Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Тюляпина Татьяна Александровна

Знакомство с национальным саамским узором.

Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».

Подготовительная  группа

 

Задачи:

  • расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
  • учить замечать художественные элементы и основные цвета, определяющие специфику «саамского узора»;
  • учить создавать декоративные точечные узоры пластическими средствами по мотивам  национального искусства саамского узора;
  • развивать чувство ритма и композиции;
  • воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к национальному искусству саамов.

 

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, предметов быта, знакомящих с жизнью саамов на Крайнем Севере. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства саамов. Подготовка бумаги для лепки. Воспитатель готовит варианты  саамских узоров для показа и пояснения детям по ходу занятия.

 

Материалы, инструменты, оборудование.

Картон красного цвета (квадратной, круглой, прямоугольной формы), пластилин, стеки, салфетки бумажные и матерчатые.

 

Ход образовательной деятельности .

Перед занятием воспитатель оформляет выставку  саамских предметов и иллюстраций  в уголке творчества  и приглашает детей полюбоваться ими.

Воспитатель. Ребята, у нас в группе появился мини-музей декоративно-прикладного искусства «Саамские умельцы» все эти предметы вы уже видели, когда мы с вами знакомились с национальным бытом саамов. Кто помнит название этих предметов?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы! Вы правильно назвали все предметы: шамшура – национальный головной убор, рукавицы – кысста, кисет, кошелек, пояс, сумка, пимы - сапоги. (Воспитатель показывает каждый предмет). Посмотрите внимательно, каждый предмет украшен национальным орнаментом. Саамы издавна славились своими мастерами-умельцами. Они изготавливали одежду, обувь, предметы быта, делали их не только удобными, но и красивыми.

  • Какие цвета использовали саамы для создания узора?
  • Какие геометрические формы встречаются в саамских узорах?

Ответы детей.

Воспитатель. По традиции работали с мехом саамские женщины: обрабатывали шкуры, шили из них одежду и предметы отделки, украшали узорами. У саамских мастериц были три основных способа украшения одежды и предметов:

  • меховая мозаика;
  • аппликация;
  • вышивка бисером.

Саамские мастерицы издавна славились умением работать с мехом, поэтому традиционным видом декоративно-прикладного творчества саамов – меховая мозаика. Узор составлялся из темных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми вставляли небольшие отрезки цветного сукна.

Другой распространенный вид украшения меховых изделий – аппликация. Аппликацией украшали меховые изделия, нашивали на них кусочки цветного сукна, иногда в сочетании с вышивкой.

Самый уникальный вид украшения – вышивка бисером. Она имеет свои богатые и интересные традиции. Бисерный узор представляет собой сложный, непрерывный  рисунок. Сукно, на котором вышивали рисунок, обычно красного цвета. Сам бисер - трех основных цветов: белого, голубого, желтого. Встречаются синий и зеленый, никогда не употребляли черный бисер.

Каждый цвет саамского орнамента может рассказать нам о северной природе, о её несравненной красоте, о жизни саамов в тундре:

  • синий – цвет неба и воды, сопки.
  • красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
  • жёлтый – луна, времена года.
  • белый, голубой –  чистый снег, тундра, дорога.

О саамском орнаменте написала стихотворение Октябрина Воронова, послушайте его:

Бусинка к бусинке ровненько ляжет

Четкой фигуркой на ярком сукне.

Каждый узор подробно расскажет

О мастерстве на снегу при луне.

Четыре цвета – шамшура готова.

Красный – цвет жизни и очага.

На нем крупинки нежно - голубого

Это озера и реки – вода.

Желтый ласкает и радует глаз,

Будто луч солнца проснулся в щели.

Дополняет узор белый цвет, как алмаз –

Засыпаны им березы и ели.

Пусть предки не знали тогда букварей,

Их руки и разум остались в узорах.

В них жизнь, красота самих лопарей,

А сколько в них света!

А сколько простора!

Основные элементы всех саамских узоров - геометрические фигуры. Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и овал - обозначают сопки, дороги, реки, солнце, птиц, северное сияние, следы животных. Эти элементы в узоре чередуются и повторяются.

 

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись 
Мы устали, засиделись, 
Нам размяться захотелось.                (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) 
То на стену посмотрели, 
То в окошко поглядели. 
Вправо, влево поворот, 
А потом наоборот.                             (Повороты корпусом.) 
Приседанья начинаем, 
Ноги до конца сгибаем. 
Вверх и вниз, вверх и вниз, 
Приседать не торопись!                    (Приседания.) 
И в последний раз присели, 
А теперь на место сели.                     (Дети садятся.)

 

Воспитатель. Ребята, мы с вами познакомились с саамскими узорами.

  • Вспомните, о чем нам могут рассказать саамские узоры?
  • Какие основные цвета бисера в  своих узорах использовали саамские мастерицы?
  • Что означают цвета бисера в узорах?

Ответы детей.

 

Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе варианты саамских узоров, нарисованных на круге, квадрате и прямоугольнике.

Воспитатель. Ребята, предлагаю  каждому придумать свой узор и вылепить его из маленьких пластилиновых шариков. Представьте, что вы вышиваете саамский узор бисером.

  • Лепить и выкладывать узор, вы будете из пластилина, раскатывая из него шарики, так как они похожий на бисер.
  • Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своей геометрической фигуре. 
  • Составьте узоры в виде ромбов, треугольников, квадратов, овалов. 

Воспитатель спрашивает детей, какие цвета пластилина и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором,  помогает воспитатель.

Зрительная  гимнастика.

«Тренировка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз – налево, два – направо,                                Посмотреть влево
Три –наверх, четыре — вниз.                             Посмотреть вправо.
А теперь по кругу смотрим,                               Круговые движения глазами: налево – вверх,
Чтобы лучше видеть мир.                                   направо – вниз, вправо – вверх,
Взгляд  направим ближе, дальше,                      влево – вниз.
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,                                Поднять взгляд  вверх. 
Убедитесь вы сейчас!                                          Опустить взгляд вниз.
А теперь нажмем немного,
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,                              Быстро поморгать.
Чтоб усилить в тыщу раз!

В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамские узоры».

Воспитатель. Сегодня вы были саамскими мастерами, каждый из вас придумал свой узор. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своими  работами.

Кто может рассказать о своем узоре?

Рассказы детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_natsionalnym_saamskim_uzorom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с национальным саамским узором.

Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».

Подготовительная  группа

Задачи:

  • расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коренных жителей Кольского полуострова – саамов;
  • учить замечать художественные элементы и основные цвета, определяющие специфику «саамского узора»;
  • учить создавать декоративные точечные узоры пластическими средствами по мотивам  национального искусства саамского узора;
  • развивать чувство ритма и композиции;
  • воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к национальному искусству саамов.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, предметов быта, знакомящих с жизнью саамов на Крайнем Севере. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства саамов. Подготовка бумаги для лепки. Воспитатель готовит варианты  саамских узоров для показа и пояснения детям по ходу занятия.

Материалы, инструменты, оборудование.

Картон красного цвета (квадратной, круглой, прямоугольной формы), пластилин, стеки, салфетки бумажные и матерчатые.

Ход образовательной деятельности .

Перед занятием воспитатель оформляет выставку  саамских предметов и иллюстраций  в уголке творчества  и приглашает детей полюбоваться ими.

Воспитатель. Ребята, у нас в группе появился мини-музей декоративно-прикладного искусства «Саамские умельцы» все эти предметы вы уже видели, когда мы с вами знакомились с национальным бытом саамов. Кто помнит название этих предметов?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы! Вы правильно назвали все предметы: шамшура – национальный головной убор, рукавицы – кысста, кисет, кошелек, пояс, сумка, пимы - сапоги. (Воспитатель показывает каждый предмет). Посмотрите внимательно, каждый предмет украшен национальным орнаментом. Саамы издавна славились своими мастерами-умельцами. Они изготавливали одежду, обувь, предметы быта, делали их не только удобными, но и красивыми.

  • Какие цвета использовали саамы для создания узора?
  • Какие геометрические формы встречаются в саамских узорах?

Ответы детей.

Воспитатель. По традиции работали с мехом саамские женщины: обрабатывали шкуры, шили из них одежду и предметы отделки, украшали узорами. У саамских мастериц были три основных способа украшения одежды и предметов:

  • меховая мозаика;
  • аппликация;
  • вышивка бисером.

Саамские мастерицы издавна славились умением работать с мехом, поэтому традиционным видом декоративно-прикладного творчества саамов – меховая мозаика. Узор составлялся из темных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми вставляли небольшие отрезки цветного сукна.

Другой распространенный вид украшения меховых изделий – аппликация. Аппликацией украшали меховые изделия, нашивали на них кусочки цветного сукна, иногда в сочетании с вышивкой.

Самый уникальный вид украшения – вышивка бисером. Она имеет свои богатые и интересные традиции. Бисерный узор представляет собой сложный, непрерывный  рисунок. Сукно, на котором вышивали рисунок, обычно красного цвета. Сам бисер - трех основных цветов: белого, голубого, желтого. Встречаются синий и зеленый, никогда не употребляли черный бисер.

Каждый цвет саамского орнамента может рассказать нам о северной природе, о её несравненной красоте, о жизни саамов в тундре:

  • синий – цвет неба и воды, сопки.
  • красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
  • жёлтый – луна, времена года.
  • белый, голубой –  чистый снег, тундра, дорога.

О саамском орнаменте написала стихотворение Октябрина Воронова, послушайте его:

Бусинка к бусинке ровненько ляжет

Четкой фигуркой на ярком сукне.

Каждый узор подробно расскажет

О мастерстве на снегу при луне.

Четыре цвета – шамшура готова.

Красный – цвет жизни и очага.

На нем крупинки нежно - голубого

Это озера и реки – вода.

Желтый ласкает и радует глаз,

Будто луч солнца проснулся в щели.

Дополняет узор белый цвет, как алмаз –

Засыпаны им березы и ели.

Пусть предки не знали тогда букварей,

Их руки и разум остались в узорах.

В них жизнь, красота самих лопарей,

А сколько в них света!

А сколько простора!

Основные элементы всех саамских узоров - геометрические фигуры. Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и овал - обозначают сопки, дороги, реки, солнце, птиц, северное сияние, следы животных. Эти элементы в узоре чередуются и повторяются.

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись 
Мы устали, засиделись, 
Нам размяться захотелось.                (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) 
То на стену посмотрели, 
То в окошко поглядели. 
Вправо, влево поворот, 
А потом наоборот.                             (Повороты корпусом.) 
Приседанья начинаем, 
Ноги до конца сгибаем. 
Вверх и вниз, вверх и вниз, 
Приседать не торопись!                    (Приседания.) 
И в последний раз присели, 
А теперь на место сели.                     (Дети садятся.)

Воспитатель. Ребята, мы с вами познакомились с саамскими узорами.

  • Вспомните, о чем нам могут рассказать саамские узоры?
  • Какие основные цвета бисера в  своих узорах использовали саамские мастерицы?
  • Что означают цвета бисера в узорах?

Ответы детей.

Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе варианты саамских узоров, нарисованных на круге, квадрате и прямоугольнике.

Воспитатель. Ребята, предлагаю  каждому придумать свой узор и вылепить его из маленьких пластилиновых шариков. Представьте, что вы вышиваете саамский узор бисером.

  • Лепить и выкладывать узор, вы будете из пластилина, раскатывая из него шарики, так как они похожий на бисер.
  • Фантазируйте, смотрите на образцы, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своей геометрической фигуре.  
  • Составьте узоры в виде ромбов, треугольников, квадратов, овалов.  

Воспитатель спрашивает детей, какие цвета пластилина и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором,  помогает воспитатель.

Зрительная  гимнастика.

«Тренировка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз – налево, два – направо,                                Посмотреть влево 
Три –наверх, четыре — вниз.                            
Посмотреть вправо.
А теперь по кругу смотрим,                              
Круговые движения глазами: налево – вверх,
Чтобы лучше видеть мир.                                  
направо – вниз, вправо – вверх,
Взгляд  направим ближе, дальше,                    
 влево – вниз.
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,                                
Поднять взгляд  вверх. 
Убедитесь вы сейчас!                                          
Опустить взгляд вниз.
А теперь нажмем немного,
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,                              
Быстро поморгать.
Чтоб усилить в тыщу раз!

В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамские узоры».

Воспитатель. Сегодня вы были саамскими мастерами, каждый из вас придумал свой узор. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своими  работами.

Кто может рассказать о своем узоре?

Рассказы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей младшей группы по лепке (рельефной) «Бусы для мамы» II младшая группа

1.Воспитывать умение слушать стихотворение, умение сопереживать, воспитывать заботливое отношение к маме.2. Учить детей составлять целое из частей.3. Воспитывать интерес к лепке, учить налеплять на ос...

Лепка рельефная

Задачи. Учить детей создавать рельефное изображение из пластилина – отщипывать кусочки желтого, красного, оранжевого цвета, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, промазывать) пальчиками....

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности в старшей группе Лепка рельефная (витражная) «Осенние листья »

Конспект занятия по  художественно-эстетической деятельности в старшей группе Техника: пластилиновая живописьПередача в лепке изображения осенних листьев, основываясь на знания и опыт, получ...

Лепка рельефная декоративная (изразцы) «Чудо букет»

Цель:Совершенствовать умение работать с пластилином , используя разные способы лепки .Задачи:Обучающие:Продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народно...

Открытое занятие в подготовительной группе Лепка рельефная, декоративное "Чудо- цветок"

Конспект НОД по лепке рельефной декоративной в подготовительной к школе группе «Чудо-цветок»Цель: Учить создавать декоративные цветы пластическими средствами.Задачи:Обучающие:Про...