Программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке на тему

Плеханова Ольга Владимировна

Программа кружка "Умелые ручки" предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

в специализированной группе «Солнышко»

старшего дошкольного возраста

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»

Заводского района города Саратова

                                                              Учитель-дефектолог

Плеханова О.В.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.

В качестве средства художественно-эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят,а также для детей, страдающих нарушениями зрения.

И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Актуальность данной программы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.

Работа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.

Выделяются четыре раздела:

  1. Работа с бумагой и картоном.
  2. Работа с тканью и нитками.
  3. Работа с бросовым и природным материалом.
  4. Работа с пластилином.

                       Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
« От простого - к сложному» - девиз данной программы.  

   Программа кружка охватывает дошкольный возраст в разновозрастной группе - старшая – подготовительная группа  и рассчитана на 2 года обучения.

Обучение проводится с сентября по май один раза в неделю, во вторую половину дня. Занятия проводятся длительностью  25-30 минут по подгруппам.

                            На занятиях кружка «Умелые ручки», осуществляется индивидуальный и личностно-ориентированный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание, состояния здоровья.

Основным условием реализации программы кружка «Умелые ручки» является творческое отношение к работе самого педагога.

Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка «Умелые ручки».

Можно назвать основные принципы построения и реализации данной программы:

  • Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
  • Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • Принцип культуросообразности: знакомство с историей декоративно-прикладного творчества, с рукоделием разных народов,
  • Принцип единства развития и воспитания;
  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • Принцип общедоступности;
  • Принцип преемственность;
  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • Принцип свободы выбора;
  • Принцип успешности;
  • Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
  • Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
  • Принцип системности.

Цель программы: Развитие практических трудовых навыков и творческой активности детей путём вовлечения их в занятия ручным трудом.

Образовательно-воспитательные задачи программы:

  1. Учить способам и приёмам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
    2. Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.

3.  Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
4. Формировать художественный вкус.    

          5.Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности

Т.к. работа кружка является частью коррекционной работы, направленной на развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, программа ставит и некоторые коррекционные задачи:

1. Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию.

2. Развивать прослеживающую функцию глаза, сопряженную с движением руки.

3. Развитие цветовосприятия, цветоразличия.

4. Развитие навыка макро- и микроориентировки  в пространстве и на плоскости.

Известно, что осязание и мелкая моторика

* помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать             окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

*  позволяют ребенку обслуживать себя;

*  позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

* способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями,      которые помогают реализовать названные задачи.

Ожидаемые результаты.

В конце обучения дети должны получить знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о свойствах некоторых материалов;
  • о праздничных традициях.

В конце обучения дети должны получить умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • работать в различных техниках аппликаций;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  • лепить из пластилина и соленого теста;
  • работать с природным и бросовым материалом.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе ДОУ), так и более высокого уровня, использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление зала для проведения праздничных утренников.

Формы работы:

  • Беседы;
  • Занятия;
  • Индивидуальная работа;
  • Групповая работа;
  • Коллективно-творческая работа;
  • Игра;
  • Оформление выставок.

Методы работы:

  • наглядный;
  • исследовательский;
  • практический,
  • объяснительно-иллюстративный,
  • проблемно-поисковый.

Используемые материалы: 

пластилин, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов,  яйца «Киндер - сюрприза», сухие листья, коряги, шишки, жёлуди, мох, семена растений, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, вата, скорлупа яиц, перья, галька, фольга, клей, краски, шерстяные нитки , нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания, кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.  

 Инструменты и приспособления:

Ножницы, шило ( только для взрослого), иголка и нитковдеватель, карандаш, линейка, набор стеков и доска для лепки, клеёнка для аппликации, клейкая лента, кисточки для клея и красок.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Работа с бумагой и картоном.

Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости.

Работа с мятой бумагой - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук.

Изготовление объёмных картинок, изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности.

Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение.

В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.

2. Работа с тканью и нитками.

Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше . Это наиболее верный способ научить правильной , даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя , предлагать детям новые затеи : пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребёнка.

3. Пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия» - создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

4. Работа с природным и бросовым материалом.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

I год обучения.

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Тема

сентябрь

1

Вводное занятие

Знакомство с программой кружка, инструментами. Организационные вопросы. Техника безопасности.

2

Работа с бумагой и картоном

Оригами «Кошечка», «Собачка»

3

Работа с природным материалом

Коллективная работа «Осеннее дерево» (работа с засушенными листьями)

4

Работа с пластилином

Лепка «Созрели яблочки в саду»

октябрь

1

Работа с бумагой и картоном

Объёмная аппликация «Волшебные полоски»

2

Работа с природным материалом

Аппликация с использованием скорлупы грецкого ореха «Божья коровка»

3

Работа с нитками

Аппликация из нарезанных нитей

«Воздушные шары»

4

Работа с пластилином

Пластилинография «Радуга»

ноябрь

1

Работа с бумагой и картоном

Складываем из бумаги «Самолётик»

2

Работа с бросовым материалом

Машинка из коробочки

3

Работа с  нитками

Кукла из ниток

4

Работа с пластилином

Лепка. Коллективная работа «Урожай»

декабрь

1

Работа с бумагой и картоном

Коллективная работа. Обрывная аппликация «Деревенька зимой»

2

Работа с природным материалом

Ёлочка с игрушками из шишки

3

Работа с нитками

Шнуровка с помощью иголки и нитки

4

Работа с пластилином

Лепка «Снеговик»

