Аппликация с элементами рисования "Саамская рукавичка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Аппликация с элементами рисования
«Саамская рукавичка»
Подготовительная группа
Задачи:
- расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
- совершенствовать изобразительную технику и формировать практические навыки работы с бумагой;
- закреплять приемы вырезания геометрических элементов и составлять узор, сочетая по цвету, композиции;
- развивать умение работать с различными инструментами и материалом;
- воспитывать интерес к национальному искусству саамов.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью саамов и домашних животных на Крайнем Севере. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства саамов. Подготовка бумаги для аппликации. Воспитатель готовит варианты оформления саамской рукавички для показа и пояснения детям по ходу занятия.
Материалы, инструменты, оборудование.
Набор цветной бумаги, картонный прямоугольник с нанесенным на нем контуром рукавицы, ножницы, клей, клеевые кисточки, краски, ватные палочки, бумажные и матерчатые салфетки, подносы для обрезков.
Саамская рукавичка, музыкальное сопровождение – саамские мелодии и песни, магнитофон.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришла посылка из саамской деревни. Чтобы ее открыть и узнать, что в ней находится, вы должны отгадать загадку:
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(рукавицы, варежки)
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Вы правильно отгадали загадку – это рукавицы. (Воспитатель открывает посылку и достает рукавичка). Скажите мне, зачем люди носят рукавицы?
Ответы детей.
Воспитатель. Мы с вами живет на Крайнем Севере, у нас долгая и холодная зима. Поэтому зимой мы все носим теплые рукавицы, варежки, перчатки.
В тундре, где живут саамы, ещё холоднее и морознее. Свои рукавицы они шьют из оленьих шкур мехом наружу и украшают их кусочками цветного сукна и бисером. Называется такая рукавица – кысста.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает саамскую рукавичку.
Воспитатель. Саамский орнамент состоит из отдельных элементов. Каждый элемент узора повествует об окружающей природе, о её несравненной красоте, рассказывает о жизни саам в тундре. По украшенному изделию можно прочитать о том, что хотела рассказать саамская мастерица своим узором.
Основные элементы саамского узора состоят из простых геометрических фигур (треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и овал), которые доступны для вышивания каждой мастерицы. Эти элементы чередуются, повторяются.
Ребята внимательно рассмотрите рукавицу и назовите, какие цвета в ней использовали саамские мастерицы?
Ответы детей.
Воспитатель. Самый уникальный вид украшения – вышивка бисером. Она имеет свои богатые и интересные традиции. Бисерный узор представляет собой сложный, непрерывный рисунок. Сукно, на котором вышивали рисунок, обычно красного цвета. Сам бисер - трех основных цветов: белого, голубого, желтого. Встречаются синий и зеленый, никогда не употребляли черный бисер.
О саамском орнаменте написала стихотворение Октябрина Воронова, послушайте его:
Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Четкой фигуркой на ярком сукне.
Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу при луне.
Какие основные цвета бисера в своих узорах использовали саамские мастерицы?
Ответы детей.
Воспитатель. Саамы верили в доброе начало природы и воспринимали солнце, небо и землю, как живые существа.
Давайте вспомним, о чем нам могут поведать цвета саамского орнамента:
- синий – цвет неба и воды, сопки.
- красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
- жёлтый – луна, времена года.
- белый, голубой – чистый снег, тундра, дорога.
Физкультминутка.
Ритмические движения под саамскую мелодию.
Изобразите,
- как бегут олени;
- бродит медведь;
- летает сова.
Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе варианты рукавичек, украшенных аппликативным саамским узором.
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые и нарядные рукавицы. Каждая из них украшены разным орнаментом.
- Вырежете рукавичку и придумать свой узор. Представьте, что делаете ее для близкого человека, чтобы она согревала его руки в мороз и отличалась своим узором от других.
- Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своей рукавичке.
- Возьмите полоску бумаги, согните ее несколько раз. У вас получатся квадратики, из них вы сможете вырезать треугольники.
- Каждый узор еще украшали вышивкой из бисера. Рисовать бисеринки можно ватными палочками, так как они оставляют круглый след, похожий на бисер.
Воспитатель спрашивает детей, какие цвета и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором, помогает воспитатель.
Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика проводится после того, как дети вырежут детали для составления узора и наклеят их.
«Пальчики»
Встают послушно пальчики,
Воспитанные мальчики.
Стоят – не шелохнутся,
Зови – не отзовутся.
Поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время зафиксировать их в таком положении.
После пальчиковой гимнастики дети рисуют орнамент ватными палочками.
В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамская рукавичка».
Воспитатель. Сегодня вы были саамскими мастерами, вдохновенно трудились. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своей работой.
Вам нравится наши рукавички?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомились с национальным орнаментом саамов. Людям, которые родились на севере, где большая часть года земля покрыта снегом, необходимы яркие цвета красок. Посмотрите, какие яркие и красивые узоры получились на наших рукавичках, они радуют наши глаза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya_saamskaya_rukovichka.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Аппликация с элементами рисования
«Саамская рукавичка»
Подготовительная группа
Задачи:
- расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
- совершенствовать изобразительную технику и формировать практические навыки работы с бумагой;
- закреплять приемы вырезания геометрических элементов и составлять узор, сочетая по цвету, композиции;
- развивать умение работать с различными инструментами и материалом;
- воспитывать интерес к национальному искусству саамов.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью саамов и домашних животных на Крайнем Севере. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства саамов. Подготовка бумаги для аппликации. Воспитатель готовит варианты оформления саамской рукавички для показа и пояснения детям по ходу занятия.
Материалы, инструменты, оборудование.
Набор цветной бумаги, картонный прямоугольник с нанесенным на нем контуром рукавицы, ножницы, клей, клеевые кисточки, краски, ватные палочки, бумажные и матерчатые салфетки, подносы для обрезков.
Саамская рукавичка, музыкальное сопровождение – саамские мелодии и песни, магнитофон.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришла посылка из саамской деревни. Чтобы ее открыть и узнать, что в ней находится, вы должны отгадать загадку:
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(рукавицы, варежки)
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Вы правильно отгадали загадку – это рукавицы. (Воспитатель открывает посылку и достает рукавичка). Скажите мне, зачем люди носят рукавицы?
Ответы детей.
Воспитатель. Мы с вами живет на Крайнем Севере, у нас долгая и холодная зима. Поэтому зимой мы все носим теплые рукавицы, варежки, перчатки.
В тундре, где живут саамы, ещё холоднее и морознее. Свои рукавицы они шьют из оленьих шкур мехом наружу и украшают их кусочками цветного сукна и бисером. Называется такая рукавица – кысста.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает саамскую рукавичку.
Воспитатель. Саамский орнамент состоит из отдельных элементов. Каждый элемент узора повествует об окружающей природе, о её несравненной красоте, рассказывает о жизни саам в тундре. По украшенному изделию можно прочитать о том, что хотела рассказать саамская мастерица своим узором.
Основные элементы саамского узора состоят из простых геометрических фигур (треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и овал), которые доступны для вышивания каждой мастерицы. Эти элементы чередуются, повторяются.
Ребята внимательно рассмотрите рукавицу и назовите, какие цвета в ней использовали саамские мастерицы?
Ответы детей.
Воспитатель. Самый уникальный вид украшения – вышивка бисером. Она имеет свои богатые и интересные традиции. Бисерный узор представляет собой сложный, непрерывный рисунок. Сукно, на котором вышивали рисунок, обычно красного цвета. Сам бисер - трех основных цветов: белого, голубого, желтого. Встречаются синий и зеленый, никогда не употребляли черный бисер.
О саамском орнаменте написала стихотворение Октябрина Воронова, послушайте его:
Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Четкой фигуркой на ярком сукне.
Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу при луне.
Какие основные цвета бисера в своих узорах использовали саамские мастерицы?
Ответы детей.
Воспитатель. Саамы верили в доброе начало природы и воспринимали солнце, небо и землю, как живые существа.
Давайте вспомним, о чем нам могут поведать цвета саамского орнамента:
- синий – цвет неба и воды, сопки.
- красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
- жёлтый – луна, времена года.
- белый, голубой – чистый снег, тундра, дорога.
Физкультминутка.
Ритмические движения под саамскую мелодию.
Изобразите,
- как бегут олени;
- бродит медведь;
- летает сова.
Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе варианты рукавичек, украшенных аппликативным саамским узором.
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые и нарядные рукавицы. Каждая из них украшены разным орнаментом.
- Вырежете рукавичку и придумать свой узор. Представьте, что делаете ее для близкого человека, чтобы она согревала его руки в мороз и отличалась своим узором от других.
- Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своей рукавичке.
- Возьмите полоску бумаги, согните ее несколько раз. У вас получатся квадратики, из них вы сможете вырезать треугольники.
- Каждый узор еще украшали вышивкой из бисера. Рисовать бисеринки можно ватными палочками, так как они оставляют круглый след, похожий на бисер.
Воспитатель спрашивает детей, какие цвета и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором, помогает воспитатель.
Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика проводится после того, как дети вырежут детали для составления узора и наклеят их.
«Пальчики»
Встают послушно пальчики,
Воспитанные мальчики.
Стоят – не шелохнутся,
Зови – не отзовутся.
Поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время зафиксировать их в таком положении.
После пальчиковой гимнастики дети рисуют орнамент ватными палочками.
В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамская рукавичка».
Воспитатель. Сегодня вы были саамскими мастерами, вдохновенно трудились. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своей работой.
Вам нравится наши рукавички?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомились с национальным орнаментом саамов. Людям, которые родились на севере, где большая часть года земля покрыта снегом, необходимы яркие цвета красок. Посмотрите, какие яркие и красивые узоры получились на наших рукавичках, они радуют наши глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Волшебный мир аппликации» обучение детей среднего дошкольного возраста аппликации с элементами нетрадиционных техник и бросового материала
Эта презентация позволит интересующимся педагогам познакомится с моим опытом работы....
Конспект НОД по аппликации в младшей группе «Рукавичка для Деда Мороза»
Новогодние идеи для творчества с детьми....
Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа
Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....
Конспект занятие по развитию речи в средней группе с элементами театрализации «Рукавичка»
Занятие для детей средней группы помогает развивать речь, учит детей разыгрывать представление по знакомой сказке, учит чувствовать и понимать эмоциональное состояние сказочных героев, развивает добро...
Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Рукавичка Деда Мороза"
Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Рукавичка Деда Мороза"...
Аппликация в старшей группе "Рукавички" конспект
Материал содержит конспект НОД по аппликации,образец,дидактическую игру для распечатывания...
НОД. Художественно- эстетическое развитие ( аппликация ). Тема " Украсим домик- рукавичку".
Конспект НОД во 2 младшей группе. Художественно-эстетическое развитие (аппликация). Тема: Украсим «домик-рукавичку»Цель: создание социальной ситуации, путем театрализованного пр...