«Глина в жизни человека»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Колесникова Ксения Вячеславовна

Познакомить детей с назначением разных видов глины (красно – коричневая и белая). Развивать умение определять материал по его внешним характеристикам и свойствам (песок, глина, дерево). Уточнить представление детей о назначении материала – дерево. Вызвать познавательный интерес через постановку проблемной ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glina_v_zhizni_cheloveka_konspekt.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Глина в жизни человека».

Программное содержание: Познакомить детей с природным материалом – глиной и её свойствами: плотная, не рассыпается, мягкая, пластичная, легко лепится, хорошо сохраняет форму. Формировать умение сравнивать материалы, называть их особенности, в соответствии с их свойствами использование в поделках. Познакомить детей с назначением разных видов глины (красно – коричневая и белая). Развивать умение определять материал по его внешним характеристикам и свойствам (песок, глина, дерево). Уточнить представление детей о назначении материала – дерево. Вызвать познавательный интерес через постановку проблемной ситуации. Развивать речь (активный словарь: водопроницаемость, податливый, упрямый, залежи, залегает, бело-серая). Расширять кругозор детей. Воспитывать любознательность, организованность, дисциплинированность.

Предшествующая работа:

Д/игра «Чудесный мешочек» (определение на ощупь материала, из которого изготовлен предмет);

Рассматривание альбома «Как жили люди на Руси»;

Рассматривание деревянных изделий, иллюстрации деревянных строений;

Беседа о профессии археолога;

Рассматривание глиняных скульптурок.

Материал:

Демонстрационный: глиняные черепки,

Схема – разрез слоя земли;

Виды глины (красно – коричневая, серая, бело-серая);

Карта нижегородской области с отмеченными территориями залегания глины;

Карьерный песок;

Таблица с карточками-символами «Свойства глины и песка».

Раздаточный: совки, карта маршрута, 2 воронки (с зелёным прямоугольником – с песком, с розовым – с глиной), 2 стакана, мерный стакан с водой, глина, влажный песок (карьерный), подносы, влажные салфетки.

Ход.

В: Ребята, вы хотели бы узнать, как жили люди в прошлом, какими предметами они пользовались?

Д: Да.

В: А как это можно сделать?

Д: Переместится на машине времени;

      Прочитать книгу;

      Посмотреть фильм…

В: Это всё правильно, но есть и другой способ: можно представить жизнь людей прошлого, видя и зная предметы, которыми они пользовались. А где же взять эти предметы?

Д: Можно посмотреть в музее, у бабушки в деревне…

В: Но от куда же все эти старинные предметы попадают в музей?

Д: Их приносят люди, которые хотят поделиться своей историей с другими, сохранить свою историю или отдают учёные.

В: Какие учёные?

Д: Археологи.

В: Кто это такие археологи?

Д: Археолог – это учёный, который изучает жизнь людей пошлого по сохранившимся вещам.

В: Часто эти вещи приходится раскапывать из земли. Вот и сегодня я вам предлагаю побыть археологами и познакомиться с жизнью людей прошлого, с теми предметами, которые их окружали, и постараться выяснить из чего же изготавливали эти предметы и почему брали этот материал? Хотите?

Д: Да.

В: У археологов есть руководитель группы. Выбирайте его сами.

Дети выбирают «руководителя» группы.

В: Берите всё, что необходимо вам для раскопок: совки, руководителю я вручаю карту. Определитесь на ней, пожалуйста, где предположительно нужно делать раскопки. В путь!

Дети определяют на карте место поиска, идут «по маршруту» и находят место «раскопок». Раскапывают и обнаруживают глиняные черепки.

В: Что вам удалось найти?

Д: Похоже, это  - части, какой – то посуды.

В: Можно по этим частям определить, как она сделана?

Д: Да, можно. Предположительно это глина.

В: Почему вы решили, что это глина?

Д: У неё красно-коричневый цвет, она не сгнила в земле, она хрупкая и легко бьётся. А ещё люди прошлого часто из неё делали разные предметы: посуду, игрушки, кирпичи.

В:  В земле скрывается

     В руках преображается,

     Огнём закаляется,

     В посуду превращается.

В: А почему её так широко использовали, вы знаете? А кто думает по–другому? А ты как думаешь Кирилл?

В: А из какого материала люди раньше могли делать посуду, игрушки, строить дома?

Д: Из дерева.

В: А что в них плохого? Кто думает иначе? А ты как считаешь Настя?

Д: Дерево гниёт;

    Может загореться;

    А ещё лес приходится вырубать, а это очень плохо.

В: И вот люди стали искать другие материалы. Наткнулись однажды на грязь, которая засыхая на солнце, становится твёрдой. Догадались, как она называется?

Д: Глина.

В: Глину добывают под верхним слоем земли (демонстрация схемы.)

Глина бывает разного цвета (демонстрация глины разного вида).

Как вы думаете, что можно сделать из красно-коричневой глины?

Д: Игрушки, кирпичи, глиняную посуду.

В: А из бело-серой (она встречается реже).

Д: Наверное, только посуду.

В: Посмотрите, мы с вами недавно рассматривали карту нашей Нижегородской области (демонстрация карты).

На ней я отметила места, где у нас в области есть залежи глины.

Дети рассматривают карту.

В: Обратите внимание, что около нашего города Заволжье глины залегает очень много. Вот эту глину я нашла на окраинах города (демонстрация).

Но много залегает и песка (демонстрирует карьерный песок, по цвету очень похожий на глину).

Как же отличить глину от песка?

Дети дают предположительные ответы.

В: Вы сейчас археологи а, значит, учёные. А ученые, прежде чем о чём-то высказаться, проводят опыты. Вот и я вам сегодня предлагаю провести опыты и узнать все свойства песка и глины. Только так можно отличить глину и песок и понять, почему же люди в прошлом стали использовать для своих нужд именно глину. А сейчас я вам предлагаю немного «зарядиться» перед сложной научной работой.

Физкультминутка.

Мы шагали,

Мы копали,

Из земли клад достали.

Всё изучим,

Разберём.

Всё докажем,

Всё поймём.

Дети маршируют

Имитация движений работы лопатой

Присели, «подъём» руками предмета

Имитация руками раскрытой книги

Руки по очереди развести в стороны

Выставить по очереди указательные пальцы левой и правой рук

Указательные пальцы рук – к вискам головы.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

В: Сначала мы будем выявлять первое свойство – водопроницаемость, т. е. пропускает глина воду или нет.

У вас на столах стоят 2 стакана, в них – 2 воронки, в воронке с красным квадратиком - глина, а с синим – песок. Подвиньте их к себе.

Дети подвигают стаканы.

В: У вас у каждого стоят мерные стаканчики с водой. Возьмите их и аккуратно налейте немного воды в воронку с глиной. Что можно сказать про глину? А ты что скажешь Рома?

Д: Глина воду не пропускает.

В: Почему?

Д: Потому что она плотная.

В: Молодцы! А теперь из этого же стакана налейте немного воды в воронку с песком. Что мы видим?

Д: Песок воду пропустил.

В: Почему?

Д: Песок рыхлый.

В: Молодцы! Отодвиньте на край стола стаканы с воронками и стакан с водой. Теперь я предлагаю выявить второе свойство глины – глина материал прочный, пластичный и податливый или наоборот, хрупкий и «упрямый». У вас на столах стоят разносы, на которых лежит влажная глина и влажный песок. Подвиньте к себе разносы. Для того, чтобы проверить прочный ли материал – глина, вы должны оторвать кусок глины. Что вы можете сказать о ней? Как она отрывается? У кого другое мнение?

Д: Глина легко отрывается, не рассыпается.

В: Правильно, глина – материал прочный. Теперь оторвите кусок песка. Что произошло?

Д: Песок тоже легко отрывается, но рассыпается.

В: Очень хорошо. Песок материал хрупкий. Для того, чтобы проверить пластичность глины, попробуйте оттянуть часть глины от целого куска.

Д: Глина мягкая, пластичная, хорошо лепится, ей можно легко придать любую форму.

В: Умницы! А теперь попробуйте оттянуть от куска песка пальцами какую-либо форму. Что вы можете сказать о песке. А ты что скажешь Никита?

Д: Песок не пластичный материал, ему сложнее придать форму и сохранить её.

Воспитатель предлагает детям вытереть руки влажной салфеткой.

В: Ну что, уважаемые учёные, вы провели опыты с сырым песком и сырой глиной, что сейчас вы можете сказать о глине и песке? А ты как считаешь Сема? Какое твоё мнение Кирилл?

Я предлагаю занести результаты опытов в таблицу:

Глина

Песок

Здесь есть два кармана: в один карман вы будете вставлять карточки – характеристики глины, а в другой – песка.

Воспитатель предлагает детям по желанию выйти, показать карточку, назвать, что она обозначает. (Например: пропускает – не пропускает воду, прочный или хрупкий материал, пластичный или не пластичный «упрямый» материал). Поставить в соответствующий карман. Когда все карточки будут расставлены воспитатель достаёт карточки из кармана «Глина» и просит детей назвать все свойства глины.

Д: Глина плотная, прочная, не рассыпается, мягкая, пластичная, легко лепится, хорошо сохраняет форму.

В: Вот по этому люди с давних врёмён и использовали глину в своём хозяйстве. И сейчас, несмотря на то, что изобретены новые материалы, глина до сих пор служит человеку. Наверняка у вас в доме, есть какие – то глиняные предметы: утварь, посуда, скульптурки – статуэтки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода в жизни человека

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...

Чувства и эмоции в жизни человека

                                     Чувства и эмоции Понятие о чувствах, эмоциях и их ...

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни...

Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"

Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека» (в старшей и подготовительной группе) .  ...

Экологический проект" Жизнь деревьев и их значение в жизни человека"

Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей....