Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Жостовский поднос» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Цель:
-знакомство и закрепление знаний детей о художественном промысле Жостово;
Задачи:
1. Обучающая: научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих элементов;
2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3. Развивающая: развивать мелкую моторику, развивать координацию пальцев , умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству, научить детей заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.
Материал:
1. Пластилин разных цветов и оттенков;
2. Стека;
3. Дощечки для лепки;
- Салфетки;
5. Бумажные шаблоны подносов;
6. Выставка жостовских подносов.
7.Картинки цветов.
8. Карта деревни.
Предварительная работа: рассматривание подносов.
Художественный ряд: стихи о Жостове.
Методические приёмы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.
Словарная работа: композиция, замалевка , блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.
Оформлена выставка жостовских подносов.
Ход занятия.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы, которые висят на доске. Дети сели на ковер.).
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, что такое Родина?
Дети:
-Это место, где мы живем.
(Воспитатель с показом настоящего жостовского подноса):
-Да. Родина, это место, где человек родился, живет.
-Ребята, мы с вами сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита эта деревня?
Дети:
-Жостовскими подносами.
Воспитатель:
-Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?
Дети:
-Формой, размером, на подносах разный фон.
Воспитатель:
-Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?
Дети:
-Цветы. Букеты из цветов.
А какие цветы вы знаете?
Дети:
-Ромашки, пятилистники, розы….
(Воспитатель загадывает загадки о цветах. На доске рядом висит изображения цветов)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
-Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
- Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
-Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
-Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчики)
-Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)
-Цветик желто-золотистый,
Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка... (мимоза)
-Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка... (роза)
Воспитатель:
-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.
(ребенок читает стихотворение)
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
Воспитатель:
-Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?
Дети:
-Висит на стене. На подносе стоит сервиз.
Воспитатель:
-Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.
Воспитатель:
-создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется?
Дети:
-Замалевка.
Воспитатель.
-Следующий этап –подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Называется?
Дети:
-Бликовка.
И я приготовила для Вас фильм о Деревне Жостово и о изготовлении подносов.
ФИЛЬМ. 3 мин.
(Ребята вставайте теперь мы немножко разомнемся.)
Физминутка “Цветки”.
Наши алые цветки, | Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки Медленно сжимаем пальцы в кулачки Покачивание кулачками вперёд - назад |
Я вас приглашаю на свои рабочие места.
(Сели на подготовленные рабочие места).
Рассказ и показ этапов работы: Внимательно посмотрите и послушайте, что мы сейчас с вами будем делать.
- Отщипываем кусочек пластилина;
- Катаем шарик;
- Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок);
- Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру(так со всеми шариками);
- Катаем шарик для сердцевины;
- Еще один цветок;
- Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;
- Прикладываем к подносу
Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в выполнении работы.
Итог занятия.
Воспитатель:
Чем мы сегодня занимались?
Что Вам понравилось больше всего?
Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые. Давайте организуем ярморку подносов по жостовскому промыслу. И посмотрим чей поднос Вам нравится больше всего? И я предлагаю Вам поиграть в ярмарку подносов.
А на настоящем подносе Вас ждет угощение.
Наше занятие подошло к концу. Можете убирать свои рабочие места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственной организованной образовательной деятельности по лепке для второй младшей группы: «Самолётики».
Цель занятия: Учить создавать из пластилина простейшую конструкцию самолёта.Задачи: 1. Закреплять знания правил работы с пластилином; учить раскатывать из шариков ст...
КОНСПЕКТ непосредственной организованной образовательной деятельности по ФЭМП для второй младшей группы: «Путешествие в зоопарк».
Цель занятия: учить сравнивать два предмета по длиннее и обозначать результат сравнения словами "длинный", "короткий", "длиннее-короче".Задачи:1. Образовательные задачи:-...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по ФЭМП для второй младшей группы: «Путешествие в зоопарк».
Конспект мероприятия для младшего дошкольного возраста "Путешествие в зоопарк"...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: «Русский сувенир»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: "Русский сувенир"...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с дизартрическими нарушениями.
Тема: «Репортаж о зиме»...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе» Тема: « В гости к теремку». Цель: обобщить полученные детьми знания и умения. Задачи: закрепить знание геометрических фигур, цвет, величина,
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе» Тема: « В гости к теремку».Цель: обобщить полученные деть...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Жостовский поднос» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Жостовский поднос» (подготовительная группа)Цель: -знакомство и закрепление знаний детей о художес...