Цикл занятий по художественно - эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Данный материал включает в себя два занятия : знакомство детей с дымковской игрушкой, лепка дымковской барыни из глины.
В материале подробно описывается последовательность работы, использованно много загадок и стихотворений о дымке. На его основе можно строить занятие по знакомству с "Филимоновской игрушкой", "Каргопольской игрушкой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkoskaya_igrushka_beseda.docx | 162.05 КБ |
lepka_dymk.baryni.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, художественно – эстетическому развитию у детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих, информационно – коммуникативных технологий.
Тема: беседа на тему «Веселая дымка»
В конспекте представлены технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникативные, использовании малых фольклорных форм.
Цель:
Развивать интерес к изучению народных промыслов России.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.
Формировать знания об особенностях изготовления, росписи игрушек, основных элементах узора.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров – умельцев.
Материал:
Дымковская игрушка (фигурки и иллюстрации)
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1.Организационный момент
Вводное слово - воспитатель загадывает загадку
Все игрушки не простые
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор (дымковская игрушка).
Дети, у всех у вас есть игрушки.
А может ли игрушка рассказать о целом народе? Игрушка сопутствует человеку с давних времен. В национальной русской игрушке, как всегда передавались добрый, мягкий юмор; в ней нет агрессии и заносчивости. Игрушки скромные простые дарят людям радость.
2.Основная часть (рассказ об истории дымковской игрушки с рассматриванием изделий и иллюстраций).
Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, меха и металла.
А как вы думаете, из чего сделана дымковская игрушка? (из глины)
В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала – глины –
в удивительное творение.
В давние времена жители слободы (деревни, села) от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке.
Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушку, а в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушку стали называть дымковской.
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали
И село большое Дымковым назвали.
Много труда нужно вложить в игрушку. Она рождается 3 раза.
1 раз – когда ее лепят из глины
2 раз – чтобы игрушка была ее нужно обжечь. От сильного жара игрушки раскаляются, а когда остывают, становятся звонкими и крепкими.
3 раз – когда ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора мастера прилепляют кусочки сусального золота, они придают нарядность.
В старые, добрые времена, когда мастера привозили игрушки на ярмарку, чтобы их продать, они устраивали веселые гуляния – пели песни, плясали, катались на карусели.
Игра «Карусель»
Продолжаем мы веселье, все бегом на карусели!
(Воспитатель берет обруч, с привязанными лентами. Дети берутся одной рукой за ленту и идут сначала в одну сторону, а затем в другую).
Еле-еле, еле-еле закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише не спешите
Карусель остановите
Раз – два, раз – два
Вот и кончилась игра.
Воспитатель читает стихотворение
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвету дымного,
Что сырости серей.
В ней что – то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что – то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Вопросы к детям
Что общего есть у этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры).
Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (белой)
А вы знаете почему? (В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит все вокруг снегу и хочется ему игрушку такой же белой и чистой, как снег. Но ведь игрушку делали к празднику весны, поэтому раскрашивали их яркими красками).
Где расположен узор?
Какие цвета использует мастер?
Какие узоры вы видите на игрушках?
Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Через горные овраги , Красноногий, желторогий
Через крыши деревень , Мчится глиняный олень
Посмотри, как хороша Кони глиняные мчатся
Эта девица – душа. На подставках, что есть сил
Щечки алые горят, И за хвост не удержаться
Удивительный наряд. Если гриву упустил
3.Подведение итога
Что необычного вы сегодня узнали?
Какие моменты наиболее интересны, чем – то запомнились?
Кто такие народные умельцы?
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по продуктивной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием техники лепки из глины с натуры.
Тема: «По мотивам дымковской игрушки - Барыня»
В конспекте представлены технологии: технология лепки из глины, игровая, с использованием алгоритмов.
Цель:
Создание условий для развития творчества детей.
Задачи:
Формировать умения работать с глиной.
Продолжать учить детей, пользуясь натурой, лепить дымковскую барыню, передавая ее выразительные особенности (форму головы, юбки и туловища), пропорциональное отношение частей, положение рук и дополнительные детали( кокошник с украшением, оборка на фартуке). Лепить колоколообразную юбку.
Воспитывать детей на народных традициях показывая, что народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.
Предварительная работа:
Беседа на тему «Веселая дымка», рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.
Чтение стихов, раскрашивание раскрасок, лепка из глины «Ваза».
Материал:
Алгоритм (таблица изображающая последовательность лепки).
Раздаточный – глина, стеки, стаканчики с водой, влажные салфетки, клеенки, картонные подставки для готового изделия.
Ход непосредственно организованной деятельности:
1.Организационный момент
Дети, к нам сегодня в гости пришли барыни.
Посмотри, как хороша -
Эта девица душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
К какому народному промыслу относится эта игрушка? (дымковская игрушка).
Из какого материала мастера лепили свои изделия? (из глины)
В дымковских изделиях есть изображение женщин в нарядных одеждах. С младенцами (няньки), с птицами (птичницы), с коромыслами (водоноски), дамы – модницы, купчихи.
Чем они отличаются? (положением рук, прическами, нарядами).
2.Основная часть
Давайте представим, что мы с вами дымковские мастера. У меня в руках барыня – модница. Скучно ей водить одной хороводы, и я предлагаю вам слепить ей подружек.
Воспитатель, используя частичный показ и таблицу алгоритмов, объясняет детям этапы работы,
1.Разделить кусок глины стекой на две части .Одна половина – туловище барыни, а вторую половину надо разделить на три части – руки, голова, украшения.
2.Из самого большого куска лепим бутылочку. Большим пальцем делаем отверстие в широкой части (одеваем на палец) и прижимая пальцами растягиваем (делаем юбку).
3.Берем один из трех кусков – катаем между ладонями цилиндр (колбаску), делим на две равные части. Это руки – прикрепляем их к верхней части туловища, хорошо приглаживая швы (смачивая руки водой).
4.Из второго кусочка катаем шар – это голова. Лепим из жгутиков прическу, укладывая ее на голове в косы.
5.Оставщийся кусок делим на две части: первая – катаем шар, плющим (делаем лепешку) –получаем кокошник; вторая часть оборка – катаем колбаску –расплющиваем ее пальцами.
Все части аккуратно соединяем, примазывая и разглаживая мокрыми пальцами, чтобы не было видно швов.
Давайте немного отдохнем и приступим к работе
Физкультминутка:
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А затем их разведем
И скорей к груди прижмем
А теперь быстрей, быстрей
Прыгай, прыгай веселей.
Дети самостоятельно лепят барышень. Воспитатель по ходу работы обращает внимание (индивидуально) на технику исполнения.
3.Подведение итогов
Дети вместе рассматривают вылепленные фигурки и анализируют их, отмечая удачные по выполнению и точности передачи дымковского образа.
Дети, вы все сегодня хорошо потрудились. Скажите, пожалуйста, чего не хватает нашим барыням, чтобы предстать во всей красе? (ответы детей)
Когда глина высохнет, мы с вами на следующем занятии, оденем их в красочные наряды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зима»
Учить рисовать разными материалами: цветными восковыми мелками, акварелью. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы в зимний период....
Конспект НОД по образовательной области Художественно-эстетическое развитие с детьми старшего дошкольного возраста «Кукла Масленица»
Беседа на тему: «Как и из чего делали Обрядовую куклу- Масленица». Создание поделки с детьми "Кукла Масленица"....
Конспект НОД в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) на тему: "Сказочный город" (по мотивам "Сказки о царе Салтане...")
Тема: «Сказочный город…» (по мотивам произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Жар-птица» (аппликация)
Цель: развивать у детей художественно-эстетическое восприятие окружающего их мира природы....
Конспект проведения занятия на тему: «Хохломская роспись на тарелочке» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста
Программное содержание:- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, основу узора-завиток, который завивает все предметы...
Конспект интегрированного занятия (познавательное и художественно- эстетическое развитие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Скоро, скоро Новый год!»
Представляю вашему вниманию конспект интегрированного занятия (познавательное и художественно- эстетическое развитие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Скоро, скоро Новый год!&raqu...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в мир первобытных рисунков»
Организационная информация1Направления развития детейСоциально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развит...