Аппликация "Укрась саамский сапожок"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Аппликация «Укрась саамский сапожок»
Старшая группа
Задачи:
- расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
- учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов сапожки;
- совершенствовать изобразительную технику и формировать практические навыки работы с бумагой;
- закрепить и систематизировать представления о геометрических фигурах, приемы вырезания геометрических элементов для составления узора, сочетая их по цвету, композиции;
- развивать творческое воображение;
- воспитывать интерес к национальному искусству саамов.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью саамов и их национальным костюмом. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства саамов. Подготовка материала для аппликации. Воспитатель готовит варианты оформления саамского сапожка для показа и пояснения детям по ходу занятия.
Материалы, инструменты, оборудование.
Цветная и фактурная бумага для вырезания силуэтов сапожка, полоски цветной бархатной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, бумажные и матерчатые салфетки, подносы для обрезков.
Ход образовательной деятельности.
Звучит фонограмма саамской народной мелодии.
Воспитатель. Ребята, сегодня наша группа превратилась в творческую мастерскую, а мы с вами в саамских мастеров. Саамы издавна славились своими мастерами. Они украшали свою одежду красивыми узорами из меховой мозаики, цветного сукна и бисера.
Давайте вспомним особенности саамских узоров. Чем вас привлекают саамские узоры?
Ответы детей. (Яркостью, простотой, праздничностью).
Воспитатель. Правильно, саамские узоры отличаются своей яркостью и самобытностью. Из каких элементов состоит саамский орнамент? Назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель. Саамский орнамент состоит из простых элементов – геометрических фигур: треугольников, квадратов, ромбов, прямоугольников. Каждый элемент узора рассказывает об окружающей природе, о её красоте, о жизни саам в тундре.
На Севере короткое лето и длинная зима. Зимой в тундре все покрыто белым серебристым снегом. Поэтому саамы для украшения одежды использовали яркие жизнерадостные цвета.
Какие основные цвета используют саамские мастера?
Ответы детей.
Воспитатель. Саамские мастера в своих узорах использовали четыре цвета. Каждый цвет связан с окружающей природой.
Давайте вспомним, о чем нам могут рассказать цвета саамского узора:
- синий – цвет неба и воды, сопки.
- красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
- жёлтый – луна, времена года.
- белый, голубой – чистый снег, тундра, дорога.
Воспитатель. Особенно ярким и богатым узором мастера украшали свою зимнюю национальную обувь.
Как называют саамские сапоги?
Ответы детей.
Воспитатель. Саамские сапоги пимы и бурки декорировали богатым узором из меховой мозаики и аппликации из кусочков цветного сукна. (Воспитатель показывает фотографии саамской обуви).
Ребята внимательно рассмотрите пимы и бурки и назовите, из каких геометрических фигур состоит узор на обуви? Какие цвета использовали саамские мастерицы?
Ответы детей.
Физкультминутка.
Воспитатель. Ребята, давайте немного поиграем, повторяйте за иной.
Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, Шагаем на месте.
С ним я крепко подружусь. Хлопаем в ладоши.
Подойдет ко мне мороз, Присели.
Тронет руку, тронет нос Показали руку, нос.
Значит, надо не зевать, Хлопаем в ладоши.
Прыгать, бегать и играть. Прыжки на месте.
Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе образцы сапожек, украшенных аппликативным саамским узором.
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые и нарядные пимы и бурки, все они украшены разным орнаментом.
- Сапожки все такие разные, но вырезать их можно одним способом, а потом оформить каждый по-своему. Придумать свой узор, чтобы он отличался от других.
- Вырежете сапожки – берем бумажный прямоугольник, складываем пополам, рисуем простым карандашом один сапожок, вырезаем по нарисованному контуру и получаем два совершенно одинаковых сапога.
- Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своем сапожке.
- Возьмите полоску бумаги, согните ее несколько раз. Сколько деталей, столько раз и сгибаем полоску. Если у вас получатся квадратики, из них вы сможете вырезать круги, треугольники, из прямоугольников – овалы.
Воспитатель спрашивает детей, какие цвета и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором, помогает воспитатель.
Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика проводится после того, как дети вырежут детали для составления узора.
Обувь
Посчитаем в первый раз, Поочередно хлопать ладонями
Сколько обуви у нас. и кулачком о стол,
Туфли, тапочки, сапожки. на каждое называние обуви
Для Наташи и Сережки. загибать пальцы.
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки,
Для маленькой Галеньки.
Воспитатель выставляет схему, показывающую последовательность работы, и предлагает детям приступить к работе.
Воспитатель. Ребята, будьте внимательными, аккуратно вырезайте детали и приклеивайте их на сапоги.
По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь в выборе композиции и способа вырезания геометрических фигур для узора. В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамские сапожки».
Воспитатель. Сегодня вы были саамскими мастерами, вдохновенно трудились. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своей работой.
Вам нравится наши сапожки?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы украшали саамские сапожки – пимы и бурки, национальным орнаментом. Людям, которые родились на Севере, где большая часть года земля покрыта снегом, необходима теплая и удобная обувь. Потребность каждого человека делать окружающие его предметы не только удобными в обращении, но и красивыми. Посмотрите, какие яркие и красивые узоры получились на наших сапожках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аппликация «Укрась саамский сапожок»
Старшая группа
Задачи:
- расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
- учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов сапожки;
- совершенствовать изобразительную технику и формировать практические навыки работы с бумагой;
- закрепить и систематизировать представления о геометрических фигурах, приемы вырезания геометрических элементов для составления узора, сочетая их по цвету, композиции;
- развивать творческое воображение;
- воспитывать интерес к национальному искусству саамов.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью саамов и их национальным костюмом. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства саамов. Подготовка материала для аппликации. Воспитатель готовит варианты оформления саамского сапожка для показа и пояснения детям по ходу занятия.
Материалы, инструменты, оборудование.
Цветная и фактурная бумага для вырезания силуэтов сапожка, полоски цветной бархатной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, бумажные и матерчатые салфетки, подносы для обрезков.
Ход образовательной деятельности.
Звучит фонограмма саамской народной мелодии.
Воспитатель. Ребята, сегодня наша группа превратилась в творческую мастерскую, а мы с вами в саамских мастеров. Саамы издавна славились своими мастерами. Они украшали свою одежду красивыми узорами из меховой мозаики, цветного сукна и бисера.
Давайте вспомним особенности саамских узоров. Чем вас привлекают саамские узоры?
Ответы детей. (Яркостью, простотой, праздничностью).
Воспитатель. Правильно, саамские узоры отличаются своей яркостью и самобытностью. Из каких элементов состоит саамский орнамент? Назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель. Саамский орнамент состоит из простых элементов – геометрических фигур: треугольников, квадратов, ромбов, прямоугольников. Каждый элемент узора рассказывает об окружающей природе, о её красоте, о жизни саам в тундре.
На Севере короткое лето и длинная зима. Зимой в тундре все покрыто белым серебристым снегом. Поэтому саамы для украшения одежды использовали яркие жизнерадостные цвета.
Какие основные цвета используют саамские мастера?
Ответы детей.
Воспитатель. Саамские мастера в своих узорах использовали четыре цвета. Каждый цвет связан с окружающей природой.
Давайте вспомним, о чем нам могут рассказать цвета саамского узора:
- синий – цвет неба и воды, сопки.
- красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
- жёлтый – луна, времена года.
- белый, голубой – чистый снег, тундра, дорога.
Воспитатель. Особенно ярким и богатым узором мастера украшали свою зимнюю национальную обувь.
Как называют саамские сапоги?
Ответы детей.
Воспитатель. Саамские сапоги пимы и бурки декорировали богатым узором из меховой мозаики и аппликации из кусочков цветного сукна. (Воспитатель показывает фотографии саамской обуви).
Ребята внимательно рассмотрите пимы и бурки и назовите, из каких геометрических фигур состоит узор на обуви? Какие цвета использовали саамские мастерицы?
Ответы детей.
Физкультминутка.
Воспитатель. Ребята, давайте немного поиграем, повторяйте за иной.
Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, Шагаем на месте.
С ним я крепко подружусь. Хлопаем в ладоши.
Подойдет ко мне мороз, Присели.
Тронет руку, тронет нос Показали руку, нос.
Значит, надо не зевать, Хлопаем в ладоши.
Прыгать, бегать и играть. Прыжки на месте.
Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе образцы сапожек, украшенных аппликативным саамским узором.
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые и нарядные пимы и бурки, все они украшены разным орнаментом.
- Сапожки все такие разные, но вырезать их можно одним способом, а потом оформить каждый по-своему. Придумать свой узор, чтобы он отличался от других.
- Вырежете сапожки – берем бумажный прямоугольник, складываем пополам, рисуем простым карандашом один сапожок, вырезаем по нарисованному контуру и получаем два совершенно одинаковых сапога.
- Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своем сапожке.
- Возьмите полоску бумаги, согните ее несколько раз. Сколько деталей, столько раз и сгибаем полоску. Если у вас получатся квадратики, из них вы сможете вырезать круги, треугольники, из прямоугольников – овалы.
Воспитатель спрашивает детей, какие цвета и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором, помогает воспитатель.
Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика проводится после того, как дети вырежут детали для составления узора.
Обувь
Посчитаем в первый раз, Поочередно хлопать ладонями
Сколько обуви у нас. и кулачком о стол,
Туфли, тапочки, сапожки. на каждое называние обуви
Для Наташи и Сережки. загибать пальцы.
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки,
Для маленькой Галеньки.
Воспитатель выставляет схему, показывающую последовательность работы, и предлагает детям приступить к работе.
Воспитатель. Ребята, будьте внимательными, аккуратно вырезайте детали и приклеивайте их на сапоги.
По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь в выборе композиции и способа вырезания геометрических фигур для узора. В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамские сапожки».
Воспитатель. Сегодня вы были саамскими мастерами, вдохновенно трудились. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своей работой.
Вам нравится наши сапожки?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы украшали саамские сапожки – пимы и бурки, национальным орнаментом. Людям, которые родились на Севере, где большая часть года земля покрыта снегом, необходима теплая и удобная обувь. Потребность каждого человека делать окружающие его предметы не только удобными в обращении, но и красивыми. Посмотрите, какие яркие и красивые узоры получились на наших сапожках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Конкурс знатоков " (посвященной саамской недели )
Программные задачи: 1.Закрепить знания о саамах.2.Повторить и закрепить знания детей о зимней одежде саамов.3.Научить детей читать стихи, посвященных саа...
Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".
Знакомство с национальным саамским узором.Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».Подготовительная группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коре...
Аппликация с элементами рисования "Саамская рукавичка"
Аппликация с элементами рисования «Саамская рукавичка»Подготовительная группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов;совершенствовать и...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СААМСКИХ ИГР ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С БЫТОМ И ТРАДИЦИЯМИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Саамская рукавичка»
Цель: воспитание любви к родному краю через прикладную деятельность. Программное содержание:1. Расширить и закрепить знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова - саамов;2....
ЗА СААМСКОЙ ПЕСЕНКОЙ. Конспект НОД по музыке для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование познавательной активности старших дошкольников посредством ознакомления с региональным наследием. Задачи: познакомить детей с саамской народной песней "йойк&qu...
Мастер-класс: «Саамская подвижная игра «Веревочка»
Мастер-класс: «Саамская подвижная игра «Веревочка»...