«Глина в жизни человека»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Познакомить детей с назначением разных видов глины (красно – коричневая и белая). Развивать умение определять материал по его внешним характеристикам и свойствам (песок, глина, дерево). Уточнить представление детей о назначении материала – дерево. Вызвать познавательный интерес через постановку проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glina_v_zhizni_cheloveka_konspekt.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Глина в жизни человека».
Программное содержание: Познакомить детей с природным материалом – глиной и её свойствами: плотная, не рассыпается, мягкая, пластичная, легко лепится, хорошо сохраняет форму. Формировать умение сравнивать материалы, называть их особенности, в соответствии с их свойствами использование в поделках. Познакомить детей с назначением разных видов глины (красно – коричневая и белая). Развивать умение определять материал по его внешним характеристикам и свойствам (песок, глина, дерево). Уточнить представление детей о назначении материала – дерево. Вызвать познавательный интерес через постановку проблемной ситуации. Развивать речь (активный словарь: водопроницаемость, податливый, упрямый, залежи, залегает, бело-серая). Расширять кругозор детей. Воспитывать любознательность, организованность, дисциплинированность.
Предшествующая работа:
Д/игра «Чудесный мешочек» (определение на ощупь материала, из которого изготовлен предмет);
Рассматривание альбома «Как жили люди на Руси»;
Рассматривание деревянных изделий, иллюстрации деревянных строений;
Беседа о профессии археолога;
Рассматривание глиняных скульптурок.
Материал:
Демонстрационный: глиняные черепки,
Схема – разрез слоя земли;
Виды глины (красно – коричневая, серая, бело-серая);
Карта нижегородской области с отмеченными территориями залегания глины;
Карьерный песок;
Таблица с карточками-символами «Свойства глины и песка».
Раздаточный: совки, карта маршрута, 2 воронки (с зелёным прямоугольником – с песком, с розовым – с глиной), 2 стакана, мерный стакан с водой, глина, влажный песок (карьерный), подносы, влажные салфетки.
Ход.
В: Ребята, вы хотели бы узнать, как жили люди в прошлом, какими предметами они пользовались?
Д: Да.
В: А как это можно сделать?
Д: Переместится на машине времени;
Прочитать книгу;
Посмотреть фильм…
В: Это всё правильно, но есть и другой способ: можно представить жизнь людей прошлого, видя и зная предметы, которыми они пользовались. А где же взять эти предметы?
Д: Можно посмотреть в музее, у бабушки в деревне…
В: Но от куда же все эти старинные предметы попадают в музей?
Д: Их приносят люди, которые хотят поделиться своей историей с другими, сохранить свою историю или отдают учёные.
В: Какие учёные?
Д: Археологи.
В: Кто это такие археологи?
Д: Археолог – это учёный, который изучает жизнь людей пошлого по сохранившимся вещам.
В: Часто эти вещи приходится раскапывать из земли. Вот и сегодня я вам предлагаю побыть археологами и познакомиться с жизнью людей прошлого, с теми предметами, которые их окружали, и постараться выяснить из чего же изготавливали эти предметы и почему брали этот материал? Хотите?
Д: Да.
В: У археологов есть руководитель группы. Выбирайте его сами.
Дети выбирают «руководителя» группы.
В: Берите всё, что необходимо вам для раскопок: совки, руководителю я вручаю карту. Определитесь на ней, пожалуйста, где предположительно нужно делать раскопки. В путь!
Дети определяют на карте место поиска, идут «по маршруту» и находят место «раскопок». Раскапывают и обнаруживают глиняные черепки.
В: Что вам удалось найти?
Д: Похоже, это - части, какой – то посуды.
В: Можно по этим частям определить, как она сделана?
Д: Да, можно. Предположительно это глина.
В: Почему вы решили, что это глина?
Д: У неё красно-коричневый цвет, она не сгнила в земле, она хрупкая и легко бьётся. А ещё люди прошлого часто из неё делали разные предметы: посуду, игрушки, кирпичи.
В: В земле скрывается
В руках преображается,
Огнём закаляется,
В посуду превращается.
В: А почему её так широко использовали, вы знаете? А кто думает по–другому? А ты как думаешь Кирилл?
В: А из какого материала люди раньше могли делать посуду, игрушки, строить дома?
Д: Из дерева.
В: А что в них плохого? Кто думает иначе? А ты как считаешь Настя?
Д: Дерево гниёт;
Может загореться;
А ещё лес приходится вырубать, а это очень плохо.
В: И вот люди стали искать другие материалы. Наткнулись однажды на грязь, которая засыхая на солнце, становится твёрдой. Догадались, как она называется?
Д: Глина.
В: Глину добывают под верхним слоем земли (демонстрация схемы.)
Глина бывает разного цвета (демонстрация глины разного вида).
Как вы думаете, что можно сделать из красно-коричневой глины?
Д: Игрушки, кирпичи, глиняную посуду.
В: А из бело-серой (она встречается реже).
Д: Наверное, только посуду.
В: Посмотрите, мы с вами недавно рассматривали карту нашей Нижегородской области (демонстрация карты).
На ней я отметила места, где у нас в области есть залежи глины.
Дети рассматривают карту.
В: Обратите внимание, что около нашего города Заволжье глины залегает очень много. Вот эту глину я нашла на окраинах города (демонстрация).
Но много залегает и песка (демонстрирует карьерный песок, по цвету очень похожий на глину).
Как же отличить глину от песка?
Дети дают предположительные ответы.
В: Вы сейчас археологи а, значит, учёные. А ученые, прежде чем о чём-то высказаться, проводят опыты. Вот и я вам сегодня предлагаю провести опыты и узнать все свойства песка и глины. Только так можно отличить глину и песок и понять, почему же люди в прошлом стали использовать для своих нужд именно глину. А сейчас я вам предлагаю немного «зарядиться» перед сложной научной работой.
Физкультминутка.
Мы шагали, Мы копали, Из земли клад достали. Всё изучим, Разберём. Всё докажем, Всё поймём. | Дети маршируют Имитация движений работы лопатой Присели, «подъём» руками предмета Имитация руками раскрытой книги Руки по очереди развести в стороны Выставить по очереди указательные пальцы левой и правой рук Указательные пальцы рук – к вискам головы. |
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
В: Сначала мы будем выявлять первое свойство – водопроницаемость, т. е. пропускает глина воду или нет.
У вас на столах стоят 2 стакана, в них – 2 воронки, в воронке с красным квадратиком - глина, а с синим – песок. Подвиньте их к себе.
Дети подвигают стаканы.
В: У вас у каждого стоят мерные стаканчики с водой. Возьмите их и аккуратно налейте немного воды в воронку с глиной. Что можно сказать про глину? А ты что скажешь Рома?
Д: Глина воду не пропускает.
В: Почему?
Д: Потому что она плотная.
В: Молодцы! А теперь из этого же стакана налейте немного воды в воронку с песком. Что мы видим?
Д: Песок воду пропустил.
В: Почему?
Д: Песок рыхлый.
В: Молодцы! Отодвиньте на край стола стаканы с воронками и стакан с водой. Теперь я предлагаю выявить второе свойство глины – глина материал прочный, пластичный и податливый или наоборот, хрупкий и «упрямый». У вас на столах стоят разносы, на которых лежит влажная глина и влажный песок. Подвиньте к себе разносы. Для того, чтобы проверить прочный ли материал – глина, вы должны оторвать кусок глины. Что вы можете сказать о ней? Как она отрывается? У кого другое мнение?
Д: Глина легко отрывается, не рассыпается.
В: Правильно, глина – материал прочный. Теперь оторвите кусок песка. Что произошло?
Д: Песок тоже легко отрывается, но рассыпается.
В: Очень хорошо. Песок материал хрупкий. Для того, чтобы проверить пластичность глины, попробуйте оттянуть часть глины от целого куска.
Д: Глина мягкая, пластичная, хорошо лепится, ей можно легко придать любую форму.
В: Умницы! А теперь попробуйте оттянуть от куска песка пальцами какую-либо форму. Что вы можете сказать о песке. А ты что скажешь Никита?
Д: Песок не пластичный материал, ему сложнее придать форму и сохранить её.
Воспитатель предлагает детям вытереть руки влажной салфеткой.
В: Ну что, уважаемые учёные, вы провели опыты с сырым песком и сырой глиной, что сейчас вы можете сказать о глине и песке? А ты как считаешь Сема? Какое твоё мнение Кирилл?
Я предлагаю занести результаты опытов в таблицу:
Глина | Песок | ||
Здесь есть два кармана: в один карман вы будете вставлять карточки – характеристики глины, а в другой – песка.
Воспитатель предлагает детям по желанию выйти, показать карточку, назвать, что она обозначает. (Например: пропускает – не пропускает воду, прочный или хрупкий материал, пластичный или не пластичный «упрямый» материал). Поставить в соответствующий карман. Когда все карточки будут расставлены воспитатель достаёт карточки из кармана «Глина» и просит детей назвать все свойства глины.
Д: Глина плотная, прочная, не рассыпается, мягкая, пластичная, легко лепится, хорошо сохраняет форму.
В: Вот по этому люди с давних врёмён и использовали глину в своём хозяйстве. И сейчас, несмотря на то, что изобретены новые материалы, глина до сих пор служит человеку. Наверняка у вас в доме, есть какие – то глиняные предметы: утварь, посуда, скульптурки – статуэтки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода в жизни человека
конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...
Чувства и эмоции в жизни человека
Чувства и эмоции Понятие о чувствах, эмоциях и их ...
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни...
Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"
Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека» (в старшей и подготовительной группе) . ...
Экологический проект" Жизнь деревьев и их значение в жизни человека"
Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей....