Аппликация "Укрась саамский сапожок"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Тюляпина Татьяна Александровна

Аппликация «Укрась саамский сапожок»

Старшая группа

 

Задачи:

  • расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
  • учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов сапожки;
  • совершенствовать изобразительную технику и формировать практические навыки работы с бумагой;
  • закрепить и систематизировать представления о геометрических фигурах, приемы вырезания геометрических элементов для составления узора, сочетая их по цвету, композиции;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать интерес к национальному искусству саамов.

 

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью саамов и  их национальным костюмом. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства саамов. Подготовка материала для аппликации. Воспитатель готовит варианты оформления саамского сапожка для показа и пояснения детям по ходу занятия.

 

Материалы, инструменты, оборудование.

Цветная  и фактурная бумага для вырезания силуэтов сапожка, полоски цветной бархатной  бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, бумажные и матерчатые салфетки, подносы для обрезков.

 

 

Ход образовательной деятельности.

 

Звучит фонограмма саамской народной мелодии.

Воспитатель. Ребята, сегодня наша группа превратилась в творческую мастерскую, а мы с вами в саамских мастеров. Саамы издавна славились своими мастерами. Они украшали свою одежду красивыми узорами из меховой мозаики, цветного сукна и бисера.

Давайте вспомним особенности саамских узоров. Чем вас привлекают саамские узоры?

Ответы детей. (Яркостью, простотой, праздничностью).

Воспитатель. Правильно, саамские узоры отличаются своей яркостью и самобытностью.    Из каких элементов состоит саамский орнамент? Назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель. Саамский орнамент состоит из простых элементов – геометрических фигур: треугольников, квадратов, ромбов, прямоугольников. Каждый элемент узора рассказывает об окружающей природе, о её красоте, о жизни саам в тундре.

На Севере короткое лето и длинная зима. Зимой в тундре все покрыто белым серебристым снегом. Поэтому саамы для украшения одежды использовали яркие жизнерадостные цвета.

Какие основные цвета используют саамские мастера?

Ответы детей.

Воспитатель.  Саамские мастера в своих узорах использовали четыре цвета. Каждый цвет связан с окружающей природой.

Давайте вспомним, о чем нам могут рассказать цвета саамского узора:

  • синий – цвет неба и воды, сопки.
  • красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
  • жёлтый – луна, времена года.
  • белый, голубой –  чистый снег, тундра, дорога.

Воспитатель. Особенно ярким и богатым узором мастера украшали свою зимнюю национальную обувь.

Как называют саамские сапоги?

Ответы детей.

Воспитатель. Саамские сапоги пимы и бурки  декорировали богатым узором из меховой мозаики и аппликации из кусочков цветного сукна. (Воспитатель показывает фотографии саамской обуви).

Ребята внимательно рассмотрите пимы и бурки и назовите, из каких геометрических фигур состоит узор на обуви? Какие цвета использовали саамские мастерицы?

Ответы детей.

 

Физкультминутка.

Воспитатель. Ребята, давайте немного поиграем, повторяйте за иной.

Я мороза не боюсь

Я мороза не боюсь,                                                      Шагаем на месте.

С ним я крепко подружусь.                                        Хлопаем в ладоши.

Подойдет ко мне мороз,                                              Присели.

Тронет руку, тронет нос                                              Показали руку, нос.

Значит, надо не зевать,                                                Хлопаем в ладоши.

Прыгать, бегать и играть.                                            Прыжки на месте.

 

Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе образцы сапожек, украшенных аппликативным саамским узором.

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые и нарядные пимы и бурки, все они украшены разным орнаментом.

  • Сапожки все такие разные, но вырезать их можно одним способом, а потом оформить каждый по-своему.  Придумать свой узор, чтобы он отличался от других.
  • Вырежете сапожки – берем бумажный прямоугольник, складываем пополам, рисуем простым карандашом один сапожок, вырезаем по нарисованному контуру и получаем два совершенно одинаковых сапога.
  • Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своем сапожке. 
  • Возьмите полоску бумаги, согните ее несколько раз. Сколько деталей, столько раз и сгибаем полоску. Если у вас получатся квадратики, из них вы сможете вырезать круги, треугольники, из прямоугольников – овалы. 

Воспитатель спрашивает детей, какие цвета и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором,  помогает воспитатель.

 

Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится после того, как дети вырежут детали для составления узора.

            Обувь

Посчитаем в первый раз,                               Поочередно хлопать ладонями

Сколько обуви у нас.                                      и кулачком о стол,

Туфли, тапочки, сапожки.                              на каждое называние обуви

Для Наташи и Сережки.                                 загибать пальцы.

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки,

Для маленькой Галеньки.

Воспитатель выставляет схему, показывающую последовательность работы, и предлагает детям приступить к работе.

Воспитатель. Ребята, будьте внимательными, аккуратно вырезайте детали и приклеивайте их на сапоги.

По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь в выборе композиции и способа вырезания геометрических фигур для узора. В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамские сапожки».

Воспитатель. Сегодня вы были саамскими мастерами, вдохновенно трудились. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своей работой.

Вам нравится наши сапожки?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы украшали саамские сапожки – пимы и бурки,  национальным орнаментом. Людям, которые родились на Севере, где большая часть года земля покрыта снегом, необходима теплая и удобная обувь. Потребность каждого человека делать окружающие его предметы не только удобными в обращении, но и красивыми. Посмотрите, какие яркие и красивые узоры получились на наших сапожках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikatsiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликация «Укрась саамский сапожок»

Старшая группа

Задачи:

  • расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
  • учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов сапожки;
  • совершенствовать изобразительную технику и формировать практические навыки работы с бумагой;
  • закрепить и систематизировать представления о геометрических фигурах, приемы вырезания геометрических элементов для составления узора, сочетая их по цвету, композиции;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать интерес к национальному искусству саамов.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью саамов и  их национальным костюмом. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства саамов. Подготовка материала для аппликации. Воспитатель готовит варианты оформления саамского сапожка для показа и пояснения детям по ходу занятия.

Материалы, инструменты, оборудование.

Цветная  и фактурная бумага для вырезания силуэтов сапожка, полоски цветной бархатной  бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, бумажные и матерчатые салфетки, подносы для обрезков.

 

Ход образовательной деятельности.

Звучит фонограмма саамской народной мелодии.

Воспитатель. Ребята, сегодня наша группа превратилась в творческую мастерскую, а мы с вами в саамских мастеров. Саамы издавна славились своими мастерами. Они украшали свою одежду красивыми узорами из меховой мозаики, цветного сукна и бисера.

Давайте вспомним особенности саамских узоров. Чем вас привлекают саамские узоры?

Ответы детей. (Яркостью, простотой, праздничностью).

Воспитатель. Правильно, саамские узоры отличаются своей яркостью и самобытностью.    Из каких элементов состоит саамский орнамент? Назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель. Саамский орнамент состоит из простых элементов – геометрических фигур: треугольников, квадратов, ромбов, прямоугольников. Каждый элемент узора рассказывает об окружающей природе, о её красоте, о жизни саам в тундре.

На Севере короткое лето и длинная зима. Зимой в тундре все покрыто белым серебристым снегом. Поэтому саамы для украшения одежды использовали яркие жизнерадостные цвета.

Какие основные цвета используют саамские мастера?

Ответы детей.

Воспитатель.  Саамские мастера в своих узорах использовали четыре цвета. Каждый цвет связан с окружающей природой.

Давайте вспомним, о чем нам могут рассказать цвета саамского узора:

  • синий – цвет неба и воды, сопки.
  • красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
  • жёлтый – луна, времена года.
  • белый, голубой –  чистый снег, тундра, дорога.

Воспитатель. Особенно ярким и богатым узором мастера украшали свою зимнюю национальную обувь.

Как называют саамские сапоги?

Ответы детей.

Воспитатель. Саамские сапоги пимы и бурки  декорировали богатым узором из меховой мозаики и аппликации из кусочков цветного сукна. (Воспитатель показывает фотографии саамской обуви).

Ребята внимательно рассмотрите пимы и бурки и назовите, из каких геометрических фигур состоит узор на обуви? Какие цвета использовали саамские мастерицы?

Ответы детей.

Физкультминутка.

Воспитатель. Ребята, давайте немного поиграем, повторяйте за иной.

Я мороза не боюсь

Я мороза не боюсь,                                                      Шагаем на месте.

С ним я крепко подружусь.                                        Хлопаем в ладоши.

Подойдет ко мне мороз,                                              Присели.

Тронет руку, тронет нос                                              Показали руку, нос.

Значит, надо не зевать,                                                Хлопаем в ладоши.

Прыгать, бегать и играть.                                            Прыжки на месте.

Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе образцы сапожек, украшенных аппликативным саамским узором.

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые и нарядные пимы и бурки, все они украшены разным орнаментом.

  • Сапожки все такие разные, но вырезать их можно одним способом, а потом оформить каждый по-своему.  Придумать свой узор, чтобы он отличался от других.
  • Вырежете сапожки – берем бумажный прямоугольник, складываем пополам, рисуем простым карандашом один сапожок, вырезаем по нарисованному контуру и получаем два совершенно одинаковых сапога.
  • Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своем сапожке.  
  • Возьмите полоску бумаги, согните ее несколько раз. Сколько деталей, столько раз и сгибаем полоску. Если у вас получатся квадратики, из них вы сможете вырезать круги, треугольники, из прямоугольников – овалы.  

Воспитатель спрашивает детей, какие цвета и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором,  помогает воспитатель.

Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится после того, как дети вырежут детали для составления узора.

            Обувь

Посчитаем в первый раз,                               Поочередно хлопать ладонями

Сколько обуви у нас.                                      и кулачком о стол,

Туфли, тапочки, сапожки.                              на каждое называние обуви

Для Наташи и Сережки.                                 загибать пальцы.

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки,

Для маленькой Галеньки.

Воспитатель выставляет схему, показывающую последовательность работы, и предлагает детям приступить к работе.

Воспитатель. Ребята, будьте внимательными, аккуратно вырезайте детали и приклеивайте их на сапоги.

По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь в выборе композиции и способа вырезания геометрических фигур для узора. В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамские сапожки».

Воспитатель. Сегодня вы были саамскими мастерами, вдохновенно трудились. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своей работой.

Вам нравится наши сапожки?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы украшали саамские сапожки – пимы и бурки,  национальным орнаментом. Людям, которые родились на Севере, где большая часть года земля покрыта снегом, необходима теплая и удобная обувь. Потребность каждого человека делать окружающие его предметы не только удобными в обращении, но и красивыми. Посмотрите, какие яркие и красивые узоры получились на наших сапожках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Конкурс знатоков " (посвященной саамской недели )

          Программные задачи: 1.Закрепить знания о саамах.2.Повторить и закрепить знания детей о зимней одежде саамов.3.Научить детей читать стихи, посвященных саа...

Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".

Знакомство с национальным саамским узором.Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».Подготовительная  группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коре...

Аппликация с элементами рисования "Саамская рукавичка"

Аппликация с элементами рисования «Саамская рукавичка»Подготовительная группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов;совершенствовать и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СААМСКИХ ИГР ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С БЫТОМ И ТРАДИЦИЯМИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Саамская рукавичка»

Цель: воспитание любви к родному краю через прикладную деятельность. Программное содержание:1.  Расширить и закрепить знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова - саамов;2....

ЗА СААМСКОЙ ПЕСЕНКОЙ. Конспект НОД по музыке для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование познавательной активности старших дошкольников посредством ознакомления с региональным наследием.  Задачи: познакомить детей  с саамской народной песней "йойк&qu...

Мастер-класс: «Саамская подвижная игра «Веревочка»

Мастер-класс: «Саамская подвижная игра «Веревочка»...