Пластилинография как средство коррекции речи у детей в подготовительной к школе группе
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Работа делалась к семинару-практикуму на тему:"Организация и осуществление коррекционной деятельности в соответсвии с ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 41.2 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Московский Государственный Областной Университет |
Итоговый практико-значимый проект |
Конспект занятия с дошкольниками старшей группы на тему: |
«Путешествие с книгой» «Третий день» |
Выполнила: Бубнова Е.А. МДОУ № 92 «Ёлочка» Люберецкий р-он п.Красково |
Москва
2013
Цель занятия: расширять представления детей о Родной стране как стране православной культуры.
Задачи:
1.Закреплять знания детей о названии страны её природе.
2. Познакомить с географической картой учить читать её.
3. Дать детям знания о России, воспитывать стремление беречь природу.
4. Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.
5. Знакомить с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго мира. Обогащать представления детей о чудесном устроении мира.
6. Развивать наблюдательность, внимание , добрые чувства.
Материал:
- Книга 1 « Добрый мир» Прогулки по дням творения.
- Физическая карта России.
- Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор.
- Книга 3 «Добрый мир».
- Диск с песнями по программе «Добрый мир».
- Альбомные листы.
- Гуашь, кисти, баночка с водой, салфетка.
Предварительная работа с детьми на прогулке :
Беседа на тему «Бог- творец мира».
Ход занятия
Ребята мы с вами продолжим путешествие с книгой Библией. Вы знаете, что Бог сотворил мир.
В первый день Бог сотворил день и ночь. Во второй день - небо, облака, воздух. В третий день Бог создал землю, море, океан. Потом он повелел вырасти растениям, деревьям, травам, цветам. Земля зазеленела стала красивым садом. И Бог порадовался этому.
Воспитатель читает стихотворение:
«Земля»
Людям все даёт земля.
Это – щедрые поля.
Луг, леса и огород
И прогулки круглый год!
Что дает людям земля? Куда мы ходим на прогулки: в поле, на луг, в лес? В какой день была сотворена наша земля?
Отгадайте загадку:
Мой родной, мой земной,
Мой кружащийся шар. Дети о чем я говорю? (о земном шаре).
Правильно наша планета. Планета земля большая и красивая. Земля имеет форму шара. На Земле существует много разных стран, больших и маленьких. А какие страны мира вы знаете? (ответы детей) Как называется наша страна? (ответы детей). Самая большая страна в мире – это наша Родина, Россия.
Как велика моя земля,
Как широки просторы,
Озера, реки и поля,
Леса и степь и горы.
Раскинулась моя земля
От севера до юга,
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Мы любим наш дом, свою семью: маму, папу, братьев и сестер, бабушку и дедушку. Все это – родное. Но наша Родина, наше Отечество – это вся Россия. Мы родились в ней, здесь говорят на нашем родном языке, и всё для нас в ней родное…
Одна у человека мать, одна у него и Родина. Родная земля, Родина – это место, где ты родился. Род – это наши родные: мама, папа, братья, сестры, дедушки,
бабушки. Почему у человека может быть только одна Родина? (ответы детей)
Россия – великая, сильная, красивая. Наша Родина Россия – страна православная. Её называли Святой Русью потому, что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили Его и жили по Его заповедям.
Наша страна большая. Россия не всегда была большая, вы знаете, что раньше люди жили племенами, а чем они занимались вам ребята сейчас расскажут об этом, а остальные отгадают.
Игра «Понтамимо».
Племя, которое жило у реки, занималось рыболовством.
Племя, которое жило в поле, пахало землю, сеяло пшеницу, рожь.
Племя, которое жило в лесу, охотилось на зверей .
Многие племена занимались изготовлением орудий, посуды, одежды.
Все племена между собой обменивались своим товаром, но для защиты от врагов решили все племена объединиться, и стали называться Русь. Так постепенно и возникло государство русское Россия.
Сотворив прекрасный мир, Бог повелел человеку оберегать его. Люди жившие на Святой Руси, любили свою Родину. Среди них были князья, воины. Их называли защитниками Отечества. (Показ картины с изображением Святого князя Александра Невского, солдат Отечества).
Ребята назовите столицу нашей Родины (ответы детей).
Здесь Кремль,
Здесь Воробьевы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город!
Гордится им моя страна!
Всем городам она главна,
Столица родина – Москва.
Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине.
«Жить родине служить»; «Родина поучает – Родина выручает»; «Кто за родину горой – тот истинный герой и т. д.
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.
Воспитатель вывешивает на доску физическую карту России.
- Это карта нашей страны. Как называется страна, где мы живем? (Россия)
- Посмотрите, сколько много городов они обозначаются кружочками. Назовите, какие вы знаете города, и мы попробуем найти их на карте.
- Что же ещё может рассказать карта? Что это за синие волнистые линии? Это реки. Рек в России тоже много. Какие реки вы знаете? (ответы детей)
- А что обозначают голубые пятна? Моря и озера, океаны.
Да, ребята Бог создал моря, океаны! (Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением моря)
- Какой цвет вы еще видите на карте, его очень много? (Зелёный) А как вы думаете, что означает зелёный цвет? Да, это лес. Посмотрите, как много лесов в России. (Выставляет иллюстрации с изображением леса.) В России самый огромный лес на земле – тайга. Лес создал Бог, леса много, но к нему нужно относиться очень бережно.
