Проект "Тайны царства птиц" (подготовительная группа)
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Семенова Наталья Александровна

Что знаем о птицах? Хотим что узнать? И где на вопросы – ответы искать? 

Нам в помощь – родители, бабушки, сестры…Найдем мы ответы на наши вопросы. 

Рисуем и лепим, читаем, поем. Мы опыты делаем, все узнаем –

О птицах, их жизни, полетах и гнездах, Так много узнали! И снова вопросы…

А все ли летают? И почему? Зачем строят гнезда? Скворечник кому? 

В итоге на празднике мы побывали, Там весело было! Играли, плясали, 

Узнали, так много - народных традиций: Как птиц закликали, кто - первые птицы, 

Друзей - жаворонками мы угощали, Скворечники вешали, птиц приглашали. 

Все наши рассказы скрепили в альбом, Как выглядят птицы – увидите в нем, 

Какое гнездо, чем питается птица, где птица зимует, где птица гнездится. 

И в заключенье, хотим Вам сказать, нам хочется снова - в проект поиграть! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Информационная карта проекта105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

Полное название проекта: « Тайны царства птиц»

Авторы проекта:  Семенова Н.А.

Продолжительность проекта:  6 дней

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительнаяая группа).

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. К сожалению, современные дети, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, да еще и нежелание или невозможность участия родителей в развитии детей.

         У наших воспитанников  искажены многие  нравственные представления, и в первую очередь понятия о любви и уважении к  природе. А у родителей, возложивших бремя воспитания  детей на общественные институты,  потеряно чувство ответственности  за их духовное и познавательное развитие. Понятие, такое свойственное русскому человеку, как «внутренняя культура личности», стало дефицитным и невостребованным в нашем обществе.

 Как же решить эту проблему? Как полноценно развивать подрастающее поколение?  Решить эту проблему мы решили с привлечением в деятельность – родителей, интерес и желание детей узнавать новое, экспериментировать, творить вместе с семьей.

Цель проекта: 

  • расширить и систематизировать представления детей о характерных  особенностях жизни птиц (строение и внешний вид, жилище, поведение);
  • познакомить с интересными фактами из жизни птиц;
  • продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа;
  • повышать ответственность родителей за познавательное развитие детей.

Задачи проекта:

- для детей

  • расширить знания об особенностях перелетных птиц (по месту выбора зимовки, по внешнему виду, виды перелета, перья);
  • познакомить с профессией орнитолога, обобщить информацию о значения кольцевания птиц;
  • получать эмоциональное удовлетворение от экспериментальной и исследовательской деятельности;
  • воспитывать гуманные чувства к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

- для педагогов

  • создать условия для детской инициативы,  ежедневного поиска  и новых открытий, сделанных детьми;
  • помочь в реализации детских идей;
  • способствовать использованию метода проекта в работе с детьми, формировать позитивное отношение педагогов к проектной деятельности.

- для родителей

  • организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

- для социальных партнеров

  • дать возможность детям пережить ситуацию успеха, сделав их своими партнерами и показав, что  вклад детей в виде рисунков, картотеки о птицах необходим и значителен для роста и развития гуманного человека.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:  праздник - развлечение.

Название итогового мероприятия проекта: « Встреча птиц».

Продукты проекта:

- для детей

  • подгрупповая работа по созданию картотеки на тему: «Такие разные птицы»;
  • тематические выставки детского творчества: рисование «Такие разные птицы», «Жар-птица», конструирование из природного материала «На кого похожа шишка?», конструирование из бумаги «Жаворонки»
  • альбом «Такие разные птицы»;
  • подгрупповая работа на тему: «Необычный дом»;
  • разработка дидактических игр;
  • праздник-развлечение «Встреча птиц»

- для педагогов

  • презентация проекта на педсовете.

- для родителей

  • материалы консультации;
  • наглядная информация (фото выставки, папки-передвижки).

- для социальных партнеров

  • выставка детских рисунков по теме в библиотеке им. Крылова

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей

  • сформированы представления об особенностях птиц (внешнем виде, местах зимовки, схемах полета, особенностях гнездования, повадках, голосах, перьях (через опыты и эксперименты));
  • приобретение знаний о профессии орнитолога и значении кольцевания перелетных птиц;
  • стремление к самостоятельному познанию, любознательность;
  • проявление самоконтроля и саморегуляции своих действий на природе.

- для педагогов

  • владение техникой проектной деятельности.
  • чувствовать желание детей быть активными участниками на протяжении всего проекта;

- для родителей

  • активные участники образовательного процесса.
  • эмоционально-положительное общение с детьми

Этапы реализации проекта

« Тайны царства птиц»

I этап - подготовительный

Участники проекта

Задачи этапа

Средства решения, мероприятия

Дети

  • Выявить уровень представлений детей о   характерных  особенностях жизни птиц (строение и внешний вид, жилище, поведение);

.

Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуация.

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.

Что мы знаем о  птицах? 

Классификацию птиц (зимующие, перелетные, кочующие),  строение клюва зависит от особенности питания,.

Что мы хотим узнать? 

Почему птицы летают?

У всех ли птиц одинаковые гнезда?

Почему птицы возвращаются? И кто об этом знает?

Как отмечали на Руси «День птиц»?

Что для этого необходимо сделать?

Обратиться за информацией к разным источникам.

Разработать проект.

Родители

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Родительское собрание в форме круглого стола (обсуждение выбора темы проекта, его актуальности для конкретной группы детей).

