Программа работы театра-студии "Теремок"
рабочая программа на тему

Фомина Юлия Владимировна

Программа и перспективный план театра-студии "Теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_teatra-studii_teremok.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принята

на  заседании педагогического совета

ГБОУ СОШ №30 г. Сызрани

протокол ___от «___» ___________20 ___г.

            УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ СОШ № 30 г. Сызрани ___________________   Л.И. Тюкова

 приказ № ___от «___» _________20___г.

Программа

работы театра-студии  «Теремок»

 ГБОУ СОШ №30 г. Сызрани  структурного подразделения,

 реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования,

 - «Детский сад», расположенного   по  адресу: 446026,  Самарская область,  

г. Сызрань, ул. Октябрьская, д.21 

                            Руководитель кружка: музыкальный руководитель Фомина Ю.В.

Введение.

   Театр в детском саду  учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит в нем стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

   Театрализованная деятельность способствует развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

   Театр-это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, и, играя, познает мир. Синтетический характер всех театрализованных игр и, в особенности игр-представлений позволяет воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

   Занятия театрализованной деятельностью  не только вводят детей в мир прекрасного, но и  пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление  и познавательный интерес, а главное -  раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической  адаптации ребенка в коллективе.

  Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями»                       (Л. С. Выготский).

Пояснительная записка.

   Программа  кружка «Теремок» разработана на основе программы Т. С. Григорьевой «Маленький актер», методики Э. Г. Чуриловой  по организации театрализованной деятельности дошкольников и программы С. Мерзляковой «Волшебный мир театра».

   Программа театра-студии «Теремок» направлена на раскрытие духовного и творческого потенциала ребенка, поддержание интереса к познанию, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, проявление личностных качеств, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.

    Актуальность. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

   Педагогическая целесообразностью является то, что театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств. Применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте через театрализованную деятельность можно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся видеть красоту, сочувствовать, сопереживать, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. И, наоборот, у них воспитывается отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширяются и углубляются знания об окружающем мире.

   Основной целью занятий является развитие творческих способностей, эстетического вкуса, творческой самостоятельности  детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-драматического искусства.

    Задачи:

  • Развивать эстетические способности и художественный вкус;
  • Знакомить с искусством театра, театральными профессиями;
  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности;
  • Развивать творческое воображение, музыкальность, голос;
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения, умение создавать образы с помощью жеста и мимики;

  • Создать условия для овладения навыками общения и коллективного творчества;
  • Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность, навыки двигательной импровизации;
  • Развивать коммуникативность, воображение, учить самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции;
  • Учить составлять предложения с заданными словами по карточкам, небольшие сказки и рассказы, подбирать рифмы  к заданным словам;
  • Формировать устойчивый интерес к театральному искусству.

  Отличительная черта занятий театрализованной деятельностью — их эмоциональная насыщенность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой развития дошкольников, поддерживает интерес к театрализованной деятельности, развивает воображение. Поэтому  занятия  организуются так,  чтобы они  доставляли ребенку удовольствие;  занятия  насыщены интересными для детей заданиями, игровыми образами, неожиданными моментами.

Возраст детей: программа составлена для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Сроки реализации программы - 1 год.  

Формы работы и режим занятий.

Количество занятий - 1 раз в неделю, 4 в месяц, 32 в год (с октября по май).

Длительность занятий составляет 25- 30 минут.

Время проведения: занятия  проводятся   во вторую половину дня с группой детей или индивидуально.

Формы работы:

  • беседы, рассказы о театре, видах театра, театральных профессиях;
  • театрализованные игры;
  • индивидуальные и коллективные творческие работы;
  • групповая и подгрупповая работа;
  • постановка спектаклей;
  • обсуждение с детьми сыгранных и просмотренных спектаклей;
  • изготовление атрибутов, костюмов;
  • работа с родителями (привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов, консультации для родителей, анкетирование, совместные спектакли, папки-передвижки).

Структура занятий:

  1. Вводная часть (теория). Беседы, рассказ о видах театра, театральных профессиях, объяснение театральных терминов, обсуждение и распределение ролей в спектаклях, обсуждение сыгранных и просмотренных спектаклей;
  2. Основная часть (практика). Разучивание игр, потешек, инсценировок, скороговорок, чистоговорок, ролей, песен, танцев к спектаклям, ритмо-пластических и пантомимических этюдов.
  3. Заключительная часть. Проигрывание выученных отрывков из спектакля. Изготовление атрибутов и костюмов.

Ожидаемые результаты.

