программа для ИЗО студии
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 51 Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗОСТУДИИ
«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Возраст детей старшей группы 5 – 6 лет
Срок реализации программы - 1 год
Составитель: Самедова И.А.
воспитатель ДОУ №51
Санкт-Петербург
2016
Содержание
- Пояснительная записка________________________________________3
- Цель и задачи________________________________________________4
- Частные задачи_______________________________________________5
- Учебно–тематический план образовательной программы изостудии_ 10
- Содержание программы______________________________________12
- Список литературы__________________________________________24
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Творческая личность – это достояние всего общества.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «От рождения до школы» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Гуманистическое отношение к окружающему миру - первичная основа эстетических чувств. В эстетическом восприятии действительности основную роль играют наши зрительные, слуховые ощущения, а так же осязание и обаяние. Концепция программы помочь ребёнку открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию, развитию воображения, фантазии.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Важно с самых первых лет жизни ребёнка учить видеть красивое в окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные умения и желание рисовать, лепить, вырезать, конструировать; развивать творческую способность, учить воспринимать произведения искусства.
Направленность программы:
Программа ориентирована на работу с детьми 5-6 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная программа направлена на развитие у ребёнка эстетического и эмоционального начала, а так же на формирования его образного мышления и творческих способностей. Программа способствует развитию воображения, фантазии, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития.
Цель и задачи
Цель: создать условия для развития у детей творческих способностей с помощью изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для знакомства с различными художественными материалами
- Создать условия для передачи формы предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д
- Создать условия для расширения представлений о декаративно – прикладном искусстве
- Создать условия для расширения представлений о разных жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), графики, архитектуры, скульптуры
Развивающие:
- Создать условия для развития умения замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником
- Создать условия для развития умения самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписей
- Создать условия для формирования умения и навыка владения при работе с различными художественными материалами (нетрадиционная техника)
Воспитательные:
- Создать условия для привития детям устойчивый интерес к изобразительной деятельности
- Создать условия для желания творить, создавать выразительный образ, передавая свое отношение к увиденному
- Создать условия для воспитания эмоционально-эстетических чувств, самостоятельности
Частные задачи
Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству».
Развитие продуктивной деятельности:
Рисование
Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.
Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, poзовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании - акварелью).
При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.
Сюжетное рисование.
Подводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей !?» и др.).
Развивать композиционные умения, учить располагать изображения посередине, внизу листа, по всему листу.
Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).
Декоративное рисование
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи, знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).
Лепка
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).
Декоративная лепка.
Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно - прикладного искусства.
Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).
Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налетами и углубленным рельефом, использовать стеку.
Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.
Аппликация
Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.
Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Приобщение к изобразительному искусству
Учить выделять, называть , группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.
Познакомить с произведениями живописи ( И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.
Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников - иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).
Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.
Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т.д.).
Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.
Учебно–тематический план образовательной программы изостудии
«Волшебный сундучок» для детей 5 - 6 лет, старшая группа
Месяц | Неделя | Вид занятия | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
Сентябрь | 1 | Комплектование группы | 1 | |
1 | ||||
2 | 1 | |||
1 | ||||
3 | Рисунок | Деревья в нашем парке | 1 | |
Лепка | Корзинка с грибами | 1 | ||
4 | Живопись | Унылая пора очей очарованье | 1 | |
ДПИ | Сказочная птица «осень» | 1 | ||
Октябрь | 1 | Рисунок | Салют над городом | 1 |
Лепка | Листья танцуют (рельефная композиция) | 1 | ||
2 | Живопись | Дары осени | 1 | |
ДПИ | Дымковская игрушка | 1 | ||
3 | Рисунок | Ветка рябины | 1 | |
Лепка | Кто под дождиком промок | 1 | ||
4 | Живопись | Деревья смотрят в озеро | 1 | |
ДПИ | Дружат дети всей земли | 1 | ||
Ноябрь | 1 | Рисунок | Тайна подводного царства | 1 |
Лепка | Бусы для мамы | 1 | ||
2 | Живопись | Мамин портрет | 1 | |
ДПИ | Золотая хохлома | 1 | ||
3 | Рисунок | Поздняя осень | 1 | |
Лепка | Дед Мазай и зайцы | 1 | ||
4 | Живопись | Панда | 1 | |
ДПИ | Русский сувенир - матрешка | 1 | ||
Декабрь | 1 | Рисунок | Превращение кляксы | 1 |
Лепка | Мы поедем ,мы помчимся(коллект леп) | 1 | ||
2 | Живопись | Околдован лес стоит | 1 | |
ДПИ | Новогодняя игрушка | 1 | ||
3 | Рисунок | Скатертью ,салфетками украсим дома стол | 1 | |
Лепка | Елочка нарядная | 1 | ||
4 | Живопись | Белая береза под моим окном | 1 | |
ДПИ | Рождественский подарок (настенное панно) | 1 | ||
Итого 1полугодие: | 32 |
Январь | 1 | |||
2 | ||||
3 | Рисунок | Начинается январь, открываем календарь. | 1 | |
Лепка | Мишка на Севере | 1 | ||
4 | Живопись | Зима в лесу | 1 | |
ДПИ | Гжель | 1 | ||
Февраль | 1 | Рисунок | В антарктиде льдины | 1 |
Лепка | Цирк « Шапито» | 1 | ||
2 | Живопись | Красногрудые снегири | 1 | |
ДПИ | Каргопольская игрушка | 1 | ||
3 | Рисунок | Деревья в серебре. | 1 | |
Лепка | Звери в цирке. | 1 | ||
4 | Живопись | Заяц- трусишка | 1 | |
ДПИ | Масленица | 1 | ||
Март | 1 | Рисунок | Я и мама | 1 |
Лепка | Вазочка для мамы | 1 | ||
2 | Живопись | Праздничный букет | 1 | |
ДПИ | Павлово- посадский платок | 1 | ||
3 | Рисунок | Вестники весны | 1 | |
Лепка | Пластилинография .Скворец | 1 | ||
4 | Живопись | Скворец на ветке | 1 | |
ДПИ | Народные промыслы | 1 | ||
Апрель | 1 | Рисунок | Через тернии к звездам | 1 |
Лепка | Житель другой планеты | 1 | ||
2 | Живопись | Солнечная система | 1 | |
ДПИ | Яблоня в цвету | 1 | ||
3 | Рисунок | Верба | 1 | |
Лепка | Птичий домик | 1 | ||
4 | Живопись | Цветочек у дороги | 1 | |
ДПИ | Городецеая роспись | |||
Май | 1 | |||
2 | Живопись | Одуванчик | 1 | |
Лепка | Божья коровка | 1 | ||
3 | Рисунок | Праздничный город | 1 | |
Лепка | Обезьянки на пальмах | 1 | ||
4 | Живопись | Поле с тюльпанами | 1 | |
ДПИ | Цветы луговые | 1 | ||
Итого 2 полугодие: | 34 | |||
Итого: | 66 |
Содержание программы.
Сентябрь
Рисунок
Тема: Деревья в нашем парке.
Содержание: Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, осина, ива).Развивать технические навыки в рисовании карандашами.
Материалы: Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков на тему, простые карандаши, ластик, цветные карандаши или фломастеры по выбору детей.
Лепка
Тема: Корзинка с грибами.
Содержание: Совершенствование круговой лепки корзинки. Учить передавать в лепке различия в форме и величине грибов, продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук.
Материалы: Корзиночка с грибами (муляжи); конверт с загадками-описаниями; пластилин, дощечки.
Живопись
Тема: Унылая пора очей очарованье.
Содержание: Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево изображенное кулачком ,ладошкой).
Материалы: Ваза с осенним букетом, тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки бумажные.
Декоративно – прикладное искусство
Тема: Сказочная птица «осень»
Содержание: Знакомство детей с новым способом рисования «по мокрому », набрызги, репродукции осенних пейзажей
Материалы: Силуэты летящей птицы, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные.
ОКТЯБРЬ
Рисунок
Тема: Салют над городом.
Содержание: Знакомство детей с понятием «архитектурный пейзаж», закреплять умение передавать в рисунке впечатление от праздника ,изображения домов разных пропорций ,учить детей работать всей кистью и ее концом . Применять метод «монотипия».
Материалы: акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные, иллюстрации улиц города.
Лепка
Тема: Листья танцуют.
Содержание: Познакомить с техникой рельефной лепки, предложить приемы декорирования лепного образа : рельефные налепы , прорезание или процарапывание стекой . Развивать чувство формы и композиции.
Материалы: Пластилин, стеки, зубочистки, дощечки, карточки с изображениями листьев.
Живопись
Тема: Натюрморт «Дары осени»
Содержание: Продолжать знакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета предметов; учить понимать красоту в сочетании форм и цвета.
Материалы: Репродукции 5 - 6 натюрмортов разных художников, акварельные краски, листы бумаги, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки бумажные.
Декоративно – прикладное искусство
Тема: Дымковская игрушка
Содержание: Познакомить детей с одним из видов народно – прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой, учить выделять элементы росписи на животных и фигурках людей
Материалы: Иллюстрации с изображениями дымковских коней, элементы дымковской росписи, силуэты коней, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки бумажные, ватные палочки.
Рисунок
Тема: Ветка рябины.
Содержание: Чтение стихотворения А. Плещева «Рябина», загадки о рябине, приметы, рисование с натуры.
Материалы: Ветка рябины, бумага тонированная в голубые, розовые тона, простой карандаш, кисти, тычки поролоновые, краски гуашь, палитра, салфетки.
Лепка
Тема: Кто под дождиком промок? (животные).
Содержание: Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей. Предложить на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы , прорезание или процарапывание стекой).
Материалы: Иллюстрации с лесными животными, пластилин , стеки ,дощечки или клеенки для лепки , салфетки. Иллюстрации с лесными животными.
Живопись
Тема: Деревья смотрят в озеро.
Содержание: Знакомство детей с новой техникой рисования (монотипия, оттиск), рассматривание иллюстраций с осенними деревьями.
Материалы: Листы бумаги, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные, губки .
Декоративно – прикладное искусство
Тема: Дружат дети всей земли.
Содержание: Беседа о разных рассах , национальностях, рассматривание иллюстраций и фото людей из разных стран. Формировать установки толерантности в сознании детей, симметричное вырезывание фигурок человека.
Материал: Листы альбомные по количеству детей , акварель, трафарет круга (для изображения Земли, запись песни «Детство – это я и ты» , изображения различных картинок и рисунков на данную тему.
НОЯБРЬ.
Рисунок
Тема: Тайна подводного царства.
Содержание: Познакомить детей с подводным пейзажем . Используем технику акварели – рисование по сырой бумаге. Научить передавать не только форму, но и пластику предмета , его характер с помощью мелких деталей (графический рисунок выполняется пастелью темного цвета ,рыбу можно покрыть чешуей , завить хвост , прорисовать все плавники).
Материалы: Листы белой бумаги для рисования, акварельные краски, гуашь,
простые карандаши, широкая кисть для смачивания бумаги, кисти, кусочки белой парафиновой свечи, баночки с водой, салфетки.
Лепка
Тема: Бусы для мамы.
Содержание: Закреплять приемы лепки, развивать творчество, фантазию, в создании образа бус посредством формы, размера и цвета.
Материалы: Пластилин, стеки, дощечки.
Живопись
Тема: Мамин портрет.
Содержание: Рассматривание и беседа о жанре живописи – портрет, учить рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение людей, д/и «Фоторобот».
Материалы: Семейные фотографии, репродукции картин известных художников – портретистов , белая и тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные.
Декоративно – прикладное искусство
Тема: Золотая хохлома.
Содержание: Знакомство детей с одним из видов народно – прикладного искусства – хохлома, учить выделять элементы росписи на деревянных изделиях.
Материалы: Иллюстрации с изображениями деревянной посуды, расписанной хохломской росписью, элементы хохломской росписи, силуэты миски и ложки, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки бумажные, ватные палочки.
Рисунок
Тема: Поздняя осень.
Содержание: Рассмотрение картин с поздней осенью, развивать представление у детей о том, что через подбор красок можно передать в рисунке определенную погоду и настроение.
Материалы: Репродукции с изображением ясного и пасмурного дня, тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные.
Лепка
Тема: Дед Мазай и зайцы.
Содержание: Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Беседа и рассматривание иллюстраций с животными жарких стран, знакомство с внешним видом орангутанга.
Материалы: Природный материал (семена клена , липы ,березы), пластилин, стеки, дощечки, подставка под сюжетную лепку.
Живопись
Тема: Панда.
Содержание: Беседа и рассматривание иллюстраций с животными жарких стран, знакомство с внешним видом панды.
Материалы: Тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные.
Декоративно – прикладное искусство.
Тема: Русский сувенир - матрешка
Содержание: Знакомство детей с одним из видов народно – прикладного искусства – Матрешкой , учить выделять элементы росписи.
Материалы: Силуэты матрешек, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные.
ДЕКАБРЬ,
Рисунок
Тема: Превращения кляксы.
Содержание: показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс).Вызвать интерес к опредмечиваниюи «оживлению» необычных форм(клякс).Развивать творческое воображение.
Материалы: Краски - акварельные и гуашевые , цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, баночки с водой, трубочки для коктейля(соломинки).
Лепка (коллективная)
Тема: Мы поедем, мы помчимся.
Содержание: Учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию. Показать возможность дополнения образа разными материалами( рога из веточек ,ноги из трубочек для коктейля).
Материалы: Пластилин, стеки, дощечки ,веточки ,ниточки или веревочки для упряжки.
Живопись
Тема: Околдован лес стоит . Ф.Тютчев
Содержание: Закрепить знания о жанрах живописи: пейзаж. В ходе знакомства детей с произведениями живописи учить понимать, как художник передаёт свой замысел путем использования цвета, тонов и оттенков в зависимости от того, что изображает. Продолжать учить изображать пейзаж зимнего леса по воображению, продолжать учить детей применять в рисовании нетрадиционные техники.
Материалы: Репродукции картин: И. И. Левитан − «Золотая осень» и
«Весна. Большая вода», И. И. Шишкин «Зима»; тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки, кусочки пенопласта.
Декоративно – прикладное искусство
Тема: Новогодняя игрушка (из ваты и бумаги).
Содержание: Учить детей выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки. вызывать украсить новогоднюю елку своими руками.
Материалы: комочки ваты , мягкая бумага для папье-маше .бумажные салфетки ( для туловища снегирей), бумажные прямоугольники черного цвета для вырезания крыльев и хвоста ,клей ПВА, кисточки клеевые, кисточки для рисования ,краска гуашевая красная или ярко-, бусинки , пуговички для глаз.
Рисунок
Тема: Скатертью , салфетками украсим дома стол.
Содержание: Рассматривание книг «Волшебный прадник», «Наши руки не для скуки» . Раскрыть понятие «уютный дом, красивый дом» .Учить одним двумя цветами нарисовать узор на скатерти , салфетках. Заполнять середину ,,углы ,стороны основ всей кистью и ее концом .Учить видеть красоту в рисунках.
Материал: «Скатерти» квадратной ,круглой, овальной формы. Салфетки , краски_,вода, кисти.
Лепка
Тема: Елочка – красавица.
Содержание: Создать условия для расширения знаний детей об истории новогоднего праздника, закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию,
добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.
Материалы: Плотный картон с силуэтом елки, набор пластилина, бисер и блестки для украшения, стека, салфетка для рук.
Живопись
Тема: Белая береза под моим окном.
Содержание: Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи заснеженной кроны (аппликация) и стройного ствола с тонкими гибкими ветками(рисование). Совершенствовать технические умения : рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом. Развивать чувство цвета.
Материалы:
Листы бумаги синего ,розового, ярко- голубого, бирюзового, сиреневого цвета ; гуашевые краски ,кисти разных размеров , баночки с водой , салфетки.
Декоративно – прикладное искусство
Тема: Рождественский подарок (настенное панно).
Содержание: Знакомство детей со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками. Картинки с разными пряниками, чтение стихотворения И.Рутенина «Рождество». Научить детей делать настенное панно, развивать мелкую моторику рук , глазомер, зрительное восприятие , фантазию, творчество, желание украсить свой дом.
Материалы: Силуэты рождественских пряников (фигурки различных животных), кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки бумажные.
Январь
Рисунок
Тема: Зимнее покрывало.
Содержание: Рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, учить детей передавать в своей работе картину зимнего города, закреплять умение рисовать разные дома и деревья.
Материалы: Тонированные листы бумаги, восковые мелки, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
Лепка
Тема: Мишка на Севере.
Содержание: Знакомство детей с животными Крайнего Севера, развивать у детей умение передавать в лепке фигуру белого медведя, выделяя некоторые характерные особенности, использовать различные приёмы лепки
Материалы: Пластилин, стеки, дощечки.
Живопись
Тема: Зима в лесу.
Содержание: Рассматривание зимних пейзажей, учить детей создавать картину зимнего леса по замыслу, формировать композиционные умения (рисовать густой лес ярусами, начиная с заднего плана).
Материалы: Тонированная бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки
Декоративно-прикладное искусство
Тема: Гжель (тарелка).
Содержание: Комплект плакатов «Народное искусство в детском саду» (Гжель), знакомство с керамической и деревянной посудой, учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели».
Материалы: Бумажные тарелки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Февраль
Рисунок
Тема: Житель Антарктиды.
Содержание: Познакомить с пингвинами, средой их обитания, учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц, развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.
Материалы: Иллюстрации с изображением семьи пингвинов, листы бумаги, сухая пастель, ватные палочки.
Лепка
Тема: Цирк «Шопито».
Содержание: Беседа и рассматривание картинок с изображением цирковых артистов, лепить фигуру человека, соблюдая пропорции частей тела, сочетать разные приемы лепки для получения выразительного образа циркового артиста
Материалы: Пластилин, стеки, дощечки.
Живопись
Тема: Красногрудый снегирь.
Содержание: Создать условия для представления о зимующих птицах, их особенностях и внешнем виде; знакомство детей с нетрадиционной технике тычка щетинистой кистью; уметь использовать вспомогательные линии для построения рисунка, чтение стихотворений и загадок о птицах.
Материалы: Тонированная бумага, щетинистая кисть, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра.
Декоративно-прикладное искусство
Тема: Каргопольская игрушка.
Содержание: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла, учить выделять элементы росписи, чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Рассматривание знакомых игрушек из глины.
Материалы: Силуэты каргопольских игрушек, кисти, гуашь, баночки с водой, палитра.
Рисунок
Тема: Деревья в серебре
Содержание: Рассматривание зимних пейзажей, учить детей создавать картину зимнего утра, используя нетрадиционную технику рисования (акварель и восковые мелки).
Материалы: Листы бумаги, кисти, баночки с водой, палитра, акварельные краски и восковые мелки.
Лепка
Тема: Звери в цирке.
Содержание: Беседа и рассматривание картинок с изображением цирковых артистов, лепка цирковых зооартистов на основе представления о внешнем виде животных и специфике цирковых представлений.
Материалы: Пластилин, стеки, дощечки.
Живопись
Тема: Заяц-трусишка.
Содержание: Создать условия для представления о зверях, живущих зимой в лесу, их особенностях и внешнем виде; знакомство детей с нетрадиционной технике тычка щетинистой кистью; уметь использовать вспомогательные линии для построения рисунка, чтение стихотворений и загадок о лесных зверях.
Материалы: Тонированная бумага, щетинистая кисть, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра.
Декоративно-прикладное искусство
Тема: Масленица.
Содержание: Знакомство детей с праздником Масленица, традициями, рассматривание репродукций, картин, чтение художественной литературы по теме.
Материалы: Деревянная шпажка или зубочистка, нитки, картон, скотч, крючок, клей ПВА, ножницы, карандаш , нитки мулине, бусины.
Март
Рисунок
Тема: Я и мама.
Содержание: Продолжение знакомства с жанром живописи – портрет, продолжать рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей.
Материалы: Репродукции картин художников – портретистов, семейные фотографии, тонированные листы бумаги , кисти, баночки с водой, гуашь, палитра, салфетки.
Лепка
Тема: Подарок для мамы.
Содержание: Беседа о мамах и о том, как можно поздравить с женским праздником 8 марта, рассматривание разных предметов посуды, знакомство детей с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия за счет изменения длины исходных деталей – «колбасок».
Материалы: Пластилин, стеки, салфетки, бусины, пуговицы, бисер, тесьма.
Живопись
Тема: Ваза с цветами (с натуры).
Содержание: Продолжение знакомства с жанром живописи – натюрморт, рассматривание 2-3 цветочных натюрморта, учить детей рисовать с натуры, точно передавая форму и колорит цветов в букете.
Материалы: Тонированные листы бумаги, кисти, баночки с водой, гуашь и акварельные краски, палитра, салфетки.
Лепка
Тема: Павлово – посадский платок.
Содержание: Формировать представления детей о происхождении данного вида народного искусства, знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д.), Закреплять знания детей об элементах и правилах расположения узора на платках.
Материалы: Квадратные листы бумаги, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра, салфетки.
Рисунок
Тема: Вестники весны.
Содержание: Уточнить и расширить представления о первых цветах весны(подснежниках), учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту
Материалы: Листы бумаги , гуашь, две кисточки (жесткая и мягкая), баночки с водой, гуашь, палитра, салфетки.
Лепка
Тема: Скворец (пластилинография).
Содержание: Активизировать знания детей о весне, её признаках, о перелетных птицах, особенности внешнего вида скворца, закрепление приёма- надавливания и размазывания.
Материалы: Силуэты скворца, пластилин, стеки, дощечки, музыка (пение птиц).
Живопись
Тема: Скворец на ветке.
Содержание: Активизировать знания детей о весне, её признаках, о перелетных птицах.
Материалы: Листы бумаги, скворцы (пластилинография),кисти, восковые мелки, акварельные краски, баночки с водой, салфетки.
Декоративно-прикладное искусство
Тема: Народные промыслы (филимоновская игрушка).
Содержание: Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой, учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.
Материалы: Силуэты филимоновской игрушки, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки.
Апрель
Рисунок
Тема: Через тернии к звездам (гратаж).
Содержание: Закрепить знания детей о звездах (о происхождении, цвете),
о возникновении созвездий, учить детей изображать созвездие,
познакомить с техникой рисования «Гратаж» (выцарапывание по воску)
Материалы: Тонированные листы бумаги, свечи, шпажки, гуашь, кисти, баночки с водой , салфетки .
Лепка
Тема: Космический пришелец.
Содержание: Продолжать знакомство детей с космосом, закрепляем умение лепить конструктивным способом (лепка из отдельных частей),развивать воображение.
Материалы: Пластилин, стеки, дощечки.
Живопись
Тема: Солнечная система.
Содержание:Создать условия для расширения представлений детей о космосе и космических объектах, познакомить детей с особенностями вращающихся вокруг солнца планет, рассматривание иллюстраций о Солнечной системе, открыток о звездном небе, Луне.
Материалы: Листы бумаги, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки.
Декоративно-прикладное искусство
Тема: Цветущая сакура.
Содержание: Знакомство детей с национальным праздником «Ханами – цветение сакуры», рассматривание иллюстраций с цветущей сакурой, умение передать в своей работе красоту этого дерева.
Материалы: Тонированные листы бумаги, заготовки из цветной бумаги, клей, кисти для клея, салфетки.
Рисунок
Тема: Верба.
Содержание: Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны, учить детей рисовать ветки вербы используя технику рисования красками «по сырому» , вливать цвет в цвет.
Материалы: Акварельные краски, влажные салфетки, тонкие палочки (зубочистки), кисточки, ветки вербы, изображения веток вербы (с начало, в середине и конце расцветания).
Лепка
Тема: Птицы и их домики.
Содержание: Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, о видах гнезд и их размещении, совершенствование круговой лепки, слушание музыки пение птиц, чтение стихотворений и загадок о птицах
Материалы: Пластилин, стеки, дощечки.
Живопись
Тема: Цветок у дороги.
Содержание: Рассматривание картинок (демонстрационные) с изображением весенних цветов, отгадывание загадок о первоцветах, формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны; познакомить детей с одним из первых первоцветов – «мать – и – мачехой», уточнить, из каких частей состоит растение, его характерные особенности, закрепить умение рисовать примакиванием.
Материалы: Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Декоративно-прикладное искусство.
Тема: Городецкая роспись .
Содержание: Формировать у детей представление , что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению, расширить представления детей о том, что, одинаковые изделия можно украшать по – разному, учить выбирать для изображения один из предложенных вариантов композиции или придумать узор и его расположение на доске.
Материалы: Силуэты досок темно – желтого цвета, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Май
Живопись
Тема: Поле с тюльпанами.
Содержание: Рассматривание картинок (демонстрационные) с изображением тюльпанов, их строение, закрепить умение рисовать восковыми мелками и акварельными красками, чтение стихотворений о цветах.
