Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-3 лет «Цветные ладошки»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Кильчевская Марина Владимировна

Программа разработана на основе:

-  программы «Цветные ладошки». Автор:  Лыкова И.А.- ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

 

Пояснительная записка

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребен­ка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе пред­лагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объ­екта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной предметной деятельности с взрослыми продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружа­ющих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

На мой взгляд, эффективному формированию всех навыков, которым должен овладеть ребенок, служит творческая деятельность, через неё дети видят результаты своей работы.

Художественно-эстетическая деятельность - это ду­ховно-практическая, эмоционально-ра­циональная активность человека, со­держанием которой является построе­ние индивидуальной картины мира че­рез создание выразительных художест­венных образов, а целью - гармониза­ция своих отношений с миром, модели­рование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художествен­ного воспитания понимается, как форми­рование эстетического отношения пос­редством развития умения понимать и создавать художественные образы.

В художественно-эстетическом развитии детей цент­ральной является способность к воспри­ятию художественного произведения и самостоятельному созданию вырази­тельного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новиз­ной), вариативностью, гибкостью, под­вижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к харак­теру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возра­стных возможностей детей.

Разрабатывая рабочую программу, я пришла к убеждению, что занятия аппликацией с детьми 2-3 лет могут стать для них привлекательными, интересными, дающие раскрыть способности каждого ребенка.

Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и  несут в себе много возможностей для дальнейшего обучения  и развития малышей.

Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tsvetnye_ladoshki.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида №18»

Принято                                                                                                         на педагогическом совете

Протокол № _от «__» _____ 2016г.                                                                                      

    Утверждаю  

заведующий  МБДОУ

«Детский сад

комбинированного вида №18»                                                                                              _______ ( Селиванова Г.И.)                                                                 Приказ №__от «___»_______ 2016г.

Рабочая программа

по художественно-эстетическому развитию

детей 2-3 лет

«Цветные ладошки»

Составитель:

Сон М.В.

Донской

2016г.

Программа разработана на основе:

-  программы «Цветные ладошки». Автор:  Лыкова И.А.- ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Пояснительная записка

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной предметной деятельности с взрослыми продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

На мой взгляд, эффективному формированию всех навыков, которым должен овладеть ребенок, служит творческая деятельность, через неё дети видят результаты своей работы.

Художественно-эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

В художественно-эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

Разрабатывая рабочую программу, я пришла к убеждению, что занятия аппликацией с детьми 2-3 лет могут стать для них привлекательными, интересными, дающие раскрыть способности каждого ребенка.

Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и  несут в себе много возможностей для дальнейшего обучения  и развития малышей.

Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.

Цель программы: формирование творческих способностей, воображения и фантазии детей раннего дошкольного возраста через аппликационную деятельность.

Задачи:

  • Формировать интереса к аппликации;
  • развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
  • развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных   замыслов;
  • привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
  • учить создавать коллективные работы;
  • развивать мелкую моторику рук.

В процессе выполнения аппликации дошкольник  активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в первой младшей группе – 10 минут.

Срок программы 1 год. Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного  возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Программное содержание

1.

Октябрь

1 неделя

Тень-тень, потень, -вот какие у нас картинки!

Знакомить с силуэтными картинками как видом изображения предметов. Учить рассматривать силуэтные изображения, узнавать, называть, обводить пальчиком, обыгрывать. Инициировать игры с тенью. Вызвать интерес к теневому театру. Развивать эстетическое восприятие, координацию в системе» глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность.

2.

Октябрь

2 неделя

Береза осенью

Учить раскладывать листики березы на нарисованный шаблон дерева и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

3.

Октябрь

3 неделя

Вот какие у нас листочки

(коллективная аппликация)

Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

4.

Октябрь

4 неделя

Ягоды и яблоки на блюдечке

Учить свободно располагать изображение на бумаге; познакомить с кругом; развивать эстетическое восприятие; воспитывать аккуратность.

5.

Ноябрь

1 неделя

Бусы

(техника бумажной пластики)

Познакомить детей с бумагой и её свойствами, учить сминать бумажную салфетку в комок, раскатывая в ладошках и наклеивать на полоску, нарисованную фломастером в виде кривой линии; Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук.  

