Открытое занятие по аппликации в старшей группе "«Лоскутная аппликация. Одеяло для медвежонка. (Составление симметричной текстильной композиции в квадрате)"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Занятие направлено на развитие художественного вкуса детей, на знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства лоскутной пластикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по аппликации в старшей группе
Составитель: воспитатель МБДОУ «Детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физической деятельности» город Подпорожье Ганжинова Елена Владимировна
Тема занятия: «Лоскутная аппликация. Одеяло для медвежонка. (Составление симметричной текстильной композиции в квадрате)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и декоративно-прикладного творчества, продуктивная
Цели: вызвать интерес к изготовлению лоскутных поделок; познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства лоскутной пластикой; учить замечать художественные элементы, определяющие специфику данного вида творчества: назначение предметов, материалы, технологию изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию), колорит, узор. Учить составлять композицию в квадрате из текстильных лоскутков. Развивать технические умения – используя клей-карандаш, аккуратно приклеить лоскутки в определённой последовательности (яркий цвет – в центре узора). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
Задачи занятия:
Образовательная: учить составлять простейшую лоскутную композицию из текстильных лоскутков, соблюдая правила колористики и техники безопасности при работе с клеем
Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства; аккуратность в работе; бережливость; умение слушать мнения других людей
Развивающая: развитие мелкой моторики кистей рук, развитие чувства гармонии, развитие творческих способностей, воображения
Здоровьесберегающая: учить детей правильной осанке во время работы; умению делать физические разминки во время сидячей работы
Материалы, инструменты, оборудование:
Для педагога: выставка иллюстраций и фотографий из журналов с изображениями предметов, выполненных в лоскутной технике; сундук с предметами и игрушками из лоскутков (сюрпризный момент); фильм или презентация о печворке; готовые разнообразные лоскутные квадратные блоки; желательно самому педагогу проводить занятие в лоскутной одежде (например, лоскутном жилете); картонный макет спящего медвежонка; записи со спокойной приятной музыкой на магнитофоне (компьютере)
Для детей: формы из картона или плотной бумаги (квадратные) как основа для лоскутного блока, контейнеры с лоскутками из х/б ткани с разными рисунками и цветом, клей-карандаш, салфетки
План занятия:
- Организационный момент.
- Вводная беседа.
- Сюрпризный момент. Изложение нового материала.
- Технологическая последовательность работы.
- Физкультурная разминка.
- Самостоятельная работа детей.
- Обсуждение работ. Подведение итогов.
- Оформление выставки детских работ виде одного лоскутного одеяла, накрыв им медвежонка.
Содержание занятия:
Подготовительная работа:
Перед занятием педагог выставляет (или вывешивает на стене, доске или стенде) иллюстрации и фотографии из журналов работ выполненных в лоскутной технике. Необходимо, чтобы все иллюстрации были понятны детям (изображения текстильных игрушек, одежды, покрывал, салфеток, сумок и т.п.). Если имеется техническая возможность, то необходимо подготовить и презентацию по теме или фильм. Педагог выставляет сундук в центре группы, но недалеко от ковра так, чтобы он был виден на занятии всем детям. Надевает лоскутный жилет.
Раздаточный материал (контейнеры с лоскутками, клей, салфетки, доски или подложки для работы с клеем, картонные квадраты 20Х20 см с нарисованной схемой будущей композиции) – на каждом рабочем столе для каждого воспитанника.
Организационный момент.
Приветствие.
Воспитатель приглашает детей подойти к выставленным иллюстрациям и рассмотреть их внимательно.
Вводная беседа.
Воспитатель: Что изображено на этих фото?
Ответы детей: Одеяло, скатерть, мягкие игрушки, открытки, коврики, панно и пр.
- А из чего сделаны все эти вещи?
Ответы детей: из ткани, из кусочков.
Воспитатель обращает внимание детей и на свой лоскутный жилет, предлагает детям его потрогать и рассмотреть.
Воспитатель: Нравятся вам лоскутные вещи? И почему?
Дети: Да. Они разноцветные, яркие.
Воспитатель: Все вы встречали в своей жизни изделия собранные из лоскутков ткани. Это могли быть и диванные подушки, и игольницы, и различные коврики, и панно, и одеяла, и даже картины. Да много ли еще интересных идей лоскутного шитья можно ли увидеть в жизни? И это не только предметы быта, украшения интерьера, игрушки, но и одежда, и различные аксессуары к ней (сумки, косметички, кошельки, очечники) и многое другое.
Может быть, кто-то из вас просто не обращал на такие вещи пристального внимания, но видели их непременно все.
Сюрпризный момент. Изложение нового материала.
Педагог подводит детей к сундуку и открывает его – сюрпризный момент. Дети с интересом наблюдают. Воспитатель достаёт из сундука разноцветные лоскуты и отрезы тканей, шитые подушки, современные игрушки – тильды, игольницы, прихватки, коврики и т. д.), рассказывает и показывает всем, что он достаёт, даёт возможность детям всё потрогать и рассмотреть.
Воспитатель: Может быть, кто-то даже в вашей семье увлекается такой интересной и красочной лоскутной техникой или в доме имеется какой-то предмет, сшитый из лоскутков. Просит поднять руку тех, у кого имеется такой предмет.
Дети поднимают руки и говорят, что у них имеется дома или у бабушки, называют, кто у них в семье умеет и любит рукоделие.
Воспитатель: И сегодня мы познакомимся с этим удивительным рукоделием – лоскутной техникой. (Здесь педагог может показать презентацию по теме). Своими корнями она уходит глубоко в древность. Толчком для ее создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на еще крепкие, но слегка потертые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутков.
Педагог просит детей расположиться на ковре в группе.
Воспитатель: На Руси широкое распространение такое занятие получило во второй половине 19-го столетия. В это время во многих городах нашей страны наладилось производство разнообразнейших тканей. В отдельные уголки страны ткани доставляли купцы, а в большинстве случаев, крестьяне сами отправлялись в город за покупкой отреза для обновы. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономные хозяйки сохраняли, а потом и их пускали в дело. Так очень скоро, почти в каждом доме, стали появляться, радующие глаз, разноцветные одеяла, подушки, половики и другие предметы обихода, полезные в хозяйстве
Показывая детям лоскутное одеяльце: Готовые изделия можно было рассматривать как калейдоскоп. По выполненной работе можно было судить о вкусе, настроении, а если хорошо присмотреться, то даже узнать о чем думала работница, создавая новое изделие.
Лоскутная техника может быть очень проста, но и очень сложна, т. к. имеет различные принципы исполнения, но основы ее доступны каждому. Для начала вам не потребуются какие-то особенные материалы, а лишь лоскутики и нитки, которые найдутся в любом доме, и совсем не обязательно, чтобы они были новые. И самые обычные инструменты: ножницы и игла.
Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь.
Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. В настоящее время это искусство приобрело множество поклонников и «вылилось» в отдельный современный вид творчества. Пишется много книг, журналов, пособий по печворку – так ещё называют по-английски этот вид искусства. Во многих городах проходят различные конкурсы и выставки изделий, выполненных в этом направлении. Многие работы считаются настоящими произведениями искусства. Например, работа Джуди Матизон «навигационные звезды» была включена в экспозицию 100-а самых лучших произведений 20-го века (Калифорния)
(педагог показывает фотографии работ из книги).
И сегодня мы с вами постараемся самостоятельно изготовить лоскутный квадратик, но мы его будем не шить, а клеить лоскутки на бумажную основу. Мы с вами ещё не мастера, а подмастерья, т.е. ученики. Но, я уверена, что у вас всё получиться и мы сможем даже собрать одеяло из отдельных квадратов. Я знаю одного моего друга, который будет рад такому подарку.
Тут, воспитатель достаёт из сундука картонного медвежонка.
Воспитатель: Медвежонок очень хочет получить в подарок новое одеяло, т.к. старое совсем истрепалось. Медведи спят всю зиму и одеяло хочется иметь тёплое и красивое. Сегодня нам есть, для кого стараться.
Медвежонка педагог ставит на стенд.
Детям предлагается занять свои рабочие места за столом.
Технологическая последовательность изготовления.
Воспитатель: Для каждого из вас изготовлен картонный шаблон с нарисованным узором, но цвета для каждого элемента узора вам нужно подобрать самостоятельно. В контейнерах лежат разноцветные лоскутки.
Здесь педагог показывает наглядно расчерченный шаблон и готовый образец лоскутного квадрата (желательно использовать не более трёх цветов, чтобы нагляднее был виден узор) и объясняет правило колористического решения – самый яркий цвет должен быть в середине композиции. Показывает свой (ДРУГОЙ) образец и шаблон. Показывает приёмы наклеивания лоскутков.
Воспитатель: Прежде, чем преступить к работе, разложите на вашем квадрате лоскуточки, соответствуя схеме и колориту. Отрывая после, уже наклеенные лоскутки, работа будет неряшливой.
Какие правила при работе с клеем надо соблюдать?
Ответы детей: Не намазывать слишком много. Излишки клея можно удалить салфеткой. Закрывать крышку после окончания работы. Работать следует на специальной подложке или доске. После окончания работы помыть руки.
Если возникли вопросы, воспитатель повторяет в более доступной форме свои пояснения к работе.
Самостоятельная работа детей.
А теперь можно приступать к работе.
Во время работы звучит спокойная приятная музыка.
Педагог оказывает посильную помощь детям, но если это необходимо. Желательно, чтобы дети самостоятельно справлялись с заданием.
Физкультурная разминка
После завершения работы над аппликацией детям предлагается размяться:
Руки вверх мы поднимаем,
Опускаем, отдыхаем.
Все вздохнули глубоко,
Выдох сделаем легко.
А теперь мы дружно, вместе
Зашагаем все на месте.
Снова в форму мы придём,
Творить талантливо начнём. (Останавливаясь постепенно)
Обсуждение работ. Подведение итогов.
Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим, что получилось в итоге. Собирает работы детей и выкладывает на один стол. Детям предлагается рассмотреть работы и оценить результаты своей деятельности.
Дети: Показывают лучшие работы и объясняют, в чём остальные имеют недостатки.
Педагог помогает детям собрать лоскутные блоки так, чтобы получилось одеяло.
Воспитатель: Вот и порадовали мы нашего друга медвежонка. Теперь он точно будет крепко спать под новым красивым одеялом и видеть хорошие сны.
Понравилось ли вам, ребята, сегодняшнее занятие? (Да)
Что мы сегодня делали? ( Изготовляли лоскутный квадрат, узор из лоскутков)
Какие новые слова вы узнали? (Лоскутная пластика, печворк, подмастерье)
Какие правила соблюдали, когда выкладывали узор (Яркие цвета в центре)
Мне было приятно провести это занятие с вами. Ведь я тоже люблю этот вид рукоделия и жилет, который на мне сшила я сама. Надеюсь, многие из вас тоже полюбили создавать изделия из лоскутков.
Уборка рабочих мест.
Оформление выставки.
Выставить получившееся одеяло на стенде группы, накрыв им медвежонка.
Рефлексия: во второй половине дня детям предлагается посмотреть фильм о печворке с участием в нём детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию с аппликацией в старшей группе детей.Цель: закрепить умение в составлении несложной композиции, передаче ветреной погоды ,бурного моря. Задачи: Закрепить умение вырезывать различные формы паруса, использовать свечку для изо
Цель: закрепить умение в составлении несложной композиции, передаче ветреной погоды ,бурного моря.Задачи: Закрепить умение вырезывать различные формы паруса, использовать свечку для изображения ...
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по аппликации Тема: «Белые грибы» . План-конспект НОД в средней группе по аппликации на тему: «Овощи и фрукты »
Использование нетрадиционных средств в занятиях по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/11/picture-979007-1512984340.jpg)
Открытое занятие "Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья». Аппликация из симметричных фигур «Сказочная птица»
Открытое занятие "Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья». Аппликация из симметричных фигур «Сказочная птица»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/29/picture-1146914-1559153270.jpg)
Конспект занятия по аппликации в старшей группе. Тема: «Аппликация из кругов. Слон»
Цели и задачи:1.Обучение разметке по шаблону-кружочку.2.Развивать у детей способность к творчеству, прививать навыки культуры труда, товарищеской взаимопомощи.3.Развивать моторику пальцев.4.Разв...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1087188-1675004302.jpg)
Конспект открытого занятия в старшей группе по аппликации. по теме: «Берёзы осенью» Аппликация обрывная с элементами рисования
Конспект открытого занятия в старшей группе по аппликации.по теме: «Берёзы осенью» Аппликация обрывная с элементами рисования...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/04/picture-231209-1599238250.jpg)
Конспект занятия в старшей группе по аппликации в нетрадиционной технике (обрывная аппликация) «Разноцветные зонтики».
Занятие способствует обучению детей создавать изображения способом обрывной аппликации....
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка ручной труд составление симметричной текстильной композиции для молодых специалистов Тема: «Одеяло для бабушки»
Программное содержание: 1. Закреплять умение составлять простейшую лоскутную композицию из текстильных лоскутков, техника «Треугольники».2.Воспитывать эстетическое отношение к предметам ис...