Русь моя-край берёзовый
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Подилько Анна Георгиевна

Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие Русь моя-край берёзовый32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность.

Познание

Старшая группа.

Тема: Русь моя – край берёзовый.

Цель: Формирование целостной картины мира.

        Развитие продуктивной деятельности детей.

     Формирование у детей потребности в двигательной активности.

Задачи.

Образовательные:

1.Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду.

2.Способствовать развитию любознательности, трудолюбия.

3.Познакомить с репродукциями картин художников Левитана, Грабаря.

4.Добиваться выразительного чтения стихов, пения песен, умения двигаться под музыку.

Развивающие:

1.Развивать художественно-эстетический вкус и творческие способности.

2.Развивать фантазию, мелкую моторику рук.

3.Вырабатывать усидчивость, аккуратность.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство патриотизма.

2.Воспитывать интерес и способность работать в коллективе.

3.Воспитывать желание принимать участие в развивающих играх.

4.Поощрение свободного общения с взрослыми и детьми.

Интеграция образовательных областей:

1.Социализация

2.Познание

3.Коммуникация

4.Художественное творчество

5.Чтение художественной литературы

6.Музыка

7.Здоровье

Словарная работа:

    Обогащать словарный запас детей( красавица, белоствольная, стройная, чечевички и т. д.)

Индивидуальная работа:

    Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

1.Экскурсия к берёзе.

2.Знакомство с картинами художников И.И.Левитана, И.Э.Грабаря.

3.Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.

4.Взаимодействие с родителями: консультация на тему: «Какую пользу приносит берёза?»

5.Изготовление костюма берёзки.

6.Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.

Дидактический материал:

1.Репродукции картин и рисунки с изображением берёзки.

2.Чеканка.

3.Берёзовая кора.

4.Флаг России.

5.Слайды по ноутбуку.

Раздаточный материал:

1.Образец берёзовой веточки с листочками.

2.Листья берёзки из ткани.

3.Клей-карандааш.

4.Салфетки.

5.Засушенные листья.

6.Простой карандаш.

7.Веточка.

8.Материалы для опыта: береста, лупа, сосуд с водой.

Ход непосредственно- образовательной деятельности.

1.Орг. момент.

Дети входят в группу.

     Дети: Доброе утро, здравствуйте.

Утром солнце в небе поднимается.

Люди в домах просыпаются!

И, встречаясь утром у детского сада

Вы и я – все мы видеть друг друга рады!

И Маша здесь, и Даша здесь, и Дима здесь ………..

     Воспитатель: В гости к вам сегодня утром я пришла

Радости, веселья всем я принесла.

Я, берёзка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселиться с вами!

Давайте возьмёмся за руки и скажем: «Все здесь. Мы вместе!»

Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Вместе с солнышком встаём

Вместе с птицами поём !

С добрым утром!

С ясным днём!

Славно мы в саду живём! ( Хлопаем в ладоши)

2. Беседа о России.

    Воспитатель: Ребята, а как же называется наш детский сад, в котором мы так славно живём?

    Дети: Наш детский сад называется «Солнышко»

    Воспитатель: А как называется город, в котором мы живём?

    Дети: Город Рыльск

    Воспитатель: Да, дети, в этом городе мы родились и живём. Это наша малая Родина!

Великую землю,                                                     Мы Родиной светлой

Любимую землю,                                                  Мы Родиной милой

Где мы родились и живём                                 Мы Родиной нашей зовём!!!

А как называется наша большая Родина, страна в которой мы живём?

     Дети: Наша большая Родина называется Россия

     Воспитатель: А какая наша страна Россия?

    Дети: Наша Россия огромная, богатая, щедрая, гостеприимная, сильная, любимая, родная, большая, красивая

    Воспитатель: Дети, назовите чего много у нас в России?

      Дети: В нашей стране много рек, озёр, морей, океанов, гор, городов, полей, лесов, животных и т. д.

     Воспитатель: Да, всё верно вы назвали. Наша страна огромная и богатая. В ней много лесов, а так же деревьев.

А кто мне скажет, какое дерево самое любимое в России и считается символом нашей Родины?

     Дети: Это дерево БЕРЁЗА     

     Воспитатель:   Рано утром встаёт она солнце встречать

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет берёзы родней

Ведь берёза – частица России моей!

1й ребёнок     Ты до того, берёзонька красива,

                            И в полдень жаркий, и в часы росы,

                             Что без тебя немыслима Россия,

                             И я немыслим без твоей красы!

2й ребёнок        Белая берёза – Милая сестра

                              Ты расти - не бойся злого топора!

3й ребёнок         Белая берёза – птицы по ветвям

                               Я тебя в обиду никому не дам!

     Воспитатель:  Я деревце российское,

Я деревце – краса!

Стою и украшаю я зелёные леса.

В лесу далёко виден –

Мой белый нежный стан

С зелёною каймою

Мой летний сарафан.

И символом российским

Недаром я зовусь,

Меня увидишь только –

И сразу вспомнишь Русь!

       Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу много нового о нашей русской берёзе. Мы сегодня все вместе побываем на выставке ,поработаем в творческой мастерской, побудем исследователями.

Стройные берёзки

Рощу украшают

Много интересного мы сейчас узнаем.

3.Выставка картин.

       Воспитатель:    Давайте с вами подойдём к нашей выставке картин.

       Берёза – символ России, нашей Родины. У неё белый, стройный ствол. Тонкие  и гибкие ветви (показывать на картине). В жару берёза дает прохладу, а в холод согревает.

       Многие художники на своих полотнах запечатлели образ берёзы. Вот только некоторые из них.

       Перед нами картина И. И. Левитана «Золотая осень». Это пейзаж ясного дня. Мы видим берёзовую рощицу и наше внимание приковано именно к берёзкам. Их листва трепещет на ветру, переливаясь как золото в солнечном свете. Вся картина пронизана светом. Здесь нет тёмных и мрачных цветов. Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся красотой родного края!

      А эта картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». На переднем плане изображена высокая, слегка изогнутая берёза. Она большая, мудрая, надёжная, крепкая. Широко раскинула свои ветви, словно руки, танцовщица в своём танце. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды. А вдалеке видна берёзовая роща. Словно зрители, любующиеся танцем. Картина выполнена в прозрачных лазурно – голубых тонах. Только такой цвет может передать морозное дыхание зимы. Она вызывает радостное и праздничное настроение.

      Берёзу прославляли не только художники, но и воспевали её поэты, писатели, русский народ. Поэтому на нашем российском флаге одна из полос тоже белая. Она символизирует нашу белоствольную красавицу берёзку.

4.Беседа о флаге России.

      Воспитатель: Обратите внимание на флаг России

Белый цвет – Берёзка

Синий – неба цвет

Красная полоска – розовый рассвет!

Давайте вместе со мной повторим

Дети, какие цвета у нашего флага?  

     Дети:Белый, синий, красный

     Воспитатель: Давайте посмотрим

Сколько полос на флаге?  

     Дети: Три

5.Исследовательская работа.

    Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию.

Берёзу любили не только за её  красоту. А и за то, что она приносит пользу своему народу.

     Ребята, а что вы знаете о берёзе. Какую она приносит пользу?

    Дети: Она может лечить людей. Даёт берёзовый сок. О берёзе пишут стихи и песни. Нужно бережно относиться к природе. Берёзовыми дровами топили печи. Берёзовый веник все хвори выгоняет в бане.

     Воспитатель: Правильно. Молодцы.

    А сейчас мы с вами поиграем в игру «Семейка слов».

Воспитатель: Как называется сок берёзы?  

Дети: Берёзовый

Воспитатель: Как называется веточка берёзы?  

Дети: Берёзовая

Воспитатель: Как называется листик берёзы?

Дети: Берёзовый

Воспитатель: Много листиков?  

Дети: Берёзовые

Воспитатель: Ребята, а как называется кора берёзы?  

Дети: Берёзовая

Воспитатель:  Посмотрите, вот берёзовая кора (Показываю). Кора – это «одежда» дерева, она защищает его от холода, жары, проникновения различных насекомых. Кора не пропускает пыль, вредные газы, воду, не даёт дереву засохнуть.

Верхний слой берёзовой коры называется береста. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре – бересте есть отдушины: чёрные черточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит.

Давайте повторим с вами это слово: ЧЕЧЕВИЧКИ.

Давайте с вами подышим.

Чем мы дышим?  

Дети: Носом , ртом

Воспитатель:  Вот так же берёзка дышит через чечевички.

Давайте проведём пальчиком по коре. Какая она?

Дети: Гладкая, шершавая.

Воспитатель:  Давайте посмотрим на кору через лупу. Мы с вами уже работали с этими приборами.

Что вы видите?  

Дети: Чёрные чёрточки

Воспитатель: Как вы думаете, что легче кора или вода?

Давайте проверим. (Бросают кусочки коры в воду)

Что мы видим?

Дети: кора легче воды.

Воспитатель:  Эти свойства учитывали и народные умельцы, когда изготавливали из берёзы мебель, а из бересты различные изделия. И сейчас мы с вами посмотрим что же делали из бересты.

6.Показ слайдов.

Воспитатель:  Давным – давно когда люди ещё не научились изготовлять бумагу, они писали на бересте.(показ бересты). Из древесины берёзы делают мебель, деревянную посуду. (Мебель, посуда). Из веток плетут корзины, делают мётлы и веники.(Корзины, мётла и веники). Берёзовый веник в бане все хвори выгоняет из больного человека. Из берёзовых почек приготовляют лекарства от многих болезней.(Берёзовые почки). Сжигая берёзовые дрова, люди обогреваются, а из остывших углей делают активированный уголь, который используют для очистки воды и воздуха.( Берёзовые дрова). И сок у берёзы вкусный и полезный.( Берёзовый сок). А сколько грибов растёт в берёзовом лесу!( Грибы в корзине). Берёза людей кормит, поит, лечит, обогревает, радует своей красотой!(Берёзы в разные времена года).

     Девушку всегда сравнивали и сравнивают с берёзкой, говоря «Стройная, как берёзка!». Девушки в свою очередь любили наряжаться в нарядные сарафаны, в косы вплетали красивые ленты, чтобы быть похожими на красавицу берёзку! Вот как я сегодня!

Вы, наверное, устали? Давайте отдохнём! ФИЗМИНУТКА

Берёзка в белом сарафане

Осенний водит хоровод(идут по кругу).

Шумит листочками так нежно(руки вверх)

И синичек всё зовёт.(руки перед собой, манят).

Раскинет ветви золотые (машем руками в стороны)

А вот кудряшки смотрят вниз(руки вниз).

Подставит солнышку листочки (руки вперёд)

Чтоб лучик на ветвях повис! (поглаживаем руки).

 

7.Продуктивная деятельность.

Воспитатель:   А теперь мы с вами отправимся в творческую мастерскую.

Листья жёлтые летят.

Под ногами шелестят

Солнце реже пригревает

Это всё когда бывает? (Осенью).

    А сейчас какое время года?

Дети: осень

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: А сейчас какой месяц?  

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: А что произошло осенью с листочками на деревьях?

Дети: Они опали.

Воспитатель: А почему они опали?

Дети: Стало холодно, мало света.

Стук в дверь, лесовичок заносит берёзку.

Воспитатель: Дети, к нам в гости пришёл лесовичок, давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, лесовичок.

Лесовичок: Я хороший мужичок

Старичок – лесовичок

Я в моём лесу живу

Охраняю здесь траву

Все деревья и кусты

Берегу листы, цветы.

Каждой птичке и зверьку

Помогаю ,как могу

Зайцы, белки и ежи

Совы, сойки и стрижи

Бабочки и червячки

Пчёлки, осы и жучки

От мала до велика

Любят все лесовика!

 Воспитатель:  Лесовичок, а почему ты такой грустный?

Лесовичок:  Не могу никак помочь своей берёзке. Вот стоит она такая грустная и печальная. Пришёл к вам, ребята, чтобы мы березке помогли.

Воспитатель:  Ребята, поможем лесовичку?

Дети: да.

Воспитатель:  Садись, лесовичок, с нами. Посмотри, как наши ребята умеют работать.

Давайте берёзке подарим красивый нарядный сарафан.

Мы с вами изготовим берёзовую веточку с листочками и нарядим нашу берёзку.

Листья на веточке не простые. Они из ткани. Ткань обработана специальным составом и поэтому листочки напоминают бумагу.

Обратите внимание на цвет. Какого они цвета?

Дети: жёлтого.

Воспитатель:  Давайте с вами их посчитаем. Сколько листиков у вас на тарелочке?

