Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-3 лет «Цветные ладошки»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Программа разработана на основе:
- программы «Цветные ладошки». Автор: Лыкова И.А.- ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Пояснительная записка
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной предметной деятельности с взрослыми продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
На мой взгляд, эффективному формированию всех навыков, которым должен овладеть ребенок, служит творческая деятельность, через неё дети видят результаты своей работы.
Художественно-эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
В художественно-эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Разрабатывая рабочую программу, я пришла к убеждению, что занятия аппликацией с детьми 2-3 лет могут стать для них привлекательными, интересными, дающие раскрыть способности каждого ребенка.
Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для дальнейшего обучения и развития малышей.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tsvetnye_ladoshki.docx | 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №18»
Принято на педагогическом совете
Протокол № _от «__» _____ 2016г.
Утверждаю
заведующий МБДОУ
«Детский сад
комбинированного вида №18» _______ ( Селиванова Г.И.) Приказ №__от «___»_______ 2016г.
Рабочая программа
по художественно-эстетическому развитию
детей 2-3 лет
«Цветные ладошки»
Составитель:
Сон М.В.
Донской
2016г.
Программа разработана на основе:
- программы «Цветные ладошки». Автор: Лыкова И.А.- ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Пояснительная записка
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной предметной деятельности с взрослыми продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
На мой взгляд, эффективному формированию всех навыков, которым должен овладеть ребенок, служит творческая деятельность, через неё дети видят результаты своей работы.
Художественно-эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
В художественно-эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Разрабатывая рабочую программу, я пришла к убеждению, что занятия аппликацией с детьми 2-3 лет могут стать для них привлекательными, интересными, дающие раскрыть способности каждого ребенка.
Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для дальнейшего обучения и развития малышей.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.
Цель программы: формирование творческих способностей, воображения и фантазии детей раннего дошкольного возраста через аппликационную деятельность.
Задачи:
- Формировать интереса к аппликации;
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- учить создавать коллективные работы;
- развивать мелкую моторику рук.
В процессе выполнения аппликации дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в первой младшей группе – 10 минут.
Срок программы 1 год. Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Программное содержание |
1. | Октябрь 1 неделя | Тень-тень, потень, -вот какие у нас картинки! | Знакомить с силуэтными картинками как видом изображения предметов. Учить рассматривать силуэтные изображения, узнавать, называть, обводить пальчиком, обыгрывать. Инициировать игры с тенью. Вызвать интерес к теневому театру. Развивать эстетическое восприятие, координацию в системе» глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность. |
2. | Октябрь 2 неделя | Береза осенью | Учить раскладывать листики березы на нарисованный шаблон дерева и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. |
3. | Октябрь 3 неделя | Вот какие у нас листочки (коллективная аппликация) | Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. |
4. | Октябрь 4 неделя | Ягоды и яблоки на блюдечке | Учить свободно располагать изображение на бумаге; познакомить с кругом; развивать эстетическое восприятие; воспитывать аккуратность. |
5. | Ноябрь 1 неделя | Бусы (техника бумажной пластики) | Познакомить детей с бумагой и её свойствами, учить сминать бумажную салфетку в комок, раскатывая в ладошках и наклеивать на полоску, нарисованную фломастером в виде кривой линии; Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. |
6. | Ноябрь 2 неделя | Большие и маленькие мячи | Учить выбирать большие и маленькие предметы круглой формы; закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по размеру; развивать эстетическое восприятие; воспитывать аккуратность. |
