Программа кружковой деятельности "Золотые ручки" с детьми средней группы.
материал по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Развитие творческой активности детей в процессе из соленого теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zolotye_ruchki.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида»
Программа кружковой деятельности
«Золотые ручки»
для детей средней группы
Воспитатель:
Рябцева Евгения Леонидовна
2015г.
Пояснительная записка.
Кружок «Золотые ручки» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не вызывало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой.
Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития, воображения и наглядно – образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит. Видит. Осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок. Тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Возраст от 3-5 лет – время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребенка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребенка лучше начинать с дошкольного детства. Именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества.
Во – первых, его можно приготовить в любой момент.
Во – вторых, это замечательно дешевый материал, для его приготовления нужны всего лишь вода, мука и соль.
В - третьих, оно замечательно лепится. Кроме того, тесто не оставляет следов на одежде, легко отмывается и не вызывает аллергии. А еще изделия из соленого теста можно сушить просто на воздухе, в духовке, и раскрашивать любыми красками, дополняя поделки природным материалом.
Цель: Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.
Задачи:
- Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно – эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
- Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитию речи;
- Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
- Обогатить предметно – развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей;
- Развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, представление об основных нормах, регулирующих устную речь;
- Развивать чувство близости и общности с природным и рукотворным миром;
- Воспитывать уважение индивидуальных особенностей человеческих традиций, обычаев его национальной культуры.
Принципы построения работы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Перспективный план составлен в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Для воспитания и развития навыков творческой работы детей предусмотрены следующие основные методы:
- Объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации)
- Репродуктивные (работа по образцам)
- Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)
- Творческие (творческие задания, эскизы, проекты)
- Исследовательские (исследование свойств теста, красок, а так же возможностей других материалов)
Привлекая детей 4-го 5-го года жизни к работе с соленым тестом, необходимо знакомить их с правилами безопасного обращения с ним, со стекой, ножницами, другими инструментами.
На каждом занятии используется различный литературный материал – стихи, потешки, народные сказки и песенки. Для развития общей и мелкой моторики детям предлагаются логоритмические упражнения, пальчиковая гимнастика. Следующий этап – обсуждение замысла работы, после которого дети приступают к изготовлению изделий из соленого теста, после их сушке и раскрашиванию. Занятие заканчивается подвижной игрой, желательно народной.
Ожидаемые результаты:
- В результате реализации данного кружка удастся положительно повлиять на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, познавательных творческих и коммуникативных способностей детей.
- Ребята станут более организованы, аккуратны на занятиях. Их внимание станет более устойчивым, они станут стремиться довести начатое до конца, не бросать незавершенную поделку, активизируется речевая активность.
- К концу года дети станут предлагать свои варианты украшения изделий, построения композиции, проявляя стойкий интерес не только к занятиям тестопластикой, но и к другим организованным формам работы.
- Как итог реализации данного кружка проводятся выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года – итоговая выставка. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребенка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве.
Диагностика успешности
овладения воспитанниками знаний, умений и навыком тестопластики
(в баллах).
- Владение приемами:
-скатывание;
-раскатывание;
-приплющивание;
-сплющивание;
-примазывание;
-прищипывание;
-отщипывание;
-вырезание формой;
-вырезание стекой.
- Выполнение действий:
-по образцу;
-по словесной инструкции;
-по чертежу.
- Эмоционально – волевая сфера:
-самостоятельность выполнения;
-умение доводить начатое до конца;
-умение сотрудничать;
-знает и применяет правила безопасной работы со стекой;
-с ножницами;
-кистью, красками;
-мелкими предметами;
-природным материалом.
Всего:
0 баллов – ребенок с заданием не справляется;
1 балл – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;
2 балла – справляется самостоятельно, в полном объеме.
Важнейший показатель эффективности проведенной педагогической работы – изменения в поведении детей.
Учебно-тематический план
Цикл занятий «Любование природой» | Октябрь, ноябрь | 8 занятий |
Цикл занятий «Новогодний праздник» | Декабрь, январь | 6 занятий |
Цикл занятий «Помнит мир спасенный» | Февраль | 4 занятия |
Цикл занятий Любимым мамам и бабушкам» | Март | 4 занятия |
Цикл занятий «Пасхальная радость» | Апрель | 4 занятия |
Выставка «Наши творческие итоги» | Май | 4 занятия |
Содержание перспективного плана дополнительного образования кружка
«Золотые ручки»
Октябрь-ноябрь
1.Вводное занятие. Чем и как лепим?
Кружковую работу начали с тактильного знакомства с материалами: мука, соль, вода. Приступая к работе, все материалы трогаем и анализируем. Затем начинается «таинство» замеса - это приводит детей в восторг. Каждому достается свой собственный кусочек для вымешивания и последующей лепки.
Рецепт:
Рецепт простого соленого теста:
2 стакана муки, 1 стакан соли, ¾ стакана воды.
Рецепт цветного соленого теста:
Смешиваем муку и соль (мелкая «Экстра»), добавляем гуашь пастообразного состояния, воду и замешиваем как обычное тесто.
Цикл занятий «Грибы» (2 занятия).
«Овощи и фрукты» (2 занятия).
(«Корзина с грибами», «овощи», «фрукты в банке», «ежик»)
1 занятие – лепка из соленого теста.
Задачи:
1.Учить детей лепить объемные фигуры.
2.Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
3.Развивать композиционные умения – различать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.
4.Закреплять знания фруктов, овощей, грибов.
2 занятие – раскрашивание красками и поделки из соленого теста
Задачи:
1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
3.Развиватьу детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
4.Продолжать знакомить с акварельными красками, гуашью, упражнять в способах работы с ними.
5.Научить точно передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
6.Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Декабрь – январь
Цикл занятий «Готовимся к Новому году»:
«снеговик»(2 занятия)
«Новогодние игрушки» (2 занятия)
«Елочка» (2 занятия)
«Символ года» (2 занятия)
1 занятие- лепка из соленого теста
Задачи:
1.Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.
2.Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.
3.Различать чувство формы, пропорций.
4.Воспитывать аккуратность.
2 занятие – раскрашивание и композиция
Задачи:
1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
3.Развиватьу детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
4.Продолжать знакомить с акварельными красками, гуашью, упражнять в способах работы с ними.
5.Научить точно передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
6.Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Февраль
Цикл занятий «Мы играем»:
«военная техника»(2 занятия)
«подарок папе» (2 занятия)
Задачи:
1.Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.
2.Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно-ролевых игр и подарков.
3.Развивать наблюдательность.
4.Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.
Март
1 неделя: «Бусы для мамы»
«Подарок бабушке»
Задачи:
1.Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.
2.Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
3.Воспитывать трепетное отношение к маме, бабушке, желание сделать ей приятное.
2-4 неделя «Посуда» (3 занятия)
Задачи:
1.Знакомить детей с чайной посудой.
2.Отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания.
3.Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.
4.Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.
Апрель
1-2 неделя «Космос»
3-4 неделя «Пасхальная радость»
Задачи:
1.Продолжать учит создавать объемные фигуры из соленого теста.
2.Учить лепить космические корабли, передавая характерные особенности их строения.
3.Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, зубочистки, кусочки ткани, проволока).
4.Воспитывать интерес к окружающему.
5.Развивать способности к формообразованию.
Май
1-2 неделя «Безопасность на дороге и в природе»
Задачи:
1.Учить анализировать ситуации «Как вести себя на улице».
2.Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
3.Воспитывать уважение к окружающим и заботливое отношение к результатам своего труда.
3-4 неделя - выставка «Наши творческие итоги»
Создать у детей радостное настроение.
Условия реализации и методическое обеспечение проводимой работы дополнительного образования.
Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией. С площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение. Что очень важно при подборе красок. Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом. Чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди ребенка.
Тесто, краски, природный материал, бросовый материал для выполнения личных программных работ обеспечивает руководитель кружка.
Для реализации работы необходимо дидактические обеспечение:
-наглядные пособия, образцы работ, сделанные воспитанниками;
-природный материал;
-схемы, технологические карты;
-индивидуальные карты;
-детская художественная литература.
Список использованной литературы:
- Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду /Под. ред. М.Б. Халезовой – Зацепиной. 2008 г.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. М., 2011 г.
- Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.
- Хананова И.Н. Соленое тесто, М.,2006 г.
- Хоменко В.Я. Соленое тесто: шаг за шагом, Харьков, 2007 г.
- Чаянова Г.Н. Соленое тесто, М., 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа кружковой работы с детьми от 3-х до 4-х лет «Бумажные фантазии»
Учебная программа...
Учебная программа кружковой работы с детьми от 3-х до 4-х лет по логоритмике
Учебная программа...
«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений изобразител...
Программа кружковой работы с детьми дошкольного возраста (средняя группа) «Почемучки» (экологическое воспитание)
Цель работы кружка:Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Закреплять и углублять знания детей, полученные на занятиях и в повседн...
Программа кружковой работы с детьми подготовительной группы "Успешный первоклассник"
Авторская программа кружковой работы для детей подготовительной группы по подготовке к школе по развитию школьно-значиемых функций....
Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста "Школа эйдетики"
Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах ж...
Программа кружковой деятельности с детьми старшей группы «Играем в театр»
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной ...