Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Жостовский поднос» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Жостовский поднос» (подготовительная группа)
Цель:
-знакомство и закрепление знаний детей о художественном промысле Жостово;
Задачи:
1. Обучающая: научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих элементов;
2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3. Развивающая: развивать мелкую моторику, развивать координацию пальцев , умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству, научить детей заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.
Материал:
1. Пластилин разных цветов и оттенков;
2. Стека;
3. Дощечки для лепки;
Салфетки;
5. Бумажные шаблоны подносов;
6. Выставка жостовских подносов.
7.Картинки цветов
8. Карта деревни.
Предварительная работа: рассматривание подносов.
Художественный ряд: стихи о Жостове.
Методические приёмы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.
Словарная работа: композиция, замалевка , блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.
Оформлена выставка жостовских подносов.
Ход занятия.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы, которые висят на доске. Дети сели на ковер.).
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, что такое Родина?
Дети:
-Это место, где мы живем.
(Воспитатель с показом настоящего жостовского подноса):
-Да. Родина, это место, где человек родился, живет.
-Ребята, мы с вами сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита эта деревня?
Дети:
-Жостовскими подносами.
Воспитатель:
-Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?
Дети:
-Формой, размером, на подносах разный фон.
Воспитатель:
-Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?
Дети:
-Цветы. Букеты из цветов.
А какие цветы вы знаете?
Дети:
-Ромашки, пятилистники, розы….
(Воспитатель загадывает загадки о цветах. На доске рядом висит изображения цветов)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
-Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
- Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
-Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
-Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчики)
-Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)
-Цветик желто-золотистый
Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка... (мимоза)
-Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка... (роза)
Воспитатель:
-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.
(ребенок читает стихотворение)
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
Воспитатель:
-Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?
Дети:
-Висит на стене. На подносе стоит сервиз.
Воспитатель:
-Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.
Воспитатель:
-создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется?
Дети:
-Замалевка.
Воспитатель.
-Следующий этап –подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Называется?
Дети:
-Бликовка.
И я приготовила для Вас фильм о Деревне Жостово и о изготовлении подносов.
ФИЛЬМ. 3 мин.
(Ребята вставайте теперь мы немножко разомнемся.)
Физминутка “Цветки”.
Наши алые цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают.
Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
Медленно разгибаем пальцы из кулачков
Покачиваем кистями рук вправо влево
Медленно сжимаем пальцы в кулачки
Покачивание кулачками вперёд - назад
Я вас приглашаю на свои рабочие места
(Сели на подготовленные рабочие места).
Рассказ и показ этапов работы: Внимательно посмотрите и послушайте, что мы сейчас с вами будем делать.
Отщипываем кусочек пластилина;
Катаем шарик;
Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок);
Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру(так со всеми шариками);
Катаем шарик для сердцевины;
Еще один цветок;
Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;
Прикладываем к подносу
Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в выполнении работы.
Итог занятия.
Воспитатель:
Чем мы сегодня занимались?
Что Вам понравилось больше всего?
Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые. Давайте организуем ярморку подносов по жостовскому промыслу. И посмотрим чей поднос Вам нравится больше всего? И я предлагаю Вам поиграть в ярмарку подносов.
А на настоящем подносе Вас ждет угощение.
Наше занятие подошло к концу. Можете убирать свои рабочие места.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhestovskiy_podnos.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Жостовский поднос» (подготовительная группа)
Цель:
-знакомство и закрепление знаний детей о художественном промысле Жостово;
Задачи:
1. Обучающая: научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих элементов;
2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3. Развивающая: развивать мелкую моторику, развивать координацию пальцев , умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству, научить детей заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.
Материал:
1. Пластилин разных цветов и оттенков;
2. Стека;
3. Дощечки для лепки;
Салфетки;
5. Бумажные шаблоны подносов;
6. Выставка жостовских подносов.
7.Картинки цветов
8. Карта деревни.
Предварительная работа: рассматривание подносов.
Художественный ряд: стихи о Жостове.
Методические приёмы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.
Словарная работа: композиция, замалевка , блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.
Оформлена выставка жостовских подносов.
Ход занятия.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы, которые висят на доске. Дети сели на ковер.).
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, что такое Родина?
Дети:
-Это место, где мы живем.
(Воспитатель с показом настоящего жостовского подноса):
-Да. Родина, это место, где человек родился, живет.
-Ребята, мы с вами сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита эта деревня?
Дети:
-Жостовскими подносами.
Воспитатель:
-Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?
Дети:
-Формой, размером, на подносах разный фон.
Воспитатель:
-Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?
Дети:
-Цветы. Букеты из цветов.
А какие цветы вы знаете?
Дети:
-Ромашки, пятилистники, розы….
(Воспитатель загадывает загадки о цветах. На доске рядом висит изображения цветов)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
-Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
- Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
-Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
-Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчики)
-Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)
-Цветик желто-золотистый
Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка... (мимоза)
-Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка... (роза)
Воспитатель:
-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.
(ребенок читает стихотворение)
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
Воспитатель:
-Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?
Дети:
-Висит на стене. На подносе стоит сервиз.
Воспитатель:
-Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.
Воспитатель:
-создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется?
Дети:
-Замалевка.
Воспитатель.
-Следующий этап –подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Называется?
Дети:
-Бликовка.
И я приготовила для Вас фильм о Деревне Жостово и о изготовлении подносов.
ФИЛЬМ. 3 мин.
(Ребята вставайте теперь мы немножко разомнемся.)
Физминутка “Цветки”.
Наши алые цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают.
Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
Медленно разгибаем пальцы из кулачков
Покачиваем кистями рук вправо влево
Медленно сжимаем пальцы в кулачки
Покачивание кулачками вперёд - назад
Я вас приглашаю на свои рабочие места
(Сели на подготовленные рабочие места).
Рассказ и показ этапов работы: Внимательно посмотрите и послушайте, что мы сейчас с вами будем делать.
Отщипываем кусочек пластилина;
Катаем шарик;
Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок);
Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру(так со всеми шариками);
Катаем шарик для сердцевины;
Еще один цветок;
Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;
Прикладываем к подносу
Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в выполнении работы.
Итог занятия.
Воспитатель:
Чем мы сегодня занимались?
Что Вам понравилось больше всего?
Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые. Давайте организуем ярморку подносов по жостовскому промыслу. И посмотрим чей поднос Вам нравится больше всего? И я предлагаю Вам поиграть в ярмарку подносов.
А на настоящем подносе Вас ждет угощение.
Наше занятие подошло к концу. Можете убирать свои рабочие места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственной организованной образовательной деятельности по лепке для второй младшей группы: «Самолётики».
Цель занятия: Учить создавать из пластилина простейшую конструкцию самолёта.Задачи: 1. Закреплять знания правил работы с пластилином; учить раскатывать из шариков ст...
КОНСПЕКТ непосредственной организованной образовательной деятельности по ФЭМП для второй младшей группы: «Путешествие в зоопарк».
Цель занятия: учить сравнивать два предмета по длиннее и обозначать результат сравнения словами "длинный", "короткий", "длиннее-короче".Задачи:1. Образовательные задачи:-...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Жостовский поднос» (подготовительная группа)
Цель: -знакомство и закрепление знаний детей о художественном промысле Жостово; Задачи: 1. Обучающая: научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовског...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по ФЭМП для второй младшей группы: «Путешествие в зоопарк».
Конспект мероприятия для младшего дошкольного возраста "Путешествие в зоопарк"...
Конспект тематического занятия Конспект непрерывной непосредственно-организованной образовательной деятельности (НОД) по музыке в подготовительной группе «День народного единства». Музыкальный руководитель Лиховец Л.В. Цель: воспитание гуманной, духовно
Конспект непрерывной непосредственно-организованной образовательной деятельности (НОД) по музыке в подготовительной группе«День народного единства».Музыкальный руководитель Лиховец Л.В.Цел...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе» Тема: « В гости к теремку». Цель: обобщить полученные детьми знания и умения. Задачи: закрепить знание геометрических фигур, цвет, величина,
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе» Тема: « В гости к теремку».Цель: обобщить полученные деть...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну сказок».
Развитие всех компонентов устной речи детей....