К концу учебного года у детей сформированы и развиты:

  • Эстетические способности и художественный вкус;
  • Дети имеют представление о различных видах театра и театральных профессиях;
  • Развита творческая активность, воображение, музыкальность, голос;
  • Артистические навыки;
  • Навыки общения и коллективного творчества;
  • Умение составлять предложения с заданными словами по карточкам, небольшие сказки и рассказы, подбирать рифмы  к заданным словам;
  • Навыки двигательной импровизации и пластической выразительности;
  • Сформирован устойчивый интерес к театральному искусству

        

Способом определения результативности является проведение  итогового занятия в форме музыкальных ритмо-пластических и пантомимических этюдов, на  котором дети выполняют музыкально-игровые  задания.

Формы подведения итогов реализации программы  проведение музыкально-театрализованных представлений, спектаклей, концерты для сотрудников, воспитанников детского сада,   их родителей.


Перспективный план работы кружка.

Сентябрь.

Организационный месяц. Подготовка условий. Адаптационный период для детей.

Октябрь.

Занятие

Тема, содержание занятия

1.

Знакомство с понятием театр. Рассказ об особенностях этого вида искусства, о видах театра, о профессиях в театре.

2.

Знакомство с театрализованными играми («Эстафета», «Кто во что одет?», «Веселые обезьянки»). Развитие с помощью игр памяти, зрительного и слухового внимания, наблюдательности.

3.

Театральные игры «Вышивание». «Внимательные матрешки». Развивать умение снимать зажатость и скованность, произвольно реагировать на команду.

4.

Знакомство с ритмопластикой. Игры «Самолеты и бабочки», «Осенние листья», «Огонь и лед». Развивать умение пользоваться жестами, равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом, произвольно реагировать на музыкальный сигнал.

Ноябрь.

Занятие

Тема, содержание занятия

1.

Развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции.

Разучивание скороговорок, чистоговорок, загадок. (Игры-упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок», «Колокольчик»).

2.

Развитие культуры и техники речи. Стихи: «Надвигается гроза»

А.Тараскина; «Ёж» В.Фетисова, «Разговор» С.Маршака. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию, учить построению диалога. Составление небольшого рассказа «Кто как готовиться к зиме».

3.

Основы театральной культуры. Знакомство с видами театрального

искусства: драматическим, музыкальным, кукольным театрами. Театральный словарь - театр, опера, балет, оперетта, драма, спектакль.

4.

Знакомство с видами театрального искусства. Рассматривание

иллюстраций и фотографий различных театров. Просмотр спектакля «Старичок – лесовичок и кикиморы» ДК «Художественный»


Декабрь.

Занятие

Тема, содержание занятия

1.

Чтение сказки «Гуси-лебеди». Пересказ сказки детьми, вначале

своими словами, а затем близко к тексту. Разучивание текста к сказке «Гуси-лебеди». Пересказ сказки по ролям.

2.

Разучивание песен к сказке «Гуси-лебеди». Учить детей петь, чисто интонируя, выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа. Разучивание танцев к сказке «Гуси-лебеди». Учить детей самостоятельно импровизировать в танцах, пользуясь мимикой, жестом.

3.

Работа над целостной постановкой спектакля. Обучение

композиционному построению сцен. Развитие творческих способностей детей при создании образов к сказке.

4.

Изготовление афиши, пригласительных билетов, декораций, масок, атрибутов.

Показ музыкального спектакля «Гуси-лебеди».

Январь.

Занятие

Тема, содержание занятия

1.

Театрализованная игра. «Дружные зверята», «Цапля». «Летаем - не

летаем», «Телепаты», «Что мы делали, не скажем». Развивать находчивость, воображение, фантазию, быстроту реакции, координацию движений.

2.

Ритмопластика. Игры и упражнения: «Медведи в клетке». «Ёжик».

«Подарок» «В царстве золотой рыбки». Развивать чувство ритма, пластическую выразительность, музыкальность.

3.

Культура и техника речи. Стихи: «Вежливый слон» Влунин; «Почему не спят котята?», «Ёжик и дождик» Вл. Степанов. Сочини предложение (фраза по кругу). Скороговорки: «Мышки сушки...», «На дворе трава...», «Король-орел...», «Бобр добр...». Тренировка четкого произношения согласных в конце слова, Учить составлять предложения с заданными словами по карточкам, пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно.

4.

Основы театральной культуры. Театральный словарь: актер,

режиссер, художник, композитор, декорации, костюмы. Беседа-диалог с детьми о создателях спектакля. Активизация познавательного интереса.

Просмотр и обсуждение спектакля ДК «Художественный» «Золотая рыбка»

Февраль.

Занятие

Тема, содержание занятия

1.

Театрализованная игра. Игры: «Снежный ком», «Радиопрограмма», «Запомни фотографию», «Превращение предмета». Воспитывать готовность к творчеству, развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Учить согласовывать свои действия с партнерами.

