Цикл занятий по художественно - эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Феофанова Ирина Викторовна

Данный материал включает в себя два занятия : знакомство детей с дымковской игрушкой, лепка дымковской барыни из глины.

В материале подробно описывается последовательность работы, использованно много загадок и стихотворений о дымке. На его основе можно строить занятие по знакомству с "Филимоновской игрушкой", "Каргопольской игрушкой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkoskaya_igrushka_beseda.docx162.05 КБ
Файл lepka_dymk.baryni.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, художественно – эстетическому развитию у детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих, информационно – коммуникативных технологий.

Тема: беседа на тему «Веселая дымка»

В конспекте представлены технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникативные, использовании малых фольклорных форм.

Цель:

 Развивать интерес к изучению народных промыслов России.

Задачи:

 Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.

Формировать знания об особенностях изготовления, росписи игрушек, основных элементах узора.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров – умельцев.

Материал: 

Дымковская игрушка (фигурки и иллюстрации)

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1.Организационный момент

Вводное слово - воспитатель загадывает загадку

Все игрушки не простые

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не  в силах взор (дымковская игрушка).

Дети, у всех у вас есть игрушки.

А может ли игрушка рассказать о целом народе? Игрушка сопутствует человеку с давних времен.  В национальной русской игрушке, как всегда передавались добрый, мягкий юмор; в ней нет агрессии и заносчивости. Игрушки скромные простые дарят людям радость.

2.Основная часть (рассказ об истории дымковской игрушки с рассматриванием изделий и иллюстраций).

Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, меха и металла.

А как вы думаете, из чего сделана дымковская игрушка? (из глины)

В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала – глины –

в удивительное творение.

В давние времена жители слободы (деревни, села) от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке.

Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушку, а в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушку стали называть дымковской.

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали

И село большое Дымковым назвали.

Много труда нужно вложить в игрушку. Она рождается 3 раза.

1 раз – когда ее лепят из глины

2 раз – чтобы игрушка была ее нужно обжечь. От сильного жара игрушки раскаляются, а когда остывают, становятся звонкими и крепкими.

3 раз – когда ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора мастера прилепляют кусочки сусального золота, они придают  нарядность.

В старые, добрые времена, когда мастера привозили игрушки на ярмарку, чтобы их продать, они устраивали веселые гуляния – пели песни, плясали, катались на карусели.

Игра «Карусель»

Продолжаем мы веселье, все бегом на карусели!

(Воспитатель берет обруч, с привязанными лентами. Дети берутся одной рукой за ленту и идут сначала в одну сторону, а затем в другую).

Еле-еле, еле-еле закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише не спешите

Карусель остановите

Раз – два, раз – два

Вот и кончилась игра.

Воспитатель читает стихотворение

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвету дымного,

Что сырости серей.

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что – то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Вопросы к детям

Что общего есть у  этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры).

Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (белой)

А вы знаете почему? (В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит все вокруг  снегу и хочется ему игрушку такой же белой и чистой, как снег. Но ведь игрушку делали к празднику весны, поэтому раскрашивали их яркими красками).

Где расположен узор?

Какие цвета использует мастер?

Какие узоры вы видите на игрушках?

Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Через горные овраги ,                   Красноногий, желторогий

Через крыши деревень  ,               Мчится глиняный олень

Посмотри, как хороша                     Кони глиняные мчатся

Эта девица – душа.                           На подставках, что есть сил

Щечки алые горят,                           И за хвост не удержаться

Удивительный наряд.                       Если гриву упустил

3.Подведение итога

Что необычного вы сегодня узнали?

Какие моменты наиболее интересны, чем – то запомнились?

Кто такие народные умельцы?



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по продуктивной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием техники лепки из глины с натуры.

Тема: «По мотивам дымковской игрушки -  Барыня»

В конспекте представлены технологии: технология лепки из глины, игровая, с использованием алгоритмов.

Цель:

 Создание условий для развития творчества детей.

Задачи:

Формировать умения работать с глиной.

Продолжать учить детей, пользуясь натурой, лепить дымковскую барыню, передавая ее выразительные особенности (форму головы, юбки и туловища), пропорциональное отношение частей, положение рук и дополнительные детали( кокошник с украшением, оборка на фартуке). Лепить колоколообразную юбку.

