Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста
материал по обж (старшая группа)
Старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_obzh_starshaya_gruppa.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего возраста
Раздел 1 «Ребенок и незнакомые взрослые на улице и в доме»
1.О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Педагог рассказывает об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой, грязный»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред, так же как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Для старшего дошкольного возраста целесообразно использовать примеры из знакомых им сказок и литературных произведений (например, Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей, но была доброй; Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).
2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Необходимо специально рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.
Примеры:
- Взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
- Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребёнка покататься.
- Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры - драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.
3 . Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое либо строение) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»
Цель педагога – научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
4. Если, чужой, приходит в дом. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улицах, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых. Нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребёнок дома с взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться, например «Волк и семеро козлят».
Раздел 2. Ребёнок дома.
1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
- Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Из объяснений педагога ребёнок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам.
Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальное обучающие занятия по выработке соответствующих навыков.
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей.
2. Открытое окно, балкон как источник опасности.
Педагог должен обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.
3. Экстремальные ситуации в быту.
Дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких и родных взрослых. Знать о том, как вызвать службу спасения по сотовому телефону. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего- либо или кого-либо. Педагогам следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.
Раздел 3 Здоровье ребенка.
1. Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Педагогу необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму.
2. Изучаем свой организм. Педагог знакомит детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, рассказывает об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека.
3. О профилактике заболеваний. Для формирования здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах.
4. О навыках личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняет необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены.
6. Забота о здоровье окружающих. Педагог должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Педагог сообщает детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказывает об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах.
7. Полезные и вредные продукты. Рассказать детям об основных витаминах, в каких продуктах они содержаться и их влияние на здоровье человека.
Раздел 4. Ребенок на улице.
1. Устройство проезжей части. Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего они предназначены.
2. Светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом.
3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов. Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят:
- С предупреждающими знаками;
- С запрещающими;
- С информационно-указательными.
4. Правила поведения в транспорте. Педагог знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняет, что:
- Входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через переднюю дверь;
- Маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;
- Разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;
- Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров;
- нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;
- принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
5. Если ребенок потерялся на улице. Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.
Для того чтобы закрепить эти навыки, можно привести различные жизненные ситуации, специально подобранные литературные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Формировать понятие пожарная и дорожная безопасность; закрепить знания дорожных знаков, огнеопасных предметов, номера пожарной службы – 01; упражнять в быстром беге, ползании на четвереньках, прыжках ...
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста. Путешествие колобка.
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму....
Проект по основам безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста "Дорожная азбука"
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется осознанное соблюдение ПДД и безопасного образа жизни, ...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Азбука Безопасности"
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру....
Проект по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасное детство»
Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одн...
Презентация к проекту по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасное детство»
Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одн...