7. | Ноябрь 3 неделя | Букет для мамы | Учить раскладывать цветы на фоне и приклеивать. Учить наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой, развивать эстетическое восприятие; воспитывать аккуратность. |
8. | Ноябрь 4 неделя | Шарики и кубики (аппликация на полосе) | Познакомить с новой формой – квадратом; учить сравнивать круг и квадрат; закреплять умение наклеивать фигуры, чередуя их; учить различать цвета (красный, желтый, синий, зеленый); развивать чувство ритма, мышление, воспитывать аккуратность. |
9. | Декабрь 1 неделя | Ёлочка, колкая иголочка | Познакомить с новой формой – треугольник; закреплять умение наклеивать фигуры и примакивать салфеткой; учить радоваться полученному результату. |
10. | Декабрь 2 неделя | Снеговик (аппликация из ватных дисков) | Учить приклеивать три круга друг над другом, самые маленькие – ручки, знакомить с зимними героями, воспитывать аккуратность. |
11. | Декабрь 3 неделя | Вот какая ёлочка (коллективная работа, техника бумажной пластики) | Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки-хаотично (огоньки). Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности. |
12. | Декабрь 4 неделя | Дед Мороз (Открытка к Новому году) | Учить детей создавать выразительный образ Деда Мороза; учить работать с ватными дисками; закреплять умение наклеивать фигуры и примакивать салфеткой; учить радоваться полученному результату. |
13. | Январь 2 неделя | Пирамидка из квадратиков | Учить приклеивать квадратик друг над другом, от большого к маленькому; Учить наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой, развивать эстетическое восприятие; воспитывать аккуратность. |
14. | Январь 3 неделя | Украсим варежку | Учить детей на готовой заготовке наклеивать фигуры в хаотичном порядке; развивать самостоятельность; воспитывать аккуратность. |
15. | Январь 4 неделя | Цыпленок | Учить детей создавать образ цыпленка; уточнить представление о внешнем виде цыпленка (туловище и голова – круги разной величины, на голове клюв и глаза, лапки); развивать чувство формы и цвета. |
16. | Февраль 1 неделя | Бабочка | Учить детей на готовой заготовке наклеивать фигуры в хаотичном порядке; развивать самостоятельность; воспитывать аккуратность. |
17. | Февраль 2 неделя | Открытка для папы к 23 февраля (Вертолет) | Учить создавать изображение вертолета из деталей; развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление; воспитывать стремление аккуратно сделать красивый подарок папе. |
18. | Февраль 3 неделя | Коллективная работа «Дружный паровозик» | Продолжать учить детей делать коллективные работы; закреплять умение раскладывать и наклеивать готовые формы и дорисовывать детали; воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности. |
19. | Февраль 4 неделя | Флажки на нитке | Учить детей создавать линейную композицию из флажков, чередуя их по цвету; уточнение представлений о геометрических фигурах; продолжать учить наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой; воспитывать аккуратность. |
20. | Март 1 неделя | Цветок в горшочке для мамы | Учить создавать изображение цветка в горшочке из деталей; развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление; воспитывать стремление аккуратно сделать красивый подарок маме. |
21. | Март 2 неделя | Коллективная работа «Вот какой у нас букет!» | Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми; учить составлять композицию из готовых элементов: цветов и листиков; развивать чувство формы и цвета; воспитывать чувство заботы о маме. |
22. | Март 3 неделя | Воздушные шарики | Закреплять у детей практические навыки аппликации; учить, правильно, располагать изображение на листе бумаги, дорисовывать детали. |
23. | Март 4 неделя | Облака на небе | Познакомить детей с обрывной аппликацией; учить, аккуратно, разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать к картону. |
24. | Апрель 1 неделя | Скворечник | Показать детям способ составления скворечника из геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг); продолжать формировать умение наклеивать готовые детали на картон; воспитывать интерес к природе, желание заботиться о птицах. |
25. | Апрель 2 неделя | Коллективная работа, посвященная Пасхе «Курочка с цыплятами» | Вызвать интерес к созданию красивой работы в сотворчестве с педагогом и другими детьми; учить составлять композицию из готовых элементов; развивать чувство формы и цвета, воспитывать аккуратность. |
26. | Апрель 3 неделя | Ракета летит в космос | Учить детей, используя образец воспитателя выкладывать из геометрических фигур ракету и наклеивать её на картон; воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности. |
27. | Апрель 4 неделя | Грибы | Закреплять умение составлять образ гриба из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу; продолжать учить наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой; воспитывать аккуратность. |
28. | Май 1 неделя | Божья коровка | Учить создавать изображение божьей коровки; продолжать учить наклеивать готовые детали; воспитывать интерес к природе. |
29. | Май 2 неделя | Салют | Продолжать знакомить детей с обрывной аппликацией; закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги; воспитывать интерес к аппликации. |
30. | Май 3 неделя | Неваляшка | Учить детей создавать образ неваляшки; уточнить представление о внешнем виде неваляшки (туловище и голова – круги разной величины, на голове глаза, носик и ротик, руки); развивать чувство формы и цвета. |
31. | Май 4 неделя | Коллективная работа «Поляна одуванчиков» | Учить передавать образ одуванчика в совместной работе; закреплять приемы наклеивания; развивать чувство формы и цвета, воспитывать аккуратность. |
Мониторинг освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Основные методы сбора информации о ребёнке:
- систематическое наблюдение;
- сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, детские каракули работы ребёнка);
- беседы с родителями, анкеты, опросники;
- общение со специалистами (психолог, предметник, врач, логопед);
- беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
- рассказы детей.
Промежуточные результаты освоения программы
«Цветные ладошки»
Карта освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» рабочей программы.
Показатель оценивания | Отметка о развитии (+/–) |
Приобщение к изобразительному искусству | |
узнает и рассматривает народные игрушки (семеновская матрешка, городецкая лошадка, дымковский петушок), эмоционально откликается на них | |
проявляет интерес к рассматриванию произведений книжной графики. | |
Приобщение к словесному искусству | |
проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей | |
сопереживает знакомым персонажам | |
появляются любимые сказки, стихи | |
Развитие продуктивной деятельности детей | |
владеет навыками работы с клеем, бумагой и картоном | |
умеет работать по образцу | |
умеет работать в разных техниках (бумажная пластика, обрывная аппликация), с разнообразными материалами (салфетки, ватные диски) | |
проявляет фантазию, смелость в изложении собственных замыслов |
Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком
Данные индивидуальной карты являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком
Средства обучения
- Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации по теме занятия;
- игрушки;
- предметы для показа по теме занятия;
- детская художественная литература (потешки, стихи, песенки, загадки и др.);
- оборудование: салфетки, клей, кисточки, альбомные листы, цветная бумага, картон;
- ТСО (магнитофон, ноутбук);
- образцы работ;
- выставочный стенд.
Список используемой литературы
- Е.А. Янушко «Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 года)» [Текст]: Методическое пособие для воспитателей и родителей. / Янушко Е.А. – М.: – Мозаика-Синтез.: 2006. – 64 с.
- Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст]: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Комаровой Т.С., Гербовой В.В. – М.: – Мозаика-Синтез.: 2006. – 190 с.
- И.А. Лыкова «Цветные ладошки» [Текст]: Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. / Лыкова И.А. – М.: Карапуз – дидактика.: 2007. – 144 с.
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа». [Текст]: Методическое пособие по ФГОС ДО. / Лыкова И.А.– ИД.: – Цветной мир.: 2015. – 152 с.
- Т.С. Комарова «Детское художественное творчество». [Текст]: Методическое пособие для воспитателей и родителей. / Комарова Т.С..: – М – Мозаика-Синтез.: 2015. – 168 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»
Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...
Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи: развитие продуктивной деятельност...
Рабочая программа Направление «Художественно – эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество»
Содержание. 1. Целевой раздел 2. Организационный раздел...
Парциальная рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ладошки». Вторая младшая группа
Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...
Рабочая программа кружка художественно - эстетической деятельности «Художественная мастерская»
Рабочая программакружкахудожественно - эстетической деятельности «Художественная мастерская»...