"Татарский фартук"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Ямбушева Валентина Евгеньевна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_tatary.docx57.71 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ:    формировать   у    детей   интерес   к   знаниям   через   интеграции образовательных областей : познание,  художественное творчество;  продолжать знакомить детей с мордовским и татарским национальными костюмами, узорами, играми  на основе сенсорного обследования; описания их внешних характеристик.


Направление:  познавательно-художественное
Основная образовательная область: «Познание»
Интегрированные образовательные области: «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка»
Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.
  • Воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.
  • Воспитывать личностные качества детей – организованность и самостоятельность.
  • Воспитывать эстетическое отношение к природе.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Развивающие:

  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать у детей интерес к татарскому декоративно-прикладному искусству.
  • Развивать умение устанавливать сходство и различие.
  • Развивать речь.
  • Развивать внимание, умение слушать.

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами, узорами, играми, традициями.
  • Учить детей на силуэте фартука составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, цветы, волнистые линии и др.)
  • Учить отличать татарский национальный костюм от костюмов других народов по известным им признакам (пошив, элементы узора, цвет и др.).
  • Продолжать учить различать и называть основные цвета и их оттенки: красный, розовый, желтый, оранжевый, зеленый, синий, черный, белый.
  • Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Формировать умение наклеивать готовые формы.


Планируемый результат: самостоятельное решение поставленных перед детьми задач.
Методы: игровые, практические, словесно-наглядные, поисково- исследовательские. Сюрпризный момент, ТРИЗ.
Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, худ. слово, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения: мордовский национальный костюм на воспитателе; куклы в татарской национальной одежде; картина с изображением ярмарки на экране; картина с изображением татарского ансамбля песни и пляски «Айсулу»; картина с изображением элементов татарского костюма на экране;  образец фартука из картона, с наклеенными на него элементами узора.

    Раздаточный  материал:  клей,  кисти, салфетки, заготовка фартука и                                                                                                                                                                                                       элементов татарского узора (вырезанные педагогом из цветной бумаги и ватмана)

Словарная работа:   ярмарка – ежегодный рынок, тюбетейка – головной убор мусульман, орнамент – узор, калфак – головной убор мусульманских женщин, 

камзол – безрукавка, ичиги – сапоги у татар.
Организация детей:

I. На стульчиках полукругом
II. Стоя
III. За столами

       Предварительная работа: рассматривание кукол в национальной одежде,        рассматривание иллюстраций с элементами узоров, национальные игры, слушание музыки, экскурсия в мини музей. 
                                         

Ход занятия:

( Дети сидят полукругом на стульях. Слышится стук в дверь.Заходит воспитатель Тамара Владимировна в мордовской национальной одежде).

Воспитатель: Вы очень красивая сегодня! Правда ребята?

Дети:  ( Вопросы и ответы детей).

Воспитатель: Наверное, для этого есть повод. Такую одежду одевают только на праздники.

Там. Влад. А разве вы не знаете? Сегодня у нас в садике праздник,  проходит ярмарка.

Воспитатель: ребята, а что такое ярмарка?  

Дети:  Это рынок, где продают разные вещи.

Там. Влад. Я тоже приобрела на ярмарке своим детям 2 куклы, я думаю им понравятся. Только в каких национальных костюмах они я затрудняюсь сказать.

Дети:  Куклы в татарских костюмах.

Воспитатель: А как вы определили?

Дети:  На  них надеты безрукавки, которые у татар называется камзол, на головах тюбетейки и др.

Воспитатель: Ребята, а в какой национальной одежде Тамара Владимировна?

Дети:  В мордовском национальном костюме.

Воспитатель: Как вы узнали?

Дети: По цвету.   рисунку и др. 

Воспитатель: Ярмарка, ребята, это не только торговля. С разных мест приезжали музыканты. Звучала музыка. Проходили театральные представления. Проводились массовые игры.

Продаем горшки (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— Эй, дружок продай горшок!

— Покупай

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Воспитатель: На кукле татарке, которую купила Тамара Владимировна нет фартука. Но мы то с вами знаем, что он очень важен в их национальном костюме. Они имели разное предназначение. Мы об этом будем не раз еще говорить. Тамара Владимировна хорошо шьет и сама сможет сшить фартук для куклы, а мы ей поможем в этом. Каким образом? Выступим в качестве дизайнеров.

(Проходим к столам)

Воспитатель: На столах у вас, ребята, заготовки фартуков и элементы татарского узора (листочки, цветы, полоски). Вы можете украсить ваше изделие .

Пальчиковая гимнастика

Где ладошки? Тут?                           (Хлопаем в ладоши)

Тут.                                                    (Раскрываем ладоши)

На ладошке -  пруд, пруд.               (Указательным пальцем прочерчиваем круг на ладони)

Палец большой - гусь молодой,    (Загибаем большой палец)

Указательный – поймал,                (Указательный палец ложится на большой)

Средний палец – ощипал,              (Загибаем средний палец)

Этот палец суп варил,                    (Загибаем безымянный палец)

Самый меньший - печь топил.      (Загибаем мизинец)

Полетел гусь в рот,                         (Соответствующее лвижение)

А потом в живот и вот.                  (Разводим руками)

( Дети выполняют работу. Звучит татарская музыка. Валентина Евгеньевна ходит между детьми, подсказывает им, Тамара Владимировна подбадривает их. Дети выходят демонстрируют свои работы. Выслушиваем 1-2 ребят)

Там. Влад.  Спасибо ребята, вам, за ваш труд. Вы  мне очень  помогли. У меня большой выбор.Честно говоря даже затрудняюсь выделить особо понравившуюся работу вот так сразу…   .  На ярмарке я приобрела сладости. Одна из этих сладостей называется «Чак-чак» и меня уверили, что это татарское блюдо. Я хочу вас им угостить за вашу работу.

( Дети пробуют «Чак - чак»)http://files.geometria.ru/pics/original/15255497.jpg



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Украшение фартука татарским национальным орнаментом

Украшение фартука татарским национальным орнаментом (конспект занятия на татарском языке),для подготовительной группы....

Конспект занятия по рисованию: "Украшение фартука татарским узором" (Старшая группа).

Формировать любовь к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;познакомить детей с искуством татарского народа,разновидностями татарского орнамента и его особенностями....

Конспект НОД по аппликации во 2 младшей группе «Украсим фартуки к 8-му марта татарским узором »

Тема: Украсим фартуки  к 8-му марта татарским узором Образовательные области: художественное творчество, социализация, коммуникация, музыка Вид: гармоничное развитие детей средствами ху...

«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой  кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...

Конспект нетрадиционного занятия по татарскому языку. Тема "украшение фартука"

Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами....

Методическое пособие "Театр на фартуке","Умный фартук"

Представляю вашему вниманию Свое методическое пособие " Театр на фартуке" и "Умный фартук". Материал расчитан на детей младшего и среднего возраста. Данное пособие я использую не т...