Конспект НОД "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Цель: Закрепить знания детей о зиме, формировать целостный образ русской зимы, продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_zanyatiya.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепить знания детей о зиме, формировать целостный образ русской зимы, продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у детей обобщенное представление о зиме как времени года, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»,обогащать словарь образными выражениями.
Развивающие :
Упражнять в подборе прилагательных к существительному, учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей. Закреплять умение правильно строить предложения, при ответе на вопросы, уметь рассказывать о зиме и ее явлениях в стихах, пословицах, загадках. Знакомить с народными приметами. Развитие длительного плавного выхода, творческого воображения.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы, интерес к занятиям по развитию речи ,чуткость, восприимчивость к красоте русской природы, формирование навыков сотрудничества.
Словарная работа:
вьюга, метель, снегопад, искрящийся, северный, морозный, студеная, холодная, пушистая, серебристая.
Демонстрационный материал:
иллюстрации о зиме, снежный комочек-игрушка, конверт с письмом, узелок, снежинки на ниточке, колпачки от фломастеров, рельефные пуговки.
Оборудование:
магнитофон, презентация «Морозные узоры»,музыка Чайковского
Предварительная работа:
- Подготовка детей: наблюдение на прогулке за формой и структурой снежинок с помощью лупы, рассматривание иллюстраций, беседы о зиме, зимних месяцах, рисование на тему «Зима», чтение стихов, сказок, загадок, заучивание пословиц и поговорок и зиме.
- Подготовка педагога: подбор материала к занятию-иллюстрации, заучивание пословиц и поговорок, замешивание соленого теста, картонные листы в виде окна.
Ход НОД:
Дети встают в круг.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Дети: Доброе утро, Татьяна Викторовна.
Воспитатель: А как еще можно поздороваться? ( пожать руки, привет, обняться, сказать «здравствуйте»)
Дети здороваются с гостями(остаёмся в кругу)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по нашим знаниям о зиме, хотите?
Дети: Да
Воспитатель: Скажите, в какое время года бывают глубокие снежные сугробы?
Дети: Зимой бывают большие сугробы
Воспитатель: Сейчас какое время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Сейчас начало или конец зимы?
Дети: Сейчас середина зимы
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что январь-середина зимы
Сюрпризный момент.
Стук в дверь
Воспитатель: Ой, посмотрите, нам что-то принесли.
Няня: Вот возьмите- это вам передали.
Воспитатель: Спасибо. Ребята , посмотрим ,что это за письмо необычное с сюрпризом: что там интересно?
(развязывает узелок, а там волшебный комочек)посмотрите, это волшебный комочек.
Кто же нам его прислал? Чтобы узнать, нужно загадку отгадать:
« Дел у меня немало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, леса ,дома
А зовут меня…..(зима)»
Дети: Зима
Воспитатель: Неужели это письмо с сюрпризом прислала зима?
Давайте прочитаем письмо.
« Дорогие ребята,
Я- волшебница Зима
Много снега намела.
С вами я в снежки играю,
И на санках вас катаю,
Бабу снежную леплю
Долго я у вас гощу.
В гости к вам придет мой друг
Снежный комочек ,а зовут его Снежок
Мой комочек берегите
Все заданья выполняйте, в игры весело играйте.
Буду ждать его я здесь, на севере, с новостями от вас всех.
Помогите, ребята, волшебному комочку вернуться на север.
Волшебница Зима.
Воспитатель: Ребята, поможем Снежку вернуться на север.
Дети: Да, поможем
Воспитатель: Для этого нужно выполнить задания, которые ждут нас впереди. Давайте Снежок посадим вот сюда и выполним первое задание(воспитатель достаёт снежинку с цифрой один, читает задание)
Нужно рассказать о зиме, какая бывает зима?
Дети: Холодная, студеная, морозная, ледяная, хрустальная, снежная
Воспитатель: Еще нам Дима расскажет.
Вот повеял ветерок, холодом пахнуло,
Это зимушка-зима рукавом махнула.
Полетели с высоты белые пушинки,
На деревья, на кусты сыплются снежинки!
Анюта расскажет:
Зимушка-зима, в мешке, ты стужу принесла,
На землю холод натрясла.
У реки гостила - всю реку льдом покрыла
У избы побывала - все окна разрисовала
День укоротила, а ночь удлинила.
И Вика Кербникова:
Зимушка-зима, ты дорожки снегом замела
И сугробы нагребла
По полям, по лесам ходила,
Белой шубой всех накрыла.
Воспитатель: Молодцы, ребята, многое вы знаете о зиме. И Снежку очень понравилось(достаёт следующую снежинку)
Но вот второе задание - загадки:
Сколько зимних месяцев?
Дети: Три месяца
Воспитатель: А что бы их назвать, нужно быстро загадки отгадать. Кто сумеет загадать?
Макар:
«Назовите – ка , ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга,
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет
Наступает Новый год!»
Воспитатель: О каком месяце шла речь?
Дети: О месяце декабре
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Декабрь заканчивается и наступает Новый год, в декабре дни- короткие, ночи- длинные.
Воспитатель: А сейчас послушаем загадку о другом месяце.
Серёжа:
«Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду, упадет
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это?»
Воспитатель: О каком месяце говорилось в этой загадке?
Дети: О месяце январе
Воспитатель: Какой по счету зимний месяц январь?
Дети: Январь-второй зимний месяц
Воспитатель: Что значит: «Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз»
Дети: Значит на улице холодно, морозно, нужно одеваться тепло.
Молодцы.
Воспитатель: И последняя загадка
Матвей:
« Снег мешками валит с неба
С целый дом сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревья налетели
По ногам мороз силен.
Днем капели слышен звон,
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
Дети: Это месяц февраль
Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?
Дети: Это падает много снега, снегопад
Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?
Дети: В феврале бывают вьюги да метели
Воспитатель: Молодцы. И это задание мы выполнили. Наш волшебный комочек доволен.(садятся за столы)(снежинка с заданием)
А теперь давайте вспомним пословицы и народные приметы о зиме.
Снежок будет очень рад и будет хлопать вам в ладоши.
Кто начнет?
Дети индивидуально называют:
Зима не лето , в шубу одета.
Зима снежная - лето дождливое.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь новому году начало ,зиме середина.
В феврале два друга – метель да вьюга.
Если на небе много звёзд – к морозу.
Кошка пол скребёт – к метели.
Береги нос в большой мороз.
Птицы садятся на верхушки деревьев – к морозу.
Воспитатель: Молодцы, много назвали пословиц и народных примет. А я знаю вот такую пословицу « В зимний холод всякий молод». Как вы это понимаете?
Дети: Зимой надо тепло одеваться , больше двигаться, если будешь стоять- озябнешь.
Воспитатель: А теперь пришло время немного поиграть. Вы любите играть в снежки. Давайте покажем Снежку, как мы играем. ( под музыку Вивальди «Зима»)
Игра в снежки.
Раз нагнулись, взяли снег,
Сделали комочек.
Замахнулись, бросили. (3-4 раза)
А сейчас лепим большой снежный ком и лепим снеговика.
Воспитатель: Поиграли, отдохнули ,дальше в путь- дорожку по нашим знаниям.
(Воспитатель достаёт снежинку)
Нам нужно выполнить следующее упражнение, которое называется «Какой? Какая? Какое?». Я сейчас вам буду показывать картинки, а вы подбирайте как можно больше прилагательных.
Зима какая? (холодная, снежная, морозная)
Снег какой? ( белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, искристый, хрустящий)
День какой? ( морозный, снежный, короткий, ветряный)
Ночь какая? (длинная, лунная, звездная, морозная)
Лед какой? ( холодный, прозрачный, хрупкий, звонкий, скользкий)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Снежок доволен вашими ответами.
Вам нравится зима? Поднимите руку кому нравится зима, кому не нравится?
А теперь поиграем в игру «Хорошо- плохо». Проводится игра со снежком.
Воспитатель: А за своим здоровьем зимой мы должны следить? А как?
Дети: Надо тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, не сидеть на снегу, долго не гулять.
Воспитатель: Хорошо, давайте представим, что на улице сильный мороз и дует холодный ветер. Как нужно дышать в морозную погоду через нос или рот, почему?
Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.
Воспитатель: Давайте покажем как.
Психогимнастика.
Дети дышат через нос 3-4 раза.
Воспитатель: На столах лежат снежинки, подружки нашего волшебного комочка. А теперь покажем, как ветер сдувает снежинки ( под музыку дети дуют на снежинку, держа ее в руке на нитке). Молодцы. У нас получилась метель. Посмотрите, ребята, и волшебному снежку стало прохладнее, ему нравится. Зима- замечательное время года. Зимой происходят разные чудеса. Вот волшебный Снежок у нас в гостях- это чудо. А вот здесь есть волшебная снежинка, посмотрите, на что она похожа.
Дети: Это диск
Воспитатель: Не пойму зачем он нужен
Ой, да здесь стихотворение- загадка:
Невидимкой , осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной.
Я гляжу- не оторваться;
Веток линии нежны
А художник рад стараться,
Даже кисти не нужны.
Кто же этот художник?
Дети: Мороз
Воспитатель: Сейчас я предлагаю посмотреть, что же у нас на диске записано.
( дети просматривают презентацию «Морозные узоры»)
Воспитатель: Как появляются на стеклах такие красивые узоры?
Дети: Мороз рисует узор прозрачным водяным паром, который есть в комнате и в воздухе. Теплый водяной пар через щели в окнах выходит на улицу, так холодно, капельки воды на холоде превращаются в кристаллы, соединяются друг с другом, оседают на стеклах и появляются узоры.
Воспитатель: Ребята, наш волшебный комочек загрустил, видимо ему очень жарко, надо его охладить. Я предлагаю создать снежные узоры с помощью теста, это поможет и нашему гостю, охладит его.
Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика.
« Мы во двор пошли гулять.»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
Покажите правую руку , левую. Соедините ладошки вместе и потрите друг о друга.
У детей на столах заготовки- окно. С помощью теста дети лепят узоры, колпачком от фломастера можно сделать рельеф. Дети выполняют задание под музыку Чайковского «Зима».
По окончании предлагаю взять свои работы и положить рядом с волшебным комочком.
Воспитатель: Какая получилась красота. Волшебному комочку стало прохладно и он снова веселый и ему пора возвращаться на север.
Ребята, а давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Что вам понравилось больше всего? Вам было весело?Что было интересного?
Снежок: Молодцы ребята, и в игры вы умеете играть, и стихи рассказывать, и о зиме вы многое знаете. Мне пора отправляться в путь – дорогу.
Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"
Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...
Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «
Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"
Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...
Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"
Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...
Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»
Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...
Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»
Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...