика показала, что половина детей группы с низким уровнем развития мелкой моторики. С этими детьми проводилась более углублённая работа в виде индивидуальных занятий и в тесном взаимодействии с родителями. С остальными детьми также проводилась работа по развитию моторики пальцев рук.
Совместно с родителями в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Понятие “развивающая среда” означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Мы постарались создать среду, окружающую детей, таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовали в игре, то в первую очередь, были созданы все условия для игровой деятельности.
Оборудовали специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для развития мелкой моторики (дидактические игры “Шнуровки”, “Пазлы”, “Выложи узор” (из камешков), “Ниткопись”, “Собери бусы”, “Волшебные пуговицы и многое другое). Содержание этой полочки постоянно меняется, цели и задачи игр усложняются.
Также с помощью родителей изготовили и приобрели различные трафареты, с которыми дети очень любят работать.
Начали использовать прописи-штриховки со специально подобранными графическими упражнениями (штриховка, обвод контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др.) для подготовки руки к письму. У каждого ребенка своя тетрадь, где он может работать самостоятельно в свободное время.
Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики.
В работе мной были использованы следующие методы и приёмы:
"Пальчиковый игротренинг".
1. Игры с пальчиками.
2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
3. Пальчиковые игры со скороговорками.
4. Пальчиковые игры со стихами.
5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
6. Пальчиковый алфавит.
7. Пальчиковый театр.
8. Театр теней.
II. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики.
1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой и т.д.
2. Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.
3. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).
4. Конструирование из бумаги - оригами.
III. Ручной труд в развитии мелкой моторики.
1. Плетение.
2. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.
IV. Развитие графической моторики.
1. Рисование по трафаретам.
2. Рисование по фигурным линейкам.
3. Штриховка.
4. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
5. Работа в занимательных прописях для дошкольников.
Для достижения желаемого результата работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук проводилась в трех направлениях:
1. использование развития мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности;
2. развитие мелкой моторики в режимных моментах;
3. взаимосвязь с родителями.
Работа по развитию тонкой моторики детей дошкольного возраста велась поэтапно:
1 этап – использование пальчиковой гимнастики с предметами и с сопровождением стихотворной речи.
В образовательной деятельности пальчиковая гимнастика применяется как организационный момент, вводная часть, физкультминутка, заключительная часть НОД.
- Упражнение « Самомассаж ладоней и пальцев »;
- Игровой массаж « МОШКА»;
- Физкультминутка « РЫБКИ – ШАЛУНИШКИ».
-Упражнение - рисовалка «Божья коровка»;
-Упражнение – речедвигательная гимнастика «Шла собака через мост»;
-Упражнение – игровой массаж «Веселые свинки», «Очень вкусно»;
-Упражнение «Помощники»;
-Упражнение «Солнышко для мамы»;
-Упражнение «Две лисички, два зайчонка»;
-Упражнение «В гостях у белочки»;
-Массаж пальцев «Рукавицы»;
-Пальчиковая игра «Кря! Кря! Кря!».
2 этап – использование развития мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности.
О.О. «Художественное творчество»
- работа с бумагой в конструировании, в конструировании по типу с оригами, - в аппликации (использование техник объемной и отрывной аппликации), конструирование из природного материала, конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов);
- в лепке использование разнообразных материалов (пластилин, тесто, глина), также использование дополнительных материалов (семена, фольга и т.п.);
- в рисовании применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (акварель, тушь, уголь, перо, кисти разных размеров, трафареты).
3 этап – использование развития мелкой моторики, как часть образовательной деятельности.
О.О.«Познание»: использую традиционную технологию - выкладывание из палочек цифр, геометрических фигур, отсчет раздаточного материала, так же и нетрадиционную технологию - выкладывание из ракушек , из мелких камушек, из семян растений, выкладывание из пуговиц, пластмассовых крышечек и др .
О.О. «Коммуникация»: использую традиционную технологию - выкладывание из палочек при работе со схемами-моделями; так же нетрадиционную технологию - рисование по крупе, выкладывание из ракушек, веревочек и т.д.
4 этап – развитие мелкой моторики в режимных моментах.
- Разнообразные игры с мозаикой, лото, домино;
- использование здоровьесберегающих технологий (песочная терапия);
- разнообразные игры по развитию мелкой моторики: шнуровка, подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, букв, пуговиц, застегивание (расстегивание) пуговицы, складывать матрешек, мять руками поролоновые шарики, губки.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, и подготовке ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
После проведения диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движения рук, проводятся индивидуальные беседы с родителями с целью улучшения взаимодействия по данной проблеме.
Для ознакомления родителей с особенностью развития мелкой моторики, они приглашаются поучаствовать в занятии в вечернее время, где знакомятся с методами и приемами работы. В последствие родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком и с доверием относятся к рекомендациям воспитателей.
Для родителей проводятся обучающие семинары-практикумы, консультации, где они узнают, как правильно проводить пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, дидактические игры, какие приемы и методы можно применять в быту для развития пальцев рук детей.
В раздевальных комнатах детского сада для родителей имеются наглядные папки – передвижки на темы:
«Первые шаги в освоении письма»
«Гимнастика для рук»
«Загадочные предметы и др.»
Родители принимают активное участие в создании развивающей среды нашей группы и с удовольствием ищут новые решения для её обогащения.
5. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ.
После проведенной системы работы было проведено повторное обследование детей.
Результаты уровня развития мелкой моторики руки у детей.
Таблица №2
№ | Ф.И. ребенка | Блоки | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | всего | ||
1 | Аверьянова Настя | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2,5 |
2 | Борисова Ксения | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2 |
3 | Варгин Никита | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2 |
4 | Веденеева Анна | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | 3 |
5 | Головлева Диана | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2,5 |
6 | Головкина Ирина | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2,5 |
7 | Захарова Дарья | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2 |
8 | Косенков Максим | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2 |
9 | Кузнецов Илья | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 3 |
10 | Королева Лолита | 0,5 | 0,5 | 0 | 0,5 | 1,5 |
11 | Лоськов Артём | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2,5 |
12 | Мамонова Настя | 1 | 0,5 | 1 | 1 | 3,5 |
13 | Массольд Валерия | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 3 |
14 | Носикова Вика | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 3,5 |
15 | Румянцев Дима | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2 |
16 | Серов Кирилл | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | 3 |
17 | Соколова Ксения | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 3,5 |
18 | Сюлялев Арсений | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | 3 |
19 | Широкова Яна | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | 3 |
20 | Шалин Сергей | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 3,5 |
21 | Шевченко Даниил | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | 3 |
22 | Чугунов Матвей | 0,5 | 0,5 | 0 | 0,5 | 1,5 |
Уровень развития | % |
С высоким уровнем развития | 18% |
Со средним уровнем развития | 73% |
С низким уровнем развития | 9% |
Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики у детей после проделанной работы
Сравнительная диаграмма сформированности у детей мелкой моторики рук.
Из данной диаграммы видно, что уровень развития мелкой моторики у детей второй младшей группы значительно улучшился. Сократился процент детей с низким уровнем и значительно вырос со средним. Разные виды деятельности, используемые мной в работе, при целеноправленном применении определили успешную работу по подготовке рук детей к обучению в школе, способствовали развитию мелкой моторики, координированным движениям пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Следовательно, проделанную мной работу по развитию мелкой моторики у детей можно считать успешной.
6. ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Кисть руки детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали более координированными.
В процессе многочисленных занятий, игр и упражнений, дети быстро научились пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом, столовыми приборами.
Нужно отметить тот факт, что работа по развитию мелкой моторики положительно повлияла на речь детей. Большинство воспитанников стали лучше проговаривать слова, четче произносить звуки.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, удалось повысить уровень развития мелкой моторики детей.
При совершенствовании у детей ручной умелости, развивался интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).
Таким образом, в результате проделанной работы можно констатировать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
В своей дальнейшей работе с детьми данной группы, я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук и к семи годам дети научатся управлять своими пальцами, овладеют основными графическими навыками, и это будет являться фундаментом успешного обучения письму в школе.
- Практическая часть
Для анализа особенностей перцептивно – моторной сферы в сентябре 2010г. с воспитанниками старшей группы был проведен тест Л.Бендера. Выборка составила 18 человек. Дошкольникам предлагалось скопировать несколько фигур различной степени сложности. Результаты диагностики позволили судить об уровне развития восприятия детей, сформированности тонкой моторики руки, получить дополнительную информацию об общем интеллектуальном развитии.
Были получены следующие результаты:
Уровень развития | % |
С высоким уровнем развития | 16,7% |
Со средним уровнем развития | 44,4% |
С низким уровнем развития | 38,9% |
Итак, у 38,9% детей низкий уровень развития мелкой моторики, низкий уровень развития зрительного восприятия пространства.
На основе этих данных была разработана программа по развитию мелкой моторики.
Цель данной программы: Психолого-педагогическое сопровождение развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование у родителей осознанного отношения к развитию мелкой моторики;
- Включение детей в деятельность с развивающими упражнениями и играми;
Участники программы: родители, педагоги, дети 5-6 лет.
Сроки реализации: сентябрь-май.
Механизм реализации программы осуществляется в следующих направлениях:
- в просвещении родителей;
- непосредственной развивающей деятельности психолога, воспитателей с детьми.
Методы, используемые в программе:
- проведение родительских собраний;
- консультации;
- семинар-практикум;
- развивающая деятельность с детьми;
- конкурсы.
План реализации программы:
Месяц | Работа с родителями | Работа с детьми |
Октябрь | Родительское собрание на тему «Что такое мелкая моторика и как ее развивать» Индивидуальные консультации |
|
Ноябрь | Семинар-практикум: «Давайте вместе поиграем!» Индивидуальные консультации |
(работа с карандашами) (штриховка, работа с трафаретами, дорисовка, лабиринты, волшебные узоры) |
Декабрь | Консультация «Приемы развития мелкой моторики» Индивидуальные консультации |
|
Январь | Конкурс «Сделаем дидактическое пособие по развитию мелкой моторики вместе с детьми» Индивидуальные консультации |
(штриховка, работа с трафаретами, дорисовка, лабиринты, волшебные узоры) |
Февраль | Консультация: «Влияние мелкой моторики на организм» Индивидуальные консультации |
|
Март | Консультация: «Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка» Индивидуальные консультации |
|
Апрель | Консультация: «Готовим руку к письму» Индивидуальные консультации |
|
Май | Диагностика. Родительское собрание на тему: «Итоги работы за год» |
|
Развивающие занятия с детьми проводили воспитатели и психолог.
Развивающая деятельность осуществлялась с детьми на занятиях и в свободной игровой деятельности. Детям очень нравилось играть с крупами, нанизывать бусы для мамы, плести из бисера, делать поделки из бумаги, дорисовывать волшебные узоры. Сначала очень трудно давалась работа в тетрадях, но, закрепив ее еще и дома, дети лучше стали ориентироваться в тетради, дорисовывать фигуры, писать графические диктанты. Родители вместе со своими детьми сделали много различных пособий и дидактических игр по развитию моторики рук.
В мае было проведено повторное обследование перцептивно-моторной организации детей 5-6 лет по методике Л.Бендера. Были получены следующие данные:
Уровень развития | % |
С высоким уровнем развития | 27,8% |
Со средним уровнем развития | 55,6% |
С низким уровнем развития | 16,6% |
Из таблицы видно, что благодаря совместной работе педагогов, родителей и психолога, у детей значительно улучшились результаты. Можно увидеть, что 83,4% детей имеют хорошо развитую мелкую моторику, хорошо развитое восприятие пространства, хорошую зрительно- двигательную координацию.
Заключение.
