Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-творческому развитию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки» на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-творческому развитию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки» на 2022-2023 учебный год
Аннотация в программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022-2023_v_gostyah_u_skazki_2_mladshaya_laskova_dop.docx | 35.56 КБ |
2022-2023_annotatsiya_v_gostyah_u_skazki_2_mladshaya_laskova_dop.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета заведующий МБДОУ
протокол № 1 «Детский сад №28 «Надежда»
от «30» августа 2022 г. Кузнецова В.А._____________
Приказ №71-од от «30» августа 2022 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
по художественно-творческому развитию
для детей младшего дошкольного возраста
(3-4 года)
второй младшей группы «Светлячки»
«В гостях у сказки»
на 2022-2023 учебный год
Составила:
воспитатель
Ласькова И.Н.
Смоленск, 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Обоснование необходимости разработки и внедрения, предлагаемого программы в образовательный процесс
- Актуальность программы
- Практическая значимость программы
- Педагогическая целесобразность программы
- Цель и задачи программы
- Возраст детей, участвующих в реализации программы
- Сроки реализации программы
- Формы и режим занятий
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
- Формы подведения итогов
- Учебный план
- Список литературы
1.
1.Пояснительная записка
2. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
3.Актуальность программы
2.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами ДОУ, очень важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной деятельности.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3-4 года (младшая группа).
4.Практическая значимость программы
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
5.Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а также повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики 3.
движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А также одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
6.Цель и задачи программы
Цель данной программы:
Формирование творческой личности, обладающей широким кругозором, богатым духовным миром, творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.
Задачи данной программы:
Образовательные:
Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Развивающие:
Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).
Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Воспитательные:
Воспитывать у детей художественный вкус.
Формировать морально-этические нормы поведения.
Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.
7.Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа составлена для детей 3-4 лет.(вторая младшая группа)
8.Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения
9.Формы и режим занятий.
Форма занятий: группами по7 человек. В соответствии с требованиями СанПиН (а) дети 3-4 лет: 1 раза в неделю по 15 минут.
- Чтение литературы;
- Рассказы воспитателя о театре;
- Оформление альбома о театре; 4.
- Театрализованные игры;
- Индивидуальные творческие задания;
- Сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
- Ситуация общения;
- Игровые упражнения;
- Разыгрывание коротких этюдов, мини-сказок с дальнейшим показом зрителям
10.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Требования к уровню подготовки
Должен уметь:
- Заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
- Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства;
- Самостоятельно подбирать и использовать разнообразные игрушки для разыгрывания несложных театрализованных представлений;
- Уметь изготавливать из бумаги маски, элементы небольших декораций;
- Выступать с инсценировками перед родителями, детьми своего детского сада, а также приглашенными гостями
Должен знать:
- Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей);
- Некоторые приемы и манипуляции, используемы е в некоторых видах театров: кукольный, настольный, теневой, на магнитной доске и т.д.
Чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно судить о возможностях каждого ребенка и проводить групповую и индивидуальную работу с детьми.
11.Формы подведения итогов.
В середине и в конце учебного года (декабрь, май) планируется отчетный показ театрализованной постановки с участием детей для родителей.
12.Учебный план
5.
Дата | Тема |
Сентябрь | |
Занятие № 1 | «Давайте познакомимся Цель: Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. |
Занятие № 2 | «Заюшкина избушка» ( пальчиковый театр) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки. |
Занятие № 3 | «Маша и медведь» (фланелеграф) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки, развивать речь и умение строить диалог. |
Занятие № 4 | «Волк и козлята» Цель: Познакомить детей со сказкой «Волк и козлята»; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. |
Октябрь | |
Занятие № 1 | Песенка «Заинька, попляши» |
Занятие № 2 | Слушание сказки «Колобок» Цель: Учить детей слушать сказку, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев. |
Занятие № 3 | Разучивание и показ сказки «Колобок» (кукольный театр) Цель: Развивать имитационные навыки; развивать фантазию. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия. |
Занятие № 4 | Песенка «Жили у бабуси» |
Ноябрь | |
Занятие № 1 | Слушание сказки «Теремок» Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней. |
Занятие № 2 | Разучивание и показ сказки «Теремок» (фланелеграф) Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром- сказка, помочь запомнить персонажей, последовательность их появления. |
Занятие № 3 | Сказкотерапия «РЫБКА БУЛЬ-БУЛЬ» |
Занятие № 4 | Игровая викторина по стихам А. Барто Цель: Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия. |
Декабрь | |
Занятие № 1 | Сказка «Лиса и заяц» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. |
Занятие № 2 | Разучивание и показ сказки «Лиса и заяц» (куклы бибабо) Цель: помочь детям запомнить персонажей, последовательность их появления. воспитывать чувство сопереживания, формировать умение распознавать добро и зло. |
Занятие № 3 | Восприятие и обыгрывание потешки «Тили-бом! Тили- бом!». Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения. |
Занятие № 4 | Сказкотерапия «ОБЕЩАНИЕ» 6. |
Январь | |
Занятие № 3 | «В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Рукавичка») Цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением, развивать воображение. |
Занятие № 4 | Сказкотерапия «СОН КОЛОБКА» |
Февраль | |
Занятие № 1 | Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький зайчик», и т. д. Цель: Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства. |
Занятие № 2 | Восприятие и обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке». Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения. |
Занятие № 3 | Сказка «Кот, петух и лиса» Цель: Познакомить детей со сказкой "Кот, петух и лиса" |
Занятие № 4 | Разучивание и показ сказки «Кот, петух и лиса» (пальчиковый театр) Цель: воспитание интереса к русским народным сказкам, формирование у детей дошкольного возраста познавательных интересов, закрепление знаний содержания сказки. |
Март | |
Занятие № 1 | Игра - драматизации по сказке «Почему плакал котенок» Цель. Создать необходимые условия для драматизации этой сказки, развивать интерес к театрально – игровой деятельности. |
Занятие № 2 | Сказкотерапия «ЗАЙЧИК В ДЕТСКОМ САДУ» |
Занятие № 3 | Слушание русской народной сказки «Репка» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой, учить детей анализировать сказку, обогащать словарный запас детей. |
Занятие № 4 | Инсценировка русской народной сказки «Репка» Цель: развивать личность ребёнка, прививая устойчивый интерес к музыкально-театральной деятельности; совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов. |
Апрель | |
Занятие № 1 | Сказкотерапия «КАРАНДАШИ» |
Занятие № 2 | Сказка «Кошкин дом» Цель: Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Вызывать у детей чувство сострадания, сопереживания, желание посильно помочь попавшему в беду. |
Занятие № 3 | Разучивание и показ сказки «Кошкин дом» (настольный театр) Цель: развивать творческие способности детей, внимание, память, наблюдательность, воспитывать понимание того, что необходимо правильно себя вести при опасности, оказывать посильную помощь попавшим в беду |
Занятие № 4 | Разучивание потешки «Зайка серенький» |
Май | |
Занятие № 1 | Сказкотерапия «СТРАШНЫЙ СТРАХ» |
Занятие № 2 | Разучивание потешки «Лисичка» |
Занятие № 3 | Слушание русской народной сказки “Курочка ряба” Цель: формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, вырабатывать 7. учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего) |
Занятие № 4 | Драматизация русской народной сказки «Курочка Ряба» Цель: Воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия с другими детьми, вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные, развивать наблюдательность, внимание, память. |
Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения
1. Настольный театр игрушек.
2. Настольный театр картинок.
3. Стенд-книжка.
4. Пальчиковый театр.
5. Элементы костюмов для детей и взрослых.
6. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
7. Ширма для кукольного театра.
8. Музыкальный центр, видеоаппаратура
9. Медиотека (аудио- и CD диски).
10. Декорации к спектаклям
13.Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова «Театрализованные игры в д/с» Москва «Школьная пресса» 2000.
- И. В. Штанько «Воспитание искусством в д/с» Москва, Творческий центр «Сфера», 2007
Предварительный просмотр:
Согласовано
Старший воспитатель
_____________ К.С.Акимова
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дополнительного образования
«В гостях у сказки» для детей 3-4 лет
воспитателя Ласьковой И.Н.
на 2022-2023 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №28 «Надежда»
города Смоленска
Рабочая программа по развитию речи детей младшего возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «Детство» .
Рабочая программа составлена с учетом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа по развитию речи детей младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей различных видах деятельности.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его духовно – нравственное воспитание. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков по средствам театрализованной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для развития интереса к художественной литературе;
- Способствовать формированию способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него через театрализованную игру;
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- Сформировать представления детей о различных видах театра;
- Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых;
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
- Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
- Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
- Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).
- Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
- Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет:
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.
В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами
В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.
Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.
Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить.
Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.
В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь.
Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.
В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.).
- Планируемые результаты освоения программы:
- Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;
- Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
- Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;
- Дети пользуются настольным и пальчиковым театром;
- Сформировано умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей второй младшей группы "В гостях у сказки" с использованием ИКТ
Развлечение для детей второй младшей группы "В гостях у сказки" с использованием ИКТ...
Развлечение по физической культуре для детей второй младшей группы «В гостях у сказки»
Задачи:1 .Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.2.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.3.Доставить детям радость.4.Воспитывать ум...
Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы. ...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе "В гости к сказке"
Конспект по развитию речи во второй младшей группе....
Конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы "В гости к сказке"
Цель:Развитие речи детей средствами устного народного творчества. Задачи:Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;Продолжить знакомство с фольклорными произ...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гостях у сказки» (по сказке «Репка»)
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гостях у сказки» (по сказке «Репка»)Цель: Закрепить знание сказки &laqu...
15.01.2024г. ООД по речевому развитию (развитие речи) во второй младшей группе «В гости к сказкам»
Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы....