Тематическое планирование факультатива"Умелые ручки" по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Разработана система занятий по ведению факультатива"Умелые ручки" по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
детский сад общеразвивающего вида №392.
городского округа Самара.
Тематическое планирование факультатива
«Умелые ручки»по пластилинографии
с детьми старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Карамышева Ольга Анатольевна
Самара 2014г.
Занятия факультатива по пластилинографии «Умелые ручки» направлены на развитие творческих способностей детей и мелкой моторики. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел. Данная техника заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционной техники и материалов.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление. Они развивают умение ориентироваться в пространстве, улучшают сенсомоторную координацию детей, способствуют развитию творческих способностей.
Лепка укрепляет силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. При изготовлении поделок ребенок учится концентрироваться и сосредотачиваться, развивается усидчивость. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Главное, чтобы занятия были интересны ребенку. Пластилиновые картины, несмотря на то, что просты в изготовлении смотрятся очень эффектно, особенно если подобрать яркий пластилин и жесткую основу.
На занятиях дети знакомятся со стихами, потешками, пальчиковыми играми. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, способствует формированию и активизации словаря.
Занятия факультатива «Умелые ручки» проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия 20 мин. Работа проводится подгруппами.
Плодотворная работа факультатива обеспечивается тесным сотрудничеством с родителями и поддержкой родительского комитета.
Занятия составлены с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста под девизом: «Растём, развиваемся через познания, творчество, игру.
Для составления тематического планирования по ведению факультатива «Умелые ручки» были использованы пособия Давыдовой Г.Н. «Пластилинография».
Старший возраст.
Сентябрь.
Тема | Задачи |
1. « Солнышко проснулось, | Напомнить детям о свойствах пластилина, закрепить приёмы его использования: сплющивание, скатывание. |
2. «Воздушные шары» | Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прикреплять готовую форму на плоскость путём расплющивания. |
3. «В нашем саду | Продолжать освоение приёмов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объёма. Закрепить умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. |
4. «Вот какой арбуз» | Формировать у детей обобщённое представление об овощах. Развивать умение видеть связь между реальной формой и изображаемых овощей, передавая их природные особенности и цвет. |
Октябрь.
Тема | Задачи |
1. «Осенние деревья» | Вспомнить с детьми осенние приметы. Закрепить приёмы работы в технике пластилинографии (придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединяя части). |
2. «Грибочки» | Формировать у детей обобщённое понятие о грибах. Развивать умение находить связь между формами настоящих и изображаемых грибов, передавая им природные особенности. |
3. «Улитка, улитка - | Развивать практические умения детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Развивать мелкую моторику рук используя приёмы лепки: оттягивание, сплющивание. |
4. «Ёжик - | Развивать познавательный интерес к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животного. Использование бросового материала. |
Ноябрь.
Тема | Задачи |
1. «Котик на прогулке» | Формировать у детей обобщённое понятие о домашних животных – кошке. Развивать умение находить связи между формами реального и изображаемого животного. Продолжать учить пользоваться стекой, передавая структуру шерсти животного. |
2. «Божья коровка, | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение с помощью взрослых находить ответы на вопросы в ходе выполнения работы. |
3. «Семья матрёшек» | Воспитывать интерес к народной игрушке. Учить отражать характерные особенности оформления матрёшек в пластилинографии. Закрепить представления о цвете и размерах предмета. |
4. «Цветные зонтики» | Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Развивать мелкую моторику. |
Декабрь.
Тема | Задачи |
1. «Снежинка» | Учить детей выражать в художественно – творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. |
2. «Снеговик» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. Закреплять навыки раскатывания и сплющивания. Включать в работу бросовый материал. |
3. «Снегурочка» | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт. Учить создавать целостность объекта из отдельных частей, используя навыки: придавливание, примазывание, приглаживание. |
4. «Ёлочка, ёлочка, | Учить создавать картинку с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении ёлочки. Развивать мелкую моторику рук. |
Январь.
Тема | Задачи |
1. «Зимняя ночь» | Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Учить создавать лепную картинку с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. |
2. «Олимпийский факел». | Расширять представления детей о традициях и символах олимпийских игр, совершенствовать умения использовать технику работы, совершенствовать умения передавать движение языков пламени, используя различный нажим и направления линий. |
3. «Рыбки в аквариуме» | Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу-объёме используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество. |
4. «Снегири на веточках» | Обобщать представления о зимующих птицах. Учить передавать особенности внешнего вида птиц. Развивать компенсационные навыки. |
Февраль.
Тема | Задачи |
1. «Пингвины на | Познакомить детей с представителем самой холодной природы – пингвином .Разобрать особенности внешнего вида пингвина . Побуждать передавать внешний вид объекта. |
2. «Кактус в горшке» | Расширять представление детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании образа посредством пластилинографии . Учить использовать возможности материала придания объекту завершенности. |
3. «Подарок папе». | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности. |
4. «Цветы –сердечки» | Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в работе. Развивать мелкую моторику. |
Март.
Тема | Задачи |
1. «Одуванчики- цветы , | Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения. |
2. «Вышла курочка гулять». | Воспитывать у детей доброжелательность, чувства сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Учить составлять изображение целого объекта из частей одинаковых по форме, но разных по величине. |
3. Картина «Букет роз». | Развивать умения любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Учить выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. |
4. «Веселые поросята». | Расширять представление детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета, мелких деталей объекта. |
Апрель.
Тема | Задачи |
1. « Душистый снег» | Развивать у детей эстетическое восприятие , любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина, композицию из отдельных деталей ,используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином. |
2. «Пасхальное яйцо» | Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. |
3. «Проснулись первоцветы» | Формировать у детей интерес к пробуждению природы , дать представление о первоцветах. Побуждать передавать разнообразие природных форм первоцветов. |
3. «Звезды и кометы» | Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. |
Май.
Тема | Задачи |
1. «Цветик - семицветик» | Продолжать знакомство с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Развивает мелкую моторику. |
2. «Змейка» | Расширять представления детей о многообразии живых существ, населяющих планету. Учить лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой. Развивать эстетический вкус и цветовосприятие. |
3. «Паучок» | Обобщить представление детей о насекомых. Учить лепить паука, передавая его строение. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. |
4. «Радуга-дуга» | Учить детей отражать свои представления о красивых природных явлениях. Вызывать интерес к изображению радуги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование кружковой деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ("Умелые ладошки")
Цель кружковой деятельности - развитие речевой функции детей старшего дошкольного возраста через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.Основой кружковой деятельности является, изобрази...
ПРОГРАММА «Чудеса пластилинового мира» работа кружка «Пластилиновая Ворона» (пластилинография) с детьми старшего дошкольного возраста
Влияние пластилинографии на формирование связной речи детей 5 - 6лет....
Конспект организованной образовательной деятельности лепка (техника пластилинография) с детьми старшего дошкольного возраста.
Проект социально-коммуникативного развития "Планшет саморегуляции". В данном проекте я как педагог решала поставленную задачу на саморегуляцию детьми собственных действий и взаимодействию со...
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий 25-30 мин, 1-2 раза в неделю....
Перспективное планирование НОД в технике пластилинография для детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование НОД в технике пластилинография для детей старшего дошкольного возраста...
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Старшая группа...
Тематическое планирование бесед «Разговор о важном» с детьми старшего дошкольного возраста.
этот материал поможет в планировнии совместной деятельности с детьми в старшей группе...