В заключении можно сказать следующее: развивая мелкую моторику, мы благотворно влияем на интеллектуальную готовность ребенка к школе.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят огромную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Чем раньше начата работа по развитию мелкой моторики, тем высоких результатов мы сможем добиться у детей к школе, тем меньше трудностей они будут испытывать в дальнейшем. В нашем детском саду эта работа начинается задолго до школы. Ежедневно, в начале и в конце занятий мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шариками и палочками, играем в пальчиковые игры. В свободной игровой деятельности нанизываем бусы, плетем бисер и многое другое. Ежедневная систематическая работа приносит свои плоды: дети из нашего детского сада идут в школу с хорошим интеллектуальным показателем и хорошо развитой моторикой рук.
Библиография
1. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4 изд.- СПб.: Питер, 2007.
5. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – К.:ГИППВ, 1998, 400с.
6. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009.
7. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.
8. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
9. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2008г.
10. Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль - 2007г.
11. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003г.
12. «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.
Приложения.
Зачем нужна мелкая моторика
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Развитие мелкой моторики у ребенка с рождения
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекса, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Влияние мелкой моторики на организм
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функцианальную активность головного мозга , массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка , среднего- на кишечник , безымянного – на печень и почки, мизинца- на сердце. Так же широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
В нашей педагогике созданы игры «Ладушки» «Сорока-белобока» «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования российских физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что манипуляции рук оказывают влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку стоит начинать с самого раннего детства.
Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастике
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на владение ребенка простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Если ваш ребенок в 4 года не умеет доносить в ладошках воду до лица – значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура. В тоже время, если ребенок в 4 месяца может из кулачка вытащить один из пальцев, это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторики, а в дальнейшем о речевом развитии.
Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь, занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Упражнения по мелкой моторике можно найти в различной литературе, которой много на полках книжных магазинов.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Гимнастика проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.
Так же хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая так же способствует развитию мелкой моторики:
- Застегивание и расстегивание пуговиц
- Шнурование ботинок
- Шнуровка на специальных рамках
- Нанизывание колец на тесьму
- Мозаика
- Игры с конструкторами
- Перебирание круп, зерен
- И другие…
Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма, такие как:
- Штриховка в разных направлениях
- Обводки
- Доведение линий до конца
- Раскрашивание
- Прописи
- И другие…
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Даже не услышав ни одного слова от ребенка, опытный педагог может определить, как у него развита речь. «Такого не может быть», - скажете вы. А ничего удивительного в этом нет. Это особенности развития ребенка. Не обязательно слышать речь ребенка, можно посмотреть на развитие мелкой моторики рук и все станет понятно.
Еще в прошлом веке знаменитый педагог Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью ребенка. После многолетних наблюдений она сделала вывод, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика рук. Позже был раскрыт секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи. Биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко. И, если мы развиваем мелкую моторику рук, то тем самым мы активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Поэтому очень важно развивать мелкую моторику рук. Но важно помнить о том, что даже если речь у ребенка развита хорошо, это не говорит о том, что моторика рук тоже развита хорошо. Как же родителям определить эту грань - норма или отклонение? Да очень просто. Если ребенок совсем маленький попросите его показать сначала один пальчик, потом два, потом три. Малыш справился с этим заданием? Можно утверждать, что это говорящий ребенок. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Так же если ваш ребенок в 4 года не может застегнуть пуговицу, в 5 лет из пластилина катает только колбаску и ничего больше не лепит, а в 6 лет пришить пуговицу непосильная для него задача – необходимо срочно бить тревогу. Вам нужна помощь специалистов.
Начинать заниматься развитием мелкой моторики рук необходимо с раннего возраста. Что же поможет развить мелкую моторику рук? Это развитие навыков самообслуживания, конструирование, игры с пальчиками, массаж, детское творчество, игры с мелкими предметами.
Уровень развития мелкой моторики рук - один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Не зря известный педагог Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев». Ведь овладеть письмом ребенок сможет, если его пальчики хорошо слушаются. Если развита мелкая моторика рук, у вашего ребенка будет красивый почерк, и вообще это поможет вам избежать многих проблем в обучении в школе. Также это будет способствовать и развитию творческих способностей детей. И кто знает, может это даст вашему ребенку шанс стать неординарной личностью.
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
ПАЛЬЧИК - МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большой палец. Затем поочерёдно соединять его с остальными пальцами одной руки.
УЛЕЙ
Вот маленький улей где пчёлы спрятались,
Никто их не видит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззззз!
Пальцы сжаты в кулак, затем отгибают по одному. На последнюю строчку руку поднимают вверх с растопыренными пальцами имитирую полёт пчелок.
КУЛАЧОК - ВАНЮША
Ванька-встанька,
Ванька-встанька
спрятать большой палец в кулак
Просыпайся, улыбайся.
постучать по кулаку пальчиком ребёнка
Тук-тук, тук-тук.
Ванька-встанька тут как тут!
Большой палец выскакивает из кулака
СПИТЕ ПАЛЬЧИКИ МОИ
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
Загибаем и разгибаем пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот - резал.
Этот - ел.
Ну, а этот - лишь глядел!
Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко. (руки на колени).
Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук тук да тук,
Тук-тук тук да тук . (стучать кулачками друг о друга)
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
Трёхлетние малыши осваивают пальчиковые игры, которые проводятся двумя руками, например:
КАПУСТА
Это, что еще за скрип? (пальцы сжаты в «замок», поднимаем и опускаем их)
Это, что ещё за хруст?
Это, что ещё за куст? (растопыриваем пальцы, имитируя куст)
Как же быть без хруста, если я капуста.
Мы капусту рубим - рубим, (прямые ладони вверх вниз)
Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачёк)
Мы капусту солим - солим, (поглаживание подушечек пальцев)
Мы капусту жмём - жмём - жмём. (сжимаем и разжимаем кулачки)
СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки:
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке - косолапому,
Зайчику усатому.
На первые две строчки - ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки - поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.
СТРОИТЕЛЬ
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены. Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
КОРАБЛИК
По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - смотрим вдаль)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие
И по морю поплыву пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
ПАУЧОК
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
ЛАДОНЬ - КУЛАК
- Хочешь? Тоже делай так:
То - ладонь, а то - кулак.
Ладони прижаты к столу. Одновременно сжимать кулачки, потом разжать, по тексту. Для усложнения можно ускорить темп или делать руки поочередно ( правая - ладонь, левая - кулак).
БУСИНКИ - ГОРОШКИ
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
Дети старшего возраста могут использовать в пальчиковых играх с мелкие предметы (шариками, кубиками, орехами, карандашами, крупой и т.д.).
КАРАНДАШ
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
ОРЕХИ
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
ПОМОШНИК
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
ДОРОЖКА
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
Вот волшебный самолёт
Отправляется в полёт.
Он планирует над партой.
Ну а где же наша карта?
Дети кладут линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы - под линейкой. Начинают покачивать её, имитируя полёт самолёта. Делают левой рукой.
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот -
Отправляется в полёт.
Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец - сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
ОСЛИК
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай - качай - качай,
Но давай-ка не теряй.
Зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.
ЧАСЫ
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево - так да тик.
Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.
КАЧЕЛИ
Ручку пальчиками взяли,
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели
Я попала на качели?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму...
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму Оглавление:1. Введение1.1. Постановка и обоснование выбора темы1.2. Основная цель и задачи2. Основная часть3. ...
Презентация "Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму".
Приложение для мастер-класса «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»....
Статья: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму»
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнк...
опыт работы "РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ"
В данном опыте работы предлагается материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нерв...
Программа для детей 5-6 лет "Волшебная клеточка" (развитие мелкой моторики кистей рук и подготовка руки к письму)
Программа «Подготовка руки к письму» направлена на комплексную подготовку ребенка к школе, гармоничное развитие его психомоторных, художественных и интеллектуальных возмо...