Конспект организованной деятельности по декоративной лепке в средней группе на тему: «Филимоновская игрушка-свистулька».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Конспект организованной деятельности по декоративной лепке в средней группе на тему:
«Филимоновская игрушка-свистулька».
Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой.
Задачи: -познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.
-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.
-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.
-учить лепке птички на основе овоида или цилиндра.
-развивать воображение, чувство формы. -воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Предварительная работа:
-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы.
Материалы, инструменты, оборудование: 3-4 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, компьютерная презинтация (слайды), музыкальное сопровождение (рус.народная музыка в аудиозаписи), солѐное тесто, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.
Содержание мероприятия:
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!
Ребята, а вы любите сказки? Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить? Но для начала я расскажу вам сказку о чудо-птицах, чудо-животных, о филимоновских игрушках, которые начали лепить в селе Филимоново, Тульской области. Занимайте свои места, сказка начинается. (презентация слайдов). -Понравилась сказка? Как называются эти игрушки? Что особенного в этих игрушках? У нас в группе тоже есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек выставленных на подносе). Посмотрите, какие они яркие, весѐлые, нарядные, и все игрушки—это свистульки. Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте еѐ вместе откроем. Посмотрите здесь письмо. «Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно еѐ лепить. Удачи вам ребята!» А вот и глина. Ну что ребята попробуем? А чтобы у нас всѐ получилось, давайте произнесѐм волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберѐмся силы. Встаньте ровно по линии. (Физкультминутка)
Раз, два, раз, два (руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях) Стали дети мастера. Сели, встали, сели, встали (выполняют движения по тексту) Мы работать не устали. Ручки хлоп, хлоп, хлоп, Ножки топ, топ, топ. Раз, два, раз, два Наши дети мастера.
-Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он. Я—красавец петух! Создан для порада! Перья—пух! Перя—пух! Гребешок? Что надо!Глазки—щѐлки! Очи зорки! Голосок соловушки! Полюбуйтесь! Полюбуйтесь На цветные пѐрышки!
Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.
1. Скатаем шар из комка глины величиной с кулачок.
2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.
3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмѐм, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял) .
4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть глины для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).
5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).
Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки . А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.
Спасибо всем за внимание! Надеемся, что наши гости тоже смогут слепить прекрасную филимоновскую игрушку. До свидания!
Как появилась филимоновская игрушка (презентация).
Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор. Да, из самой обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет.
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неѐ горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неѐ, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Старались, подражали ему, слушались беспрекословно.
Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.
С тех пор заиграла, запела цветная мягкаяглина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их ―свистулечницами‖, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – еѐ еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьѐм –самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Обжигали поделки в горнах, это ямы, которые вырывали там же где и добывали глину. А весной продавали их на ярмарках и базарах.
Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку – ее смелая роспись. Используют три главных цвета: красный, жѐлтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зелѐный. Расписывают свистульки прямо по белой обожжѐнной глине. В основном это полоски, точки, круги, овалы, звѐздочки и треугольники.
Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое.
В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Все игрушки очень веселые и поэтому дарят хорошее настроение.
Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной деятельности по декоративной лепке в средней группе на тему:
«Филимоновская игрушка-свистулька».
Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой.
Задачи: -познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.
-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.
-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.
-учить лепке птички на основе овоида или цилиндра.
-развивать воображение, чувство формы. -воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Предварительная работа:
-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы.
Материалы, инструменты, оборудование: 3-4 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, компьютерная презинтация (слайды), музыкальное сопровождение (рус.народная музыка в аудиозаписи), солѐное тесто, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.
Содержание мероприятия:
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!
Ребята, а вы любите сказки? Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить? Но для начала я расскажу вам сказку о чудо-птицах, чудо-животных, о филимоновских игрушках, которые начали лепить в селе Филимоново, Тульской области. Занимайте свои места, сказка начинается. (презентация слайдов). -Понравилась сказка? Как называются эти игрушки? Что особенного в этих игрушках? У нас в группе тоже есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек выставленных на подносе). Посмотрите, какие они яркие, весѐлые, нарядные, и все игрушки—это свистульки. Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте еѐ вместе откроем. Посмотрите здесь письмо. «Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно еѐ лепить. Удачи вам ребята!» А вот и глина. Ну что ребята попробуем? А чтобы у нас всѐ получилось, давайте произнесѐм волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберѐмся силы. Встаньте ровно по линии. (Физкультминутка)
Раз, два, раз, два (руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях) Стали дети мастера. Сели, встали, сели, встали (выполняют движения по тексту) Мы работать не устали. Ручки хлоп, хлоп, хлоп, Ножки топ, топ, топ. Раз, два, раз, два Наши дети мастера.
-Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он. Я—красавец петух! Создан для порада! Перья—пух! Перя—пух! Гребешок? Что надо!Глазки—щѐлки! Очи зорки! Голосок соловушки! Полюбуйтесь! Полюбуйтесь На цветные пѐрышки!
Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.
1. Скатаем шар из комка глины величиной с кулачок.
2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.
3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмѐм, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял) .
4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть глины для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).
5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).
Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки . А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.
Спасибо всем за внимание! Надеемся, что наши гости тоже смогут слепить прекрасную филимоновскую игрушку. До свидания!
Как появилась филимоновская игрушка (презентация).
Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор. Да, из самой обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет.
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неѐ горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неѐ, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Старались, подражали ему, слушались беспрекословно.
Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.
С тех пор заиграла, запела цветная мягкаяглина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их ―свистулечницами‖, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – еѐ еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьѐм –самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Обжигали поделки в горнах, это ямы, которые вырывали там же где и добывали глину. А весной продавали их на ярмарках и базарах.
Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку – ее смелая роспись. Используют три главных цвета: красный, жѐлтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зелѐный. Расписывают свистульки прямо по белой обожжѐнной глине. В основном это полоски, точки, круги, овалы, звѐздочки и треугольники.
Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое.
В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Все игрушки очень веселые и поэтому дарят хорошее настроение.
Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по декоративному рисованию в средней группе на тему: «Роспись дымковского козлика»
Непосредственная образовательная деятельность по декоративному рисованию в средней группе на тему: «Роспись дымковского козлика»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ДРУЖБА НЕ КОНЧАЕТСЯ»
АННОТАЦИЯ: данный конспект по формирование диалогической речи у дошкольников будет интересен воспитателям, работающим с детьми среднего дошкольного возраста. Диалог – первичная по происхождению ...
Непосредственная образовательная деятельность по предметной лепке в средней группе по теме "Весенние цветы".
В понедельник у нас в средней группе №15 прошло занятие по предметной лепке на тему "Весенние цветы".Цель: продолжаем учить ребят приемам лепки, а именно катать из пл...
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию в средней группе «Украшение фартуков дымковской росписью»
Цель: Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из кругов, колец, точек, черточек. Рисовать узор на силуэте фартука дымковской барышни.Задачи.Образовательные: Учить рисовать ко...
Конспект организованной образовательной деятельности по декоративной лепке в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Хохломская ложка»
Конспект организованной образовательной деятельности по декоративной лепке в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Хохломская ложка»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ДРУЖБА»
Технологическая карта НОД по развуитию речи в средней группе...
Конспект по декоративному рисованию в средней группе на тему: "Филимоновский конь"
Занятие по рисованию в технике филимоновской росписи...