- Ещё, какой цвет вы видите на карте? (Коричневый) А что оно означает? Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них.
- И ещё на карте вы видите темно-жёлтый и жёлтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок. (выставляет иллюстрации с изображением степи.)
А сейчас мы подойдем к мольберту и попробуем сотворить на листах землю, деревья и растения (дети берут краски и под музыку «Наш край муз. Д. Кабалевский рисуют).
Молодцы , ребята, а теперь давайте посмотрим наши рисунки какая земля красивая и леса и поля, реки, моря.
Физкультминутка.
Дети – ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель море. У него в руках голубая косынка. Под музыку дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи бегут в реку. Река несет свои воды в море, а море в океан.
День третий.
В третий день Отец Небесный
Твердь земную сотворил,
Ароматными плодами,
Древом жизни одарил.
Зелень яркими коврами
Расстилается кругом.
Всё в садах, цветах, деревьях –
Это наш с тобою дом.
О каких творениях мы узнали?
Вот и закончилось сегодня наше путешествие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность педагогического опыта. Актуальность темы « Пластилинография , как способ коррекции речи детей подготовительной к школе группе» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Данная проблема особенно сейчас актуальна. Количество детей, имеющих речевые трудности, растет с каждым годом. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Функции двигательной активности руки и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. Поэтому с детьми,у которых имеются различные нарушения речи, целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Одной из таких методик является « пластилинография ».
Пластилинография – это один из новых жанров (видов) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.
Цель обучения данной технике : развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, подготовка руки к письму,развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления восприятия. Задачи : - формировать способности, приобретать и творчески использовать новые знания, навыки работы с пластилином, осваивать новые приемы (скатывания, надавливания, размазывания, сглаживания) , развивать эмоций и фантазии; - создавать сюжетные картины на основе представлений об окружающем мире; - совершенствование умения планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты; - научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Планирование перспективного плана велось с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога -психолога, единых лексических тем. Это составление рассказа по картинке, которую нарисовали дети сами из пластилина.Еженедельно изучая буквы, мы закрепляем связь звук-буква поделкой.Коментированным рисованием,проговариваем,что изображаем.
1. Принцип обогащения обогащение активного и пассивного словаря детей сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы. 2. Принцип развивающего обучения. Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать одарённым детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие, а детям группы риска, наоборот, проще. 3. Принцип воспитывающего обучения. Обучая технике « Пластилинография » воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность. 4.Принцип свободы выбора. Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными. 5.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к одаренным детям. При обучении опиралась, на соблюдение следующих принципов:
1 этап Подготовительный: - Применение знакомых приемов надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками в продуктивной деятельности в виде декора. - Работа на ограниченном пространстве листа. Освоение правильной постановки пальца. 2 этап Основной: Научиться: - не выходить за контур рисунка; - размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его; - пользоваться специальной стекой-печаткой; - доводить дело до конца; - аккуратно, выполнять свои работы; Этапы обучения пластилинографии .
- выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми; - восстановлению последовательности выполняемых действий; - действовать по образцу воспитателя; - действовать по словесному указанию воспитателя; - Смешивать разные цвета для получения разнообразных оттенков ; для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.). - Осваивать приёмы “ вливания ” одного цвета в другой. 3 этап Итоговый: - самостоятельно решать творческие задачи; - самостоятельно выбирать рисунок для работы; - формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
В процессе своей работы привлекала родителей к активному участию в процессе по развитию мелкой моторики и развития речи ребёнка. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в мастер-классах, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком. Так как родители не всегда понимают важность художественного творчества и не владеют приёмами обучения, я провожу с ними консультации и беседы, родительские собрания совместно со специалистами детского сада. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Взаимодействие с родителями
Наши достижения. «На птичьем дворе» «Лес, точно терем расписной»
«Петя – петушок» «Одинокий ослик»
Проводимая нами работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники « Пластилинография », способствуют : совершенствованию качества развития моторных умений детей с нарушением речи; развитию тактильных ощущений; расширению представлений детей об окружающем мире; развитию сенсорных способностей, композиционных навыков; развитию связной речи ; пространственное восприятие буквы и закрепление его правильного изображения ; дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами; в работах детей преобладают новизна и оригинальность; у детей появился повышенный интерес, творческая активность; работа с подгруппой даёт возможность для индивидуального контакта с каждым ребенком. Вывод
Литература. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/04/27/opyt-raboty-plastilinografiya-kak-sposob-razvitiya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство коррекции речи»
Доклад на районной конференции педагогических работников общеобразовательных учреждений...
Опыт работы по теме: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР
В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...
Опыт работы: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР
В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...
Театрализованная игра как средство коррекции речи у дошкольников с ОНР"
Доклад на РМО учителей-логопедов по теме: Музыкально-театрализованная деятельность как один из видов логопедической работы с дошкольниками"...
Нетрадиционная форма проведения пальчиковой гимнастики , как средство коррекции речи детей.
В данной работе описаны особенности проведения закаливания в нетрадиционной форме с детьми, имеющими речевые расстройства....
Логопедические сказки - важное средство коррекции речи.
консультации для учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп ДОУ...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей с ОНР.
Все мы, педагоги и родители, стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уваже...