Аппликация с элементами рисования "Саамская рукавичка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Тюляпина Татьяна Александровна

Аппликация с элементами рисования

«Саамская рукавичка»

Подготовительная группа

 

Задачи:

  • расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
  • совершенствовать изобразительную технику и формировать практические навыки работы с бумагой;
  • закреплять приемы вырезания геометрических элементов и составлять узор, сочетая по цвету, композиции;
  • развивать умение работать с различными инструментами и материалом;
  • воспитывать интерес к национальному искусству саамов.

 

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью саамов и домашних животных на Крайнем Севере. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства саамов. Подготовка бумаги для аппликации. Воспитатель готовит варианты оформления саамской рукавички для показа и пояснения детям по ходу занятия.

 

Материалы, инструменты, оборудование.

Набор цветной бумаги, картонный прямоугольник с нанесенным на нем контуром рукавицы, ножницы, клей, клеевые кисточки, краски, ватные палочки, бумажные и матерчатые салфетки, подносы для обрезков.

Саамская рукавичка, музыкальное сопровождение – саамские мелодии и песни, магнитофон.

 

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришла посылка из саамской деревни. Чтобы ее открыть и узнать, что в ней находится, вы должны отгадать загадку:

 

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

                     (рукавицы, варежки)

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы! Вы правильно отгадали загадку – это рукавицы. (Воспитатель открывает посылку и достает рукавичка). Скажите мне, зачем люди носят рукавицы?

Ответы детей.

Воспитатель. Мы с вами живет на Крайнем Севере, у нас долгая и холодная зима. Поэтому  зимой мы все носим теплые рукавицы, варежки, перчатки.

В тундре, где живут саамы, ещё холоднее и морознее. Свои рукавицы они шьют из оленьих шкур мехом наружу и украшают их кусочками цветного сукна и бисером. Называется такая рукавица – кысста.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает саамскую  рукавичку.

Воспитатель. Саамский орнамент состоит из отдельных элементов. Каждый элемент узора повествует об окружающей природе, о её несравненной красоте, рассказывает о жизни саам в тундре. По украшенному изделию можно прочитать о том, что хотела рассказать саамская мастерица своим узором.

Основные элементы саамского узора состоят из простых геометрических фигур (треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и овал), которые доступны для вышивания каждой мастерицы. Эти элементы чередуются, повторяются.

Ребята внимательно рассмотрите рукавицу и назовите, какие цвета в ней использовали саамские мастерицы?

Ответы детей.

Воспитатель.  Самый уникальный вид украшения – вышивка бисером. Она имеет свои богатые и интересные традиции. Бисерный узор представляет собой сложный, непрерывный  рисунок. Сукно, на котором вышивали рисунок, обычно красного цвета. Сам бисер - трех основных цветов: белого, голубого, желтого. Встречаются синий и зеленый, никогда не употребляли черный бисер.

О саамском орнаменте написала стихотворение Октябрина Воронова, послушайте его:

Бусинка к бусинке ровненько ляжет

Четкой фигуркой на ярком сукне.

Каждый узор подробно расскажет

О мастерстве на снегу при луне.

Какие основные цвета бисера в  своих узорах использовали саамские мастерицы?

Ответы детей.

 

Воспитатель.  Саамы верили в доброе начало природы и воспринимали солнце, небо и землю, как живые существа.

Давайте вспомним, о чем нам могут поведать цвета саамского орнамента:

  • синий – цвет неба и воды, сопки.
  • красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
  • жёлтый – луна, времена года.
  • белый, голубой –  чистый снег, тундра, дорога.

 

Физкультминутка.

Ритмические движения под саамскую мелодию.

Изобразите,

  • как бегут олени;
  • бродит медведь;
  • летает сова.

 

Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе варианты рукавичек, украшенных аппликативным саамским узором.

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые и нарядные рукавицы. Каждая из них украшены разным орнаментом.

  • Вырежете рукавичку и придумать свой узор. Представьте, что делаете ее для близкого человека, чтобы она согревала его руки в мороз и отличалась своим узором от других.
  • Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своей рукавичке.  
  • Возьмите полоску бумаги, согните ее несколько раз. У вас получатся квадратики, из них вы сможете вырезать  треугольники.
  • Каждый узор еще украшали вышивкой из бисера. Рисовать бисеринки можно ватными палочками, так как они оставляют круглый след, похожий на бисер.

 

Воспитатель спрашивает детей, какие цвета и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором,  помогает воспитатель.

 

Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится после того, как дети вырежут детали для составления узора и наклеят их.

«Пальчики»

Встают послушно пальчики,

Воспитанные мальчики.

Стоят – не шелохнутся,

Зови – не отзовутся.

image

Поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время зафиксировать их в таком положении.

После пальчиковой гимнастики дети рисуют орнамент ватными палочками.

В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамская рукавичка».

Воспитатель. Сегодня вы были саамскими мастерами, вдохновенно трудились. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своей работой.

Вам нравится наши рукавички?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомились с  национальным орнаментом саамов. Людям, которые родились на севере, где большая часть года земля покрыта снегом, необходимы яркие цвета красок. Посмотрите, какие яркие и красивые узоры получились на наших рукавичках, они радуют наши глаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikatsiya_saamskaya_rukovichka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликация с элементами рисования

«Саамская рукавичка»

Подготовительная группа

Задачи:

  • расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
  • совершенствовать изобразительную технику и формировать практические навыки работы с бумагой;
  • закреплять приемы вырезания геометрических элементов и составлять узор, сочетая по цвету, композиции;
  • развивать умение работать с различными инструментами и материалом;
  • воспитывать интерес к национальному искусству саамов.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью саамов и домашних животных на Крайнем Севере. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства саамов. Подготовка бумаги для аппликации. Воспитатель готовит варианты оформления саамской рукавички для показа и пояснения детям по ходу занятия.

Материалы, инструменты, оборудование.

Набор цветной бумаги, картонный прямоугольник с нанесенным на нем контуром рукавицы, ножницы, клей, клеевые кисточки, краски, ватные палочки, бумажные и матерчатые салфетки, подносы для обрезков.

Саамская рукавичка, музыкальное сопровождение – саамские мелодии и песни, магнитофон.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришла посылка из саамской деревни. Чтобы ее открыть и узнать, что в ней находится, вы должны отгадать загадку:

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

                     (рукавицы, варежки)

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы! Вы правильно отгадали загадку – это рукавицы. (Воспитатель открывает посылку и достает рукавичка). Скажите мне, зачем люди носят рукавицы?

Ответы детей.

Воспитатель. Мы с вами живет на Крайнем Севере, у нас долгая и холодная зима. Поэтому  зимой мы все носим теплые рукавицы, варежки, перчатки.

В тундре, где живут саамы, ещё холоднее и морознее. Свои рукавицы они шьют из оленьих шкур мехом наружу и украшают их кусочками цветного сукна и бисером. Называется такая рукавица – кысста.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает саамскую  рукавичку.

Воспитатель. Саамский орнамент состоит из отдельных элементов. Каждый элемент узора повествует об окружающей природе, о её несравненной красоте, рассказывает о жизни саам в тундре. По украшенному изделию можно прочитать о том, что хотела рассказать саамская мастерица своим узором.

Основные элементы саамского узора состоят из простых геометрических фигур (треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и овал), которые доступны для вышивания каждой мастерицы. Эти элементы чередуются, повторяются.

Ребята внимательно рассмотрите рукавицу и назовите, какие цвета в ней использовали саамские мастерицы?

Ответы детей.

Воспитатель.  Самый уникальный вид украшения – вышивка бисером. Она имеет свои богатые и интересные традиции. Бисерный узор представляет собой сложный, непрерывный  рисунок. Сукно, на котором вышивали рисунок, обычно красного цвета. Сам бисер - трех основных цветов: белого, голубого, желтого. Встречаются синий и зеленый, никогда не употребляли черный бисер.

О саамском орнаменте написала стихотворение Октябрина Воронова, послушайте его:

Бусинка к бусинке ровненько ляжет

Четкой фигуркой на ярком сукне.

Каждый узор подробно расскажет

О мастерстве на снегу при луне.

Какие основные цвета бисера в  своих узорах использовали саамские мастерицы?

Ответы детей.

Воспитатель.  Саамы верили в доброе начало природы и воспринимали солнце, небо и землю, как живые существа.

Давайте вспомним, о чем нам могут поведать цвета саамского орнамента:

  • синий – цвет неба и воды, сопки.
  • красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
  • жёлтый – луна, времена года.
  • белый, голубой –  чистый снег, тундра, дорога.

Физкультминутка.

Ритмические движения под саамскую мелодию.

Изобразите,

  • как бегут олени;
  • бродит медведь;
  • летает сова.

Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе варианты рукавичек, украшенных аппликативным саамским узором.

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые и нарядные рукавицы. Каждая из них украшены разным орнаментом.

  • Вырежете рукавичку и придумать свой узор. Представьте, что делаете ее для близкого человека, чтобы она согревала его руки в мороз и отличалась своим узором от других.
  • Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своей рукавичке.  
  • Возьмите полоску бумаги, согните ее несколько раз. У вас получатся квадратики, из них вы сможете вырезать  треугольники.
  • Каждый узор еще украшали вышивкой из бисера. Рисовать бисеринки можно ватными палочками, так как они оставляют круглый след, похожий на бисер.

 

Воспитатель спрашивает детей, какие цвета и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором,  помогает воспитатель.

Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится после того, как дети вырежут детали для составления узора и наклеят их.

«Пальчики»

Встают послушно пальчики,

Воспитанные мальчики.

Стоят – не шелохнутся,

Зови – не отзовутся.

Поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время зафиксировать их в таком положении.

После пальчиковой гимнастики дети рисуют орнамент ватными палочками.

В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамская рукавичка».

Воспитатель. Сегодня вы были саамскими мастерами, вдохновенно трудились. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своей работой.

Вам нравится наши рукавички?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомились с  национальным орнаментом саамов. Людям, которые родились на севере, где большая часть года земля покрыта снегом, необходимы яркие цвета красок. Посмотрите, какие яркие и красивые узоры получились на наших рукавичках, они радуют наши глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....

Конспект занятие по развитию речи в средней группе с элементами театрализации «Рукавичка»

Занятие для детей средней группы помогает развивать речь, учит детей разыгрывать представление по знакомой сказке, учит чувствовать и понимать эмоциональное состояние сказочных героев, развивает добро...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Рукавичка Деда Мороза"

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Рукавичка Деда Мороза"...

Аппликация в старшей группе "Рукавички" конспект

Материал содержит конспект НОД по аппликации,образец,дидактическую игру для распечатывания...

НОД. Художественно- эстетическое развитие ( аппликация ). Тема " Украсим домик- рукавичку".

Конспект НОД во 2 младшей группе. Художественно-эстетическое развитие (аппликация).  Тема: Украсим «домик-рукавичку»Цель: создание социальной ситуации, путем театрализованного пр...