Физминутка

Туча по небу плыла. Дождик за руку вела.

Он шагал на тонких ножках В чёрных маленьких калошках

Дождик всюду проходил. На крылечке наследил

В тёплой луже потоптался. Топнул. Хлопнул. И умчался.

Мы листочки расписали. Наши пальчики устали

Мы немного отдохнём. Клеить веточку начнём.

Воспитатель:  Перед вами лежат веточки, листики, клей-карандаш, салфетки. Вам необходимо к веточке приклеить листочки. Работаем аккуратно, не толкаем друг друга.

   А какой же наш девиз в работе?

Дети: Наши руки не для скуки. Гордо заявляю я

И ребята моей группы Поддержат дружненько меня.

Воспитатель:  Приспупаем к работе.А работать мы с вами будем под мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла».

Воспитатель:  Молодцы с заданием справились.Поделки удались на славу, одна лучше другой.

    Отложите свои веточки .Давайте вспомним  стихи, загадки о  нашей красавице берёзке.

(Выступают дети).

Воспитатель:   Ваши веточки берёзы готовы. Давайте ими украсим ствол берёзки.

      Посмотрите, как обрадовался лесовичок. Он стал весёлым и радостным, глядя на берёзку.

      Ребята, я вам хочу рассказать одну очень грустную историю, которая произошла со мной однажды!

Я жила всё время вольно

Белолица, белоствольна,

Знали все, что я берёза

До земли свисали косы.

Осенью пришёл турист,

Вырезал он сверху вниз

Своё имя – Клим Петров.

Вырезал и был таков.

А вчера, мальчишка с дедом

В лес пришли перед обедом

Снова ранили берёзу

А из раны, словно слёзы,

Капал сок в кувшин цветной.

Мальчик нож держал большой…

«Коля» - вырезал опять…

Как мне больно так стоять!-

Рана у меня большая,

Ветка сломана, другая,

И не знаю я уж боле-

Я берёза или Коля…

ВАРЯ:  Ты не плачь, краса берёзка,

Не роняй на землю слёзки.

Вар садовый есть у нас-

Пригодится в этот час

Веточки сейчас подвяжем

Ранки мы твои замажем

И пусть знают все на свете

Ты не Коля и не Петя

Ты – берёзонька, берёза.

Распускай весною косы

И красуйся на поляне

Веселись ты вместе с нами!

8.Итог.

Воспитатель:  Ребята, давайте передадим нашу веточку друг другу и скажем нашей берёзке ласковые, красивые слова. Какая она, берёзонька?

Дети: Белая, белоствольная, весёлая, высокая, грустная, густая, задумчивая, зелёная, кудрявая, милая, молодая, нарядная, нежная, печальная, поникшая, пышная, робкая, русская, светлая, серебристая, стройная, тонкая, юная.

Воспитатель:   Ребята, молодцы. Спасибо вам за такие красивые слова. А лесовичок вам принёс берёзовый сок. Пусть он напитает вас силой и бодрым духом. Благодарю вас за интересное общение и желаю вам крепкого здоровья!

Сладкий сок с берёзки капал

Тёплый пар шёл от земли

То она пускала слёзки

К ней испить тот дар зашли.

Любо слушать нам, берёзка

Капли звонкие твои

Напои же нас, берёзка

Своим соком напои!!!

Воспитатель:  На этом наша встреча закончена. До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

город фрязино край берёзовый

работа дитей с сбросовым матералом коробки от сока коробки от спичек...

Литературно музыкальное развлечение тема: «Край берёзовый, край Есенина»

Литературно музыкальное развлечение на тему:«Край берёзовый, край Есенина»...

"Русь моя - край берёзовый"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русской народной культурой, через участие в народном календарном празднике "Троица", способствует формированию основ русской народной культуры, духовно...

Сценарий "Край берёзовый, край Есенина"

Сценарий содержит материал о жизни и творчестве поэта земли Рязанской С.А.Есенина...

Презентация проекта "Край берёзовый"

Проект посвящён нашему земляку Сергею Есенину, родившемуся в селе Константиново Рязанской области и предназначен для работы с детьми подготовительной группы....

Сценарий литературно-музыкального вечера «Край берёзовый, край Есенина…» - подготовительная группа

Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности....