Конспект образовательной деятельности на тему "Наша Родина – Россия" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
на тему "Наша Родина – Россия"
в старшей группе
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
- формировать у детей представление о России как о родной стране;
- формировать уважительное отношение к государственным символам;
- закрепить знания о русском национальном костюме;
- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Материалы: Карта России, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, нарисованный на ватмане ствол березы, заготовки из цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций с изображением русского национального костюма.
Ход мероприятия:
Оргмомент.
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся.
Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро!
Доброе утро! Солнце и птицы!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Беседа.
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы поведём разговор о нашей стране, о нашем родном крае, в котором живём. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет.
А как называется страна, в которой мы живем, ребята? (Россия) Правильно, Россия. Прислушайтесь, какое у нашей страны удивительно красивое имя – Россия.
Много разных стран на Земле, везде живут разные люди, но Россия для нас – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Ребята, скажите, а что для вас значит слово Родина? (Ответы детей)
Воспитатель. Совершенно верно, Родина, родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное. А вот послушайте, как в народе говорят про Родину: «РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА, ДОРОЖЕ ЗОЛОТА» Ребята, а давайте вспомним какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине?
Игра с ромашкой (дети отрывают лепесток, и заканчивают пословицу, написанную на лепестке).
Пословицы:
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, как соловей без песни.
На чужой стороне Родина милее вдвойне.
Родину-мать учись защищать.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Береги Родину, как зеницу ока.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
И пылинка родной земли – золото.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Воспитатель. А сейчас послушайте, ребята, стихотворение, которое называется «Необъятная страна» (В. Степанов).
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Воспитатель. И действительно, ребята, Россия – самое большое государство в мире. Посмотрите на карту России. Здесь и реки и моря, и города и села, и леса, поля и горы. Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки: Волга, Обь, Енисей и многие другие несут свои воды в моря и океаны. В России много сел, деревень и свыше тысячи городов, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Уфа и много других.
Да наша страна велика и необъятна. И населяют Россию люди самых разных национальностей. А мы сейчас с вами поиграем и вспомним, людей каких национальностей, живущих в нашей стране, вы знаете.
Игра с мячом. (Воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ).
Воспитатель. Правильно, ребята, вы молодцы. Людей всех этих национальностей объединяет наша родная страна - Россия. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю вам отправиться в очень интересное путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Дети вместе с воспитателем передвигаются по стрелкам определенного цвета(синим, белым или красным).
Воспитатель. Первая наша остановка называется «Историческая». Посмотрите-ка, ребята, кто нас здесь встречает, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты.
(В русские национальные костюмы)
Воспитатель. Давайте сначала повнимательнее рассмотрим женский костюм, в который одета кукла Маша. Кто мне назовет основные части этого костюма?
(Рубаха, сарафан, кокошник).
Воспитатель. А что такое кокошник, ребята? Кто расскажет нам подробнее?
(Кокошник-это головной убор, который носили на голове замужние женщины).
Воспитатель. А что же носили молодые незамужние девушки?
(Молодые девушки украшали голову венками, ленточками и повязками).
Воспитатель. Еще двумя частями русского национального костюма, который носили женщины были рубаха и сарафан. Рубахи шили из белого полотна и украшали вышивкой. А каких цветов носили сарафаны?
(Чаще всего сарафаны бывали красного, голубого или жёлтого цветов.)
Воспитатель. Правильно, ребята. Красный цвет означал – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. А голубой – небо, молодость.
А теперь давайте обратимся к костюму Вани. Что вы можете сказать, ребята, про этот костюм? Назовите его основные части.
(Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти).
Воспитатель. Что такое косоворотка?
(Косовороткой называли рубашку, которую в старину носили мужчины).
Воспитатель. Правильно. У косоворотки была одна особенность – длинные и широкие рукава. Не закатав рукава работать было невозможно. И отсюда появилось выражение «работать спустя рукава», т.е. работать плохо, небрежно.
Что еще вы можете сказать про костюм Вани, ребята? Что одевали мужчины вниз костюма?
(Вниз костюма одевали брюки, которые назывались – порты)
Воспитатель. А что у Вани на ногах?
( На ноги наматывали онучи и обували лапти).
Воспитатель. Правильно, ребята, а еще всю одежду мужчины обычно подпоясывали опояском (у богатых опояски были широкие, украшенные бисером, мехом; у бедных - узкие).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, каким был русский национальный костюм. Как вы думаете, а почему куклы Маша и Ваня сегодня такие нарядные? Наверное, потому что встреча с нами для них настоящий праздник, да, ребята? А в праздники русский народ очень любит веселиться и играть. Вот и мы сейчас с вами поиграем.
Русская народная игра «Селезень и утка».
Воспитатель: Ну а теперь, ребята, мы отправляемся дальше.
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Воспитатель. Эта остановка называется «Государственная». Здесь мы с вами поговорим не об истории нашей страны, а о России, как о государстве. Наша страна называется Россия, и все граждане России, люди, которые живут в нашей стране, называются…( Россияне).
Воспитатель: На каком языке говорят все россияне? (Русском).
Воспитатель: У каждой страны есть свое правительство. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин).
Воспитатель. Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва) А сейчас, пожалуйста, послушайте, стихотворение о Москве.
Стихотворение «Моя Москва». Авторы — Марк Лисянский и Сергей Агранян.
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И Кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Воспитатель. У каждой страны есть свои государственные символы. Государственные символы – это официальные знаки отличия страны от других стран. Это символы, которые объединяют граждан одной страны, нас с вами. Ребята, назовите государственные символы России. (Герб. Флаг. Гимн.)
Воспитатель. Мы с вами уже знаем, как именно выглядит флаг России, и сейчас мы поиграем в игру «Найди флаг»: попробуем найти его среди флагов других стран. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.).
Воспитатель. Молодцы, ребята, флаг вы нашли, а теперь давайте вспомним, что означают цвета нашего флага? Вспомнить об этом нам поможет стихотворение Ирины Агеевой «Флаг России – триколор» .
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
Воспитатель: Следующий государственный символ России это герб. Все вы помните, как выглядит герб нашей Родины и сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери герб».(Дети собирают изображение герба из кусочков.)
Воспитатель: Ребята, скажите, а что изображено на гербе нашей страны (Двуглавый орел.). А вы знаете, что значит это изображение? Я предлагаю вам послушать стихотворение, в котором есть ответ на этот вопрос.
Стихотворение Владимира Степанова «Герб России».
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: А что же такое гимн?
(Гимн это самая главная торжественная песня страны).
Воспитатель: А как нужно слушать государственный гимн?
(Гимн слушают стоя, проявляя уважение к своей стране.)
– Правильно! И сейчас мы с вами тоже стоя послушаем гимн России.
(Прослушивание отрывка гимна.)
Воспитатель. Ну, а теперь, ребята, мы отправляемся дальше в наше путешествие.
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Воспитатель. И наша последняя остановка называется «Рукодельная».
Наша страна Россия издавна славилась своими умельцами и творцами, которые создавали самые неповторимые произведения искусства. Это и картины, и скульптуры, и, конечно же, самые разнообразные поделки ручной работы. Вот и мы с вами сейчас, ребята, как настоящие умельцы, попробуем создать настоящий шедевр своими руками и при этом покажем, что мы умеем работать дружно. Мы с вами займемся сегодня коллективной аппликацией. А посвятим мы нашу работу русской белоствольной березке. Как вы думаете, ребята, почему?
(Потому, что береза является неофициальным символом России. Потому, что береза это дерево, которое растет только в России и не в одной другой стране. Потому, что березе посвящены многие русские стихи, песни и сказки.)
Воспитатель. Правильно, ребята, молодцы. Многие россияне считают березку символом России. Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная. А вот как писал про березу поэт Николай Рубцов: «Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Коллективная аппликация «Березка белоствольная». (На ватмане нарисованы ствол и ветки дерева березы. Дети выполняют техникой оригами березовые листочки и прикрепляют их к дереву.)
Подведение итогов:
Воспитатель. В заключении, мне хочется, чтобы вы ребята подумали и сказали: «Почему мы гордимся нашей страной Россией?»
(Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Символы нашей Родины - России» в старшей группе
Пояснительная запискак непосредственной образовательной деятельностипознавательное развитие(Познаю мир)« Символы нашей Родины - России» Воспитатель: СанниковаЕлена Витальевна...
Конспект интегрированного занятия "Наша Родина-Россия" для старшей группы.
В этом занятии дети отправляются в путешествие по бескрайным просторам нашей Родины. Знакомятся с символикой России, ее достопремечательностями....
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Приобщение к социокультурным ценностям» на тему «Наша Родина – Россия» в старшей группе
Направлен на воспитание патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за свою страну....
Конспект образовательной деятельности "Моя Родина Россия" в подготовительной группе
Конспект образовательной деятельности "Моя Родина Россия" в подготовительной группе с использованием методов ТРИЗ...
Конспект физкультурного досуга «Наша Родина – Россия» в старшей группе
Конспект предназначен для детей группы комбинированной направленности...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Наша Родина-Россия" в старшей группе совместно с родителями
Через совместные игры дети закрепляют символы России, предметы старины, знакомятся с понятиями - частушка, патриоты страны...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально -коммуникативному развитию на тему «Моя родина - Россия» в старшей группе
Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеСоциально – коммуникативное развитиеРечевое развитиеХудожественно ...