Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Знакомство с национальным саамским узором.
Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».
Подготовительная группа
Задачи:
- расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
- учить замечать художественные элементы и основные цвета, определяющие специфику «саамского узора»;
- учить создавать декоративные точечные узоры пластическими средствами по мотивам национального искусства саамского узора;
- развивать чувство ритма и композиции;
- воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к национальному искусству саамов.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, предметов быта, знакомящих с жизнью саамов на Крайнем Севере. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства саамов. Подготовка бумаги для лепки. Воспитатель готовит варианты саамских узоров для показа и пояснения детям по ходу занятия.
Материалы, инструменты, оборудование.
Картон красного цвета (квадратной, круглой, прямоугольной формы), пластилин, стеки, салфетки бумажные и матерчатые.
Ход образовательной деятельности .
Перед занятием воспитатель оформляет выставку саамских предметов и иллюстраций в уголке творчества и приглашает детей полюбоваться ими.
Воспитатель. Ребята, у нас в группе появился мини-музей декоративно-прикладного искусства «Саамские умельцы» все эти предметы вы уже видели, когда мы с вами знакомились с национальным бытом саамов. Кто помнит название этих предметов?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Вы правильно назвали все предметы: шамшура – национальный головной убор, рукавицы – кысста, кисет, кошелек, пояс, сумка, пимы - сапоги. (Воспитатель показывает каждый предмет). Посмотрите внимательно, каждый предмет украшен национальным орнаментом. Саамы издавна славились своими мастерами-умельцами. Они изготавливали одежду, обувь, предметы быта, делали их не только удобными, но и красивыми.
- Какие цвета использовали саамы для создания узора?
- Какие геометрические формы встречаются в саамских узорах?
Ответы детей.
Воспитатель. По традиции работали с мехом саамские женщины: обрабатывали шкуры, шили из них одежду и предметы отделки, украшали узорами. У саамских мастериц были три основных способа украшения одежды и предметов:
- меховая мозаика;
- аппликация;
- вышивка бисером.
Саамские мастерицы издавна славились умением работать с мехом, поэтому традиционным видом декоративно-прикладного творчества саамов – меховая мозаика. Узор составлялся из темных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми вставляли небольшие отрезки цветного сукна.
Другой распространенный вид украшения меховых изделий – аппликация. Аппликацией украшали меховые изделия, нашивали на них кусочки цветного сукна, иногда в сочетании с вышивкой.
Самый уникальный вид украшения – вышивка бисером. Она имеет свои богатые и интересные традиции. Бисерный узор представляет собой сложный, непрерывный рисунок. Сукно, на котором вышивали рисунок, обычно красного цвета. Сам бисер - трех основных цветов: белого, голубого, желтого. Встречаются синий и зеленый, никогда не употребляли черный бисер.
Каждый цвет саамского орнамента может рассказать нам о северной природе, о её несравненной красоте, о жизни саамов в тундре:
- синий – цвет неба и воды, сопки.
- красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
- жёлтый – луна, времена года.
- белый, голубой – чистый снег, тундра, дорога.
О саамском орнаменте написала стихотворение Октябрина Воронова, послушайте его:
Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Четкой фигуркой на ярком сукне.
Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу при луне.
Четыре цвета – шамшура готова.
Красный – цвет жизни и очага.
На нем крупинки нежно - голубого
Это озера и реки – вода.
Желтый ласкает и радует глаз,
Будто луч солнца проснулся в щели.
Дополняет узор белый цвет, как алмаз –
Засыпаны им березы и ели.
Пусть предки не знали тогда букварей,
Их руки и разум остались в узорах.
В них жизнь, красота самих лопарей,
А сколько в них света!
А сколько простора!
Основные элементы всех саамских узоров - геометрические фигуры. Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и овал - обозначают сопки, дороги, реки, солнце, птиц, северное сияние, следы животных. Эти элементы в узоре чередуются и повторяются.
Физкультминутка.
Мы устали, засиделись
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)
Воспитатель. Ребята, мы с вами познакомились с саамскими узорами.
- Вспомните, о чем нам могут рассказать саамские узоры?
- Какие основные цвета бисера в своих узорах использовали саамские мастерицы?
- Что означают цвета бисера в узорах?
Ответы детей.
Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе варианты саамских узоров, нарисованных на круге, квадрате и прямоугольнике.
Воспитатель. Ребята, предлагаю каждому придумать свой узор и вылепить его из маленьких пластилиновых шариков. Представьте, что вы вышиваете саамский узор бисером.
- Лепить и выкладывать узор, вы будете из пластилина, раскатывая из него шарики, так как они похожий на бисер.
- Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своей геометрической фигуре.
- Составьте узоры в виде ромбов, треугольников, квадратов, овалов.
Воспитатель спрашивает детей, какие цвета пластилина и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором, помогает воспитатель.
Зрительная гимнастика.
«Тренировка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз – налево, два – направо, Посмотреть влево
Три –наверх, четыре — вниз. Посмотреть вправо.
А теперь по кругу смотрим, Круговые движения глазами: налево – вверх,
Чтобы лучше видеть мир. направо – вниз, вправо – вверх,
Взгляд направим ближе, дальше, влево – вниз.
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше, Поднять взгляд вверх.
Убедитесь вы сейчас! Опустить взгляд вниз.
А теперь нажмем немного,
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много, Быстро поморгать.
Чтоб усилить в тыщу раз!
В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамские узоры».
Воспитатель. Сегодня вы были саамскими мастерами, каждый из вас придумал свой узор. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своими работами.
Кто может рассказать о своем узоре?
Рассказы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_natsionalnym_saamskim_uzorom.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с национальным саамским узором.
Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».
Подготовительная группа
Задачи:
- расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
- учить замечать художественные элементы и основные цвета, определяющие специфику «саамского узора»;
- учить создавать декоративные точечные узоры пластическими средствами по мотивам национального искусства саамского узора;
- развивать чувство ритма и композиции;
- воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к национальному искусству саамов.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, предметов быта, знакомящих с жизнью саамов на Крайнем Севере. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства саамов. Подготовка бумаги для лепки. Воспитатель готовит варианты саамских узоров для показа и пояснения детям по ходу занятия.
Материалы, инструменты, оборудование.
Картон красного цвета (квадратной, круглой, прямоугольной формы), пластилин, стеки, салфетки бумажные и матерчатые.
Ход образовательной деятельности .
Перед занятием воспитатель оформляет выставку саамских предметов и иллюстраций в уголке творчества и приглашает детей полюбоваться ими.
Воспитатель. Ребята, у нас в группе появился мини-музей декоративно-прикладного искусства «Саамские умельцы» все эти предметы вы уже видели, когда мы с вами знакомились с национальным бытом саамов. Кто помнит название этих предметов?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Вы правильно назвали все предметы: шамшура – национальный головной убор, рукавицы – кысста, кисет, кошелек, пояс, сумка, пимы - сапоги. (Воспитатель показывает каждый предмет). Посмотрите внимательно, каждый предмет украшен национальным орнаментом. Саамы издавна славились своими мастерами-умельцами. Они изготавливали одежду, обувь, предметы быта, делали их не только удобными, но и красивыми.
- Какие цвета использовали саамы для создания узора?
- Какие геометрические формы встречаются в саамских узорах?
Ответы детей.
Воспитатель. По традиции работали с мехом саамские женщины: обрабатывали шкуры, шили из них одежду и предметы отделки, украшали узорами. У саамских мастериц были три основных способа украшения одежды и предметов:
- меховая мозаика;
- аппликация;
- вышивка бисером.
Саамские мастерицы издавна славились умением работать с мехом, поэтому традиционным видом декоративно-прикладного творчества саамов – меховая мозаика. Узор составлялся из темных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми вставляли небольшие отрезки цветного сукна.
Другой распространенный вид украшения меховых изделий – аппликация. Аппликацией украшали меховые изделия, нашивали на них кусочки цветного сукна, иногда в сочетании с вышивкой.
Самый уникальный вид украшения – вышивка бисером. Она имеет свои богатые и интересные традиции. Бисерный узор представляет собой сложный, непрерывный рисунок. Сукно, на котором вышивали рисунок, обычно красного цвета. Сам бисер - трех основных цветов: белого, голубого, желтого. Встречаются синий и зеленый, никогда не употребляли черный бисер.
Каждый цвет саамского орнамента может рассказать нам о северной природе, о её несравненной красоте, о жизни саамов в тундре:
- синий – цвет неба и воды, сопки.
- красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
- жёлтый – луна, времена года.
- белый, голубой – чистый снег, тундра, дорога.
О саамском орнаменте написала стихотворение Октябрина Воронова, послушайте его:
Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Четкой фигуркой на ярком сукне.
Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу при луне.
Четыре цвета – шамшура готова.
Красный – цвет жизни и очага.
На нем крупинки нежно - голубого
Это озера и реки – вода.
Желтый ласкает и радует глаз,
Будто луч солнца проснулся в щели.
Дополняет узор белый цвет, как алмаз –
Засыпаны им березы и ели.
Пусть предки не знали тогда букварей,
Их руки и разум остались в узорах.
В них жизнь, красота самих лопарей,
А сколько в них света!
А сколько простора!
Основные элементы всех саамских узоров - геометрические фигуры. Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и овал - обозначают сопки, дороги, реки, солнце, птиц, северное сияние, следы животных. Эти элементы в узоре чередуются и повторяются.
Физкультминутка.
Мы устали, засиделись
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)
Воспитатель. Ребята, мы с вами познакомились с саамскими узорами.
- Вспомните, о чем нам могут рассказать саамские узоры?
- Какие основные цвета бисера в своих узорах использовали саамские мастерицы?
- Что означают цвета бисера в узорах?
Ответы детей.
Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе варианты саамских узоров, нарисованных на круге, квадрате и прямоугольнике.
Воспитатель. Ребята, предлагаю каждому придумать свой узор и вылепить его из маленьких пластилиновых шариков. Представьте, что вы вышиваете саамский узор бисером.
- Лепить и выкладывать узор, вы будете из пластилина, раскатывая из него шарики, так как они похожий на бисер.
- Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своей геометрической фигуре.
- Составьте узоры в виде ромбов, треугольников, квадратов, овалов.
Воспитатель спрашивает детей, какие цвета пластилина и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором, помогает воспитатель.
Зрительная гимнастика.
«Тренировка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз – налево, два – направо, Посмотреть влево
Три –наверх, четыре — вниз. Посмотреть вправо.
А теперь по кругу смотрим, Круговые движения глазами: налево – вверх,
Чтобы лучше видеть мир. направо – вниз, вправо – вверх,
Взгляд направим ближе, дальше, влево – вниз.
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше, Поднять взгляд вверх.
Убедитесь вы сейчас! Опустить взгляд вниз.
А теперь нажмем немного,
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много, Быстро поморгать.
Чтоб усилить в тыщу раз!
В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамские узоры».
Воспитатель. Сегодня вы были саамскими мастерами, каждый из вас придумал свой узор. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своими работами.
Кто может рассказать о своем узоре?
Рассказы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей младшей группы по лепке (рельефной) «Бусы для мамы» II младшая группа
1.Воспитывать умение слушать стихотворение, умение сопереживать, воспитывать заботливое отношение к маме.2. Учить детей составлять целое из частей.3. Воспитывать интерес к лепке, учить налеплять на ос...
«ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка). Рельефная картина «Петух» по мотивам дымковской игрушки»
Художественно-эстетическое развитие...
Лепка рельефная
Задачи. Учить детей создавать рельефное изображение из пластилина – отщипывать кусочки желтого, красного, оранжевого цвета, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, промазывать) пальчиками....
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности в старшей группе Лепка рельефная (витражная) «Осенние листья »
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности в старшей группе Техника: пластилиновая живописьПередача в лепке изображения осенних листьев, основываясь на знания и опыт, получ...
Лепка рельефная декоративная (изразцы) «Чудо букет»
Цель:Совершенствовать умение работать с пластилином , используя разные способы лепки .Задачи:Обучающие:Продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народно...
Художественное эстетическое развитие лепка. На тему лепка рельефная "Космос и дети".
Расширять знания детей о космосе....
Открытое занятие в подготовительной группе Лепка рельефная, декоративное "Чудо- цветок"
Конспект НОД по лепке рельефной декоративной в подготовительной к школе группе «Чудо-цветок»Цель: Учить создавать декоративные цветы пластическими средствами.Задачи:Обучающие:Про...