Занятие по ручному труду «Русская народная тряпичная кукла «Пеленашка» (Старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_samoobrazovaniyu._leshukova_i.a.docx | 48.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ДОД д/с «Сказка» корпус «Звёздочка»
Организация работы по самообразованию
«Современные подходы к трудовому воспитанию
в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Конспект занятия по ручному труду «Русская народная тряпичная кукла «Пеленашка»
(Старший дошкольный возраст)
в рамках года «Культурное наследие народов России»
Воспитатель: Лешукова Ирина Анатольевна
с. Омутинское
2022год
Занятие по ручному труду «Русская народная тряпичная кукла «Пеленашка»
(Старший дошкольный возраст)
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
- дать возможность детям понять, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
-создать условия для изучения и применения на практике технологии изготовления тряпичной куклы - пеленашки (закрутка, скрутка);
- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, Пеленашка);
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать индивидуальные творческие способности детей;
- формировать умение самостоятельно подбирать цветовые решения для куклы;
- совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание.
Воспитательные:
- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Материал:
1) Кусочек белой ткани примерно размером 8х18 см.
2) Треугольник цветной ткани для косынки.
3) Цветная яркая ткань размером примерно 10х15 см- пеленка.
4) Узкая тесьма или пряжа для перевязывания пелёнки.
5) Красная нить.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Воспитатель:
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
А мальчики у нас, как ясные соколы!
А девочки как аленькие цветочки!
Проходите, гости дорогие! Наши молодцы присаживайтесь по левую руку, а девицы – по правую.
Психологический настрой.
- Сядьте удобно. На что похоже ваше настроение? На солнышко или на тучу? С солнышком мы проведем нашу встречу. Если на тучу, то давайте раздвинем ее руками и улыбнемся друг другу.
II.Основная часть.
Воспитатель:
-Ребята, вы любите играть? А что нам помогает сделать игру интересной? (игрушки)
- У вас у всех есть игрушки, расскажите какие они? (ответы детей).
Рассказ воспитателя о кукле.
Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках, у детей не было столько игрушек, как у вас сейчас, бабушки и мамы делали игрушки для детей, а когда дети подрастали, то придумывали и делали себе игрушки сами. Давайте заглянем в сундучок игрушек!
(в сундучке находятся русские народные игрушки, изготовленные из разных материалов: глиняная свистулька: деревянная лошадка, матрёшка; тряпичные куклы - раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол, это была самая распространённая игрушка.)
-Самой первой игрушкой была тряпичная кукла «Пеленашка». Мамы всегда старательно делали кукол - Пеленашек для своих дочек и сыновей.
Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенец.
Раньше младенцев пеленали в специальные пелёнки, отсюда и пошло название «Пеленашка», головку повязывали платочком, и что самое главное, такому крошке обязательно повязывали пояс. Он служил – оберёгом.
Такими куклами не играли, их клали в колыбель, где она ожидала появления малыша, а когда появлялся малыш, то оберегала его.
Глаза ей не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть…
Постановка художественно- трудовой задачи.
Воспитатель:
- Ребята, а давайте попробуем с вами изготовить такую же куклу – Пеленашку!
Тогда давайте все вместе отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем куклу оберег. А по пути в мастерскую немного разомнемся.
Физкультминутка. Ровным кругом
Ровным кругом,
Друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так..
Объяснение и показ воспитателя.
1.Взять белую ткань и свернуть её в трубочку- скатка.
2. Перевязать скатку посередине, формируя талию, а также посередине верхней части, формирую голову.
3. Взять красивый лоскуток для косынки . Надеть косынку, наперехлёст под шеей, и оберните за спину, аккуратно, не надавливая, свяжите концы .
4. Взять цветную ткань(пелёнку) и положить на неё куколку так, чтобы голова немного выступала над серединой длинной стороны . Правый конец ткани оберните вокруг куколки.
5. Теперь оберните куколку левым концом пелёнки, у Вас получится свёрток .
6. Нижний конец ткани, свисающий под куколкой, заверните наверх.
7. Зафиксируйте свёрток поясом
- Вот какая куколка у меня получилась.
Вот она, вот она -
Кукла милая моя,
Я подружку смастерила,
Душу я в нее вложила
А теперь попробуйте и вы!
Самостоятельная работа детей
по изготовлению куклы « Пеленашки», индивидуальная помощь.
(фоном звучит русская народная мелодия)
Но сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала,
(шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала -
(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло.
(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
- Приступаем к работе. Ребята, помните, что приступать к работе нужно с хорошим настроением и добрыми пожеланиями.
В народе говорят: «Одной рукой узла не завяжешь», значит для того, чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать.
Воспитатель: Вот такие «Пеленашки» у нас получились! Давайте возьмём их в ладошки и убаюкаем, как настоящих малышей.
«Ай, люли, люли, люли
Кукле радуемся мы
Станем куколку качать
Её не будем огорчать
Мы ей песенку споем,
Засыпай ты крепким сном
баю-баю – баю – бай,
Ты скорее засыпай».
III.Заключительная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами попутешествовали в прошлое, когда жили наши прапрабабушки!
-Что нового вы узнали?
-Чему научились?
- Какую куклу мы с вами делали?
-Почему она так называется?
-Что вам запомнилось больше всего?
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Спасибо за работу вашу, за старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия «Народные мотивы» для детей старшего дошкольного возраста.
Материал может быть полезен для педагогов ДОУ в проведении занятий на тему "Народная музыка"....
"Изготовление русской народной тряпичной куклы "Пеленашка""
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе...
Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная» (старший дошкольный возраст, познавательно-творческий)
- формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. изготовленные совместно ро...
Доминантное музыкальное занятие «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов» для старшего дошкольного возраста
Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах....
Отчет по изготовлению народной тряпичной куклы в старшем дошкольном возрасте
Сегодня, когда жизнь современного взрослого и ребенка заполнена бесконечными гаджитами: начиная с навигаторов в машинах и кончая говорящими игрушками, кажется, что все возможные мечты вопл...
Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)
Конспект занятия № 1Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Задачи:Образовательные:- закрепить знания об основных элемен...
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...