январь

1

Работа с бумагой и картоном

Аппликация из геометрических фигур  «Трактор»

2

Работа с нитками

Кисти из ниток

3

Работа с бросовым материалом

Аппликация на спичках

4

Работа с пластилином

Коллективная работа. Картина из пластилиновых шариков

февраль

1

Работа с бумагой

Оригами «Тюльпан»

2

Работа с бросовым материалом

Поделка в подарок папе из спичечных коробков «Самолёт»

3

Работа с тканью и нитками

Снежинки из белых ниток

4

Работа с пластилином

Завершение коллективной работы – картины из пластилиновых шариков

март

1

Работа с бумагой и картоном

Открытка для мамы

2

Работа с тканью

Коллаж из кусочков ткани

3

Работа с бросовым материалом

«Домик для гномика»

4

Работа с пластилином

Пластилинография «Птичка»

апрель

1

Работа с бумагой и картоном

«Волшебные полоски» «Кот с усами»

2

Работа с тканью и нитками

«Украшение пасхального яичка»

3

Работа с природным материалом

Аппликация из засушенных листьев «Рыбка»

4

Работа с пластилином.

Лепка по замыслу

май

1

Работа с бумагой и картоном

Аппликация «Яблоневый цвет»

2

Работа с тканью и нитками

Аппликация «Украсим чашку»

(вырезание из ткани)

3

Работа с бросовым материалом

Поделка по замыслу

4

Итоговое занятие

Подведение итогов работы за учебный год

II год обучения

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Тема

сентябрь

1

Вводное занятие

Знакомство с программой кружка, инструментами. Организационные вопросы. Техника безопасности

2

Работа с бумагой и картоном

Оригами «Кораблик»

3

Работа с природным материалом

«Аппликация из засушенных цветов и листьев»

4

Работа с пластилином

«Закрашиваем пластилином»

октябрь

1

Работа с бумагой и картоном

Аппликация «Цветы в вазе»

2

Работа с природным  материалом

«Украсим тарелочку». Аппликация из семян растений.

3

Работа с тканью и нитками

Изготовление помпонов

4

Работа с пластилином

Объёмная игрушка «Ёжик» (с использованием семян подсолнечника)

ноябрь

1

Работа с бумагой и картоном

Работа с крепированной бумагой способом торцевания.

2

Работа с нитками и тканью

Плетём коврик из ниток

3

Работа с природным материалом

«Букет цветов из листьев»

4

Работа с пластилином

Коллективная работа «Ёлочка» с использованием способа торцевания

декабрь

1

Работа с бумагой и картоном

Ёлочные украшения

2

Работа с нитками и тканью

Аппликация из ткани «Дед Мороз»

3

Работа с природным и бросовым материалом

«Наряд для ёлочки» (ёлочные украшения из бросового материала)

4

Работа с пластилином

Пластилинография «Маскарад»

январь

1

Работа с бумагой и картоном

«Волшебные полоски»

2

Работа с тканью и нитками.

Кукла-оберег из ткани.

3

Работа с тканью и нитками

Снеговик из помпонов

4

Работа с пластилином

Рисуем жгутиками из пластилина

февраль

1

Работа с бумагой и картоном

Открытка к 23 Февраля

2

Работа с нитками и тканью

Аппликация из нарезанных ниток «Фейерверк»

3

Работа с бросовым материалом

Поделка в подарок папе «Танк» из спичечных коробков

4

Работа с пластилином

Пластилинография «Лебеди»

март

1

Работа с бумагой и картоном

Открытка к 8 Марта

2

Работа с тканью и нитками

Изонить

3

Работа с природным и бросовым материалом

Коллективная работа «Аквариум»

4

Работа с пластилином

Лепка из солёного теста

апрель

1

Работа с природным и бросовым материалом

Коллективная работа «Аквариум»

2

Работа с бумагой и картоном

Оригами «Голубь»

3

Работа с тканью и нитками

Изонить

4

Работа с пластилином

Раскрашивание готовых работ

май

1

Работа с бумагой и картоном

Оригами «Грибочки в лукошке»

 (коллективная работа)

2

Работа с тканью и нитками

Изонить

3

Работа с пластилином

Лепка по замыслу

4

Итоговое занятие

Подведение итогов работы за учебный год

ЛИТЕРАТУРА


1. Давыдова Г.Н. « Детский дизайн. Поделки из бросового материала».

2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография -Детский дизайн ».

3. Малышева А. Н.  Ермолаева Н. В. « Аппликация в детском саду».
4. Парамонова Л.А. « Детское творческое конструирование».

5. Пантелеева Л.В. «Детское рукоделие – Художественный труд в детском саду и семье».
6. Петрова И.М. « Волшебные полоски».
7. Петрова И.М. «Кукольная оранжерея»
8. Пищикова Н.Г. « Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3».

9. Салагаева Л.М. « Объёмные картинки».
10. Соколова С.В. « Оригами для старших дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Классные ручки"

В программе представлен цикл занятий с детьми раннего и дошкольного возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности. Работа актуальна, способствует развитию нетрадиционных изобразительны...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет

Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....

Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального  построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

Программа "Умелые ручки" Степанова Ж.М.

Как из бросового материала сделать игрушку? А потом ещё и поиграть? Какой можно сделать подарок бабушке и дедушке? Как украсить свою детскую комнату? На все эти вопросы мы отвечаем на занятиях студии ...

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....