Воспитывать детей на народных традициях показывая, что народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Предварительная работа:

Беседа на тему «Веселая дымка», рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.

Чтение стихов, раскрашивание раскрасок, лепка из глины «Ваза».

Материал:

Алгоритм (таблица изображающая последовательность лепки).

Раздаточный – глина, стеки, стаканчики с водой, влажные салфетки, клеенки, картонные подставки для готового изделия.

Ход непосредственно организованной деятельности:

1.Организационный момент

Дети, к нам сегодня в гости пришли  барыни.

Посмотри, как хороша -

Эта девица душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

К какому народному промыслу относится эта игрушка? (дымковская игрушка).

Из какого материала мастера лепили свои изделия? (из глины)

В дымковских изделиях есть изображение женщин в нарядных одеждах. С младенцами (няньки), с птицами (птичницы), с коромыслами (водоноски), дамы – модницы, купчихи.

Чем они отличаются? (положением рук, прическами, нарядами).

2.Основная часть

Давайте представим, что мы с вами дымковские мастера. У меня в руках барыня – модница. Скучно ей водить одной хороводы, и я предлагаю вам слепить ей подружек.

Воспитатель, используя частичный показ и таблицу алгоритмов, объясняет детям этапы работы,

1.Разделить кусок глины стекой на две части .Одна половина – туловище барыни, а вторую половину надо разделить на три части – руки, голова, украшения.

2.Из самого большого куска лепим бутылочку. Большим пальцем делаем отверстие в широкой части (одеваем на палец) и прижимая пальцами растягиваем (делаем юбку).

3.Берем один из трех кусков – катаем между ладонями цилиндр (колбаску), делим на две равные части. Это руки – прикрепляем их к верхней части туловища, хорошо приглаживая швы (смачивая руки водой).

4.Из второго кусочка катаем шар – это голова. Лепим из жгутиков прическу, укладывая ее на голове в косы.

5.Оставщийся кусок делим на две части: первая – катаем шар, плющим (делаем лепешку) –получаем кокошник; вторая часть оборка – катаем колбаску –расплющиваем ее пальцами.

Все части аккуратно соединяем, примазывая и разглаживая мокрыми пальцами, чтобы не было видно швов.

Давайте немного отдохнем и приступим к работе

Физкультминутка: 

 Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А затем их разведем

И скорей к груди прижмем

А теперь быстрей, быстрей

Прыгай, прыгай веселей.

Дети самостоятельно лепят барышень. Воспитатель по ходу работы обращает внимание (индивидуально) на технику исполнения.

3.Подведение итогов

Дети вместе рассматривают вылепленные фигурки и анализируют их, отмечая удачные по выполнению и точности передачи дымковского образа.

Дети, вы все сегодня хорошо потрудились. Скажите, пожалуйста, чего не хватает нашим барыням, чтобы предстать во всей красе? (ответы детей)

Когда глина высохнет, мы с вами на следующем занятии, оденем их в красочные наряды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зима»

Учить рисовать разными материалами: цветными восковыми мелками, акварелью. Формировать   умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы в зимний период....

Конспект НОД по образовательной области Художественно-эстетическое развитие с детьми старшего дошкольного возраста «Кукла Масленица»

Беседа на тему: «Как и из чего делали Обрядовую куклу- Масленица». Создание поделки с детьми "Кукла Масленица"....

Конспект НОД в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) на тему: "Сказочный город" (по мотивам "Сказки о царе Салтане...")

Тема:   «Сказочный город…» (по мотивам произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасно...

Конспект проведения занятия на тему: «Хохломская роспись на тарелочке» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста

Программное содержание:- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, основу узора-завиток, который завивает все предметы...

Конспект интегрированного занятия (познавательное и художественно- эстетическое развитие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Скоро, скоро Новый год!»

Представляю вашему вниманию конспект интегрированного занятия (познавательное и художественно- эстетическое развитие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Скоро, скоро Новый год!&raqu...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в мир первобытных рисунков»

Организационная информация1Направления развития детейСоциально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развит...