Программа кружковой деятельности "Золотые ручки" с детьми средней группы.
материал по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Калашникова Евгения Леонидовна

Развитие творческой активности детей в процессе из соленого теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zolotye_ruchki.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида»

Программа кружковой деятельности

«Золотые ручки»

для детей средней группы

 

Воспитатель:

     Рябцева Евгения Леонидовна

2015г.

Пояснительная записка.

  Кружок «Золотые ручки» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность.

   Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не вызывало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

   В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится  все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

   Развитие детского творчества является актуальной проблемой.

   Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

   Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития, воображения и наглядно – образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит. Видит. Осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок. Тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

   Возраст от 3-5 лет – время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

   Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребенка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребенка лучше начинать с дошкольного детства. Именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

   В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

   Лепка, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

   Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

   Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

   Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

   Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

   Специфику лепки определяет материал.

   Почему именно тесто? Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества.

   Во – первых, его можно приготовить в любой момент.

   Во – вторых, это замечательно дешевый материал, для его приготовления нужны всего лишь вода, мука и соль.

   В - третьих, оно замечательно лепится. Кроме того, тесто не оставляет следов на одежде, легко отмывается и не вызывает аллергии. А еще изделия из соленого теста можно сушить просто на воздухе, в духовке, и раскрашивать любыми красками, дополняя поделки природным материалом.

Цель: Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.

Задачи:

  1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно – эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
  2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитию речи;
  3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
  4. Обогатить предметно – развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей;
  5. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, представление об основных нормах, регулирующих устную речь;
  6. Развивать чувство близости и общности с природным и рукотворным миром;
  7. Воспитывать уважение индивидуальных особенностей человеческих традиций, обычаев его национальной культуры.

Принципы построения работы:

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, практикой.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и самостоятельность.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Перспективный план составлен в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Для воспитания и развития навыков творческой работы детей  предусмотрены следующие основные методы:

  1. Объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации)
  2. Репродуктивные (работа по образцам)
  3. Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)
  4. Творческие (творческие задания, эскизы, проекты)
  5. Исследовательские (исследование свойств теста, красок, а так же возможностей других материалов)

   Привлекая детей 4-го 5-го года жизни к работе с соленым тестом, необходимо знакомить их с правилами безопасного обращения с ним, со стекой, ножницами, другими инструментами.

   На каждом занятии используется различный литературный материал – стихи, потешки, народные сказки и песенки. Для развития общей и мелкой моторики детям предлагаются логоритмические упражнения, пальчиковая гимнастика. Следующий этап – обсуждение замысла работы, после которого дети приступают к изготовлению изделий из соленого теста, после их сушке и раскрашиванию. Занятие заканчивается подвижной игрой, желательно народной.

Ожидаемые результаты:

  • В результате реализации данного кружка удастся положительно повлиять на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, познавательных творческих и коммуникативных способностей детей.
  • Ребята станут более организованы, аккуратны на занятиях. Их внимание станет более устойчивым, они станут стремиться довести  начатое до конца, не бросать незавершенную поделку, активизируется речевая активность.
  • К концу года дети станут предлагать свои варианты украшения изделий, построения композиции, проявляя стойкий интерес не только к занятиям тестопластикой, но и к другим организованным формам работы.
  • Как итог реализации данного кружка проводятся выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года – итоговая выставка. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные  в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребенка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве.

Диагностика успешности

овладения воспитанниками знаний, умений и навыком тестопластики

(в баллах).

  • Владение приемами:

 -скатывание;

 -раскатывание;

 -приплющивание;

 -сплющивание;

 -примазывание;

 -прищипывание;

 -отщипывание;

 -вырезание формой;

 -вырезание стекой.

  • Выполнение действий:

 -по образцу;

 -по словесной инструкции;

 -по чертежу.

  • Эмоционально – волевая сфера:

 -самостоятельность выполнения;

 -умение доводить начатое до конца;

 -умение сотрудничать;

 -знает и применяет правила безопасной работы со стекой;

 -с ножницами;

 -кистью, красками;

 -мелкими предметами;

 -природным материалом.

Всего:

0 баллов – ребенок с заданием не справляется;

1 балл – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;

2 балла – справляется самостоятельно, в полном объеме.

   Важнейший показатель эффективности проведенной педагогической работы – изменения в поведении детей.

 

Учебно-тематический план

Цикл занятий «Любование природой»

Октябрь, ноябрь

8 занятий

Цикл занятий «Новогодний праздник»

Декабрь, январь

6 занятий

Цикл занятий «Помнит мир спасенный»

Февраль

4 занятия

Цикл занятий Любимым мамам и бабушкам»

Март

4 занятия

Цикл занятий «Пасхальная радость»

Апрель

4 занятия

Выставка «Наши творческие итоги»

Май

4 занятия

Содержание перспективного плана дополнительного образования кружка

«Золотые ручки»

Октябрь-ноябрь

1.Вводное занятие. Чем и как лепим?

Кружковую работу начали с тактильного знакомства с материалами: мука, соль, вода. Приступая к работе, все материалы  трогаем и анализируем. Затем начинается «таинство» замеса - это приводит детей в восторг. Каждому достается свой собственный кусочек для вымешивания и последующей лепки.

Рецепт:

Рецепт простого соленого теста:

2 стакана муки, 1 стакан соли, ¾ стакана воды.

Рецепт цветного соленого теста:

Смешиваем муку и соль (мелкая «Экстра»), добавляем гуашь пастообразного состояния, воду и замешиваем как обычное тесто.

Цикл занятий «Грибы» (2 занятия).

                    «Овощи и фрукты» (2 занятия).

(«Корзина с грибами», «овощи», «фрукты в банке», «ежик»)

1 занятие – лепка из соленого теста.

Задачи:

1.Учить детей лепить объемные фигуры.

2.Закреплять умение соединять детали с помощью воды.

3.Развивать композиционные умения – различать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.

4.Закреплять знания фруктов, овощей, грибов.

2 занятие – раскрашивание красками и поделки из соленого теста

Задачи:

1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии  и тщательно высушено.

2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

3.Развиватьу детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

4.Продолжать знакомить с акварельными красками, гуашью, упражнять в способах работы с ними.

5.Научить точно передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

6.Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Декабрь – январь

Цикл занятий «Готовимся к Новому году»:

    «снеговик»(2 занятия)

                    «Новогодние игрушки» (2 занятия)

                    «Елочка» (2 занятия)

                    «Символ года» (2 занятия)

1 занятие- лепка из соленого теста

Задачи:

1.Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.

2.Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.

3.Различать чувство формы, пропорций.

4.Воспитывать аккуратность.

2 занятие – раскрашивание и композиция

Задачи:

1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии  и тщательно высушено.

2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

3.Развиватьу детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

4.Продолжать знакомить с акварельными красками, гуашью, упражнять в способах работы с ними.

5.Научить точно передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

6.Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Февраль

Цикл занятий «Мы играем»:

   «военная техника»(2 занятия)

   «подарок папе» (2 занятия)

Задачи:

1.Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.

2.Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно-ролевых игр и подарков.

3.Развивать наблюдательность.

4.Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.

Март

1 неделя: «Бусы для мамы»

              «Подарок бабушке»

Задачи:

1.Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на  нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.

2.Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

3.Воспитывать трепетное отношение к маме, бабушке, желание сделать ей приятное.

2-4 неделя «Посуда» (3 занятия)

Задачи:

1.Знакомить детей с чайной посудой.

2.Отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания.

3.Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.

4.Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.

Апрель

1-2 неделя «Космос»

3-4 неделя «Пасхальная радость»

Задачи:

1.Продолжать учит создавать объемные фигуры из соленого теста.

2.Учить лепить космические корабли, передавая характерные особенности их строения.

3.Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, зубочистки, кусочки ткани, проволока).

4.Воспитывать интерес к окружающему.

5.Развивать способности к формообразованию.

Май

1-2 неделя «Безопасность на дороге и в природе»

Задачи:

1.Учить анализировать ситуации «Как  вести себя на улице».

2.Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.

3.Воспитывать уважение к окружающим и заботливое отношение к результатам своего труда.

3-4 неделя -  выставка «Наши творческие итоги»

Создать у детей радостное настроение.

Условия реализации и методическое обеспечение проводимой работы дополнительного образования.

Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией. С площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки.

   Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение. Что очень важно при подборе красок. Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом. Чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди ребенка.

   Тесто, краски, природный материал, бросовый материал для выполнения личных программных работ обеспечивает руководитель кружка.

   Для реализации работы необходимо дидактические обеспечение:

      -наглядные пособия, образцы работ, сделанные воспитанниками;

      -природный материал;

      -схемы, технологические карты;

      -индивидуальные карты;

      -детская художественная литература.

Список использованной литературы:

  1. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду /Под. ред. М.Б. Халезовой – Зацепиной. 2008 г.
  2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. М., 2011 г.
  3. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.
  4. Хананова И.Н. Соленое тесто, М.,2006 г.
  5. Хоменко В.Я. Соленое тесто: шаг за шагом, Харьков, 2007 г.
  6.  Чаянова Г.Н. Соленое тесто, М., 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений  изобразител...

Программа кружковой работы с детьми дошкольного возраста (средняя группа) «Почемучки» (экологическое воспитание)

Цель работы кружка:Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Закреплять и углублять знания детей, полученные на занятиях и в повседн...

Программа кружковой работы с детьми подготовительной группы "Успешный первоклассник"

Авторская программа кружковой работы для детей подготовительной группы по подготовке к школе по  развитию школьно-значиемых функций....

Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста "Школа эйдетики"

Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах ж...

Программа кружковой деятельности с детьми старшей группы «Играем в театр»

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной ...