Программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке на тему
Программа кружка "Умелые ручки" предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
в специализированной группе «Солнышко»
старшего дошкольного возраста
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»
Заводского района города Саратова
Учитель-дефектолог
Плеханова О.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
В качестве средства художественно-эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят,а также для детей, страдающих нарушениями зрения.
И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Актуальность данной программы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Работа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.
Выделяются четыре раздела:
- Работа с бумагой и картоном.
- Работа с тканью и нитками.
- Работа с бросовым и природным материалом.
- Работа с пластилином.
Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
« От простого - к сложному» - девиз данной программы.
Программа кружка охватывает дошкольный возраст в разновозрастной группе - старшая – подготовительная группа и рассчитана на 2 года обучения.
Обучение проводится с сентября по май один раза в неделю, во вторую половину дня. Занятия проводятся длительностью 25-30 минут по подгруппам.
На занятиях кружка «Умелые ручки», осуществляется индивидуальный и личностно-ориентированный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание, состояния здоровья.
Основным условием реализации программы кружка «Умелые ручки» является творческое отношение к работе самого педагога.
Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка «Умелые ручки».
Можно назвать основные принципы построения и реализации данной программы:
- Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
- Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- Принцип культуросообразности: знакомство с историей декоративно-прикладного творчества, с рукоделием разных народов,
- Принцип единства развития и воспитания;
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- Принцип общедоступности;
- Принцип преемственность;
- Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- Принцип свободы выбора;
- Принцип успешности;
- Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
- Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
- Принцип системности.
Цель программы: Развитие практических трудовых навыков и творческой активности детей путём вовлечения их в занятия ручным трудом.
Образовательно-воспитательные задачи программы:
- Учить способам и приёмам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2. Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.
3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
4. Формировать художественный вкус.
5.Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности
Т.к. работа кружка является частью коррекционной работы, направленной на развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, программа ставит и некоторые коррекционные задачи:
1. Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию.
2. Развивать прослеживающую функцию глаза, сопряженную с движением руки.
3. Развитие цветовосприятия, цветоразличия.
4. Развитие навыка макро- и микроориентировки в пространстве и на плоскости.
Известно, что осязание и мелкая моторика
* помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;
* позволяют ребенку обслуживать себя;
* позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;
* способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Ожидаемые результаты.
В конце обучения дети должны получить знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- о свойствах некоторых материалов;
- о праздничных традициях.
В конце обучения дети должны получить умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- работать в различных техниках аппликаций;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- лепить из пластилина и соленого теста;
- работать с природным и бросовым материалом.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе ДОУ), так и более высокого уровня, использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление зала для проведения праздничных утренников.
Формы работы:
- Беседы;
- Занятия;
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа;
- Коллективно-творческая работа;
- Игра;
- Оформление выставок.
Методы работы:
- наглядный;
- исследовательский;
- практический,
- объяснительно-иллюстративный,
- проблемно-поисковый.
Используемые материалы:
пластилин, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза», сухие листья, коряги, шишки, жёлуди, мох, семена растений, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, вата, скорлупа яиц, перья, галька, фольга, клей, краски, шерстяные нитки , нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания, кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
Инструменты и приспособления:
Ножницы, шило ( только для взрослого), иголка и нитковдеватель, карандаш, линейка, набор стеков и доска для лепки, клеёнка для аппликации, клейкая лента, кисточки для клея и красок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Работа с бумагой и картоном.
Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости.
Работа с мятой бумагой - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук.
Изготовление объёмных картинок, изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности.
Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение.
В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.
2. Работа с тканью и нитками.
Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше . Это наиболее верный способ научить правильной , даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя , предлагать детям новые затеи : пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребёнка.
3. Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия» - создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
4. Работа с природным и бросовым материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
I год обучения.
Месяц | Неделя | Вид деятельности | Тема |
сентябрь | 1 | Вводное занятие | Знакомство с программой кружка, инструментами. Организационные вопросы. Техника безопасности. |
2 | Работа с бумагой и картоном | Оригами «Кошечка», «Собачка» | |
3 | Работа с природным материалом | Коллективная работа «Осеннее дерево» (работа с засушенными листьями) | |
4 | Работа с пластилином | Лепка «Созрели яблочки в саду» | |
октябрь | 1 | Работа с бумагой и картоном | Объёмная аппликация «Волшебные полоски» |
2 | Работа с природным материалом | Аппликация с использованием скорлупы грецкого ореха «Божья коровка» | |
3 | Работа с нитками | Аппликация из нарезанных нитей «Воздушные шары» | |
4 | Работа с пластилином | Пластилинография «Радуга» | |
ноябрь | 1 | Работа с бумагой и картоном | Складываем из бумаги «Самолётик» |
2 | Работа с бросовым материалом | Машинка из коробочки | |
3 | Работа с нитками | Кукла из ниток | |
4 | Работа с пластилином | Лепка. Коллективная работа «Урожай» | |
декабрь | 1 | Работа с бумагой и картоном | Коллективная работа. Обрывная аппликация «Деревенька зимой» |
2 | Работа с природным материалом | Ёлочка с игрушками из шишки | |
3 | Работа с нитками | Шнуровка с помощью иголки и нитки | |
4 | Работа с пластилином | Лепка «Снеговик» | |
январь | 1 | Работа с бумагой и картоном | Аппликация из геометрических фигур «Трактор» |
2 | Работа с нитками | Кисти из ниток | |
3 | Работа с бросовым материалом | Аппликация на спичках | |
4 | Работа с пластилином | Коллективная работа. Картина из пластилиновых шариков | |
февраль | 1 | Работа с бумагой | Оригами «Тюльпан» |
2 | Работа с бросовым материалом | Поделка в подарок папе из спичечных коробков «Самолёт» | |
3 | Работа с тканью и нитками | Снежинки из белых ниток | |
4 | Работа с пластилином | Завершение коллективной работы – картины из пластилиновых шариков | |
март | 1 | Работа с бумагой и картоном | Открытка для мамы |
2 | Работа с тканью | Коллаж из кусочков ткани | |
3 | Работа с бросовым материалом | «Домик для гномика» | |
4 | Работа с пластилином | Пластилинография «Птичка» | |
апрель | 1 | Работа с бумагой и картоном | «Волшебные полоски» «Кот с усами» |
2 | Работа с тканью и нитками | «Украшение пасхального яичка» | |
3 | Работа с природным материалом | Аппликация из засушенных листьев «Рыбка» | |
4 | Работа с пластилином. | Лепка по замыслу | |
май | 1 | Работа с бумагой и картоном | Аппликация «Яблоневый цвет» |
2 | Работа с тканью и нитками | Аппликация «Украсим чашку» (вырезание из ткани) | |
3 | Работа с бросовым материалом | Поделка по замыслу | |
4 | Итоговое занятие | Подведение итогов работы за учебный год |
II год обучения
Месяц | Неделя | Вид деятельности | Тема |
сентябрь | 1 | Вводное занятие | Знакомство с программой кружка, инструментами. Организационные вопросы. Техника безопасности |
2 | Работа с бумагой и картоном | Оригами «Кораблик» | |
3 | Работа с природным материалом | «Аппликация из засушенных цветов и листьев» | |
4 | Работа с пластилином | «Закрашиваем пластилином» | |
октябрь | 1 | Работа с бумагой и картоном | Аппликация «Цветы в вазе» |
2 | Работа с природным материалом | «Украсим тарелочку». Аппликация из семян растений. | |
3 | Работа с тканью и нитками | Изготовление помпонов | |
4 | Работа с пластилином | Объёмная игрушка «Ёжик» (с использованием семян подсолнечника) | |
ноябрь | 1 | Работа с бумагой и картоном | Работа с крепированной бумагой способом торцевания. |
2 | Работа с нитками и тканью | Плетём коврик из ниток | |
3 | Работа с природным материалом | «Букет цветов из листьев» | |
4 | Работа с пластилином | Коллективная работа «Ёлочка» с использованием способа торцевания | |
декабрь | 1 | Работа с бумагой и картоном | Ёлочные украшения |
2 | Работа с нитками и тканью | Аппликация из ткани «Дед Мороз» | |
3 | Работа с природным и бросовым материалом | «Наряд для ёлочки» (ёлочные украшения из бросового материала) | |
4 | Работа с пластилином | Пластилинография «Маскарад» | |
январь | 1 | Работа с бумагой и картоном | «Волшебные полоски» |
2 | Работа с тканью и нитками. | Кукла-оберег из ткани. | |
3 | Работа с тканью и нитками | Снеговик из помпонов | |
4 | Работа с пластилином | Рисуем жгутиками из пластилина | |
февраль | 1 | Работа с бумагой и картоном | Открытка к 23 Февраля |
2 | Работа с нитками и тканью | Аппликация из нарезанных ниток «Фейерверк» | |
3 | Работа с бросовым материалом | Поделка в подарок папе «Танк» из спичечных коробков | |
4 | Работа с пластилином | Пластилинография «Лебеди» | |
март | 1 | Работа с бумагой и картоном | Открытка к 8 Марта |
2 | Работа с тканью и нитками | Изонить | |
3 | Работа с природным и бросовым материалом | Коллективная работа «Аквариум» | |
4 | Работа с пластилином | Лепка из солёного теста | |
апрель | 1 | Работа с природным и бросовым материалом | Коллективная работа «Аквариум» |
2 | Работа с бумагой и картоном | Оригами «Голубь» | |
3 | Работа с тканью и нитками | Изонить | |
4 | Работа с пластилином | Раскрашивание готовых работ | |
май | 1 | Работа с бумагой и картоном | Оригами «Грибочки в лукошке» (коллективная работа) |
2 | Работа с тканью и нитками | Изонить | |
3 | Работа с пластилином | Лепка по замыслу | |
4 | Итоговое занятие | Подведение итогов работы за учебный год |
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова Г.Н. « Детский дизайн. Поделки из бросового материала».
2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография -Детский дизайн ».
3. Малышева А. Н. Ермолаева Н. В. « Аппликация в детском саду».
4. Парамонова Л.А. « Детское творческое конструирование».
5. Пантелеева Л.В. «Детское рукоделие – Художественный труд в детском саду и семье».
6. Петрова И.М. « Волшебные полоски».
7. Петрова И.М. «Кукольная оранжерея»
8. Пищикова Н.Г. « Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3».
9. Салагаева Л.М. « Объёмные картинки».
10. Соколова С.В. « Оригами для старших дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Классные ручки"
В программе представлен цикл занятий с детьми раннего и дошкольного возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности. Работа актуальна, способствует развитию нетрадиционных изобразительны...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет
Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....
Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...
Программа "Умелые ручки" приобщение дете к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей.
Программа кружка...
Программа "Умелые ручки" Степанова Ж.М.
Как из бросового материала сделать игрушку? А потом ещё и поиграть? Какой можно сделать подарок бабушке и дедушке? Как украсить свою детскую комнату? На все эти вопросы мы отвечаем на занятиях студии ...
Рабочая программа "Умелые ручки".
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....
- Мне нравится (1)