Программа кружковой деятельности с детьми старшей группы «Играем в театр»
рабочая программа (старшая группа)

ухабова светлана юрьевна

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической. Познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своём видении какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы – важные моменты этой программы.

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Играем в театр» предполагает обучение детей, проявляющих интерес к театрализованной деятельности, и реализуется в рамках художественной направленности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_igraem_v_teatr.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Направленность программы:

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической. Познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своём видении какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы – важные моменты этой программы.

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Играем в театр» предполагает обучение детей, проявляющих интерес к театрализованной деятельности, и реализуется в рамках художественной направленности.

Актуальность программы:

Одной из важных проблем, распространённых в нашем обществе среди молодёжи – это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днём, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно ещё в дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребёнок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Задачи программы

  • Развивать у детей интонационную выразительность речи.
  • Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
  • Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
  • Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.
  • Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
  • Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.
  • Поощрять инициативу, творчество.
  • Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Отличительная особенность данной дополнительной программы от уже существующих.

В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самих придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке своё отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передаёт в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают своё собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребёнка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

 

Адресат программы

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети 5-6 лет.

Объем и срок освоения программы

Время, отведённое на реализацию настоящей программы, составляет один год обучения – 36 часов. Уровень освоения – стартовый.

Форма обучения - очная

Особенности организации образовательного процесса

Для обучения по дополнительной общеобразовательной-общеразвивающей программе «Играем в театр» принимаются все желающие, без предварительного отбора. Количество детей в группе – 15. Состав группы постоянный. Группы комплектуются в начале учебного года.

Режим занятий

Периодичность занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 20-25 минут.

Планируемые результаты

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • Любознательный, активный -  проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.
  • Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила – чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
  • Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).

Формы аттестации для определения результативности освоения программы

Для определения результативности освоения программы используются такие формы, как:

  • творческая работа
  • опрос

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Фиксации образовательных результатов проводится по количеству проведенных за год соревнований, конкурсов, открытых занятий в форме:

  • дневника наблюдений
  • подготовки аналитической справки
  • видеозаписи
  • грамот и дипломов
  • протоколов соревнований и конкурсов
  • отзывов родителей
  • журнала посещаемости

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Демонстрации образовательных результатов проводится два раза в год в форме:

  • диагностической карты
  • концертов
  • открытых занятий

Материально-техническое обеспечение

Занятия по программе проходят в хорошо проветриваемом помещении с естественным и искусственным освещением;

Помещение оснащено столом и стулом для педагога; стульями по количеству обучающихся; ширмой для кукольного театра, декорациями к спектаклям.

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся)

№ п/п

Наименование оборудования, инструментов и материалов

Количество наборов (в расчете на количество обучающихся)

1.

Настольный театр игрушек

3/ 10 обучающихся

2.

Настольный театр картинок

1/ 10 обучающихся

3.

Фланелеграф

1/ 15 обучающихся

4.

Пальчиковый театр

1 / 5 обучающихся

5.

Кукольный театр

3 / 15 обучающихся

6.

Театральные куклы

12/ 12 обучающихся

7.

Элементы костюмов для детей

25 / 25 обучающихся

8.

Ширма для кукольного театра

1 / 10 обучающихся

9.

Декорации к спектаклям

5/ 25 обучающихся

Информационное обеспечение

Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Кадровое обеспечение осуществляет воспитатель, реализующий дополнительную общеобразовательную – дополнительную общеразвивающую программу «Играем в театр».

  1. Учебный план

Старшая группа (возраст 5-6 лет): «Играем в театр»

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Знакомство с театром

4

2

2

Диагностика, беседа, игровое задание

2.

Варежковый и пальчиковый театры

4

2

2

Беседа, игровое задание

3.

Плоскостной и конусный театры

4

2

2

Беседа, игровое задание

4.

Теневой театр и куклы би-ба-бо

4

2

2

Беседа, игровое задание

5.

Штоковый театр

4

2

2

Беседа, игровое задание

6.

Театр деревянных игрушек. Магнитный театр. Театр-оригами.

5

2

3

Беседа, игровое задание

7.

Театр масок

5

2

3

Беседа, игровое задание

8.

Репетиция сказки «Красная шапочка»

4

2

3

Беседа, игровое задание, контрольное занятие

9.

Показ сказки

2

1

1

Игровое задание, диагностика, итоговый концерт для родителей.

Итого:

36

17

20

 Формы контроля

  • Контрольное занятие
  • Беседа
  • Игровое задание
  • Итоговый концерт для родителей
  • Диагностика

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая – май. Для мониторинга результативности работы по программе разработана диагностика в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей.

  1. Содержание учебного плана

  1. Тема: Знакомство с театром

Разделы: «Вводное занятие»

Кто работает в театре. «Закулисье»

Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Экскурсия в театр

Задачи: Знакомить с театральными профессиями и их важностью. Знакомство с устройством театра изнутри. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. Формировать эмоциональную выразительность речи детей. Знакомство с правилами поведения в театре. Развивать интерес детей к активному участию в театральных играх. Вызвать эмоциональный отклик, научить двигаться на сцене, не бояться своего голоса и зрителей в зале.
Теория: Провести вводный инструктаж. Создать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса. Беседа, просмотр видеоролика.

Практика: Чтение стихотворений со сцены. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Контроль: Диагностика, беседа, игровое задание

  1. Тема: Варежковый и пальчиковый театры

Разделы: Знакомство с варежковым театром

Мимика

Сила голоса

Знакомство с пальчиковым театром

Задачи: Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к театрально-игровой деятельности. Развивать мимику детей;  раскрепощать детей через игровую деятельность.

Теория: Обучение навыкам владения этими видами театральной деятельности

Практика: Артикуляционная гимнастика; упражнение «Угадай интонации»; скороговорки; загадки; игры: «Успокой куклу», «Теремок», «Перебежки», «Весёлый бубен», «Эхо», «Караван», «Ожившие механизмы», «Найди и исправь ошибку».

Контроль: Беседа, игровое задание

  1. Тема: Плоскостной и конусный театры

Разделы: Знакомство с плоскостным шагающим театром

Пантомима

Сила голоса и речевое дыхание

Знакомство с конусным настольным театром

Задачи: Развивать умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения. Развивать сценическую раскрепощённость, работать над обогащением активного словаря, совершенствовать звуковую культуру речи. Развивать силу голоса и речевого дыхания; активизировать мышцы губ. Создать атмосферу творчества и доверия, интерес и желание свободно двигаться.

Теория: Обучение навыкам владения этими видами театральной деятельности.

Практика: Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и «Кот в сапогах». Артикуляционная гимнастика; игры «Вьюга», «Гудок»; упражнения на развитие сенсомоторики; этюды «Старый гриб», «Цветочек», «Удивительно»; пальчиковые игры; скороговорки.

Контроль: Беседа, игровое задание

  1. Тема: Теневой театр и куклы би-ба-бо Штоковый театр

Разделы: Знакомство с теневым театром

Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)

Знакомство с куклами би-ба-бо

Слух и чувство ритма

Задачи: Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Развивать умение мимикой, позой, жестами, движениями передавать основные эмоции. Развивать слуха и чувство ритма у детей. Способствовать развитию речи: формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произнесения слов.

Теория: Обучение навыкам владения этими видами театральной деятельности.

Практика: Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Волк и лиса». Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. Артикуляционная гимнастика; игры: «Лиса и волк»; «Ловим комариков»; «Волшебный стул»; «Чудесные превращения»; пальчиковые игры; этюд «Колокола».

Контроль: Беседа, игровое задание

  1. Тема: Штоковый театр

Разделы: Театральные игры

Знакомство с куклами-говорунчиками

Знакомство со штоковым театром

Сценическая пластика

Задачи: Развивать игровое поведение, готовность к творчеству, коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. Побудить детей импровизировать. Развивать умение передавать через движения тела характер животных.

Теория: Обучение навыкам владения этим видом театральной деятельности.

Практика: Артикуляционная  гимнастика; игры: «Что изменилось?», «Поймай хлопок», «Я положил в мешок..», «Тень», «Внимательные звери», «Веселые обезъянки», «Угадай, что я делаю», «Не ошибись»; «Если гости постучали»; пальчиковая игра «Бельчата»; этюд «Гадкий утенок». Игра- викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»

Контроль: Беседа, игровое задание

  1. Тема: Театр деревянных игрушек. Магнитный театр. Театр-оригами.

Разделы: Расслабление мышц

Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр.

Театр кукол-оригами, ч.1

Театр кукол-оригами, ч.2

Чувства, эмоции

Задачи: Развивать умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Знакомить детей с миром чувств и эмоций. Развивать умение передавать чувства и эмоции.

Теория: Обучение навыкам владения этими видами театральной деятельности.

Практика: Артикуляционная гимнастика. Этюд на расслабление мышц «Штанга»; игры «Волк и овцы», «Заря»; «Старый сом»; «Кошка и скворушки»; «Почта»; этюды: «Отряхнем руки»; «Любимая игрушка», «Кривое зеркало». Инсценировка сказок «Репка», «Три поросёнка», «Кот и пёс», самостоятельная деятельность. Изготовление кукол-оригами для театра.

Контроль: Беседа, игровое задание

  1. Тема: Театр масок

Разделы: Знакомство с театром масок, ч.1

Знакомство с театром масок, ч.2

Демонстрация театра на фланели.

Инсценировка шуток-малюток

Культура и техника речи

Задачи: Побудить детей импровизировать и самим придумывать сюжет для театра.

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развивать воображение; расширять словарный запас.

Теория: Обучение навыкам владения этим видом театральной деятельности.

Практика: Артикуляционная гимнастика. Инсценировки сказок: «Мужик и Медведь»,

«Волк и Семеро козлят», «Курочка Ряба». Сочинение сказки детьми. Игры: «Считай до пяти», «Больной зуб», «Укачиваем куклу», «Игра со свечой», «Самолет», «Мяч эмоций», «Птицелов»; пальчиковые игры

Контроль: Беседа, игровое задание

  1. Тема: Репетиция сказки «Красная шапочка»

Разделы: Мимика и жесты

Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад»

Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад»

Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад»

Задачи: Развивать игровое поведение, готовность к творчеству, коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей.

Теория: Учить детей с помощью мимики, воображения передавать настроение, эмоциональное состояние.

Практика: Артикуляционная гимнастика. Игры: «Прекрасный цветок»; «Дует ветер»;

«Медведь и елка»; «Солнечный зайчик»; «Волк и семеро козлят»; «Радуга»; «Одуванчик».

Этюды: «Это я! Это мое!»; «Великаны и гномы»; «Медведь в лесу». Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций.

Контроль: Беседа, игровое задание, контрольное занятие

  1. Тема: Показ сказки

Разделы: Театрализованное представление

 «Итоговое мероприятие»

Задачи: Показать, чему дети научились за год. Воспитывать у детей уверенность в себе. Развивать актёрские способности детей.

Теория: Обучать детей подражать голосом героям сказки. Подведение итогов года, диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

Практика: Показ спектакля родителям. Выполнение диагностических заданий.

Контроль: Игровое задание, диагностика, итоговый концерт для родителей.

  1. Методическое обеспечение программы

В работе кружка применяются методы обучения:

Методы обучения:

  • Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, чтение и т.д.)
  • Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, показ педагога, и др.) 
  • Практический;
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Игровой (использование игровых моментов);

Методы воспитания:

  • мотивация,
  • упражнение,
  • поощрение,
  • стимулирование.

Формы организации образовательного процесса: групповая и индивидуально-групповая.

Выбор той или иной формы организации образовательного процесса зависит от темы и задач деятельности.

Групповая и индивидуально-групповая характеризуется делением детей на подгруппы, основанием которого является личная симпатия воспитанников, общность интересов, воспитательные задачи.

Формы организации учебного занятия

При реализации программы используются формы проведения занятий, соответствующие возрасту обучающихся, такие как игра, импровизация, инсценировки и драматизация, концерт, спектакль, объяснение, беседы, просмотр видеофильмов, разучивание произведений устного народного творчества, обсуждение, наблюдения, пантомимические этюды и упражнения.

Характерным при реализации данной программы формами организации занятий являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей. При проведении занятий традиционно используются следующие формы работы: - демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным материалом;

- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия.

Формой подведения итога программы является творческая работа.

Программа предполагает также дистанционную форму обучения, через взаимодействие с родителями, так как дети дошкольного возраста. Наиболее приемлемым взаимодействием являются соцсети, создание сообщества и чата, а также личные консультации с родителями воспитанников.

Педагогические технологии

- Технология коллективного и индивидуального обучения

- Технология игровой деятельности

- Технология коллективной творческой деятельности

- Коммуникативная технология обучения

Алгоритм учебного занятия:

Почти все занятия строятся по одному плану.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).

Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т.п.), читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

  1. Анализ событий, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.
  2. Практическая часть:

Распределение ролей: Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.

Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь ( сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т.д.

После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшей группы 2016 - 2017 учебный год

Рабочая программа разработанная на основе образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и...

Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшей группы «Морячки» (5-6 лет) на 2016-2017 учебный год

Содержание I. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка- Подходы к формированию программы…………………………………………..... 3- Структура программы ……………………………………………………………. 3- Цель реализации программы .....

рабочая программа организации деятельности с детьми старшей группы №14 общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа старшей группы № 14 «Непоседы»  общеразвивающей направленности  МБДОУ «Сказка» №26 (далее Программа) является составным компонентом Образовательной ...