"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики"
статья (младшая группа) на тему
В данной работе говорится о взаимосвязи развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста. Какие формы и методы использую в своей работе: игры, пальчиковая гимнастика, художественное слово(детский фольклор). В нашей группе накоплен интересный опыт работы с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики, которым хотелось бы поделиться со своими коллегами.Работа по развитию движения рук проводится регулярно, ведь только тогда достигается наибольший эффект от упражнений.
Задания по пальчиковой гимнастике должны выполняться в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце – двумя руками вместе.
Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности.А чтобы задания приносили ребенку радость, были интересными, нескучными и не переутомляли малыша, мы используем в работе по развитию мелкой моторики детский фольклор, его малые формы (частушки, потешки, заклички, приговорки, песенки, загадки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики» ( сообщение из опыта работы)
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Мельникова Наталья Юрьевна МАДОУ «Детский сад №408 комбинированного вида» г.Казани
«Рука-это вышедший наружу мозг человека».
И. Кант.
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность : ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. А уж образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста- явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 2-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению. К сожалению, в наше время родители часто пускают процесс развития речи малыша на самотек. В чем причина задержки речи?
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше у телевизора или за компьютером). Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника младшего возраста.
Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи – это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития моторики ребенка в целом? Нет. Наблюдения показали, что
это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений
пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движение пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общений были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикулярной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три – четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Уже в младенческом возрасте полезно делать массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.
В первые месяцы целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера, используя данный от природы хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, поочередно в каждую руку вкладывается шарик (диаметром 2 – 2.5 см). Подбираются шарики различные по весу, по материалу (пластмассовый, деревянный, резиновый). Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в движении схватывания. Такие упражнения стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони. Полезны упражнения с ленточкой и шнурком. Когда ребенок лежит на спине, взрослый вкладывает в его руку гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его. В 6 месяцев ребенок хорошо берет игрушки из разных положений и подолгу с ними занимается. В этом возрасте необходимо развивать целенаправленные движения рук к предмету, умение захватить и подтянуть его к себе. С этой целью подвешивают шарики,
колокольчики, ленточки, укрепленные на шнурке, побуждая малыша захватывать их, подтягивать к себе.
С того момента, когда у ребенка возникают целенаправленные действия захватывания, умение крепко удерживать предметы в руках, все упражнения начинают носить активный характер, т. е. выполняются самим ребенком. В его действиях уже можно выделить две стороны : техническую, т. е. как он совершает действия и смысловую- для чего. Смысловая сторона действия с предметами интенсивно развивается, малыш начинает выполнять не только действия схватывания, но и вкладывания, выкладывания, перекладывания. Задача взрослого – активизировать эти движения с помощью игрушек- вкладышей : матрешек, коробочек, мисочек, колпачков и т. д.
С8 – 10 месяцев ребенок начинает выполнять более тонкие движения пальцами. Необходимо давать ему коробочки разной формы. Малыш может самостоятельно снимать с них крышки, с помощью взрослого закрывать. Можно предложить малышу доставать игрушки из мешочка, сшитого из яркой ткани и складывать их обратно.
В 10-12 месяцев ребенок справляется уже с таким сложным заданием, как нанизывание колец на стержень. Ему можно предлагать пирамидки.
Развитие действий с предметами в наиболее раннем возрасте положительно влияет на формирование познавательных психических процессов : восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи .
Конечно, в детский сад не приводят детей младенческого возраста. Но наши рекомендации о развитии движений рук на первом году жизни в уголке «Советы родителям», могут быть очень полезны для тех родителей, которые готовы еще раз стать мамами и папами.
В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
В нашей группе накоплен интересный опыт работы с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики, которым хотелось бы поделиться со своими коллегами.
Малышам мы даем упражнения в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям занятия усложняются.
Работа по развитию движения рук проводится регулярно, ведь только тогда достигается наибольший эффект от упражнений.
Задания по пальчиковой гимнастике должны выполняться в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце – двумя руками вместе.
Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности.
Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи могут вызывать разочарование и даже раздражение. Надо
поддержать ребенка, подбодрить его. Умелые пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически –в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу- самого раннего возраста, помогают детям уверенно в дальнейшем держать карандаш и ручку, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора , лепить из глины и пластилина. А чтобы задания приносили ребенку радость, были интересными, нескучными и не переутомляли малыша, мы используем в работе по развитию мелкой моторики детский фольклор, его малые формы (частушки, потешки, заклички, приговорки, песенки, загадки). Ведь корни всех этих упражнений с пальчиками лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, приговаривая при этом потешки»Ладушки», «Гуленьки», «Сорока-белобока» и др.Эти маленькие народные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают понять ему окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы , активируют деятельность, учат, выражаясь словами М. Горького «тонкостям родного языка», развивают речь. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент.
По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. Цель рассказывания народной поэзии- развлечь ребенка, развеселить его , позабавить.
Чтение потешек проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Конечно, в год или два ребенок не может понять всего смысла, заложенного в содержании, но несколько раз прозвучавшая потешка, закладывается в кладовую его памяти
Слушая потешку, дети воспроизводят соответствующие движения. При повторении потешки побуждаем их к договариванию слов потешки, названию действий пальчиков. Затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно- синхронно.
Таким образом, используя на занятиях по развитию мелкой моторики и координации движений рук фольклор (аппликация, лепка, пальчиковая гимнастика, занятия с лего, мозаикой, природным материалом, палочками,
рисование пальчиками и т. д.), мы помогаем детям быстрее и легче справиться с заданием, создаем благоприятный эмоциональный фон, развиваем речь.
Чем же можно заниматься с малышами, чтобы развивать мелкую моторику? Хочу предложить предметно - развивающую среду в нашей группе:
-природный материал (засушенные листья, семена растений, засушенные цветы и т. д.);
-сухой бассейн с горохом, крупой, пластмассовыми шариками;
-пластилин, глина;
-камешки, шарики, грецкие орехи;
-крупные и мелкие пуговицы, бусины для нанизывания на леску;
-мозаика (мелкая и крупная), пирамидки, вкладыши;
-конструкторы, кубики разной величины;
-матрешки;
Атрибуты для игр с песком и водой;
-наборы разноцветных бумажных салфеток;
-фломастеры разноцветные с колпачками такого же цвета (открывать-закрывать);
-наборы пористых губок (для тренировки кисти рук);
-рулоны обоев (для коллективного рисования пальчиками);
-коробки с крышками разной величины и формы;
-цветные клубочки ниток для перематывания;
-пособия по застегиванию пуговиц, кнопок, молний, крючков;
-пособия для шнурования;
-механические игрушки с ключиками;
-разноцветные прищепки;
-пластиковые бутылки с крышками;
-поролоновые шарики, губки;
-наборы веревочек различной величины для завязывания и развязывания узелков;
-наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
-дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, крупы, природного материала;
-пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
-крупа крупная и мелкая (рисование пальчиками);
-проволока для сгибания и разгибания;
-песочница для выкладывания узоров на песке;
-центр рисования.
Создание развивающей предметной среды – одна из важнейших задач.Игрушек и пособий в магазинах много, а финансовых возможностей у детских садов мало. Вот тогда на помощь приходят фантазия и творчество нас, воспитателей. Мы готовим из бросового материала пособия, которые помогают решать сенсорные задачи, развивают мелкую моторику. Мы также решили привлечь родителей к работе с детьми дома. Чтобы заинтересовать мам и пап , мы поместили в родительском уголке статьи «Развиваем руки, чтобы учиться говорить, писать и красиво рисовать», «Пальцы помогают говорить», «Пальчиковые игры».
Родители заинтересовались заданиями, которые мы им предлагали, успехами своих детей; стали приносить различный материал для игр, пособия по развитию мелкой моторики, начали заниматься с детьми дома. Но пожалуй, самым ценным и значимым для нас стало эмоциональное отношение детей к заданиям. Дети проявляют к занятиям по развитию мелкой моторики устойчивый активный интерес, в свободное время предпочитают игры с материалом в уголке по развитию мелкой моторики и координации движений руки.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду , так и дома. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Пальчиковые игры увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, помогают концентрировать внимание. Они как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Пальчиками можно инсценировать любую потешку. И дети это делают с большим удовольствием. Но пальчиковые игры не должны быть продолжительными, тогда они не переутомят малыша и не надоедят ему.
Пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Большой популярностью у детей пользуются разноцветные бумажные салфетки, которые легко рвать и сминать в комок. Сминание мягкой бумаги и разрывание ее на клочки- легкая техника работы, доступная малышам. Она включает небольшое количество взаимосвязанных операций по изготовлению необходимых деталей для будущей композиции и складывания их между собой или приклеивания к «фону» - к большому листу бумаги. Полученные комочки – шарики, клочки бумаги разной величины и разного цвета, являются прекрасным материалом для любых композиций (объемных и полуобъемных). Задача взрослого и детей по достраиванию незавершенных композиций (выполненных воспитателем заранее), позволяют каждому ребенку, при наличии у него даже весьма скромных навыков работы с бумагой принимать активное участие в коллективной работе.
В конце года в группе была организована выставка «Бумажные шедевры наших малышей». На ней были представлены самые яркие композиции : «Ветка сирени», «Цып-цып-цып, цыплятки», «Одуванчики», «Розы для мамочки», «Яблоки в корзинке», «Весенний луг».
По развитию мелкой моторики и координации движений руки мы работаем и на занятиях по изобразительной деятельности. Для детей младшего возраста все в новинку, все интересно и необычно, мелкая моторика практически не развита, поэтому на занятиях по аппликации мы предлагаем им готовые формы для составления простейших натюрмортов. Богатый материал для составления натюрмортов дает нам лето и осень. Создавая натюрморты из природного материала, из бумажных салфеток, у детей не только развивается моторика руки, но и они глубже познают свойства предметов, у детей расширяется кругозор и словарный запас, повышается эмоциональный тонус.
С целью развития тактильных ощущений и гибкости кистей рук и пальчиков мы предлагаем детям рисовать пальчиками. Для этой цели хорошо подходят флуоресцентные акриловые краски московской фирмы «Гамма». Они не въедаются в кожу, легко снимаются с пальчика при нажиме и при соприкосновении с бумагой. На занятиях по лепке мы предлагаем детям дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камушков, семян, семечек арбуза, половинок гороха крашенного гуашью с добавлением клея, чтобы не пачкались.
Очень нравится детям так называемая ниткопись - выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета .Яркая ворсистая нитка хорошо держится на бархатной бумаге. Она также легко отделяется от нее, что позволяет детям корректировать свои работы, добиваясь лучших результатов. Такие занятия тоже способствуют развитию мелкой моторики, развивают творчество и фантазию.
Игры с палочками, прищепками, проволокой, мозаикой, шнуровками также способствуют развитию мелкой моторики, развивают творчество .
И так, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Кроме того , ценность занятий по развитию мелкой моторики состоит еще и в том, что у детей развивается усидчивость, аккуратность, умение доводить порученное дело до конца.
Хотелось бы повторить основное правило для воспитателей и родителей - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления, а для этого используйте русский фольклор, его малые формы.
Предлагаем игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики с использованием фольклорных произведений.
Дети рассказывают потешки, сопровождая чтение движениями пальцев рук.
Потешка «Белка».
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому, заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в роток,
Кому в лапочку.
На первые две строчки- ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие две строчки- поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого
Потешка «По грибы».
Раз, два, три, четыре, пять
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Потому и потолстел.
На первые две строчки – ритмичные сгибания пальчиков обеих рук в ритме потешки, на следующей строчке попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца.
Приговорка «Бабочка-коробочка»
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко.
Там твои детки
На березовой ветке.
Принеси нам с неба
Меда и хлеба,
Плюшек, преснушек,
Сладких ватрушек.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые - бабочка сидит. Легким движением руки в запястьях имитировать полет бабочки.
Приговорка «Улитка».
Улитка, улитка,
Высунь рога!
Дай кусочек хлеба,
Крынку молока,
Масла туесок,
Овсяный колосок
Пальцы сжаты в кулак . Указательный и мизинец развести в стороны и покачивать ими.
Потешка «Коза»
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
За ней козленочек бежит,
Колокольчиком звенит.
Правой рукой изображать рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец. На вторую фразу пальцы соединить в щепотку, опустить вниз –«колокольчиком звенит».
Потешки и заклички на занятиях с бумагой.
Потешка «Цыплятки».
Цып- цып-цып, цыплятки,
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки!
Возле кадки блюдце
Все они напьются.
Закличка «Дождик, лей, лей, лей»
Дождик лей, лей, лей
Никого не жалей-
Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зеленые листочки!
Закличка «Туча».
Туча, ты туча,
Спустись пониже!
Чем туча ниже,
Тем дождик ближе!
Туча, ты туча,
Пролейся дождем!
Мы давно его ждем!
Считалки, потешки, заклички на занятиях с прищепками.
Закличка «Солнышко».
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей.
Освети, обогрей!
Телят, да ягнят,
Еще маленьких ребят!
Считалка «Ежик».
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Хочет с нами поиграть,
Всех ребят пересчитать.
Потешка «Елочка».
А ту-ту, ту-ту, ту-ту
Я на елочке расту.
Ветер елку укачал,
И я с елочки упал.
Я упал на пенек,
Стал пригожий паренек.
Потешка «Ромашки».
На зеленом ,на лугу
Я ромашки соберу.
Соберу для Маши, для Оленьки, Наташи.
Ой, ромашки хороши,
Веселятся малыши!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики пальцев рук
Данная работа представлена информацией о работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, развитию речи детей дошкольного возраста....
Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Фотографии режимных моментов...
Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются ...
Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...
Презентация не тему «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Устное народное творчество (фольклор) – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, приро...
Консультация на педсовет по теме: «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В данной консультации рассматривается фольклор, как своеобразный инструмент социализации ребенка....