Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Путешествие на ковре-самолёте"
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) по теме
Автоматизация и дифференциация звука [Ш] на занятии по обучению грамоте с детьми среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_na_kovre-samolyote.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте
в средней группе
«Путешествие на ковре - самолёте»
Автор: Жилинская Марина Александровна
Воспитатель МДОУ «ЦРР – Д/С» №54
I квалификационная категория
г. Воркута, Республика Коми
Цель: Автоматизация и дифференциация звука [Ш].
Задачи: Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Развивать творческое воображение. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам. Воспитывать любовь к животным. Учить слышать слова с заданным звуком. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Дать детям представление, что слова бывают разными – познакомить с протяжённостью звука. Закрепить умение отгадывать загадки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о диких животных, деревьях; прослушивание музыкальных записей, разучивание чистоговорок, скороговорок; развитие мелкой моторики рук; отгадывание загадок.
Развивающая среда: Для полянки: дерево – ель, шишки, пенёчки; дуги для подлезания, кирпичики, скамейка (бревно); игрушка – белка, игрушка – Незнайка; карточки с изображением животных; простые карандаши, бумага; ковёр; музыкальная запись «Путешествие Незнайки»; мяч.
Ход занятия:
Воспит-ль: - Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: - Да!
Воспит-ль: - А на чём вы любите путешествовать?
Дети: - На автобусе, машине, поезде…
Воспит-ль: - А приходилось ли вам путешествовать на ковре – самолёте?
Дети: - Нет!
Воспит-ль: - Ну что ж, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие на ковре – самолёте. Хотите?
Дети: - Да, хотим!
/Звучит музыка «Путешествие Незнайки». За дверью раздаётся шум, что-то падает, охает, появляется Незнайка./
Незнайка: - Да, всем известный я зазнайка,
По прозванию Незнайка.
Но, прошу вас, не шутя:
Помогите мне, друзья!
Я летел над облаками
На большом воздушном шаре.
Налетел вдруг ураган,
Облака он разогнал.
Птиц не стало в небе слышно,
Лопнул шар мой. Так уж вышло,
Что попал я к вам, друзья,
Вот история моя.
- А, кчтати, куда это я попал? Где я?
Дети: - Ты в детском саду «Радуга», в средней группе «Солнышко».
Незнайка: - Детский сад? Что же вы здесь делаете?
Дети: - Мы здесь играем, рисуем, поём, танцуем…
Воспит-ль: - А сегодня мы с ребятами собрались в путешествие на ковре – самолёте. Мы и тебя с собой можем взять. Хочешь?
Незнайка – Ух, ты! Конечно, хочу! Я очень люблю путешествовать!
Воспит-ль – Тогда мы с ребятами приглашаем тебя на наш ковёр – самолёт.
/Все усаживаются на ковёр./
Воспит-ль: - Посмотрите, все ли сели? Вы готовы? Полетели!
Вместе с детьми: - Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
/Дети руками указывают направление./
Воспит-ль: - Ну, вот мы и летим. И ветер нам помогает. Давайте немного поиграем:
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!
/Дети выполняют упражнения для рук./
Воспит-ль: - Вот, наконец, мы и прилетели! Посмотрите, какая чудесная полянка! А что выросло на этой полянке?
Дети: - Дерево.
Воспит-ль: - Правильно. Вы знаете, каким словом называют это дерево?
Дети: - Ель.
Воспит-ль: - Да, это ель. А какие названия деревьев вы ещё знаете?
Дети: - Берёза, сосна, дуб…
Воспит-ль: - Верно! Вот сколько разных слов вы мне сказали! А давайте мы эти слова, названия деревьев, «измерим». На слово «ель» я могу хлопнуть в ладоши только один раз. А теперь «измерим» вместе слово «сосна». Сколько раз вы хлопнули?
Дкти: - Два раза!
/Дети «измеряют» слова: дуб, берёза, липа, рябина./
Незнайка: - Надо же! Оказывается, слова отличаются не только названиями. А чем же ещё?
Дети: - Слова бывают короткими и длинными.
Воспит-ль: - Ребята, а кто живёт в лесу?
Дети: - Лиса, волк, медведь, белка, заяц.
Воспит-ль: - Посмотрите, на веточках дерева висят карточки с изображением животных. Снимите по одной карточке и назовите того животного, кого вы выбрали. Скажите, какой первый звук вы слышите в названии этого животного?
/Дети выполняют задание./
Воспит-ль: - А теперь покажите, как ходит по лесу медведь; злой, холодный. Волк; Хитрая лиса; шустрый, трусливый зайка.
/Дети имитируют движения животных./
Воспит-ль: - Вдруг зайчики чего-то испугались, присели на задние лапки, навострили ушки, прислушиваются. Слышите? Ш – ш – ш. Это трава шелестит. Что делает трава?
Дети: - Трава шелестит.
Воспит-ль: - Как она шелестит?
/Ответы детей хоровые и индивидуальные./
Воспит-ль: Успокоились зайчики и разбежались по лесу. А мы с вами давайте ещё послушаем, как шелестит трава и под шелест травы почитаем чистоговорки:
Ша – ша – ша – мы сидим у шалаша.
Шу – шу – шу – я рукой тебе машу.
Ши – ши – ши – все мы очень хороши.
/Дети проговаривают чистоговорки ещё раз./
Воспит-ль: - А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы скажите, какой звук чаще всего слышится:
«Кошки – мышки».
В школе детишки играли
В кошки – мышки.
Мышка – Наташа,
А кошкой была Маша.
«Мышка» убегала,
«Кошка» догоняла.
Дети: - Чаще всего слышится звук «ш».
Воспит-ль6 – Пока мы с вами говорили, стало прохладно, подул ветерок – закачались верхушки деревьев. Давайте покажем, как верхушки деревьев качаются.
/Дети выполняют соответствующие движения руками./
Воспит-ль: - Чтобы нам согреться, нужно поиграть.
Незнайка: - А вы с мячом играть умеете? Я так люблю с мячиком играть!
Дети: - Умеем!
Воспит-ль: - Хорошо, поиграем с мячом. Я даю мяч одному из вас, с него мы начнём игру. После того, как я скажу слово, ты передашь мяч следующему. Я скажу новое слово – и тот передаст мяч дальше. Мяч будем передавать по кругу. Но если в слове услышите звук «ш», то мяч нужно перебросить Незнайке. Будьте все внимательны!
/Проводится игра с мячом./
Воспит-ль: - Нам пора отправляться дальше!
Незнайка: - Подождите! Я что-то нашёл! Отгадайте загадку:
Собирают ребятишки
В лесу жёлуди и …
Дети: - Шишки!
Воспит-ль: - Да. Незнайка нашёл в нашем лесу шишки! Их же надо кому-то отнести. Но кто же их потерял?
Дети: - Наверное, белка!
Воспит-ль: - А где белки живут?
Дети: - В лесу, в дупле.
Воспит-ль: - Вы согласны отправиться на поиски белки?
Дети: - да!
Воспит-ль: - Но дорога нам предстоит нелёгкая. Помните, какой был ветер? Он повалил даже деревья, поэтому нам придётся аккуратно проползти под ветками (подлезание под дугами разной высоты). Вам надо будет пройти по мостику через реку (хождение по бревну, руки в стороны), перейти по кочкам через болото (хождение по кирпичикам).
/Дети выполняют задание./
Воспит-ль: - Вот мы и пришли. Посмотрите, вот и дупло. А кто в дупле?
Рыжий маленький зверёк
По дорогам скок – поскок.
(Белка)
/Дети отдают белке шишки. Белочка благодарит ребят и предлагает поиграть в игру «Загадки – отгадки»./
- Хитрая плутовка, 2) Кто зимой холодной
Рыжая головка, Бродит злой, голодный?
Пушистый хвост – краса, (Волк)
Кто же это? (Лиса) 4) Он всю зиму в шубе спал,
3) Вот иголки и булавки Лапу бурую сосал.
Вылезают из-под лавки. А, проснувшись, стал реветь.
На меня они глядят, Это зверь – лесной……(Медведь)
Молока они хотят. (Ёжик)
5) Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)
Воспит-ль: - Спасибо, дорогая белочка, за весёлые загадки! Надо нам с тобой прощаться и обратно возвращаться. Вот и ковёр – самолёт прилетел за нами. До свидания!
Воспит-ль: - За время нашего путешествия мы очень устали, поэтому давайте пока летим на ковре – самолёте, отдохнём с вами и Незнайкой.
Физминутка:
/Дети ложатся на спину, звучит тихая, спокойная музыка./
Воспит-ль: - Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы чудесно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Напряженье улетело,
И расслаблено всё тело.
Воспит-ль: - Все проснулись! Отдохнули! Наше путешествие подошло к концу. Скажи, Незнайка, тебе понравилось с нами путешествовать?
Незнайка: - Конечно, понравилось! Но мне пора возвращаться. Только вот беда, на чём же я полечу?
Воспит-ль: - Ребята, давайте поможем Незнайке, починим его воздушный шар.
/Дети садятся за столы. У каждого ребёнка лист бумаги, на нём пунктирной линией изображён воздушный шар. Дети с помощью простого карандаша проводят сплошную линию, «латают» дыры в воздушном шаре. Все воздушные шары дарят Незнайке. Он их благодарит, прощается, уходит./
Воспит-ль: - Вот какое непростое путешествие мы с вами сегодня совершили! Давайте вспомним, что мы с вами нового узнали во время путешествия? Все слова, которые мы произносим, разные, есть короткие, а есть длинные. А как мы «измеряли» слова?
Дети: - Мы хлопали в ладоши.
Воспит-ль: - А чью песенку мы слышали в лесу?
Дети: - Как шелестит трава.
Воспит-ль: - А ещё что нового мы узнали во время нашего путешествия?
Дети: - Мы показывали, как двигаются животные. А ещё с белкой загадки отгадывали. Мы ещё в мяч играли: надо было услышать звук «ш» в словах. И Незнайке помогли, починили его воздушный шар!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Приключения снежинок"
Конспект открытого заняти по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста с использованием занимательного нетрадиционного материала....
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе
Занятие по программе "Детство"...
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "звук А"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Звуки [М], [М\'] и буквы М, м.»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«Звуки [М], [М'] и буквы М, м.»...
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Красный цвет – гласный звук»
Занятие по обучению грамоте в средней группе. В нем дети знакомятся в игровой форме с гласными звуками....
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Звук к, кь"
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе Образовательная область: Речевое развитие.Возрастная группа: средняяТема: «Звук к, кь»Цель: формирование умения детей различ...
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Урок грамоты в лесной школе»
Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...