2.

Ритмопластика. Игры «Муравьи», «Буратино и Пьеро», «Баба-Яга», «Снеговик», «Марионетки». Развивать умение владеть своим телом, равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь.

3.

Культура и техника речи. Игры: «Испорченный телефон», «Снежный ком», считалка «У медведя на макушке» Н.Пикулева, скороговорки: «Сыворотка из-под простокваши...», «Оса уселась на носу...». Развивать речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания, улучшать дикцию, расширять диапазон и силу звучания голоса, расширять образный строй речи.

4.

Основы театральной культуры. Театральный словарь: драматург, пьеса, жест, мимика, пантомима. Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличия от других видов искусства, отметить его синтетический характер, коллективность творчества.

Просмотр музыкальной постановки русской народной сказки «Царевна – лягушка» Воронежского камерного театра.

Март.

Занятие

Тема, содержание занятия

1.

Театрализованная игра. Игры: «След в след», «Кругосветное путешествие». Сочинение этюдов: «Знакомство», «Просьба», «Угощение». Этюды на эмоции: радость, гнев, грусть, удивление. Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникативность, воображение, учить самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции.

2.

Ритмопластика. Игры: «Не ошибись», «Поймай хлопок», «Осьминог», «Зернышко», жесты: приглашающий, отстраняющий, негодующий. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность, развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

3.

Культура и техника речи, игры: «Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Эхо». Стихи: «Дракон» В.Берестова, «Жадина» С.Маршака, «Считалочка» Б.Заходера. Считалка: «Шли сорок мышей». Развивать опору звучания на мягкой атаке, находить ключевые слова во фразах и предложениях и выделять их голосом, подбирать рифмы к заданным словам.

4.

Основы театральной культуры. Беседа о театральных профессиях. Театральный словарь: осветитель, звукорежиссер, гример, костюмер, реквизит, репетиция. Активизировать познавательный интерес.

Апрель.

Занятие

Тема, содержание занятия

1.

Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе». Пересказ сказки детьми сначала своими словами, а потом близко к тексту. Разучивание текста к сказке по сценарию. Пересказ сказки по ролям.

2.

Разучивание песен и танцев к сказке «Федорино горе». Работа над

выразительным исполнением песен, танцевальных движений. Учить создавать образы с помощью жестов и мимики.

3.

Работа над целостной постановкой спектакля. Обучение композиционному построению сцен.

4.

Изготовление афиши, декораций, масок, костюмов, билетов, атрибутов к спектаклю.

Май.

1.

Показ музыкального спектакля «Федорино горе».

2.

Обсуждение спектакля с детьми и зрителями.

3.

Оформление альбома «Театральная гостиная».

4.

Оформление папки-передвижки для родителей «В гостях у сказки»

Методическое обеспечение программы.

  • Музыкальный зал
  • Музыкальный центр
  • Музыкальный инструмент (фортепиано)
  • Ноутбук
  • Декорации
  • Сценические костюмы
  • Атрибуты для спектаклей (реквизит)

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-Творческий центр., 2009.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М., 1990.
  4. Буренина А.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.
  5.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.
  6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М. :ВАКО, 2007.

7. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб.научных трудов.-М.1992.

8.  Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2.

9.  Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.

10.  Зверева О.Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.

11. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

12. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.

13.Михайлова А.Я. «Театр в эстетическом воспитании дошкольников» Москва2006.

 14.  Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.

15. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2008.

16.  Экки Л. Театрально-игровая деятельность//Дошк.воспитание, 1991.-№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что п...

Программа работы с родителями по развитию речи детей в логопедической подготовительной к школе группе.

Программа рассчитана  на детей 5-6лет, воспитанников логопедических групп детского сада и их родителей.Цель: развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.Задачи:a)...

Программа работы с родителями в средней группе по художественно-эстетическому воспитанию.

Данная программа содержит тематический и календарный план по работе с родителями на один год...

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые формы методической работы»

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые фо...

примерные рабочие программы работы с детьми дошкольного возраста по программе "От рождения до школы"

Примерные рабочие программы для дошкольников  в первой младшей группе, во второй младшей группе, в средней групе, в старшей группе, в подготовительной группе по пограмме "От рождения до школ...

Программа работы консультативного пункта психолого-педагогической помощи по работе с семьями, воспи-тывающих детей на дому, а также по-сещающих образовательные органи-зации и нуждающихся в квалифици-рованной помощи специалистов «Ка-рапуз»

Цель рабочей программы – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всес...

Индивидуальная программа работы воспитателя дошкольных групп по сопровождению одарённых и талантливых детей нацелена на работу с обучающимися 4-7 лет.

В программе предствалена  работа воспитателя старшей разновозрастной группы по сопровождению одаренных детей ....