Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики рук
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на несколько сенсорных каналов. Играя с данными игрушками, дети знакомятся с понятиями цвета и формы, развиваются тактильные ощущения и слуховые анализаторы.
Одним из самых последних, созданных на благо развития детей дошкольного возраста, материалом является кинетический песок.
Кинетический песок – уникальный материал для развития сенсорных представлений, мелкой моторики рук, творческих способностей детей дошкольного возраста. Он представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен в Швеции.
Будучи свободно насыпанным, песок выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка под воздействием силы тяжести стремятся разъединиться, однако соединяющее их вещество вытягивается в полимерные нити длиной 1-2 мм, почти невидимые глазу, которые замедляют движение песчинок, позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них.
Предлагаю Вам ознакомиться с наработками по использованию данного материала для развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и мелкой моторики рук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики рук
Воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад № 9 «Улыбка»
Бикбаева Рания Шамильевна
В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на несколько сенсорных каналов. Играя с данными игрушками, дети знакомятся с понятиями цвета и формы, развиваются тактильные ощущения и слуховые анализаторы.
Одним из самых последних, созданных на благо развития детей дошкольного возраста, материалом является кинетический песок.
Кинетический песок – уникальный материал для развития сенсорных представлений, мелкой моторики рук, творческих способностей детей дошкольного возраста. Он представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен в Швеции.
Будучи свободно насыпанным, песок выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка под воздействием силы тяжести стремятся разъединиться, однако соединяющее их вещество вытягивается в полимерные нити длиной 1-2 мм, почти невидимые глазу, которые замедляют движение песчинок, позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них.
Основные развивающие функции кинетического песка:
- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;
- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.
В данной программе представлены игровые задания с детьми младшего дошкольного возраста с использованием кинетического песка для развития сенсорных представлений.
Цели и задачи, принципы реализации программы
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики.
Цель программы – обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представлений); развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование кинетического песка в продуктивных видах деятельности.
Задачи программы:
Обучающие
- Формировать у детей интерес к работе с кинетическим песком;
- Помочь детям овладеть техническими умениями лепки из кинетического песка;
- Знакомить детей с основными цветами, используя кинетический песок разного цвета;
- Знакомить детей с основными формами в ходе лепки из песка с использованием различных формочек;
- Знакомить детей с понятиями размера в ходе лепки;
- Сформировать у детей представления о песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.
Развивающие
- Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие;
- Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы;
- Развивать речь ребенка;
- Развивать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитательные
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности (лепке);
- Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
- Формировать желание детей изображать в своей деятельности свои мысли и замыслы;
- Формировать способность давать объяснение своему продукту труда.
Психотерапевтические
- Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка;
- Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и удовольствие от лепки;
- Гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.
Ведущие принципы программы:
Принцип системности – структуриврование содержания программы по уровням сенсорного развития ребенка и разделам знакомства и закрепления с основными сенсорными эталонами;
Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные способности и интересы ребенка, создание условий для творческого самовыражения;
Принцип интереса – поддержание интереса ребенка в ходе лепки с кинетическим песком через использование игровых приемов, использование различных предметов (форм, стек, скалок, мелких игрушек и т.д.) для лепки, элементов украшения поделок, обыгрывание поделок;
Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному» - планомерный переход от простых форм к более сложным, сочетающих с себе несколько элементов;
Принцип создания творческой атмосферы – с одной стороны кинетический песок сам располагает к свободному творению, с другой стороны педагог творчески стимулирует детей к созданию продуктов лепки;
Принцип интеграции художественно-творческой деятельности, познавательного и речевого развития – при работе с песком дети развивают художественные навыки, развиваются представления о сенсорных эталонах, а также речь детей младшего дошкольного возраста.
Принцип психолого-педагогической поддержки – все работы рассматриваются с равным уважением, вне зависимости от качества выполнения;
Принцип дозированной помощи и невмешательства – оказание помощи при лепке осуществляется или по просьбе ребенка, или по его разрешению.
Принцип арт-терапевтического подхода – работа с песком положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, снимает напряжение, негативные переживания, создает доброжелательную атмосферу, способствует саморегуляции, самовыражению, повышению адаптационных способностей личности, проявлению творческой активности.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Формы педагогической деятельности
Развитие сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста проводится в форме непосредственно организованной образовательной деятельности длительностью 10-15 минут в зависимости от возраста детей.
Количество детей в группе при работе с кинетическим песком должно быть ограничено 8-10 человек.
В качестве основных форм работы с детьми являются фронтально-групповые занятия, когда вся группа детей выполняет одно и тоже задание; подгрупповые: работа над поставленной задачей в тройках или парах, а также индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных или занятий вдвоем рекомендовано для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Данная программа рассчитана на 28 академических часов (октябрь-апрель), что предполагает проведение НООД 1 раз в неделю.
Структура НООД
Каждое занятие имеет следующую структуру.
Вводная часть.
Приветствие – различные приемы прикосновения к песку, эмоциональный настрой и мотивация на предстоящую деятельность.
Основная часть.
Проблемная ситуация или приход персонажа, обозначение темы НООД.
Пальчиковая гимнастика по теме НООД.
Лепка.
Заключительная часть.
Рефлексия – анализ продуктов деятельности.
«Ритуал выхода» - различные варианты прощания с песочной средой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование русского фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Примерное распределение потешек и песенок по возрастному принципу...
Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики пальцев рук
Данная работа представлена информацией о работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, развитию речи детей дошкольного возраста....
"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики"
В данной работе говорится о взаимосвязи развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста. Какие формы и методы использую в своей работе: игры, пальчиковая гимнастика, художественное...
Описание опыта работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Доказано, что игры с песком имеют большое значение для физического и психического здоровья, поэтому я решила использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе.В данном материале предста...
Выступление на педагогическом совете "Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры".
Данное планирование помогает реализовывать субъектное отношение педагога к ребенку, осуществлять индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка....
Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста ( Автор статьи: Топникова О.В, детский сад №3) В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для ...
- Мне нравится (1)