Пополнение предметно-развивающей среды («Библиотека», «Экологический центр», «Центр изодеятельности»)

II этап – основной

Первый день

Дети

  • Минутка вхождение в день « Кто прилетает первый?»
  • Дидактические игры «Кто больше назовет действий», «Что забыл нарисовать художник?»
  • Утренняя гимнастика «Птицы»
  • Подвижные игры « Сова», «Воробей и вороны»
  • Составление памятки-приглашения для родителей.
  • Выбор задания для совместной исследовательской деятельности
  • Чтение  примет о грачах
  • Слушанье голосов птиц

Родители

Заинтересовать родителей, показать актуальность направления.

Получение  памяток для  родителей к участию в проектной неделе.

Чтение перед сном "Птичий год - Весна" (В. Бианки), «Грач» (Г. Скребицкий)

 

Второй день

Дети

  • Минутка вхождения в день «Почему птицы летают?»
  • Дидактическая игра «Какое перо упадет первым?»
  •  Рисование «Такие разные птицы» (организация выставки работ детского творчества)
  • Пальчиковая  игра «Кукушечка»
  • Экспериментальная деятельность «Ты как мокрая курица»
  • Дидактическая игра «Собери картинку»
  • Чтение художественной литературы:  загадки о птицах.
  • Наблюдения на прогулке
  • Консультации на стенде для родителей «Необычное и удивительное о птицах»
  • Сюжетно-ролевая игра «Исследователи»:  игра-ситуация «В лаборатории»
  • Консультация для родителей на стенде «Ознакомление с произведениями живописи»

Родители

  •  Читаем перед сном  В. Бианки «Синичкин календарь»
  • Оформление  паспортов птиц, макетов гнезд

Третий день

Дети

  •  Минутки вхождения в день « У всех ли птиц одинаковые гнезда?»
  •  Беседа «Что мы узнали о домах птиц»
  •  Дидактические игры «Где чей дом?», «Кто как устроен», «Парочки»
  • Рассматривание иллюстраций о  гнездах птиц
  • Экспериментальная деятельность «В воде купался, а сух остался»
  •  Самостоятельная деятельность в центре изодеятельности «Как нарисовать птицу»
  • Чтение художественной литературы: стихотворения  Носов «Как ворона на крыше заблудилась»
  •  Лепка « На кого похожа шишка?» (организация выставки работ детского творчества)
  •  Подвижная игра « Ласточки и мошки»

Родители

 Консультация для родителей «Как построить скворечник»

Четвертый день

Дети

  •  Минутки вхождения в день «Где были птицы? Кто об этом знает?»  
  •  Подвижная игра « Журавли-журавли»
  •  Ознакомление с окружающим миром «Перелетные птицы».
  • Дидактические игры « Составь рассказ по картинке» (индивидуальная деятельность), «Узнай по описанию»
  •  Экспериментальная деятельность «Перышки и шерсть»
  •  Конструирование из бумаги «Жаворонки»
  • Дыхательная гимнастика «Перышко, лети!»
  • Чтение художественной литературы: стихотворения  и загадки о птицах
  • Рассматривание схем полетов птиц
  • Сюжетно-ролевая игра «Орнитологи»
  • Самостоятельная деятельность в центре изодеятельности «Изготовление орнитологических колец» (чеканка на фольге)

Родители

Птицы из бросового материала(делаем вместе с детьми)

Изготовление скворечников и макетов гнезд

Пятница

Дети

  • Беседа « Сказка с началом, но без конца»
  • Лепка из теста «Жаворонки»
  • Пальчиковая гимнастика «Совушка-сова»
  •  Разучивание закличек к празднику
  •  Подвижная игра «Птицы», «Птица без гнезда»
  •  Оформление зала для праздника.
  •  Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Родители

 Консультация «Русский народный праздник «Встреча птиц»»

Мастер-класс «Птицы из ткани»

III этап - заключительный

Дети

Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Устанавливать связи, делать выводы.

Способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм, традициям через совместную деятельность

  • Праздник- развлечение « Встреча птиц»
  • Развешивание скворечников, макетов гнезд для птиц
  • Украшение участка жаворонками
  • Оформление тематической выставки «Птицы разные бывают» результат продуктивной деятельности за время проекта

Родители

Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

  • Создание  картотеки « Такие разные птицы», «Необычные дома»(совместная работа детей и родителей).
  • Оформление фотовыставки по результатам проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи по теме "Зимующие птицы" подготовительная группа

Интересный материал по теме "Зимующие птицы"  адресован логопедам, дефектологам, воспитателям логопедических и массовых групп и,в первую очередь родителям,  для занятий с детьми дошкольного ...

Развитие речи по теме"Домашние птицы подготовительная группа"

Материал по лексической теме "Домашние птицы" пригодится воспитателям, логопедам, дефектолагам и родителям. Его можно использовать как конспект к занятию ,  домашнее задание для родителей или бра...

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром по теме "Перелётные птицы" подготовительная группа

Подборка материала по лексической теме "Перелётные птицы" пригодится воспитателям, логопедам, дефектологам, родителям при изучении данной темы....

Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой. Лексическая тема "Перелётные птицы". Подготовительная группа

Конспект логопедического занятия по рассказу Н.И. Сладкова "Скворцы - знахари". Цели: развитие глагольной синонимии, формирование слоговой структуры слова, расширение представлений об окружающем мире ...

Конспект НОД по коммуникации. Тема: «Зимующие птицы» (подготовительная группа)

Тема: «Зимующие птицы»(подготовительная группа) Программное содержание :·       Активизировать знания детей о внешнем виде зимующих птиц, их повадках.·...

Тема недели: «Домашние животные и птицы. Профессии людей, связанные с уходом и содержанием животных и птиц» подготовительная к школе группа

Тема недели: «Домашние животные и птицы.  Профессии людей, связанные с уходом и содержанием животных и птиц» Цель: Углублять и систематизировать представления детей о домашних жи...