Материалы: листы бумаги, кисти, баночки с водой, палитра, акварельные краски и восковые мелки, салфетки.
Живопись
Тема: Одуванчики.
Содержание: Расширить представления детей о весенних цветах, чтение стихотворения и рассказов о цветах, закрепить умения лепить и рисовать целое из частей.
Материалы: Тонированные листы бумаги, кисти, пластилин, стеки, баночки с водой, акварельные краски, салфетки.
Рисунок
Тема: День города.
Содержание: Учить детей передавать в рисунке яркую праздничную обстановку, нарядный город, дома, людей, располагать изображение по всему листу – ближе, дальше.
Материалы: Иллюстрации с изображением улиц в праздничном убранстве, листы бумаги, простые карандаши, акварельные краски, кисти, восковые карандаши, баночки с водой, салфетки.
Лепка
Тема: Обезьянки на пальмах.
Содержание: Продолжать учить составлять композицию из разнородных элементов(пальма и обезьянка).Расширять возможности лепки из цилиндров(валиков) разной длинны и разного диаметра способом надрезания с двух концов и моделирования фигуры животного. Продолжать учить соотносить элементы по величине и пропорциям .
Материалы: Пластилин, стеки, доски.
Живопись
Тема: Поле с тюльпанами.
Содержание: Рассматривание картинок (демонстрационных) с изображением тюльпанов, их строение, закрепить умение рисовать восковыми мелками и акварельными красками, чтение стихотворений о цветах.
Материалы: листы бумаги, кисти, баночки с водой, палитра, акварельные краски и восковые мелки, салфетки.
Декоративно-прикладное искусство
Тема: Цветы луговые.
Содержание: Продолжать учить детей вырезать розетковые цветы из бумажных квадратов, сложенных знакомым способом «дважды по диагонали». Показать детям возможность составления панорамной коллективной композиции на единой основе из множества элементов. Развивать пространственное мышление , воображение. Воспитывать интерес к сотворчеству.
Список литературы
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М: Просвещение 1992г – 96с.
- Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
- Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: АСТ: Астрель, 2006г -61с.
- Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада», Воронеж ТЦ «Учитель», 2006г – 333с.
- Береславский Л., Береславская А., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 2010г – 80с.
- Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Воронеж: 2009. – 666с.
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир», М: «Баласс», 2003г – 304с.
- Журнал «Воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА», 2011г – 126с.
- Журнал «Дошкольное воспитание», 2012г
- «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, М: Просвещение, 1989г – 127с.
- Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду», М: ТЦ Сфера, 2010г – 144с.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». М., «Просвящение», 1978 – 190с.
- Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», ООО «ТЦ Сфера»2005 – 212с.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. ТЦ Сфера, 2010г – 208с.
- Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» (Школа развития), Ростов н/Д: издательство «Феникс» 2007г – 251с.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.
- Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство «Мозаика-Синтез» 2011г – 80с.
- Узорова О.В. «Игры с пальчиками», М:, АСТ: Астрель,2006г – 124с.
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений», М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы творческой студии «Калейдоскоп» для детей старшего и подготовительного возраста.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала ...
Дополнительная образовательная программа танцевально-акробатической студии "Пластика"
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, быстроту, силу, ловкость, гибкость, вестибулярную устойчивость, совершенствуют координацию и точность движений, де...
Программа художественно-творческой студии я-творец
Пояснительная записка Занимаясь со старшими детьми искусством, я поняла, что нуждаюсь в новых подходах к творческому развитию ребёнка, которые соответствовали бы современ...
Рабочая программа театрально-речевой студии "Звонкий ручеек"
Разнообразная художественно-речевая деятельность имеет огромное значение для развития личности ребенка и человека в целом. Показатели речи и свойства личности и их взаимодействие в центре внимания взр...
Программа работы театра-студии "Теремок"
Программа и перспективный план театра-студии "Теремок"...
Рабочая программа по театральной студии "Жар-птица"
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов)...
Программа проведения педагогической студии «Обновление содержания образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Методическая разработка программы проведения педагогической студии как формы работы с начинающими педагогами ДОУ . В программу включены открытые показы совместной тволрческой деятельности педагогов с ...