6.

Ноябрь

2 неделя

Большие и маленькие мячи

Учить выбирать большие и маленькие предметы круглой формы; закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по размеру; развивать эстетическое восприятие; воспитывать аккуратность.

7.

Ноябрь

3 неделя

Букет для мамы

Учить раскладывать цветы на фоне и приклеивать. Учить наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой, развивать эстетическое восприятие; воспитывать аккуратность.

8.

Ноябрь

4 неделя

Шарики и кубики

(аппликация на полосе)

Познакомить с новой формой – квадратом; учить сравнивать круг и квадрат; закреплять умение наклеивать фигуры, чередуя их; учить различать цвета (красный, желтый, синий, зеленый); развивать чувство ритма, мышление, воспитывать аккуратность.

9.

Декабрь

1 неделя

Ёлочка, колкая иголочка

Познакомить с новой формой – треугольник; закреплять умение наклеивать фигуры и примакивать салфеткой; учить радоваться полученному результату.

10.

Декабрь

2 неделя

Снеговик

(аппликация из ватных дисков)

Учить приклеивать три круга друг над другом, самые маленькие – ручки, знакомить с зимними героями, воспитывать аккуратность.

11.

Декабрь

3 неделя

Вот какая ёлочка

(коллективная работа, техника бумажной пластики)

Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки-хаотично (огоньки). Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности.

12.

Декабрь

4 неделя

Дед Мороз

(Открытка к Новому году)

Учить детей создавать выразительный образ Деда Мороза; учить работать с ватными дисками; закреплять умение наклеивать фигуры и примакивать салфеткой; учить радоваться полученному результату.

13.

Январь

2 неделя

Пирамидка из квадратиков

Учить приклеивать квадратик друг над другом, от большого к маленькому; Учить наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой, развивать эстетическое восприятие; воспитывать аккуратность.

14.

Январь

3 неделя

Украсим варежку

Учить детей на готовой заготовке наклеивать фигуры в хаотичном порядке; развивать самостоятельность; воспитывать аккуратность.

15.

Январь

4 неделя

Цыпленок

Учить детей создавать образ цыпленка; уточнить представление о внешнем виде цыпленка (туловище и голова – круги разной величины, на голове клюв и глаза, лапки); развивать чувство формы и цвета.

16.

Февраль

1 неделя

Бабочка

Учить детей на готовой заготовке наклеивать фигуры в хаотичном порядке; развивать самостоятельность; воспитывать аккуратность.

17.

Февраль

2 неделя

Открытка для папы к 23 февраля (Вертолет)

Учить создавать изображение вертолета из деталей; развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление; воспитывать стремление аккуратно сделать красивый подарок папе.

18.

Февраль

3 неделя

Коллективная работа «Дружный паровозик»

Продолжать учить детей делать коллективные работы; закреплять умение раскладывать и наклеивать готовые формы и дорисовывать детали; воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности.

19.

Февраль

4 неделя

Флажки на нитке

Учить детей создавать линейную композицию из флажков, чередуя их по цвету; уточнение представлений о геометрических фигурах; продолжать учить наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой; воспитывать аккуратность.

20.

Март

1 неделя

Цветок в горшочке для мамы

Учить создавать изображение цветка в горшочке из деталей; развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление; воспитывать стремление аккуратно сделать красивый подарок маме.

21.

Март

2 неделя

Коллективная работа

 «Вот какой у нас букет!»

Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми; учить составлять композицию из готовых элементов: цветов и листиков; развивать чувство формы и цвета; воспитывать чувство заботы о маме.

22.

Март

3 неделя

Воздушные шарики

Закреплять у детей практические навыки аппликации; учить, правильно, располагать изображение на листе бумаги, дорисовывать детали.

23.

Март

4 неделя

Облака на небе

Познакомить детей с обрывной аппликацией; учить, аккуратно, разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать к картону.

24.

Апрель

1 неделя

Скворечник

Показать детям способ составления скворечника из геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг); продолжать формировать умение наклеивать готовые детали на картон; воспитывать интерес к природе, желание заботиться о птицах.

25.

