Проект "Табасаранские ковры"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Шалыгина Наталья Александровна

Проект "Табасаранские ковры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dpi_2.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 65

Выполнили: зам.зав. Шалыгина Н. А.,

воспитатель Манкаева Л. Т.

Махачкала- 2015 г


Содержание  

Актуальность темы…………………………………………………………………….. 3

Цели и задачи проекта………………………………………………………………….. 4

Этапы проекта…………………………………………………………………………….5

Заключение ………………………………………………………………………………….9

Литература……………………………………………………………………………….. 11

Приложение ……………………………………………………………………………….12


Получить в детстве начало

эстетического воспитания –

значит на всю жизнь приобрести

чувство прекрасного, умение

понимать и ценить произведения

искусства, приобщаться

к  художественному творчеству.

Н. А. Ветлугина.

Актуальность проекта

Необходимость приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям, воспитание детей средствами народного искусства нашей республики обусловлена современными условиями совершенствования системы образования, где дошкольное воспитание является начальной ступенью развития личности. Основная роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Как известно из истории, на протяжении многих веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных промыслов: ковроткачество, художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное искусство и др. Многие из традиционных видов народных художественных промыслов дошли до наших дней, продолжают развиваться и сегодня.

Приобщение детей к народному искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с обычаями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления, приобщает к труду.

Заканчивая работу  по приобщению детей дошкольного возраста к народному декоративно искусству, можно обратиться к Табасаранскому ковроткачеству. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с Табасаранским искусством ковроделия. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей на основе  регионального компонента.

Вид проекта: познавательно-творческий

Срок реализации: среднесрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проблема:

У детей слабые знания  о Табасаранском искусстве, особенностях узоров табасаранского ковроткачества, об инструментах для ковроткачества.

Цели:

  • Развивать у детей познавательный интерес к ДПИ Дагестана.
  • Раскрыть некоторые особенности ковроткачества (материалы, специфика орнамента, цвет, композиция)
  • Углублять и обобщать знания детей о Табасаранском искусстве ковроткачества
  • Воспитывать интерес к народному искусству, труду мастериц

Задачи:

Образовательные:

• Вызвать интерес у детей к Табасаранскому ковроткачеству.

• Углублять знания детей о народных промыслах через ДПИ

• Учить детей оригинально составлять узоры из предложенных  элементов

• Закрепить умение  ориентироваться в различных видах  ДПИ Дагестана

• Учить видеть красоту и своеобразие ДПИ Дагестана

Воспитательные:

• Воспитывать у детей любовь к ДПИ Дагестана

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

• Воспитывать эстетические и этические чувства.

• Воспитывать любознательность.

Развивающие:

• Развивать познавательную активность детей.

• Развивать чувство цвета, композиционные умения.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение  анализировать.

Ожидаемые  результаты проекта:

  • Познакомятся с  инструментами  для ковроткачества.
  • Дети будут лучше ориентироваться в видах декоративно-прикладного искусства Дагестана
  • Этапы реализации проекта

1этап. Подготовительный, 2.03.15 г-1303.15 г

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ввести в игровую ситуацию.

Вживаются в игровую ситуацию.

Сформулировать проблему.

Осознают проблему.

Определить задачи.

Принимают задачи проекта.

Определить продукт проекта

Объединение в рабочие группы

Помогает в решение задач.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность.

Подготовка к открытому занятию

Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Виды декоративно-прикладного искусства  Дагестана».

Консультация и помощь родителям по сбору информации и оформление книжек – образцов.

2этап. Практическая деятельность. 16.03.15 г-17.04.15 г

Деятельность педагога

Деятельность детей

Практическая помощь.

Используют иллюстрации.

Направляет и контролирует осуществление проекта.

Работа над страницами книжки.

Работа над изготовлением карты (с указанием городов, районов, центров ДПИ)

Оснащение музей «Дагестанская сакля» предметами ДПИ и быта.  

В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

3этап. Презентация. 20.04.15 г-24.04.15 г

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовка к открытому занятию

Готовят атрибуты

Выставка музея «Дагестанская сакля»

Рассказывают о народных промыслах.

Выставка книжек – образцов  Табасаранского ковроткачества

Загадывают и отгадывают загадки.

Презентация проекта: итоговое занятие (приложение 1)

Исполняют песни, стихи, танцы.

Схема реализации проекта

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась»,

«Собери целое», «Продолжи рисунок», «Составь орнамент», «Найди пару», «Укрась ковер»

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по Дагестану», «Мы идем в музей», «Ярмарка Дагестанских мастеров», «Семья»

Образовательная область «Физическое развитие»

Дагестанские подвижные игры: « «Подними платок», «Есть в ауле детский сад»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Целевая экскурсия в природу (рассмотреть растения, сравнить с элементами узоров в орнаменте)

 Экскурсия в  Краеведческий музей

 Экскурсия в мини -  музей  детского сада«Дагестанская  сакля»

 Беседы: «Дагестанские умельцы», «Путешествие в Табасаран», «Работа в Артели», «Инструменты ковроделия», «Путешествие по Дагестану», «Дагестанская ярмарка» «Чем славится Дагестан»,

Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация) .

Ориентировка в пространстве.

Рассматривание инструментов для ковроделия.

Умение складывать из частей целое, дидактические  игры «Собери целое из частей», «Составь узор из геометрических фигур»

Просмотр фильма о работе в Артели.

Образовательная область «Речевое  развитие»

Чтение «Узоры» (лезг.), М.Магомедов , «Бабушкин сундук», Р.Рашидов «Гончар из аула Балхар», «Песня ковровщицы» (дарг.), загадки. дагестанские народные пословицы, поговорки. Р.Рашидов Лудильщик Кичи»(даг.), М-Расул «Почему затупился штихель» (даг.) , М. Митаров «Дружба»

Образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие»

Изобразительная деятельность

Составление композиции ковра из цветной бумаги, ниток, аппликация  «Ичиги для джигита», «Табасаранский орнамент»

Рисование элементов балхарских узоров, кубачинских  узоров, табасаранских орнаментов.

 Раскрашивание плоскостных силуэтов кувшинов, подносов, тарелок, платьев красками и гуашью.

      Лепка подносов, кувшинов

Музыкальное воспитание:

Муз.игра «Ловкие джигиты» Ш.Шамхалов,

Танцы «Танец с кувшинами», «Девичий танец» муз. народная

Слушание «Лезгинская народная  мелодия» в обработки С.Керимова.

Календарные обрядовые песни. «Солнце золотой ярай».

Слушание даргинской народной мелодии обр.Ш.Шамхалова,

Роль родителей в реализации проекта:

  • Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок.
  • Рассматривание  и подбор иллюстраций.
  • Подбор орнаментов и узоров  для оформления книжки, используя интернет, энциклопедии, альбомы по декоративно – прикладному искусству.
  • Изготовление поделок, страниц книжки.
  • Оснащение музея «Дагестанская сакля»

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка книжек – образцов  Табасаранского ковроткачества
  • Выставка альбомов по ДПИ Дагестана: Балхарское искусство, Кубачинское искусство, Унцукульское искусство, Табасаранское искусство. (приложение 5)
  • Открытое занятие «Табасаранские ковры»
  • Подарок младшей группе – ковры в Дагестанский уголок
  • Открытое занятие для родителей

Заключение. 

  Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Ознакомление с табасаранским ковроткачеством  оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к ковровым изделиям, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

 Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

Литература:

  1. Дагестанский народный орнамент. М. м. Байрамбеков, изд. НИИ педагогики, Махачкала-2001 г
  2. Добрый мир игры. А. В. Гришина. Махачкала, 2014 г
  3. Музыкальное воспитание дошкольников (программа) С. С. Агабекова
  4. Примерное перспективное планирование. Региональный компонент.  А. В. Гришина, Махачкала, 2014 г
  5. Проектная деятельность в детском саду (методические рекомендации) Л. Ф. Гусарова
  6. Родничок (программа), Дагучпедгиз, Махачкала,1992 г
  7. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. М. м. Байрамбеков, Дагучпедгиз, Махачкала,1996 г
  8. Фольклор и литература Дагестана. Дагучпедгиз, Махачкала,1998 г

Приложение  1

Конспект итогового занятия в подготовительной группе

Тема:  «Табасаранские ковры»

Программное содержание:

Обучающие задачи: продолжать знакомство с Табасаранским ковроткачеством. Познакомить с инструментами, необходимыми для ковроделия. Закрепить умение вырезывать геометрические фигуры, подбирать их по размеру, цвету, наклеивать на фон. Закрепить знание  основных  элементов узора, умение  самостоятельно составлять узор на ковре,  передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью разнообразного материала. Учить проявлять замысел, творчество.

Развивающие: Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическое восприятие окружающего.

Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.

Воспитательные: Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана. Воспитывать интерес к составлению узора по мотивам народных орнаментов. Воспитывать умение радоваться результатам.

Интеграция образовательных областей:  образовательная область «Речевое развитие», образовательная область «Познавательное  развитие», образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», образовательная область «Физическое развитие», образовательная область «Социально-коммуникативное  развитие»

Словарная работа:  артель, ткут ,  уют, ворсовые и безворсовые ковры, халачи, халав, бархал.

Предварительная работа: чтение произведений, рассматривание образцов узоров, заучивание отрывков Р. Гамзатова о народных промыслах Дагестана, беседы о труден мастеров  ДПИ, дидактические  игры «Укрась ковер», «Дорисуй элемент узора», «Составь орнамент»,  «Одень куклу в национальный  костюм» , изготовление заготовок  для ковров, экскурсия в Краеведческий музей.

Материал:  нарезанные нитки разного цвета, полоски цветной бумаги, клейкая бумага,  клей, ножницы, салфетки, разные формы бумаги для ковриков, заготовки для ковров.

Оформление зала: предметы ДПИ Дагестана, Карта Дагестана с предметами ДПИ по районам, фотовыставка ярмарки-майдана, посвященного дню города, маленькие коврики на каждого ребенка, орнаменты узоров, ковры, инструменты для  ковроткачества и прочесывания шерсти, клубки  ниток, станки для ковров, шерсть. Проектор, экран. Презентация, видеоклип Гюльназ Гаджикурбановой «Халачийн устад»

ХОД ОД:

Дети заходят в зал под песню  «По горным дорогам» . Здороваются:  Ассаламу алейкум! Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о труде мастеров Дагестана.  Великий поэт Расул Гамзатов сказал: «Дагестан - не просто экзотическая страна, не просто красивые холмы и скалы. Дагестан - это республика, у которой три сокровища». Давайте их вспомним.

   1 реб. Первое сокровище- земля, горы и равнины.

2реб. Второе сокровище- вода, реки, озера, море.

3 реб.Третье сокровище - люди: их дружба с другими народами мира и дагестанское гостеприимство.

Воспитатель:  Ребята, обратите внимание  на эту стену (фотографии с майдана)  Сколько интересных фотографий! Эти фотографии были сняты на праздничной ярмарке в нашем городе Махачкале. Магомед, что ты видишь? (красивые украшения) Майсарат, а ты что увидела?( глиняные кувшины) Да, ребята, этот праздник был многонациональным, он объединял весь народ.

- Ребята, посмотрите, что это?  (это карта нашей республики ) Правильно (обвести контур) посмотрите, какая она красочная, похожа на мозайку. Как вы думаете, что означает каждый кусочек мозайки? ( это районы Дагестана. В каждом районе живет свой народ. У каждого народа свой язык, обычаи, традиции)  Каждый аул Дагестана чем-нибудь да славен. Вика, какой аул ты знаешь? (я знаю аулы Кубачи, Цумада, Цовкра) Полина, а ты какие аулы знаешь? (я знаю аулы  Унцукуль, аул  Цада, Балхар, Табасаран)

- Майсарат, чем славен Табасаран?

Табасаран славен ковроткачеством. 

Девушки – табасаранки

Струны ниток разноцветных

Пальцами перебирают,

Словно музыку играют.

Переливы звуков этих

Ты увидишь на паркете,

На стенах внутри домов

Всюду музыка ковров

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о труде мастеров ковроткачества.

Давайте сядем на коврики. (Дети садятся)  Когда я была маленькой девочкой, я часто ездила к бабушке в  село Хив. Это село славится табасаранскими коврами. Однажды мне захотелось с бабушкой поиграть, но она все время была занята каким-то делом. А как вы думаете, каким? (делала ковер) Правильно, но еще правильней сказать ТКАЛА ковер. И вот бабушка посадила меня рядом и показала, как  ткать ковер. Она постоянно в руках держала вот такой ножик с крючком. У бабушки были еще и такие  инструменты. Вот этот инструмент  на табасаранском языке называется  КЪЕНТ, я этот РЯГЪВ, а этот  ГАРКЪАЛ, а этот  УБРУЩ, а это УНИ.  Эти инструменты помогают мастерам ткать ковер. И вот я своими  неумелыми ручками ткала узелок за узелком. Так образовался орнамент ковра. Как вы думаете, что такое орнамент? (это один элемент узора) Мухаммад и Милана, расскажите, что вы знаете   об орнаментах.

(во время рассказа воспитателя идёт показ слайдов)

Мухаммад : Эти ковры рассказывают нам о родном крае. Посмотрите, вот эти линии похожи на  волны, которые  бегут на море, а этот узор говорит о наших высоких горах.

Милана : Вот здесь поют птицы, а здесь бутоны распустились. Нужно большое мастерство и труд, чтобы создать такие красивые ковры, где каждая линия, каждый завиток был бы на своем месте.

Воспитатель: Молодцы.  А  еще в  Хиве есть фабрика по изготовлению ковров, называется АРТЕЛЬ. Правда, ребята, необычное слово. В артели работают много людей.  Чтобы соткать ковер, нужно приложить много  усилий. Посмотрите на это разнообразие ковров. Давайте вспомним, какие бывают ковры?( ворсовые и безворсовые) Кто помнит, как на табасаранском языке называется  ворсовый ковер? (ХАЛАЧИ), а  безворсовый ? (ХАЛАВ)  А еще они ткали паласы, их называют БАРХАЛ. Молодцы, вспомнили.

-А как вы думаете, для чего же нужны ковры? (для тепла, красоты, уюта и т.д.)

Молодцы. Я думаю,  вы сможете стать мастерами  по изготовлению ковров. А сейчас давайте поиграем.

Игра «Подними платок»

Воспитатель: Давайте представим, что мы находимся в  Артели. Мы сегодня смастерим красивые ковры для малышей в Дагестанский  уголок. А теперь слушайте внимательно, ковры мы ткать не будем, а будем выполнять необычным способом.  Каждый из вас будет работать над таким ковром, который вам больше нравится. Ворсовый – за этим столом., безворсовый – за этим,  а палас – за этим. (показывает) Не забывайте, ножницами пользуйтесь осторожно, аккуратно используйте клей, в артели  должно быть тихо, чтобы вы не мешали друг другу. Пройдите на рабочие места.

Дети выполняют работу самостоятельно под музыку

Воспитатель:  Кто закончил работу над своим  ковром, убирайте свое рабочее место.

Воспитатель: « А теперь, ребята, полюбуйтесь, какие красивые, оригинальные  ковры  у вас получились. Мы их подарим малышам в их Дагестанский  уголок».

Вопросы:

- Какой ковер вы смастерили?

- Магомед, расскажи, какой узор ты изобразил?

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Очень красиво передали узоры на коврах. Малышам они очень понравятся. Спасибо вам большое.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На ковре самолете в страну Телепузию»

создавать возможности для самовыражения, преодолевать барьеры в общении. Обучать восприятию и правильному воспроизведению жестовых движений лица и тела. Развивать способность понимать эмоциональное со...

Предшкольное образование в МДОУ д/с № 6.г.Ковров

В материале дан полный анализ системы предшкольного образования, которая реализуется в МДОУ д/с № 6 комбинированного вида. г.Ковров. 2011г....

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Путешествие на ковре-самолёте"

Автоматизация и дифференциация звука [Ш] на занятии по обучению грамоте с детьми среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие по городу на ковре – самолете».

Занятие разработано с целью закрепить знания детей об общественно-значимых местах родного города, расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях; сделать вклад в воспи...

"День рождения города Ковров" Сценарий праздника в ДОУ.

В сценарии использован авторский рассказ об истории основания города в форме былины( на основе исторических данных), игры, аттракционы, элементы викторины, песни-переделки. Театрализация с участием де...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному творчеству в детском саду "Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолете и в машине времени»

Данная программа создана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возрата "Цветные ладошки" - Изобразительная деятельность в детском саду И.А. Лы...

Конспект совместной деятельности взрослого и детей на геометрическом ковре с использованием тканевой игры "Ковер-самолет" "

Эта методическая разработка по математике будет интересна воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Материал разработан с использованием тканевых игр и игры "Щенок" с элементами...