Программа по работе с одаренными детьми художественно – эстетической направленности «Волшебный карандаш»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Шаулина Анжела Викторовна

Актуальность педагогического опыта по развитию художественной одаренности детей через использование нетрадиционных техник рисования видится в новых подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, полет мысли, смелость и неповторимость. Он уже не боится сделать что-то не так, неправильно. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным и ярким. Ребенок остается доволен результатом, следовательно, вовлекается в собственное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа80.14 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по работе с одаренными детьми

художественно – эстетической направленности

«Волшебный карандаш»

Возраст обучающихся: 6 – 7лет

Срок реализации: 1год

Автор-составитель:

Ст. воспитатель

Шаулина А.В.

г. Рославль, 2022

Пояснительная записка

Авторская  программа по работе с одаренными детьми через нетрадиционные техники рисования «Волшебный карандаш» разработана в соответствии с нормативно –правовыми документами:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г.  № 196);

- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);

- Уставом  ДОУ

Направленность: художественно – эстетическая.

Актуальностью программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально для системы художественного воспитания. В настоящий момент растет количество специализированных школ, студий как государственных, так и частных для одаренных детей.

Таким образом, актуальность педагогического опыта по развитию художественной одаренности детей через использование нетрадиционных техник рисования видится в новых подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, полет мысли, смелость и неповторимость. Он уже не боится сделать что-то не так, неправильно. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным и ярким. Ребенок остается доволен результатом, следовательно, вовлекается в собственное творчество.

Новизна программы:  программа «Волшебный карандаш» разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей детей дошкольного  возраста,  она позволяет развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети с художественными наклонностями смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность,инициативу, творчества.В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.  Полноценное художественно – эстетическое развитие ребенка невозможно без его морально – нравственного воспитания. Личность, как и художественный образ, является собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности. Нравственные качества дошкольников активно развиваются через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

Новизна  заключается в создании системы работы по использованию нетрадиционных техник рисования, именно в условиях детского сада. Эта система включает в себя методику использования, различные способы рисования и этапы работы в соответствии с возрастными особенностями детей.

Педагогическая целесообразность:

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития их индивидуальных творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционными техниками рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Программа доступна для  детей  с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, проявивших выдающиеся способности, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях.

Количество часов по программе в год-36

По продолжительности реализации программа – одногодичная.

Занятия проводятсяс ребенком1 раз в неделю по 25 -30 минут.

Форма организации образовательного процесса – индивидуальная

По содержанию деятельности – интегрированная.

Уровень сложности – стартовый.

По уровню образования – общеразвивающая.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий.

Формы занятий:

творческая мастерская,

выставки,

олимпиады,

экспериментально – исследовательская деятельность,

конкурсы,

проектная деятельность,

игровые ситуации,

сказочное повествование.

 Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Вместе с тем одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, воспитателей, учителей и многих родителей. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Наибольший интерес исследований представляет художественная одаренность, так как именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Изобразительное направление выбрано не случайно – ведь результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые, по сути, есть отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень познавательных процессов, творческой активности. Дошкольное детство создает благоприятные условия для формирования художественных способностей дошкольников, они включаются во все многообразие художественной деятельности: он поет, лепит, танцует, рисует. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в  изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки – как свидетельство талантливости маленького автора. У ребенка формируется свое отношение, собственное понимание предмета,не случайно даже цвет для малыша является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии – «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени.На занятиях у обучающихся  развивается и  познавательная деятельность, происходят коррекции психических процессов и личностной сферы в целом, Психологи отмечают, что занятия по нетрадиционной технике рисования не утомляют дошкольника, а наоборот снимают напряжение, у детей сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Дети творчески всматриваются  в окружающий их мир, находят разные оттенки, приобретают опыт эстетического  восприятия, создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию и реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки становятся интереснее, содержательнее, замысел богаче.Важным направлением психического развития детей, заложенным в программе, является формирование у детей разнообразных способностей – как художественных, так и интеллектуальных. Все названные психические процессы и качества личности необходимы для успешной творческой, познавательной, трудовой и учебной деятельности.  Педагог  учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми, предусматривает материал заранее, его доступность для каждого ребенка. Занятия проводятся в партнёрском сотрудничестве взрослого и ребенка.

Дети могут творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.Занятия по нетрадиционной технике рисования способствуют развитию фантазии, логики, мышления. При данном способе ребенок учится мыслить нестандартно. Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к творчеству.

Цель программы:создание условий для проявления каждым ребенком своих индивидуальных творческих способностей и интересов.

Задачи:

Развивающие:

-формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

-формировать умение и навыки, необходимые для создания творческих работ;

-развивать желание экспериментировать, проявлять познавательные

чувства;

Образовательные:

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

-знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразие художественных материалов и приемами работы с ними;

- закреплять приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать, внимание, аккуратность, целеустремленность;

-способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому;

- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;

- способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Ожидаемые результаты:

Подготовительный дошкольный возраст (6-7 лет)

удовлетворенность детей своей деятельностью,

повышать уровень индивидуальных достижений в процессе освоения искусства,

проявлять исследовательское поведение, инициативу,

повышать уровень владения детьми общепредметными и социальными компетенциями,

экспериментировать в создании образа; в процессе своей деятельности проявляет инициативу, самостоятельность в процессе выбора темы, самостоятельно сочетать изобразительные техники и материалы,

демонстрировать высокую техническую грамотность,

планировать деятельность, умело организовывать рабочее место, проявлять аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.

Учебный план на год

№ п/п

Название образовательных  блоков, разделов

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие «Превращалочка»

Диагностика.

1

0,3

0,7

беседа,

практическая работа

1

Игра – беседа «Этот удивительный мир»

1

0,3

0,7

беседа, практическая работа

2

«Путешествие в золотой лес»

1

0,3

0,7

практическая  работа

3

«Невиданные звери»

4

1

3

рассматривание, опрос

творческая работа

4

«Как прекрасен этот мир»

4

0.5

3,5

показ,

творческая работа

5

«Невиданные звери»

2

0.3

1.7

показ,

творческая работа, картинки

6

«В гости к сказкам»

9

1.5

7,5

рассматривание, показ

творческая работа, опрос

7

«Мой маленький друг»

4

0,5

3,5

показ, творческая работа

8

«Королевство волшебства»

4

0,5

3,5

показ, творческая работа

9

«Цветы»

4

1,5

2,5

рассматривание, опрос, творческая работа

10

Итоговое.

Диагностика

2

0,5

1,5

наблюдение, рассматривание, творческая работа

Всего:

36

7.2

28.8

Содержание учебного плана

1.Вводное занятие.

На первом занятии педагог знакомится с детьми, где сообщает детям о правилах поведения, о том, что необходимо иметь на занятии. Ознакомление обучающихся с содержанием программы.   Организационные вопросы.

Игра-конкурс «Превращалочка».

Правила техники безопасности.

Практика:Первичная диагностика.

2. Образовательный блок: «Этот удивительный мир»

Теория:

формировать представления об окружающем мире, его необычных явлениях, удивительных местах, обитателях нашей планеты. Рассказ об ассоциативной связи цвета и времени года. Расширить представление детей о многообразии художественных материалов. Рассказ об особенностях цвета, о свойствах гуашевых красок. Беседа о природе Презентация «Мир вокруг нас». Закрепить в сознании детей признаки осени, сезонные изменения в природе. Учить работать с хрупким материалом – листьями. Презентация «Будь внимательным и осторожным»

Практика:

 «Сказочный цветок» выдувание, тычок жесткой кистью.

Необычная планета» набрызг, тампонирование, монотипия

«Аленький цветочек» рисование по- мокрому

3. Образовательный блок: «Путешествие в золотой лес»».

Теория:

формировать представления об осеннем лесе, форме листьев деревьев. Рассказ об ассоциативной связи цвета и времени года. Расширить представление детей о многообразии художественных материалов. Рассказ об особенностях цвета, о свойствах гуашевых красок. Беседа о природе Презентация «Золотая осень». Закрепить в сознании детей признаки осени, сезонные изменения в природе. Учить работать с хрупким материалом – листьями. Презентация «Золотая осень».

Практика:

Тычкование «Дерево».

«Осенние листья» печатания листьями, овощами.

«В гости к осени» монотипия.

«Загадки» ниткография.

«Мой любимый дождик» рисование пальчиками.

4.Образовательный блок: «Как прекрасен этот мир»

Теория:Явления природы; красота разных  времен года. Презентация «Этот удивительный мир». Познакомить с новым видом аппликации – из бумажных шариков. Расширить представления о свойствах бумаги (рвётся, мнётся). Рассказ о морских обитателях подводного царства, рассматривание иллюстрации, беседа.  День защитников Отечества. Побуждать детей самостоятельно изготовить подарок к празднику.   Посредством беседы и рассматривания иллюстраций ознакомить детей с важной ролью мужчин (пап и дедушек) в обществе и семье.  Понятие коллаж. Техника тампонирование, рисование песком и солью, закрепить представления о цветах радуги, посредствам игровых заданий и дидактического материала, соотносить цвет с его наименованием. Техника ниткография. Рисование кляксой и жесткой кистью.

Практика:

«Путешествие по радуге» тычкование.

«Звездное небо» набрызг и печать по трафарету.

«Ветреный день» штриховка восковыми мелками.

«Разноцветные рыбки» комкание бумаги.

«Маленький гном» аппликация из комочков салфеток.

5. Образовательный блок:«Невиданные звери»

Теория:

обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в природе с помощью рассматривания иллюстраций, беседы, чтения стихов.

Зимние месяцы, признаки зимы. Короткие дни и самые длинные  ночи. Много снега, деревья стоят голые, изменения в  образе жизни животных, птиц, насекомых. Презентация «Время года – Зима». Презентация «Мир диких животных. Презентация «Жизнь птиц зимой», рассказ - объяснение: «Знакомство с теплыми и холодными цветами». Беседы: «Что такое чудеса? Зимние чудеса», «Зимние явления природы», «Красота вокруг нас», отгадывание загадок: о зимних явлениях природы, формирование представлений о празднике Новый год: символ года, новогодние игрушки, елочка, Дед Мороз. Новогодние традиции. Игры, хороводы, инсценировка. Беседа «Рождество. Традиции празднования».

Практика:

«Невиданный зверь»  рисование жёсткой кисточкой.

«Цыпленок»  ватные палочки, диски.

«Первый снег»оттиск печатками из салфеток.

«Дед Мороз» аппликация из ваты.

«Зайки белые сидят» тампонирование

6. Образовательный блок:«В гости к сказке»

Теория:

рассматривание иллюстраций, картинок, загадывание загадок, просмотр сказок для развития эмоциональной отзывчивости у детей. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Презентация « Любимые наши сказки». Закрепление техники тампонирование и набрызг.

Практика:

«Дворец снежной Королевы » аппикация  из ваты и фольги.

«Волшебный замок»  черно - белый  гратажж.

«Жар – птица» рисование  сказочной птицы с помощью ладони и гуаши.«Аленький цветочек» рисование по- сырому.

«Что за чудо эти сказки» набрызг, тампонирование.

«Снегири на елке» рисование способом тычка.

7. Образовательный блок:«Мой маленький друг»

Теория:

беседа-диалог, рассматривание иллюстраций. Презентация «Красавица – весна». Уточнить и расширить представление детей о космосе, как о мире тайн и загадок. Сформировать у детей представления о жизни птиц весной; познакомить детей с тем, как и где птицы выводят птенцов. Техника печатания поролоном, рисование пальчиками.

Познакомить с техникой рисования, прививать аккуратность при выполнении, развивать воображение. Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок, закрепить умение рисовать пальцами водоросли, вызвать желание работать в сотворчестве с взрослым.

Учить наносить рисунок свечой, и раскрашивать акварелью, развивать фантазию.

Совершенствовать технику печатания ладошками, развивать интерес к рисованию.

Практика:

«Зайка серенький сидят» тампонирование

«Курочка и цыплята» Отпечатки скомканной бумагой.

«Мои фантазии» Граттаж.

«Птичка невеличка» Рисование ладошкой.

«Храбрый петушок» Рисование по сырому листу.

8. Образовательный блок «Королевство волшебства»

Теория: Рассматривание альбома «Весна – красна». Просмотр мульфильмов на весеннюю тематику. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Закрепить технику печатания поролоном, дорисовывать стебель и листочки, воспитывать интерес и аккуратность.

Практика:

«Весна пришла» рисование мылом.

«Гномик» разные техники рисования.

«Птичка невеличка» Рисование ладошкой.

«Самолет» рисование, песком и солью.

9. Образовательный блок «Цветы»

Теория: Беседа «Пришла весна» - последовательность весенних изменений в природе, изменения в жизни животных, появление насекомых, прилет зимующих птиц. Презентация «Весна». Лес весной. Весенние первоцветы. Презентация «Первоцветы», «Мир насекомых». Рассказ «Жизнь животных и птиц весной». Познакомить детей с праздником Пасхой и ее обычаями. Просмотр мультфильма «Просто так», развитие эмоциональной отзывчивости.

Техника рисования граттаж, оттиск пробкой, свечкой и по сырому.

Практика:

«Сказочный цветок»  - рисование ватными палочками.

«Необычные цветы» разные техники рисования.

«Цветы на клумбе» - ниткография.

«Цветочки на лугу» рисование по- мокрому.

«Одуванчик» - тампонирование.

10. Итоговое (диагностика).

Теория: Просмотр презентации « Разные способы рисования». Беседа «Почему я люблю рисовать». Углубить радостные эмоции ребенка, от полученных впечатлений от рисования нетрадиционным способом.

Практика:

«Разноцветные бабочки» разные техники рисования

Календарный учебный график на  год обучения.

№п/п

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов на группу

Форма

занятия

Форма

контроля

1.

сентябрь

Вводное занятие.

Игра-конкурс «Превращалочка».

1

Занятие-игра

беседа, творческое задание

2.

сентябрь

«Осенние листья».печатания листьями, овощами.

1

Занятие – презентация

игровое

задание,

картинки, творческая работа

3.

сентябрь

«Сказочный цветок» выдувание, тычокжесткой кистью

1

Занятие-творческаямастерская

наблюдение, картинки, творческая работа

4.

сентябрь

«Необычная планета» набрызг, тампонирование, монотипия

1

Занятие-творческая мастерская

 творческая работа

Итого

4

5.

октябрь

«Загадки» ниткография

1

Занятие-сказка

наблюдение, творческое

задание

6.

октябрь

«В гости к осени» монотипия

1

Занятие-творческая мастерская

картинки, творческая работа

7.

октябрь

«Путешествие по радуге» тычкование

1

Занятие-игра

беседа, творческая мастерская

8.

октябрь

«Ветреный день» штриховка восковыми мелками

1

Занятие-творческая работа

 творческое

задание

Итого

4

9.

ноябрь

«Звездное небо» набрызг и печать по трафарету.

1

Занятие-творческая мастерская

наблюдение, картинки, творческая мастерская

10.

ноябрь

«Разноцветные рыбки» комкание бумаги

1

Занятие-творческая мастерская

творческое

задание

11.

ноябрь

«Мой любимый дождик» рисование пальчиками

1

Занятие-творческая мастерская

творческое

задание

12.

ноябрь

«Цыпленок»  ватные палочки, диски

1

Занятие-аппликация

творческое

задание

Итого

4

13.

декабрь

«Первый снег»

оттиск печатками из салфеток

1

Занятие-презентация

наблюдение, картинки, творческая мастерская

14.

декабрь

«Волшебный замок»  черно - белый  гратажж

1

Занятие-игра

наблюдение, картинки, творческая мастерская

15.

декабрь

«Дворец снежной Королевы » аппикация  из ваты и фольги

1

Занятие-творческая мастерская

творческое

задание

16.

декабрь

«Невиданный зверь»  рисование жёсткой кисточкой

1

Занятие-творческая мастерская

творческая работа

Итого

4

17.

январь

«Что за чудо эти сказки» набрызг, тампонирование

1

Занятие-путешествие

творческое

задание

18.

январь

«Аленький цветочек» рисование по- мокрому

1

Занятие-творческая мастерская

творческая работа

19.

январь

«Жар – птица» рисование  сказочной птицы с помощью ладони и гуаши.

1

Занятие-творческая мастерская

творческая работа

20.

январь

«Дед Мороз» аппликация из ваты

1

Занятие - сказка

наблюдение, картинки, творческая мастерская

Итого

4

21.

февраль

«Снегири на елке» рисование способом тычка

1

Занятие-презентация

творческое

задание

22.

февраль

«Зайка серенький  сидят» тампонирование

1

Занятие-игра

творческая работа

23.

февраль

 «Самолет» рисование, песком и солью

1

Занятие-презентация

творческое

задание

24.

февраль

«Маленький гном» аппликация из комочков салфеток.

1

Занятие - аппликация

творческая работа

Итого

4

25.

март

«Весна пришла» рисование мылом и свечой

1

Учебное занятие

творческое

задание, опрос

26.

март

«Храбрый петушок» Рисование по сырому листу.

1

Занятие творческая мастерская

творческое

задание

27.

март

 «Птичка невеличка» Рисование ладошкой

1

 Занятие-путешествие

Наблюдение, картинки, творческая мастерская

28.

март

«Мои фантазии» Граттаж

1

Занятие-сказка

творческое

задание

Итого

4

29.

апрель

 «Необычные цветы» разные

1

Занятие-игра

творческая работа

30.

апрель

«Цветы на клумбе» Оттиск пробкой

1

Занятие-творческая мастерская

творческая работа

31.

апрель

«Сказочный цветок» Рисование ватными палочками

1

Занятие-сказка

творческая работа

32.

апрель

«Гномик»разные

1

Занятие-творческая мастерская

творческое

задание

Итого

4

33.

май

«Курочка и цыплята» Отпечатки скомканной бумагой

1

Занятие-творческая мастерская

творческая работа

34.

май

«Цветочки на лугу» рисование по- мокрому

1

Занятие-путешествие

наблюдение, картинки, творческая мастерская

35.

май

 «Одуванчик» тампонирование

1

Занятие - игра

Творческая работа

36.

май

 Итоговое занятие «Разноцветные бабочки» разные

1

творческая работа

Итого

4

Итого за учебный год

36

Методическое обеспечение программы

Цель моей педагогической деятельности -  обеспечение высокого уровня качества знаний обучающихся, привитие им навыков самостоятельной учебной деятельности, необходимых для успешного продолжения образования в школе, формирования уверенности в своих творческих возможностях через овладение различными изобразительными техниками.

Моя методическая система основывается на многолетнем личном педагогическом опыте и требованиях современного образовательного стандарта.      

Достижение поставленных целей видится мне возможным через решение следующих задач:

Развивать мелкую моторику рук и уверенность в себе.

Формировать интерес к творческим поискам и решениям.

Создавать ситуации успеха для каждого ребенка.

Развивать творческие способности, воображение и полет фантазии. Приоритетными воспитательно-развивающими задачами считаю:

формировать положительные мотивации обучающихся, которые необходимы для создания творческих работ;

развивать творческого мышления, художественного вкуса и фантазии, изобретательности, пространственного воображения, интересов.

Вся моя методическая система работает на результат.

 Использование нетрадиционных техник рисования, вызывают у обучающихся интерес к творчеству (монотипия, оттиск, граттаж, рисование восковыми мелками, ниткография, тычкование, и т.д.).Эти техники рисования никогда не оставляют ребят равнодушным и вызывают повышенный интерес к творческой деятельности.  

 Методы, используемые мною на занятиях:

 - репродуктивный (прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой, практическая работа);

 - частично-поисковый (подбор сюжетов для творческих работ, подбор разнообразного материала для воплощения творческих идей и фантазии, свобода выбора);

 - объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, образец воспитателя, наблюдение, обсуждение особенностей композиций, цветового решения, эмоционального фона).

   Система работы дополняется разнообразными приемами стимулирования, поддержки, создания ситуации успеха, выбора в действии, диагностики, индивидуального подхода к каждому, «творческая задумка».

Для эффективного использования времени на занятиях внедряю следующие современные элементы педагогических технологий: построение содержания обучения на концептуальной основе; игровые, сюрпризные моменты, просьба о помощи, информационно-коммуникативные технологии.

При разработке планов-конспектов занятий включаю дополнительный материала, который  основан на изучении различных техник рисования, способствующих развитию творческих способностей обучающихся, расширению их кругозора, развитию интереса к творческой деятельности, оформляю часто презентацией. Должное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. На занятиях предусмотрены тематические физкультминутки, пальчиковая гимнастика, развивающая гибкость, ловкость и подвижность кистей и пальцев рук, упражнение для глаз, способствующие коррекции зрения у детей. На занятиях уделяется большое внимание созданию безопасных условий при организации образовательного процесса на занятиях. Мною разработаны правила по безопасным условиям работы с различными материалами и инструментами, правила личной гигиены.

№п/п

Наименование

1.

Методы, формы, технологии обучения.

Путешествия в мастерскую художника, выставки, коллажи, коллективные работы,  наблюдения, беседы с использованием  иллюстративного и раздаточного материала, игры, сюрпризы, открытые просмотры, тематические досуги, проектная деятельность, изготовление украшений и подарков, презентации по темам программы.

2.

Дидактические материалы и игры

Наглядные материалы.

Плакаты

Игры на закрепление знаний жанров живописи. Изучение перспективы в пейзаже. Игры на развитие творческого воображения. Игры по декоративно-прикладному искусству. Развитие навыков художественной композиции. Задания на выполнение предметных действий. Творческие задания и игры для тактильно двигательного восприятия. Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. Дидактические игры и упражнения назакрепление цвета и пр. «Пейзажи», «Животные», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Цветы», «Натюрморты», «Деревья».

 -Демонстрационный материал «Пейзажи»

-Демонстрационный материал «Деревья»

-Демонстрационный материал

- «Времена года»;

«Подводные обитатели»

- «Осень»;

-«Овощи и фрукты»;

- «Цветы»;

«Домашние животные»;

«Дикие животные»;

«Птицы»;

 «Насекомые»;

« Зима»;

«Весна»;

«Лето».

3.

4.

Раздаточные материалы.

Материально- техническое обеспечение.

Бумага разной фактуры в наборах

Мелки восковые масляные

Клей ПВА

Штампы

Ватман (размер А1, А2, А3)

Пробки

Емкость для воды «Непроливайка»

Емкости пластмассовые для бросового материала

Песок морской

Ракушки разного размера

Бусинки, стразы, бисер

Кисточки (беличьи  №10, 14, щетинные, колонковые

Карандаши графитные, цветные в наборах

Фольга гофрированная

Картон белый и цветной

Крупа (манная, гречневая, рисовая, кукурузная)

Соль морская, каменная

Проволока

Печатки

Янтарная крошка

Скорлупа орехов (грецкий, кедровый)

Трафареты на выбор

Паста зубная

Щетка зубная

Краски витражные

Краски акриловые

Клеенки

Салфетки обычные, для декупажа

Бумага цветная

Зеркало большого размера

Расчески для техники «набрызг»

Емкости пластмассовые для клея

Кисти клеевые

Губки пороловые

Штампы поролоные

Палочки ватные

Диски ватные

Лекала пластмассовые

Фомастеры

Карандаш угольный «Ретушь»

Зубная паста

Мелки (пастель) - 24

Гуашь 12 цветов

Доска магнитная (магниты 10 шт)

Палитры

Плакат «Цветовая гамма»

Ноутбук

СД диск («Времена года» Вивальди)

Мольберт

Полифункциональная ширма для сменных выставок детских рисунков

5.

Презентации

«Золотая осень».

«Время года – зима»,

«Мир диких животных»,

«Жизнь птиц зимой»,

«Первоцветы»,

«Мир насекомых»,

«Лето»,

«Разноцветное платье осени»,

«Зимующие птицы»,

«Жизнь животных зимой»,

«В гости в Зимушке – Зиме»,

«Будь осторожен с опасными предметами»,

«Посмотри, как мы интересно живем»,

«Весна – красна»

«Лето»,

«Разные способы рисования».

Диагностика

Педагогическая диагностика – система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, чтобы выявить уровень развития ребёнка – дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг.

Для мониторинга за основу использую методику Г.А. Урунтаевой, соответствие  знаний, умений и навыков программным требованиям определяются следующими методами диагностики: «Неоконченный рисунок», «Свободный рисунок».  Данные заносятся в диагностическую карту усвоения программы в соответствии критериям оценки ЗУНов;

        Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год. Диагностическое обследование необходимо для того, чтобы выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка. Без подобного обследования трудно оценить степень готовности каждого ребенка к обучению в его возрастной группе. Обследование носит диагностически-развивающий характер. Если у детей при выполнении задания возникают некоторые трудности, предлагаем им разнообразные виды помощи. Например, с помощью вопросов, замечаний, указаний организуем рассматривание предметов и иллюстраций по теме, напоминаем о сравнении с натурой, уточняем характер формы, деталей, способы изображения. При необходимости используем частичный показ способа изображения. Все виды помощи должны стимулировать детей к поиску самостоятельного решения поставленной задачи. Если ребенок затрудняется в обследовании предмета, предлагаем ему план обследования. Задавая вопросы, направляем внимание ребенка на самостоятельное, зрительное обследование предметов, выбор материала и наиболее эффективного способа изображения.

        Требования к уровню подготовки.

        Ребенок должен уметь отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Уметь правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом. Уметь сочетать некоторые материалы.

Низкий уровень – 5 - 9б.  (ребенок владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень – 10 - 14б (объем освоенных знаний составляет более ½); Высокий уровень – 14 - 18б. (освоен практически весь объем  знаний, предусмотренных программой за конкретный период).   Используя рисунки  проверки знаний детей и данные критерии, проводится диагностика уровня знаний детей три раза в год (начальная, промежуточная, итоговая).

Низкий.

У ребенка искажения значительные, форма не удается, части предметов расположены не верно, пропорции переданы неверно, изображение статическое, рисует однотипно, передает неверно цвет, материал используется неосознанно, безразличен к оценке взрослого и критично оценивает свою работу, заинтересован предложенным заданием.

Средний.

Ребёнок проявляет незначительные искажения, движения переданы неопределенно, но имеет представление о художественном творчестве. Есть отступление от реального оттенка, интерес и потребность в общении, но испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами. Использует в собственной деятельности навыки и умения для создания творческой работы различными техниками рисования, требует незначительной помощи, с вопросами обращается редко. Проявляет самостоятельность, заинтересован процессом деятельности.

Высокий.

Ребёнок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и художественном творчестве. Творчески использует в собственной деятельности навыки и умения для создания творческой работы различными техниками рисования. Передает точно форму, части предмета располагает верно, пропорции соблюдаются, четко переданы движения. Умеет  расположить композицию по всему листу, при этом соблюдая пропорции, передает реальный цвет предметов и использует различную цветовую гамму. Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами. Адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу, заинтересовывается предложенными заданиями. Самостоятельно выполняет задания, при необходимости обращается за помощью.

Уровни усвоения программы:

Уровни развития

Качественные характеристики

Низкий уровень

Ребенок нетрадиционные техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изо материалами для создания художественного образа.

Средний уровень

Ребенок нетрадиционные техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Высокий уровень

Ребенок по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

Диагностика на начало реализации  дополнительной программы проводилась через диагностические занятия.

Диагностическая карта

мониторинга  результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный карандаш» год обучения – одногодичная

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

№/n

Ф.И.

Реб.

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.- начало года

К.- конец года

План по выявлению и развитию у обучающихся общих творческих способностей.

Целью обучения  является всестороннее гармоничное развитие детей дошкольного возраста.  Проблема выявление и развитие у обучающихся творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования.

Цель: систематическое отслеживание результатов по выявлению способностей дошкольников через различные виды нетрадиционного рисования.

Основные направления деятельности педагога:

- система поиска и диагностики способностей обучающихся;

- диагностика способностей разных типов и видов;

- анкетирование и наблюдение  за обучающимися;

- разработка механизма индивидуальной поддержки.

- корректировка методов  и форм работы с обучающимися.

Результаты мониторинга:систематическое отслеживание результатов по выявлению творческих способностей дошкольников через различные виды нетрадиционного рисования.

Диагностики по выявлению

Тест П.Торренса «Незаконченный рисунок»;

Тест П.Торренса на творческое мышление.

 Педагогические методики:

-методика «Солнце в комнате» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев).

Диагностики по развитию творческих способностей:

- Тест П. Торренса  «Дорисовывание»;

Формы работы с детьми по выявлению творческих способностей:

Творческие выставки;

Проектная деятельность;

Творческие мастерские;

Конкурсы различного уровня;

Досуговая деятельность.

п/п

Мероприятие

Сроки

Ожидаемый результат

1

Занятие в творческом объединении

в течение года  

Развитие творческой деятельности, мышления

2

Неделя семьи в Центре творчества

ноябрь

Расширениетворческой деятельности

3

Родительскиесобрания, консультации

в течение года

Способствование формированию интеллектуальной развитости

4

Проведение диагностических исследований, анкетирование.

в течение года

Выявление общих творческих

5

Конкурсы и выставки различного уровня

в течение года

Увеличение числа участников, качество детских работ, упорство в достижении результата.

6

Активное участие в досуговых мероприятиях

в течение года

Создание условий, способствующих творческой

7

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

в течение года

Создание образовательной среды, способствующей творческой деятельности.

Список используемой литературы:

  1. И.А. Шаляпина. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно – игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2016. 64 с.
  2. В. А. Баймашова. 33 занятия по рисованию в детском саду. М.: «Издательство Скрипторий», 2013, 68с.
  3. А.В. Никитина. Поделки в детском саду. – СП.: «Издательство Каро», 2010, 53с.
  4. Е.В. Кашникова. Оригинальные техники изобразительной деятельности. – СП.: «Издательство Каро», 2013, 93с.
  5. Н.А. Черепкова. Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста. СП.: «Издательство Детство – Пресс», 2016, 46 с.
  6. Т.В. Смирнова. Художестенно – эстетическое развитие детей 6-7 лет. – В.: «Издательство Учитель», 2016, 47с.

7.Р.Г.Казакова. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009г. 178с.

8.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г. 224 с.

9.Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2.- М.: «Издательство Скрипторий », 2008г. 232 с.

10.Г.С.Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа.- М.: изд. Центр Владос, 2008г. 154 с.

11. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр. - М.: «Карапуз», 2009.  207 с.

12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Ред. – сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998. 504 с.

13.К.К.Утробина. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет.- М.: «Издательство Гном и Д», 2007. 94с.

14.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011. 230 с.

15.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011. 125 с.

Интернет-ресурсы:

http://deti-online.com/
Развитие, обучение и развлечение: сказки и аудиосказки, раскраски и уроки рисования. А также песенки со стишками и идеи для поделок.

http://www.detskiy-mir.net/
Универсальный сайт для юных граждан
http://www.karusel-tv.ru/
Детские передачи, мультики "Союзмультфильма", онлайн-игры для малышей.

http://lizmult.ru/
Мультфильмы, детские игры, аудио сказки и другие материалы для детей.

http://www.teremoc.ru
Развивающие игры, раскраски.

http://detskieradosti.ru/
Сайт веселых онлайн-развлечений для детей. Игры, мультфильмы, раскраски, сканворды и другое.

http://skazles.ru/
Азбука и счет в картинках, сказки и стихи для малышей, загадки и раскраски, самоделки и развлечения. И лесные истории с ёжиком, зайкой и прочими четвероногими персонажами.

http://tirnet.ru/
Песни, сказки, мультфильмы.

http://detkam.e-papa.ru/
Всякая всячина. Игры, раскраски, стихи, песенки, поделки.  

http://www.poznayka.ru/
Развивающие игры, раскраски, аппликации.

http://detsky-mir.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"

Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....

программа кружка художественно-эстетической направленности "Волшебная бумага"

создание условий для развития творческих способностей и одарённости детей четвёртого года жизни...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»

Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...

Рабочая Программа совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению: «Волшебная бумага-Оригами»

Представляю вашему вниманию Рабочую  Программу совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению: «Волшебная бумага-Оригами»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебный комочек»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебный комочек»...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...