Апрель

2 неделя

Коллективная работа, посвященная Пасхе «Курочка с цыплятами»

Вызвать интерес к созданию красивой работы в сотворчестве с педагогом и другими детьми; учить составлять композицию из готовых элементов; развивать чувство формы и цвета, воспитывать аккуратность.

26.

Апрель

3 неделя

Ракета летит в космос

Учить детей, используя образец воспитателя выкладывать из геометрических фигур ракету и наклеивать её на картон; воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности.

27.

Апрель

4 неделя

Грибы

Закреплять умение составлять образ гриба из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу; продолжать учить наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой; воспитывать аккуратность.

28.

Май

1 неделя

Божья коровка

Учить создавать изображение божьей коровки; продолжать учить наклеивать готовые детали; воспитывать интерес к природе.

29.

Май

2 неделя

Салют

Продолжать знакомить детей с обрывной аппликацией; закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги; воспитывать интерес к аппликации.

30.

Май

3 неделя

Неваляшка

Учить детей создавать образ неваляшки; уточнить представление о внешнем виде неваляшки (туловище и голова – круги разной величины, на голове глаза, носик и ротик, руки); развивать чувство формы и цвета.

31.

Май

4 неделя

Коллективная работа «Поляна одуванчиков»

Учить передавать образ одуванчика в совместной работе; закреплять приемы наклеивания; развивать чувство формы и цвета, воспитывать аккуратность.

Мониторинг освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).  

Основные методы сбора информации о ребёнке:

  • систематическое наблюдение;
  • сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, детские каракули работы ребёнка);
  • беседы с родителями, анкеты, опросники;
  • общение со специалистами (психолог, предметник, врач, логопед);
  • беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
  • рассказы детей.

Промежуточные результаты освоения программы

«Цветные ладошки»

Карта освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» рабочей программы.

Показатель оценивания

Отметка о развитии

(+/–)

Приобщение к изобразительному искусству

узнает и рассматривает народные игрушки (семеновская матрешка, городецкая лошадка, дымковский петушок), эмоционально откликается на них

проявляет интерес к рассматриванию произведений книжной графики.

Приобщение к словесному искусству

проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей

сопереживает знакомым персонажам

появляются любимые сказки, стихи

Развитие продуктивной деятельности детей

владеет навыками работы с клеем, бумагой и картоном

умеет работать по образцу

умеет работать в разных техниках (бумажная пластика, обрывная аппликация), с разнообразными материалами (салфетки, ватные диски)

проявляет фантазию, смелость в изложении собственных   замыслов

Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком  

Данные индивидуальной карты являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком

Средства обучения

  • Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации по теме занятия;
  • игрушки;
  • предметы для показа по теме занятия;
  • детская художественная литература (потешки, стихи, песенки, загадки и др.);
  • оборудование: салфетки, клей, кисточки, альбомные листы, цветная бумага, картон;
  • ТСО (магнитофон, ноутбук);
  • образцы работ;
  • выставочный стенд.

Список используемой литературы

  1. Е.А. Янушко «Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 года)» [Текст]: Методическое пособие для воспитателей и родителей. / Янушко Е.А. – М.: – Мозаика-Синтез.: 2006. – 64 с.
  2. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст]: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Комаровой Т.С., Гербовой В.В. – М.: – Мозаика-Синтез.: 2006. – 190 с.
  3. И.А. Лыкова «Цветные ладошки» [Текст]:  Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. / Лыкова И.А. – М.: Карапуз – дидактика.: 2007. – 144 с.
  4. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа». [Текст]: Методическое пособие по ФГОС ДО. / Лыкова И.А.– ИД.: –  Цветной мир.: 2015. – 152 с.
  5. Т.С. Комарова «Детское художественное творчество». [Текст]:  Методическое пособие для воспитателей и родителей. / Комарова Т.С..: – М – Мозаика-Синтез.: 2015. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»

Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...

Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи:      развитие продуктивной деятельност...

Парциальная рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ладошки». Вторая младшая группа

Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...

Рабочая программа кружка художественно - эстетической деятельности «Художественная мастерская»

Рабочая программакружкахудожественно - эстетической  деятельности «Художественная мастерская»...